Дело № 2-32-13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Октябрьский 28 января 2013 года
Октябрьский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Частухиной Г.Г.,
с участием помощника прокурора Октябрьского района Пермского края Демьяненко Н.В.,
третьего лица-представителя Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Тюинский детский сад» ФИО3,
при секретаре Немытых С. К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Октябрьский дело по заявлению прокурора Октябрьского района Пермского края о признании незаконным бездействие администрации Октябрьского муниципального района и обязывании предоставить денежные средства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Октябрьского района Пермского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации Октябрьского муниципального района, не принявшей мер по финансированию затрат, направленных на устранение нарушений, выявленных в деятельности муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «<данные изъяты>»).
В обоснование своих требований указал, что в ходе осуществления надзорных мероприятий было установлено, что <данные изъяты>» не имеет лицензии на право осуществления образовательной деятельности, срок лицензии истек ДД.ММ.ГГГГ. Текущее устройство и содержание <данные изъяты>» не соответствует требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН ДД.ММ.ГГГГ0-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях» (далее СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10). По требованию СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 детский сад для получения лицензии должен произвести: капитальный ремонт всех помещений, переоборудование детского туалета, обустроить канализационный люк, расширить веранду на улице, заменить мусорный бак, приобрести шкаф для спортинвентаря, оборудовать медицинский изолятор. Районное управление образования обращалось к администрации Октябрьского муниципального района о выделении денежных средств для проведения работ, необходимых для капитального ремонта всех помещений в целях получения лицензии на осуществление образовательной деятельности. Основной причиной неисполнения требований норм санитарно-эпидемиологического законодательства, является отсутствие должного финансирования со стороны органов местного самоуправления. <данные изъяты>», не исполняя требований норм санитарно-эпидемиологического законодательства, не может создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников. Финансирование муниципальных учреждений отнесено к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов. Бездействием органа местного самоуправления затрагиваются права неопределенного круга лиц - воспитанников дошкольного образовательного учреждения, их законных представителей.
Просит признать незаконным бездействие администрации Октябрьского муниципального района Пермского края по непринятию мер по финансированию затрат, направленных на устранение в <данные изъяты>» нарушений и несоответствий санитарным правилам и нормам, указанным в заявлении.
В судебном заседании прокурор на доводах, указанных в заявлении, настаивал, просил требования удовлетворить.
Представитель администрации Октябрьского муниципального района Пермского края в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, в письменном отзыве исковые требования не признал, указал, что в бюджет Октябрьского муниципального района на 2011 и 2012 годы расходы, связанные с устранением нарушений государственных санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы в дошкольных учреждениях» в <данные изъяты>» заложены не были. В связи с этим денежные средства, необходимые для устранения имеющихся нарушений, администрация Октябрьского муниципального района в 2011 и 2012 годах выделить не могла из-за отсутствия на эти нужды у администрации денежных средств. В бюджет Октябрьского муниципального района на 2013 год расходы, связанные с устранением нарушений государственных санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы в дошкольных учреждениях» в <данные изъяты>» заложены и выделены в размере 747 500 рублей. На февраль 2013 года назначен открытый электронный аукцион на заключение муниципального контракта на сумму 747 500 рублей, по выполнению работ <данные изъяты>», направленных на устранение имеющихся нарушений законодательства. На сегодняшний день, увеличить расходы на указанные нужды в 2013 году администрация Октябрьского муниципального района Пермского края не может, из-за отсутствия должного финансирования. При появлении в бюджете Октябрьского муниципального района Пермского края дополнительных денежных средств, финансирование <данные изъяты>» в 2013 году и в последующие периоды продолжится.
Представитель <данные изъяты>» ФИО3 пояснила, что перед администрацией Октябрьского муниципального района неоднократно ставился вопрос о необходимости выделения денежных средств на выполнение работ для устранения выявленных нарушений. Денежные средства на ремонт детского сада выделены были частично, их недостаточно для устранения всех выявленных нарушений государственных санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН по устройству, содержанию и организации работы в дошкольных учреждениях. До настоящего времени имеются нарушения норм СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10, препятствующие получению детским садом лицензии, для устранения нарушений необходимо дополнительное финансирование.
Заслушав объяснения сторон, изучив документы дела, суд считает, что требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению частично.
Согласно ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права, свидетельству о постановке на учет в налоговом органе, выписке из <данные изъяты>» является юридическим лицом, муниципальным казенным дошкольным образовательным учреждением (л.д.11-12, 13-17).
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права <данные изъяты>, техническими паспортами на помещение <данные изъяты>» имеет в оперативном управлении здание детского сада с пристроем пристроем, пристроем, пристроем, кухней, котельной, пристроем, пристроем, навесом, уборной, ограждением, тепловыми сетями по адресу <адрес> (л.д. 32, 35-43).
Согласно лицензии, выданной ДД.ММ.ГГГГ министерством образования Пермского края <данные изъяты>» имеет право на ведение образовательной деятельности до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 34).
Согласно обращений заведующей <данные изъяты>», начальника <данные изъяты> в адрес главы администрации Октябрьского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ими направлялись просьбы о выделении дополнительных ассигнований на ремонт образовательных учреждений, в том числе <данные изъяты>» в сумме 1710079.22 рубля на ремонт трубопроводов отопительной системы и ремонт помещений ( л.д. 54-64).
Согласно акта санитарно - эпидемиологического обследования от ДД.ММ.ГГГГ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в <данные изъяты>» выявлены нарушения обязательных требований СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10: по обустройству территории дошкольного учреждения, по площади и обустройству групповых ячеек, внутренней отделке помещений, освещению, вентиляции, водоснабжению, организации пищеблока. В том числе выявлены нарушения, препятствующие получению положительного санитарно -эпидемиологического заключения, а именно: вход на территорию детского сада и фельдшерско-акушерского пункта общий, что противоречит гигиеническим требованиям: больные, посещающие ФАП, могут способствовать возникновению и распространению инфекционных заболеваний среди детей детского сада, что является нарушением ч.1 ст.28 Федерального ФИО5 - 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». В учреждении неисправен водоочиститель, подаётся вода не гарантированного качества, что является нарушением п. 9.2. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10. Согласно протоколам лабораторных испытаний от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ вода, подаваемая в учреждение нестандартная по микробиологическим и санитарно-химическим показателям. В туалетной раковины для мытья рук детей и персонала не имеют подводку горячей воды, в постирочной отсутствует подводка горячей воды, что является нарушением п. 9.5 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10. Стены туалетной, буфетной покрашены водоэмульсионной краской (не облицованы глазурованной плиткой); в стиральной и гладильной стены на высоту 1,5м от пола покрашены масляной краской (не выложены плиткой); нижняя часть стен пищеблока во многих местах в неудовлетворительном состоянии: трещины штукатурного слоя, под моечными ваннами «куски» отпавшего штукатурного слоя, что является нарушением п. 5.2 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10. Отсутствует моечная ванна для повторной обработки овощей, не подлежащих термической обработке, зелени, фруктов, что является нарушением п. 4.24, прил.4 к СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10. Одна раковина без маркировки используется для мытья овощей, мяса, рыбы, птицы, рук и т.д., что является нарушением п. 14.1 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10. В здании пищеблока проветривание невозможно ввиду отсутствия форточек (фрамуг) в оконных рамах (л.д. 93-100).
Судом установлено, что надзорными органами в деятельности <данные изъяты>» были выявлены нарушения требований норм санитарно-эпидемиологического законодательства, в том числе нарушения, препятствующие получению положительного санитарно- эпидемиологического заключения для получения учреждением лицензии на осуществление образовательной деятельности. Причиной неисполнения указанных в предписании требований является отсутствие необходимого финансирования со стороны органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
Согласно п. 1 статьи 31 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Финансирование муниципальных учреждений, согласно п.3 ч.1 ст.17 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов.
В соответствии с ч.1 ст. 27 Устава Октябрьского муниципального района Пермского края администрация Октябрьского муниципального района -орган местного самоуправления, осуществляющий исполнительно-распорядительные функции, наделенный в соответствии с Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Октябрьского муниципального района.
В соответствии с п. 21 ч. 2 ст. 27.1 Устава Октябрьского муниципального района Пермского края в рамках исполнительно-распорядительных функций администрация Октябрьского района осуществляет обеспечение организации, содержания и развития муниципальных образовательных учреждений.
Согласно п.1.3 Устава <данные изъяты>» учредителем учреждения является муниципальное образование Октябрьский район в лице администрации Октябрьского муниципального района Пермского края (л.д. 18-27).
В силу п.2 ст.120 ГК РФ <данные изъяты>» является муниципальным бюджетным учреждением, которое полностью финансируется собственником (учредителем).
Согласно п.п. 6.1 Устава <данные изъяты>» финансирование основной уставной деятельности Детского сада осуществляется учредителем на основе федеральных нормативов и нормативов Пермского края и закрепляются утвержденной в установленном порядке смете расходов (л.д. 18-27).
Согласно п. в п. 6.1.1 Устава <данные изъяты>» бюджетные средства, выделенные Детскому саду должны обеспечивать формирование и развитие материально-технической базы, необходимой для реализации в полном объеме образовательных программ в пределах единого государственного образовательного стандарта дошкольного образования (л.д. 18-27).
Согласно ст. 120 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Из анализа вышеуказанных нормативных актов следует, что муниципальное образование в лице администрации Октябрьского муниципального района как учредитель <данные изъяты>» в случае недостаточности собственных средств детского сада, должно осуществлять финансовое обеспечение Детского сада, выделенные <данные изъяты>» бюджетные средства должны в полной мере обеспечить, в том числе, формирование и развитие материально-технической базы для реализации в полном объеме образовательных программ, в том числе и на устранение нарушений санитарного законодательства, в целях получения детским садом лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Из материалов дела следует, что для оборудования помещения детского сада администрацией района выделялись денежные средства, в том числе были выделены денежные средства на устранение нарушений, выявленных в предписаниях надзорных органов.
Так, согласно локальным сметам на ремонт <данные изъяты>» администрацией Октябрьского муниципального района были выделены средства на ремонт помещений детского сада (л.д. 45-53,107-1..). Однако, судом установлено, что выделенных денежных средств недостаточно устранения всех нарушения, выявленных надзорным органом, в том числе нарушений, которые препятствуют получению положительного санитарно-эпидемиологического заключения, Устранение данных недостатков не заложено в локальные сметы, представленные суду, следовательно, имеются основания для обязывания администрации Октябрьского муниципального района дополнительно выделить денежные средства, необходимые для устранения недостатков, препятствующих получению лицензии на осуществление образовательной деятельности, для создания условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья воспитанников.
Таким образом, судом установлено, что администрация Октябрьского муниципального района принимало меры по финансированию затрат, направленных на устранение нарушений, отмеченных в предписаниях надзорных органов, следовательно, требования о признании незаконным бездействие администрации суд находит необоснованными и считает, что в их удовлетворении следует отказать.
В то же время суд считает, что действия администрации Октябрьского муниципального района по финансированию затрат, направленных на устранение нарушений, отмеченных в актах надзорных органов не являются достаточными. Ряд нарушений требований норм санитарно - эпидемиологического законодательства не будут устранены при производстве ремонтных работ в соответствие с локальными сметами. Реализация запланированных работ не устранит все препятствия к получению лицензии на осуществление образовательной деятельности, и созданию условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья воспитанников. Поэтому суд считает необходимым обязать администрацию Октябрьского муниципального района дополнительно предоставить денежные средства на устранение нарушений и несоответствий, указанных в акте санитарно-эпидемиологического обследования от ДД.ММ.ГГГГ в объеме, необходимом для выполнения работ по приведению здания, занимаемого учреждением в соответствие с действующим законодательством.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194,198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении требований о признании незаконным бездействие администрации Октябрьского муниципального района Пермского края по непринятию мер по финансированию затрат, направленных на устранение в муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «<данные изъяты>» нарушений и несоответствий санитарным правилам и нормам - отказать.
Обязать администрацию Октябрьского муниципального района Пермского края в случае отсутствия у <данные изъяты>» денежных средств, достаточных для выполнения необходимых работ, предоставить <данные изъяты> из средств бюджета Октябрьского муниципального района денежные средства на устранение в МКДОУ «Тюинский детский сад» нарушений и несоответствий, указанных в акте санитарно-эпидемиологического обследования от ДД.ММ.ГГГГ в объеме, необходимом для выполнения работ по приведению здания, занимаемого учреждением в соответствие с действующим законодательством.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Октябрьский районный суд Пермского края в течение месяца, начиная с 04 февраля 2013 года.
Председательствующий: подпись: Г. Г. Частухина
Верно. Судья: