Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Дело №
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Советский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи – ФИО15 с участием прокурора – помощника прокурора <адрес> ФИО3, при секретаре ФИО4, истца ФИО1, ФИО2 истца по доверенности – адвоката ФИО7, ФИО2 Правительства <адрес> по доверенности – ФИО9, ФИО2 Министерства промышленности, торговли и инвестиций <адрес> по доверенности ФИО5, ФИО2 Агентства по транспорту и дорожному хозяйству <адрес> по доверенности ФИО6, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Правительству <адрес> о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, судебных расходов и компенсации морального вреда,
установил:
В соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 23 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № № «О государственной гражданской службе <адрес>» (далее - Закон <адрес> № №) ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О ФИО1» и в соответствии с приказом Министерства транспорта <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № № с ФИО1 был заключен служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы и замещения должности государственной гражданской службы, о чем была сделана запись в трудовой книжке № от ДД.ММ.ГГГГ года.
С указанного времени ФИО1 работал в должности заместителя Министра транспорта <адрес>, которое реорганизовано в Министерство промышленности, транспорта и энергетики <адрес>, путем упразднения Министерства промышленности и энергетики <адрес> и Министерства транспорта и дорожного хозяйства <адрес>, возложив на него функции упраздняемых министерств, за исключением функций в сфере дорожного хозяйства, которые возложены на созданное вновь Агентство дорожного хозяйства.
Приказом Председателя ликвидационной комиссии № № от ДД.ММ.ГГГГ. в соответствии с подпунктом 8. 3 ч.1 ст. 35 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № «О государственной гражданской службе <адрес>» истец освобожден от занимаемой должности и уволен с гражданской службы (по окончании отпуска), т. е. с ДД.ММ.ГГГГг., с выплатой компенсации предусмотренной ч. 3. 1 ст. 35 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. № №.
Не согласившись с увольнением, и полагая, что он уволен с нарушением процедуры увольнения ввиду невыполнения ответчиком обязанностей, предусмотренных положениями ч. 1 ст. 31 и п. 6 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в частности, по предложению ему до увольнения иной должности гражданской службы для замещения, пройти профессиональную подготовку или повышение квалификации, ФИО1 обратился в суд с иском о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, судебных расходов на оплату услуг ФИО2 в сумме № и компенсации морального вреда в размере №.
Требования мотивированы тем, что работодателем не было учтено его преимущественное право оставления на работе, ему не были предложены должности заместителя министра в вновь созданном Министерстве, не были ему предложены и другие вакантные должности, которые он мог бы замещать с учетом уровня квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы.
С учетом уточненных исковых требований заявленных в порядке ст. 39 ГПК РФ и дополненных в судебном заседании истец ФИО1 и его ФИО2 (по доверенности и ордеру в деле) – адвокат ФИО7 иск поддержали и, по изложенным в нем и в дополнении к иску основаниям, просят суд признать приказ Председателя ликвидационной комиссии ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ. № о прекращении служебного контракта с истцом незаконным и восстановить его на работу, обязав Правительство <адрес> предоставить ФИО1 равнозначную должность в одной из органов исполнительной власти <адрес>, занимаемой им до увольнения с должности заместителя Министра транспорта <адрес>.
Иск о взыскании заработной платы за время вынужденного прогула просят оставить без рассмотрения, для их последующего обращения в суд, после получения справки о заработной плате, которую ему не выдают, с уточненными требованиями, с учетом выплаченной истцу при увольнении денежной компенсации.
ФИО2 Правительства <адрес> – ФИО9, Министерства промышленности, торговли и инвестиций <адрес> - ФИО5 и Агентства по транспорту и дорожному хозяйству <адрес> - ФИО6 (по доверенностям в деле) возражали по заявленным требованиям, указав, что процедура увольнения истца ФИО1 была проведена ФИО2 нанимателя в строгом соответствии с требованиями Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации", заявили о пропуске истцом срока обращения в суд, предусмотренного ст. 392 ТК РФ, что является самостоятельным основанием для вынесения решения об отказе в иске и, по изложенным в их возражениях основаниям просили в удовлетворении иска отказать.
В соответствии с ч. 1 ст. 113 ГПК РФ лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Согласно ч. 1 ст. 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В материалах дела имеется уведомление, согласно которому ФИО2 и Правительства <адрес> был надлежаще извещен о дате судебного заседания.
При неявке в суд лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, вопрос о возможности судебного разбирательства дела решается с учетом требований статей 167 и 233 ГПК РФ. Невыполнение лицами, участвующими в деле, обязанности известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин дает суду право рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель Администрации Главы и Правительства <адрес>, привлеченный в порядке ч.1 ст. 40 и ч.1 ст. 43 ГПК РФ в качестве соответчика, будучи неоднократно надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания в суд не явился, об уважительности причин неявки не сообщил и возражения на иск не представил, в связи, с чем судом дело рассмотрено в отсутствие их представителя.
Выслушав объяснения сторон, заключение прокурора полагавшего необходимым в удовлетворении иска отказать и, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственная гражданская служба Российской Федерации - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).
Регулирование отношений, связанных с государственной службой, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГг. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Согласно ст. 73 названного Федерального закона Трудовой кодекс Российской Федерации, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
В соответствии с п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N № "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N №) при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями статей 31, 33 и 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
В соответствии с ч. 1 ст. 31 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности, направлению подготовки; уровня его профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования соответствующего направлению деятельности по данной должности гражданской службы.
Согласно ч. 2 ст. 31 Федерального закона, о предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
Как следует из ч. 4 Закона преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.
При этом представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством РФ (ч. 5 ст. 31 Федерального закона).
В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей гражданской службы в соответствии с п. 8.2 ч. 1 ст. 37 настоящего Федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с п. 8.3 ч. 1 ст. 37 настоящего Федерального закона (ч. 6 Закона).
Принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников (государственных служащих) организации (учреждения) относится к исключительной компетенции работодателя (представителя нанимателя), который вправе расторгнуть трудовой договор (служебный контракт) с работником в связи с сокращением численности или штата работников организации, при условии соблюдения закрепленного Трудовым кодексом РФ и Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" порядка увольнения и гарантий, направленных против произвольного увольнения.
Вместе с тем, реализуя закрепленные Конституцией Российской Федерации (статья 34, часть 1; статья 35, часть 2) права, работодатель в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала), обеспечивая при этом в соответствии с требованиями статьи 37 Конституции Российской Федерации закрепленные трудовым законодательством гарантии трудовых прав работников
Истец ФИО1 работал в должности заместителя Министра транспорта <адрес>, которое реорганизовано в Министерство промышленности, транспорта и энергетики <адрес>, путем упразднения Министерства промышленности и энергетики <адрес> и Министерства транспорта и дорожного хозяйства <адрес>, возложением на него функций упраздняемых министерств, за исключением функций в сфере дорожного хозяйства, которые возложены на созданное вновь Агентство дорожного хозяйства.
Постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О ФИО1», приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства <адрес> (далее - Министерство транспорта и дорожного хозяйства <адрес> или Минтранс <адрес>) от ДД.ММ.ГГГГ №№ ФИО1 в соответствии с под. 8.3 ч. 1 ст. 35 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № «О государственной гражданской службе <адрес>» освобожден от должности заместителя министра транспорта и дорожного хозяйства <адрес> в связи с упразднением Минтранса <адрес>
Как следует из штатного расписания Министерства промышленности, транспорта и энергетики, (действующего до начала реорганизации), должности зам. министра, с учетом 1-го заместителя, заместителя министра-начальника Управления по народным художественным промыслам и помощника включал в себя 7 штатных единиц, из них - 6 ставок заместителя Министра, одну из которых замещал истец.
Указом Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Вопросы структуры органов исполнительной власти <адрес>» упразднены - Министерство промышленности и энергетики <адрес> и Министерство транспорта и дорожного хозяйства <адрес>, образовано Министерство промышленности, транспорта и энергетики <адрес>, возложив на него функции упраздняемых министерств -Министерства промышленности и энергетики <адрес> и Министерства транспорта и дорожного хозяйства <адрес>, за исключением функций в сфере дорожного хозяйства (указом Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О Дорожном агентстве <адрес>» образовано Дорожное агентство <адрес>, возложив на него функции по оказанию государственных услуг и управлению в сфере дорожного хозяйства).
Указом ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Вопросы структуры органов исполнительной власти <адрес>» упразднено Министерство промышленности, транспорта и энергетики <адрес>.
Министерство торговли, инвестиций и предпринимательства <адрес> преобразовано в Министерство промышленности, торговли и инвестиций Республики <адрес>, передав ему функции в сфере промышленности упраздняемого Министерства промышленности, транспорта и энергетики <адрес>.
Дорожное хозяйство <адрес> преобразовано в Агентство по транспорту и дорожному хозяйству <адрес>, передав ему функции в сфере транспорта упраздняемого Министерства промышленности, транспорта и энергетики <адрес>.
Во исполнение вышеназванных указов Главы <адрес>, распоряжением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №№ «О ликвидационной комиссии по упразднению Министерства транспорта и дорожного хозяйства <адрес>», распоряжением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №№ «О составе ликвидационной комиссии по упразднению Министерства промышленности и энергетики <адрес>», распоряжением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №№ «Об образовании ликвидационной комиссии по упразднению Министерства промышленности, транспорта и энергетики <адрес>» - образованы ликвидационные комиссии по упразднению - Министерства промышленности и энергетики <адрес>, Министерства транспорта и дорожного хозяйства <адрес>, позже - Министерства промышленности, транспорта и энергетики <адрес>.
Во исполнение Указа Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Правительством <адрес> издано распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ № №., об образовании ликвидационной комиссии по упразднению Министерства транспорта и дорожного хозяйства <адрес>. Указанным распоряжением на ликвидационную комиссию возложена обязанность завершить ликвидационные мероприятия в срок до ДД.ММ.ГГГГ г., а также рекомендовано работникам упраздняемого министерства продолжать выполнять возложенные на них обязанности до завершения организационно-штатных мероприятий.
Согласно пункту 1 статьи 51 Гражданского кодекса юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц; данные государственной регистрации включаются в государственный реестр, открытый для всеобщего ознакомления. Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в государственный реестр (пункт 2 статьи 51).
Применительно к юридическим лицам законодательство о государственной регистрации регулирует отношения, возникающие в связи с их созданием, реорганизацией и ликвидацией, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением государственного реестра.
Системное толкование норм законодательства о государственной регистрации дает основания для вывода о том, что регистрационные записи должны отражать фактические данные, а сведения - соответствовать документам, которые являются основанием для внесения таких записей в государственный реестр.
Как следует из Закона о государственной регистрации, постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О Едином государственном реестре юридических лиц», а также из утвержденных этим постановлением Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления, содержащихся в нем сведений, государственный реестр содержит в числе прочего записи об изменении сведений, содержащихся в нем в соответствии с Законом о государственной регистрации.
Из пунктов 8 статьи 63 Гражданского кодекса и 6 статьи 22 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» следует, что ликвидация юридического лица считается завершенной после появления соответствующей записи в ЕГРЮЛ.
При ликвидации юридического лица, последнее обязано сообщить об этом в налоговый орган по месту своего нахождения в соответствии с требованиями п.2 ст.23 НК РФ, в противном случае, по смыслу ст.84 НК РФ до момента снятия с учета юридическое лицо продолжает свою деятельность.
Из материалов дела усматривается, что в результате проведенной ликвидации Министерство промышленности и энергетики Республики Дагестан и Министерство транспорта и дорожного хозяйства № прекратили свою деятельность и исключены из государственного реестра, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № №
Приказом Министерства промышленности, торговли и инвестиций <адрес> N № - о от ДД.ММ.ГГГГ, утверждено штатное расписание Министерства, согласно которому в отделе - «Руководство» введены 10 штатных единиц, из них 8 ставки заместителей Министра.
ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с требованиями ч. 2 и ч. 5 ст. 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" персонально под роспись ФИО1 вручено, подписанное Председателем ликвидационной комиссии уведомление о том, что замещаемая им должность зам. Министра транспорта <адрес> подлежит сокращению, в связи с упразднением Министерства транспорта и дорожного хозяйства <адрес>.
Для трудоустройства ФИО1 ответчику вновь образованном Министерстве промышленности, транспорта и энергетики <адрес> или в Агентстве дорожного хозяйства <адрес> равнозначную или другую ниже оплачиваемую должность ему не предложены.
На основании Правил предоставления государственному гражданскому служащему в случае отсутствия вакантных должностей в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской должности, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантной должности государственной гражданской службы в иных государственных органах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № №:
Правила устанавливают порядок предоставления государственному гражданскому служащему, который замещает сокращаемую должность государственной гражданской службы в государственном органе или должность государственной гражданской службы в упраздняемом государственном органе, в случае отсутствия вакантных должностей в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантной должности государственной гражданской службы в иных государственных органах.
При отсутствии вакантных должностей государственной гражданской службы, отвечающих требованиям части 1 статьи 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, кадровая служба указанных органов не позднее, чем за 30 дней до дня предстоящего увольнения государственного гражданского служащего в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы или упразднением государственного органа осуществляет поиск вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах, в том числе посредством федеральной государственной информационной системы "Федеральный портал управленческих кадров" (далее - портал), с учетом категории и группы замещаемой государственным гражданским служащим должности государственной гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности.
Включению в список вакантных должностей государственной гражданской службы в государственных органах, предлагаемых государственному гражданскому служащему, подлежат размещенные на портале вакантные должности государственной гражданской службы, а также вакантные должности государственной гражданской службы, информация о которых получена кадровой службой государственного органа, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или кадровой службой государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа. В список включаются должности государственной гражданской службы в иных государственных органах, расположенных в той же местности (местности в пределах административно-территориальных границ того населенного пункта, где расположен государственный орган, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственный орган, которому переданы функции упраздненного государственного органа). При отсутствии вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах, расположенных в той же местности, в список могут включаться вакантные должности государственной гражданской службы в иных государственных органах, расположенных в другой местности в пределах Российской Федерации.
Уведомление о предложении государственному гражданскому служащему вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах с приложением списка этих вакантных должностей, подписанное представителем нанимателя или уполномоченным им лицом, вручается кадровой службой государственному гражданскому служащему под роспись не позднее, чем за № дней до дня предстоящего увольнения в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или с упразднением государственного органа.
Государственный гражданский служащий представляет в течение № рабочих дней со дня ознакомления с уведомлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, в кадровую службу заявление с просьбой направить его анкету в государственные органы, в которых государственным гражданским служащим выбраны вакантные должности государственной гражданской службы, или отказывается от предложенных кадровой службой вакантных должностей государственной гражданской службы.
Кадровая служба направляет не позднее № рабочих дней со дня получения заявления, указанного в пункте 5 настоящих Правил, в государственные органы письма с использованием средств факсимильной связи, электронной почты или иных средств связи, позволяющих зафиксировать факт их получения адресатом (далее - средства связи), с просьбой рассмотреть кандидатуру государственного гражданского служащего на замещение вакантной должности государственной гражданской службы и представить в государственный орган, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственный орган, которому переданы функции упраздняемого государственного органа, соответствующую информацию. В письме указываются выбранные государственным гражданским служащим вакантные должности государственной гражданской службы с приложением анкеты государственного гражданского служащего по форме, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N №, а также дата окончания №месячного срока после предупреждения государственного гражданского служащего об увольнении в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Эти требования, предусмотренные Правилами ответчиком по данному делу игнорированы, ни один из указанных пунктов Правил ответчиком не соблюден и работа в этой части по отношению истца ФИО1 не проведена.
Как следует из материалов дела, преимущественное право на замещение истцом ФИО1 должности заместителя Министра промышленности, транспорта и энергетики <адрес> в соответствии с требованиями, установленными ч. 4 ст. 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", при наличии 8 единиц ставки заместителей Министра, ответчиком – Правительством <адрес> не учтено,и по новому штатному расписанию, в вновь созданное, путем упразднения Министерства промышленности, транспорта и энергетики, Агентство по энергетике, Министерство промышленности, торговли и инвестиций <адрес>, Агентство по транспорту и дорожному хозяйству принято более № человек.
На основании Постановлений Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ на должность заместителей Министра промышленности, торговли и инвестиций <адрес> назначено № человек, среди которых имеются люди ранее не работавшие в упраздненных ведомствах, в том числе и человек, ранее работавший в системе УФСКН РФ по <адрес>.
В соответствии с требованиями ч.7 ст.31 ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации", а также ч.7 ст.29 Закона <адрес> "О государственной гражданской службе <адрес>" преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.
Эти требования закона при назначении на должность заместителей Министра промышленности, транспорта и энергетики <адрес>, а в последующем и вновь образованном Министерстве на основании упразднения вышеуказанного Министерства, в Министерство промышленности торговли и инвестиций <адрес>, в которое с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ указанных лиц в количестве № человек, были нарушены, так как ни разу вопрос о возможности назначения на одну из этих должностей ФИО1 не обсуждался, равно как и вопрос о назначении его на равнозначную должность вновь образованном Агентстве по транспорту и дорожному хозяйству.
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № специфика государственной гражданской службы в Российской Федерации как профессиональной служебной деятельности граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий органов государственной власти предопределяет особый правовой статус гражданских служащих, который включает в себя, в частности, обусловленные характером соответствующей деятельности права и обязанности гражданских служащих, налагаемые на них ограничения, связанные с государственной гражданской службой, а также предоставляемые гражданским служащим гарантии.
Необходимость предоставления гражданским служащим дополнительных гарантий в сфере труда и занятости при расторжении с ними служебного контракта по инициативе нанимателя непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает.
Определение вида и объема подобных гарантий, а также случаев их предоставления является прерогативой федерального законодателя, который, регламентируя порядок прекращения служебного контракта с гражданским служащим, вправе устанавливать перечень тех оснований, увольнению по которым предшествует предложение гражданскому служащему иной должности гражданской службы (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N №).
В Федеральном законе "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлено, что гражданским служащим наряду с основными гарантиями могут предоставляться при определенных условиях дополнительные гарантии, к числу которых относится право на замещение иной должности гражданской службы при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы в соответствии со статьей 31 настоящего Федерального закона (пункт 3 статьи 53).
Ликвидация любой организации предполагает прекращение ее полномочий без перехода принадлежащих ей прав и обязанностей в порядке правопреемства, что влечет расторжение трудового договора с работником и не возлагает на работодателя (ликвидируемую организацию) обязанность по принятию мер к трудоустройству работников.
В случае ликвидации государственного органа государственным гражданским служащим - в отличие от лиц, работающих по трудовому договору, - действующее законодательство предоставляет дополнительную гарантию продолжения государственно-служебных отношений: в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 31 названного Федерального закона им может быть предоставлено право на замещение иной должности гражданской службы в другом органе государственной власти, в том числе в том государственном органе, которому полностью или частично переданы функции ликвидируемого государственного органа.
Поскольку ликвидируемый государственный орган уже не может выступать в качестве нанимателя, предлагающего какие-либо вакантные должности гражданской службы, это право может реализовать другой государственный орган. Соответственно, и решение о продолжении государственно-служебных отношений с конкретным гражданским служащим принимает не ликвидируемый государственный орган, а тот, который предоставляет информацию о наличии у него вакантных должностей гражданской службы, учитывая при этом уровень квалификации гражданского служащего, его профессионального образования, стаж гражданской службы или работы (службы) по специальности.
Таким образом, пункт 1 части 3 статьи 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", устанавливающий дополнительную гарантию, направленную на продолжение государственно-служебных отношений в случае реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращения должностей гражданской службы, в равной мере распространяющуюся на всех гражданских служащих, - не может рассматриваться как противоречащий конституционному принципу равенства и нарушающий конституционное право на равный доступ к государственной службе.
Правовое регулирование отношений, связанных с прохождением государственной гражданской службы, осуществляется Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации", статья 31 которого определяет порядок проведения мероприятий по реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращению должностей государственной гражданской службы и в части 4 предусматривает, что государственный гражданский служащий, который отказывается от предложенной для замещения иной должности государственной гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации, освобождается от замещаемой должности и увольняется с государственной гражданской службы.
