Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-15980/2020 от 30.06.2020

    Судья: Черкашина О.А.                                                Дело № 33а-15980/2020

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    Судебная коллегия по административным делам                            Московского областного суда

    в составе: председательствующего Вороновой М.Н.,

    судей Цыцаркиной С.И., Сухановой И.Н.,

    при секретаре - помощнике судьи Куулар А.И.

    рассмотрела в открытом судебном заседании 15 июля 2020 года апелляционные жалобы Главного управления Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» и ООО Управляющая компания «ГЕЛЛИОН» на решение Дмитровского городского суда Московской области от 12 февраля 2020 года по делу по административному исковому заявлению Завицкой Е. А. к Главному управлению Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» о признании незаконным решения от 15.11.2019 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Московской области и возврате заявления, обязании внести общество в реестр лицензий.

    Заслушав доклад судьи Вороновой М.Н.,

    объяснения представителя ГУ МО «ГЖИ Московской области» - Щенниковой О.В.,

    установила:

    Завицкая Е.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением (с учетом имевшего место уточнения заявленных требований – л.д. 24) к Главному управлению Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» (далее – ГУ МО «ГЖИ МО») о признании незаконным решения от 15.11.2019 об отказе ООО «УК КОД ЖКХ» во внесении изменений в реестр лицензий Московской области; просила суд обязать административного ответчика внести изменения в реестр лицензий Московской области, включив в лицензию «УК КОД ЖКХ» многоквартирный дом (далее – МКД) по адресу: Московская область, Дмитровский городской округ, д. Целеево, ул. Пятиречье, д. 4А.

    Требования мотивировала тем, что является собственником жилого помещения в МКД по вышеуказанному адресу. Собственники помещений данного МКД 31.08.2019 приняли решение о выборе новой управляющей компании – ООО «УК КОД ЖКХ». 15.11.2019 административный ответчик отказал ООО «УК КОД ЖКХ» во внесении изменений в реестр лицензий, а именно: во включении МКД по адресу: Московская область, городской округ Дмитровский, д. Целеево, ул. Пятиречье, д. 4А, в лицензию ООО «УК КОД ЖКХ».

    По утверждению административного истца, данный отказ является незаконным, нарушает его право как собственника квартиры на реализацию решения об избрании способа управления МКД.

    Решением Дмитровского городского суда Московской области от                  12 февраля 2020 года административный иск удовлетворен: суд признал незаконным решение ГУ МО «ГЖИ МО» № Р001-5684696265-3011 от 15.11.2019 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Московской области и о возврате заявления, обязал ответчика внести изменения в реестр лицензий Московской области, указав ООО «УК КОД ЖКХ» управляющей организацией многоквартирного дома № 4А по адресу: <данные изъяты>

    В апелляционной жалобе ГУ МО «ГЖИ МО» просит об отмене данного решения, ссылаясь на ошибочную оценку судом фактических обстоятельств дела, неверное истолкование материального закона, подлежащего применению к возникшим правоотношениям.

    На указанное решение суда ООО Управляющая компания «ГЕЛЛИОН» - лицом, не привлеченным к участию в деле, подана апелляционная жалобе.

        Лица, участвующие в деле, в судебное заседание, за исключением представителя ГУ МО «ГЖИ МО», не явились, о дате, месте и времени апелляционного рассмотрения дела извещались надлежащим образом, ходатайств об отложении разбирательства дела в суд не направили; учитывая положения части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

    Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и письменных возражений Завицкой Е.А., судебная коллегия пришла к следующему.

    Как следует из административного иска, административный истец Завицкая Е.А. позиционирует себя собственником жилого помещения по адресу: Московская область, Дмитровский район, дер. Целеево, ул. Пятиречье, д. 4А, кв. 168; при этом какие-либо подтверждающие документы в материалы дела не представлены.

    15.11.2019 ГУ МО «ГЖИ МО» было принято решение № Р001-5684696265-30114859 об отказе ООО «УК КОД ЖКХ» во внесении изменений в реестр лицензий Московской области, а именно: во включении в лицензию ООО «УК КОД ЖКХ» МКД по адресу: <данные изъяты> (л.д. 11-12).

    Признавая данное решение незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что ООО «УК КОД ЖКХ» в целях внесения изменений в реестр лицензий представило в уполномоченный орган полный пакет документов; выявленные ГУ МО «ГЖИ МО» недостатки в оформлении представленных обществом документов являются несущественными.

    Судебная коллегия находит, что, разрешая возникший спор, суд первой инстанции не учел положения действующего материального и процессуального законодательства, регулирующего возникшие правоотношения.

    Согласно части 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.

    Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В случае непредставления лицензиатом указанных в части 2 настоящей статьи сведений о прекращении, расторжении договора управления многоквартирным домом в порядке и в сроки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации о включении сведений о многоквартирном доме в данный реестр и (или) об исключении из данного реестра таких сведений по результатам внеплановой проверки, основанием для проведения которой является поступление сведений от иного лицензиата в связи с прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом и заключением такого договора управления с иным лицензиатом. Положения настоящей части распространяются также на случаи изменения способа управления многоквартирным домом и представления в связи с этим в орган государственного жилищного надзора сведений, указанных в частях 6 и 7 статьи 110, частях 7 и 8 статьи 135 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 198 ЖК РФ).

    Как следует из содержания части 4 статьи 198 Жилищного кодекса РФ, лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению конкретным многоквартирным домом при условии заключения договора управления таким домом и выполнения требований о размещении на официальном сайте для раскрытия информации, а также внесения органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, отражающих изменения в перечне многоквартирных домов, управление которыми осуществляет лицензиат.

    Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации утверждены Приказом Минстроя России от <данные изъяты> N 938/пр. В соответствии с пунктами 2 и 3 данного Порядка изменения в реестр вносятся, в том числе, на основании заявления, представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - заявитель), заявления о внесении изменений в реестр, содержащего необходимые сведения (в том числе о номере лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами), с приложением необходимых документов.

    Приказом того же органа от <данные изъяты> <данные изъяты>/пр утверждены Требования к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах (приложение N 1 к приказу), а также Порядок направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор (приложение N 2 к приказу).

    Указанными выше правовыми актами не установлены критерии «несущественности» недостатков в оформлении представленных заявителем документов. Более того, данные акты содержат четкие требования к тому, какие документы должны быть приложены заявителем к заявлению, какие сведения должны в обязательном порядке содержать представленные документы.

    Следует отметить, что, по утверждению ГУ МО «ГЖИ МО», предметом исследования суда являлся иной пакет документов, нежели тот, который был представлен ООО «УК КОД ЖКЖ» в инспекцию и по результатам рассмотрения которого было вынесено решение от <данные изъяты>.

    Кроме того, право на судебную защиту, гарантированное статьей 46 Конституции Российской Федерации, не свидетельствует о возможности выбора гражданином по своему усмотрению того или иного способа и процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным категориям дел определяются федеральными законами.

        Так, статья 3 КАС РФ предусматривает, что одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

        По смыслу статьи 4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность,

        В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

    В силу пунктов 2 и 6 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011              N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензиат - это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию, то есть специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности.

        Разрешая возникший спор, суд первой инстанции не учел, что административный истец не является лицом, имеющим право обращаться с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий, следовательно, он не является субъектом рассматриваемых правоотношений. Суд не выяснил, каким образом оспариваемое решение нарушает права и интересы гражданки Завицкой Е.А. при том, что избранная ею управляющая компания – ООО «УК КОД ЖКХ» - свои права нарушенными не считает, так как за судебной защитой в установленном порядке не обращалась, - доказательств обратного в материалах дела не имеется.

    Кроме того, суд первой инстанции не учел, что на момент разрешения возникшего спора в реестре лицензий <данные изъяты> содержались сведения об ООО УК «ГЕЛЛИОН» как об управляющей компании, имеющей право управления МКД по адресу: <данные изъяты> на основании решения общего собрания собственников МКД от <данные изъяты> (л.д. 79).

    Удовлетворение требования Завицкой Е.А. об обязании административного ответчика внести в реестр лицензий сведения об ООО «УК КОД ЖКХ» как об организации, управляющей МКД по адресу: <данные изъяты>, повлечет невозможность управления ООО УК «ГЕЛЛИОН» вышеназванным МКД. Вместе с тем, указанное юридическое лицо к участию в деле не привлекалось.

    В силу пункта 4 части 1 статьи 310 КАС РФ решения суда первой инстанции подлежат безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

    При изложенных обстоятельствах постановленное по делу решение нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежат отмене, административное дело, с учетом положений пункта 3 статьи 309 КАС РФ, - возвращению на новое рассмотрение в тот же суд.

    При новом рассмотрении дела суду следует учесть отмеченное выше, правильно определить обстоятельства, имеющие значение для дела, привлечь к участию в деле в качестве заинтересованного лица ООО УК «ГЕЛЛИОН», истребовать из ГУ МО «ГЖИ МО» пакет документов, который был представлен ООО «УК КОД ЖКХ» в инспекцию вместе с заявлением от 24.10.2019, и с учетом изложенного постановить законное и обоснованное решение.

    Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

    определила:

    решение Дмитровского городского суда Московской области от                           12 февраля 2020 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

    Председательствующий

    Судьи

33а-15980/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с направлением дела на новое рассмотрение
Истцы
Завицкая Е.А.
Ответчики
Главное управление Московской области Государственная жилищная инспекция Московской области
Другие
ООО УК Код ЖКХ
ООО УК «ГЕЛЛИОН»
Суд
Московский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--mo.sudrf.ru
15.07.2020Судебное заседание
24.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.07.2020Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее