Дело №2-14/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Шалинское
Красноярского края 14 апреля 2017 года
Манский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Тыченко С.В.,
при секретаре Денисенко О.Я.,
с участием:
представителя истца Профатило Ю.С. – Талаленко М.Н., действующего на основании доверенности от 09 сентября 2016 г.,
представителя ответчика – администрации Манского района Красноярского края Резникова С.Г. действующего на основании доверенности от 09 января 2017 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Профатило Ю.С. к администрации Первоманского сельсовета Манского района Красноярского края, администрации Манского района Красноярского края о признании незаконным отказа по продаже земельного участка, об обязании передать в собственность Профатило Ю.С. земельный участок за плату,
У С Т А Н О В И Л:
Профатило Ю.С. обратился в суд с исковым заявлением к администрации Первоманского сельсовета Манского района Красноярского края, администрации Манского района Красноярского края о признании незаконным отказа по продаже земельного участка, об обязании передать в собственность Профатило Ю.С. земельный участок за плату.
Исковые требования (с учетом уточнений) мотивированы тем, что 06 июля 2010 г. между КУМИ Манского района Красноярского края и Профатило Ю.С. был заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером №, площадью 100000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в границах указанных в кадастровом паспорте от 18 марта 2010 г., срок аренды составил 10 лет. Земля передавалась в аренду для ведения личного подсобного хозяйства. Истец на протяжении всего срока аренды исправно уплачивал все платежи и использовал спорный участок по прямому назначению. Весной 2016 г. Профатило Ю.С. решил оформить право собственности на спорный земельный участок и обратился с соответствующим заявлением в администрацию Первоманского сельсовета Манского района Красноярского края. После рассмотрения указанного заявления истец получил отказ от 25 мая 2016 г. № № со ссылкой на Закон Красноярского края от 02 декабря 2015 г. № 9-3985 «О внесении изменений в законы края в области регулирования земельных отношений». По мнению администрации, таким правом обладают граждане у кого земля находится в аренде для сельскохозяйственного производства, а Профатило Ю.С. предоставлялся земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства. По мнению истца, указанный отказ является незаконным, нарушений по пользованию земельным участком в период аренды не имелось, с момента заключения договора аренды прошло более 5 лет. Изменения, на которые указывает ответчик в качестве обоснования отказа были внесены в закон в 2015 г., а правоотношения по пользованию участком возникли в 2010 г., в связи с чем не могут быть применены в данном случае.
С учетом изложенного, а также учитывая, что с 01 января 2017 года полномочия по распоряжению земельными участками переданы в администрацию Манского района Красноярского края, Профатило Ю.С. просит: 1) признать незаконным отказ администрации Первоманского сельсовета Манского района Красноярского края по продаже земельного участка с кадастровым номером: №, площадью 100000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в границах указанных в кадастровом паспорте от 18 марта 2010 года без проведения торгов; 2) обязать администрацию Манского района Красноярского края заключить с Профатило Ю.С. договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером: №, площадью 100000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в границах указанных в кадастровом паспорте от 18 марта 2010 года, установив цену в размере 15% от кадастровой стоимости.
Истец Профатило Ю.С. будучи надлежащим образом извещенным о дате времени и месте судебного разбирательства в зал судебного заседания не явился, для участия в процессе явился его представитель ФИО9, который в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал, просил удовлетворить по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика – Администрации Манского района Красноярского края Резников С.Г. в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями Профатило Ю.С. не согласился, просил отказать в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на представленные возражения, из которых следует, что согласно заключённому договору аренды земельного участка от 06.07.2010 г. арендодатель предоставляет арендатору земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с разрешённым использованием: для ведения личного подсобного хозяйства, с кадастровым номером №, площадью 100000 м2. В силу п.п. «д» п. 3 ст. 15 Закона Красноярского края от 04.12.2008 N 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» предельные размеры земельных участков, предоставляемых из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно в соответствии с пунктами 2, 3 статьи 14 настоящего Закона, устанавливаются для ведения личного подсобного хозяйства: минимальный - 0,10 га, максимальный - 0,25 га. Между тем, истец просит в собственность земельный участок площадью 10 га, что значительно превышает разрешённый максимальный размер, установленный законом Красноярского края № 7-2542 от 04.12.2008 г. Таким образом, Профатило Ю.С. не имеет права на выкуп арендуемого земельного участка в соответствии с п.п. 9 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ. Так же истцом не представлено надлежащих доказательств использования земельного участка по его назначению, ввиду совокупности указанных обстоятельств. Требования истца в части обязания заключить с ним договор купли-продажи также не подлежит удовлетворению, поскольку наличие у истца права на предоставление в собственность земельного участка без проведения торгов, не означает обязанность соответствующего органа представлять земельный участок без соблюдения соответствующей процедуры, которая закреплена в Земельном кодексе Российской Федерации. Следовательно, удовлетворение требования истца о возложении на администрацию Манского района обязанности обеспечить его земельным участком без соблюдения соответствующей процедуры и установленного порядка невозможно, поскольку в настоящее время отсутствует совокупность условий для принятия решения о предоставления земельного участка. Принятие решения по вопросу выкупа земельного участка, является прерогативой администрации Манского района и не относится к компетенции суда. У суда отсутствуют основания для указания на обязанность соответствующего органа заключить с ним договор купли-продажи земельным участком. Поэтому у данного органа возникает обязанность повторного рассмотрения относящегося к его компетенции вопроса и принятия по нему законного решения.
Представитель ответчика – администрации Первоманского сельсовета Манского района Красноярского края в зал судебного заседания не явился, извещался надлежащим образом, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал.
Ранее в судебном заседании представитель ответчика – Администрации Первоманского сельсовета Манского района Красноярского края Мирощенко Е.В. с заявленными исковыми требованиями ФИО7 не согласилась, просила отказать в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что истцом арендная плата вносилась не своевременно, земельный участок использовался не по назначению.
Представители третьих лиц: Межмуниципального Березовского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю; филиала ФГБУ «ФКП Росреестр» по Красноярскому краю; КУМИ Манского района Красноярского края, в судебное заседание не явились, о дне времени и месте рассмотрения дела были уведомлены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, каких-либо возражений не представили.
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституцией РФ в ст. ст. 8, 9 закреплено, что признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности; земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Правилами п. 1 ст. 130 ГК РФ закреплено, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В соответствии со ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016г. с изменениями и дополнениями, вступившими в силу 01.01.2017г.) распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами не установлено иное.
Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:
органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;
органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;
органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Пунктом 2 статьи 11 ЗК РФ установлено, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно п. 4 ст. 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации (редакция действующая на момент оспариваемого решения органа местного самоуправления).
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, 06 июля 2010 г. между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Манского района Красноярского края (Арендодателем) и Профатило Ю.С. (Арендатором) заключен договор аренды земельного участка №, согласно которому арендодатель предоставил, а арендатор принял в аренду земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием для ведения личного подсобного хозяйства, с кадастровым номером №, площадью 100000 кв.м, местоположение: установлено ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир опора ЛЭП с кадастровым номером: №. Участок находится примерно в 200 м. от ориентира по направлению на северо-восток. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, в границах, указанных в кадастровом паспорте (выписке из государственного кадастра недвижимости) от 18 марта 2010 г. № Срок действия договора установлен с 06 июля 2010 г. по 05 июля 2020 г. Размер арендной платы за участок составляет 87,12 рублей в квартал (л.д. 6-12).
Земельный участок предоставлен Профатило Ю.С. для ведения личного подсобного хозяйства, а не для ведения сельскохозяйственного производства, что также подтверждается кадастровым паспортом на земельный участок от 18 марта 2010 г., в котором указан вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства.
30 декабря 2011 г. между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Манского района Красноярского края и Профатило Ю.С. заключено дополнительное соглашение к договору от 06 июля 2010 г., согласно которому изменилась арендная плата в квартал и составила 174,24 рублей (л.д.13).
31 марта 2016 г. представитель Профатило Ю.С. – Нерощин С.А. обратился к администрации Первоманского сельсовета Манского района Красноярского края с заявлением о предоставлении Профатило Ю.С. в собственность за плату арендуемый им земельный участок с кадастровым номером: №, площадью 100000 кв.м.
Письмом от 25 мая 2016 г. № администрация Первоманского сельсовета Манского района Красноярского края сообщила представителю Профатило Ю.С. – Нерощину С.А. о невозможности предоставления ему арендуемого спорного земельного участка в собственность за плату, в связи с тем, что законом Красноярского края от 02 декабря 2015 г. № 9-3985 «О внесении изменений в законы края в области регулирования земельных отношений» продажа земельных участков без проведения аукциона, из земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена, переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды, при условии надлежащего использования такого земельного участка, осуществляется если земельный участок предназначен для ведения сельскохозяйственного производства. Разрешенное использование арендуемого Профатило Ю.С. земельного участка – ведение личного подсобного хозяйства.
Таким образом, отказ администрации Первоманского сельсовета Манского района Красноярского края, о предоставлении арендуемого Профатило Ю.С. земельного участка в собственность за плату обусловлен тем, что разрешенное использование испрашиваемого Профатило Ю.С. земельного участка – ведение личного подсобного хозяйства, и предоставление Профатило Ю.С. данного земельного участка без проведения аукциона невозможно.
В соответствии с п. 1 ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Пункт 1 ст. 78 ЗК РФ определяет, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество, а также некоммерческими организациями.
В соответствии с п. 1 ст. 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и данным Кодексом.
Как предусмотрено подп. 19 п. 2 ст. 36 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.
Таким образом, в силу подп. 19 п. 2 ст. 36 ЗК РФ гражданин вправе приобрести в аренду земельный участок за границами земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства без проведения торгов.
Арендованный земельный участок Профатило Ю.С. с разрешенным использованием для ведения личного подсобного хозяйства, с кадастровым номером №, площадью 100000 кв. м, расположен за пределами населенного пункта, что не оспаривается сторонами.
Возможность предоставления гражданину в собственность земельного участка за границами населенного пункта для ведения личного подсобного хозяйства без проведения торгов нормами ЗК РФ не предусмотрена.
Действительно, согласно подп. 9 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии надлежащего использования такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Между тем в данном случае земельный участок предоставлен Профатило Ю.С. для ведения личного подсобного хозяйства, а не для ведения сельскохозяйственного производства.
В соответствии с п. 2 ст. 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных этим же пунктом.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 07.07.2003 года N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).
Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.
Частями 4, 5, 6 указанной статьи Закона «О личном подсобном хозяйстве» предусмотрено, что предельные (максимальные и минимальные) * размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Предоставление таких земель осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством. Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0,5 га. Максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта Российской Федерации, но не более чем в пять раз. Оборот земельных участков, предоставленных гражданам и (или) приобретенных ими для ведения личного подсобного хозяйства, осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством.
В силу п. 3 ст. 15 Закона Красноярского края от 04.12.2008 года №7-2542 максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих подсобное хозяйство, устанавливается в размере 2,5 га.
Между тем, материалами дела установлено, что площадь спорного земельного участка, предоставленного Профатило Ю.С. в аренду, в соответствии с сведениям государственного кадастра недвижимости составляет 100000 кв.м., то есть 10 га, что значительно превышает разрешенный максимальный размер, установленный Законом Красноярского края для земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства.
Кроме того, согласно подп. 9 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ в редакции, действующей на момент оспариваемого решения органа местного самоуправления, без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии надлежащего использования такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
В судебном заседании установлено, что спорный земельный участок является полевым, находится за пределами поселения, большая часть участка расположена на землях сенокошения отнесенных к сельхозугодиям (л.д. 37-39).
Согласно п. 1 ст. 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 года №537, установлено, что продовольственная безопасность России должна обеспечиваться путем предотвращения истощения земельных ресурсов и сокращения сельскохозяйственных земель и пахотных угодий. Таким образом, установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота.
Вместе с тем, Профатило Ю.С. не представлено доказательств надлежащего использования им предоставленного в аренду земельного участка в целях указанных в договоре и соответствующих его назначению и виду разрешенного использования.
Отношения, возникающие в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства, регулирует Закон «О личном подсобном хозяйстве», в статье 2 которого под личным подсобным хозяйством понимается форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции (п. 1 ст. 2); личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства (п. 2 ст. 2); сельскохозяйственная продукция, произведенная и переработанная при ведении личного подсобного хозяйства, является собственностью граждан, ведущих личное подсобное хозяйство (п. 3 ст. 2); реализация гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, не является предпринимательской деятельностью (п. 4 ст. 2).
Согласно статье 8 названного Закона учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.
Целью использования земельных участков, предоставленных для личного подсобного хозяйства является удовлетворение личных потребностей.
В данном случае имеется в виду, что такие земельные участки могут использоваться для производства продукции в личных целях, а не для производства и реализации такой продукции в рамках предпринимательской деятельности физического лица.
Именно такой документ, выдаваемый соответствующим органом местного самоуправления, является допустимым доказательством подтверждающим наличие и ведение истцом личного подсобного хозяйства.
Однако данного документа материалы дела не содержат.
Проверяя наличие оснований для приобретения истцом в собственность земельного участка с кадастровым номером № и находя правомерным отказ в его продаже, суд также обращает внимание на недоказанность истцом того обстоятельства, что испрашиваемый земельный участок площадью 100000 кв.м. необходим для ведения личного подсобного хозяйства, наличие и перечень которого не подтверждены.
Кроме того, как предусмотрено подп. 19 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.
В силу подп. 19 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ гражданин вправе приобрести в аренду земельный участок за границами населенного пункта для ведения личного подсобного хозяйства без проведения торгов.
Возможность предоставления гражданину в собственность без проведения торгов земельного участка за границами населенного пункта для ведения личного подсобного хозяйства без проведения торгов нормами ЗК РФ не предусмотрена.
Таким образом, учитывая требования закона, фактические обстоятельства дела, установленные в судебном заседании, суд приходит к выводу, что не имеется оснований для признания незаконным отказа администрации Первоманского сельсовета Манского района Красноярского края по продаже земельного участка с кадастровым номером: №, площадью 100000 кв.м. без проведения торгов.
Поскольку обжалуемый отказ не признан судом незаконным, отсутствуют основания для удовлетворения требования истца о возложении обязанности на администрацию Манского района Красноярского края заключить с Профатило Ю.С. договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером: №, площадью 100000 кв.м.
Основываясь на изложенном, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГК РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований Профатило Ю.С. к администрации Первоманского сельсовета Манского района Красноярского края, администрации Манского района Красноярского края о признании незаконным отказа администрации Первоманского сельсовета Манского района Красноярского края по продаже земельного участка с кадастровым номером: №, площадью 100000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в границах указанных в кадастровом паспорте от 18 марта 2010 года без проведения торгов, о возложении обязанности на администрацию Манского района Красноярского края заключить с Профатило Ю.С. договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером: №, площадью 100000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в границах указанных в кадастровом паспорте от 18 марта 2010 года, установив цену в размере 15% от кадастровой стоимости – отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Манский районный суд в течение 30 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий С.В. Тыченко