В этом случае, а также при непредоставлении иной должности государственной гражданской службы служебный контракт с государственным гражданским служащим прекращается на основании пункта 6 части 1 статьи 33 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Предпосылкой прекращения служебного контракта по указанному основанию являются мероприятия по сокращению должностей государственной гражданской службы, связанные, в том числе с реорганизацией государственного органа либо изменением его структуры.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N № по делу о проверке конституционности положений части 4 статьи 31, пункта 6 части 1 статьи 33 и статьи 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки ФИО10, допускается прекращение служебного контракта с государственным гражданским служащим в связи с проведением организационно-штатных мероприятий фактически по инициативе представителя нанимателя, который принимает окончательное решение об увольнении государственного гражданского служащего по своему усмотрению, притом что - в отличие от правового регулирования порядка расторжения служебного контракта с государственными служащими, проходящими государственную службу иного вида, - формулировка основания (причины) увольнения в этом случае не связывается с сокращением штата, а следовательно, и с волеизъявлением представителя нанимателя.
Из правовых позиций, содержащихся в данном Постановлении, вытекает, что увольнение государственных гражданских служащих по основанию, предусмотренному пунктом 6 части 1 статьи 33 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", не может осуществляться без предоставления гарантий, предусмотренных для случаев расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя.
В соответствии с пунктом 3 статьи 53 названного закона гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, может предоставляться право на замещение иной должности гражданской службы при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа в соответствии со статьей 31 настоящего Федерального закона.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № № «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» введен в действие с момента его опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - ДД.ММ.ГГГГ).
С указанного времени у ответчика в лице Правительства <адрес> - появилась предусмотренная законом - ст. 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» обязанность предложить другую работу ФИО1 - работнику упраздненного Министерства промышленности, транспорта и энергетики <адрес>, функции которого переданы Министерству промышленности, торговли и инвестиций <адрес>, Агентство по энергетике и Агентство по транспорту и дорожному хозяйству <адрес>.
Исходя из системного толкования положений ч. 3 ст. 81 ТК РФ, п.п. 10 п. 1 ст. 14, ст. 22, частей 1, 2, 3 ст. 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ", в случае сокращения должностей государственной гражданской службы на представителя нанимателя возложена обязанность по предоставлению подлежащему сокращению государственному служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы возможности замещать равнозначные или нижестоящие вакантные должности.
Такая обязанность отсутствует только в предоставлении вышестоящих должностей, которые по смыслу вышеуказанных правовых норм, подлежат замещению на конкурсной основе.
Таким образом, учитывая вышеуказанный перечень, имевшихся у представителя нанимателя вакантных должностей, истцу могли быть предложены как равнозначные, замещаемой им должности заместителя Министра, так и нижестоящие должности, указанные в штатном расписании.
В соответствии с пунктом 23 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, трудовой спор с которым, расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказывать наличие законного основания увольнения и соблюдения установленного порядка увольнения возлагается на работодателя.
На основании п. 29 этого же Постановления Пленума в соответствии с частью третьей статьи 81 Кодекса увольнение работника в связи с сокращением численности или штата работников организации индивидуального предпринимателя допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. Судам следует иметь в виду, что работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. При решении вопроса о переводе работника на другую работу необходимо также учитывать реальную возможность работника выполнять предлагаемую ему работу с учетом его образования, квалификации, опыта работы.
Эти требования закона ответчиком по данному делу нарушены.
По утверждению истца ФИО1 и его представителя – адвоката ФИО7 при принятии кадровых решений в рамках сокращения штата сотрудников упраздненных ведомств, формировании кадровой политики в вновь создаваемых структурах аппарата Министерства промышленности, торговли и инвестиций <адрес>, Агентства по транспорту и дорожному хозяйству <адрес>, и Агентства по энергетике, представителем нанимателя в настоящем случае не учитывались знания и специальные навыки работы сотрудников, соответствие квалификационным требованиям, способность выполнять работу по конкретной должности с учетом совокупности всех деловых качеств сотрудников, которым данные должности предлагались. Выбор представителем нанимателя конкретного сотрудника на каждую вакантную должность, в том числе и на должность заместителя Министра, подробно и последовательно не аргументирован, по причине которого на вакантные должности заместителя Министра оказались принятыми люди без учета их деловых и профессиональных качеств.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (ст.67 ГПК РФ). Суд основывает свое решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании (ст. 195 ГПК РФ).
Как усматривается из материалов дела, а также не оспаривалось ответчиками в судебном заседании, при увольнении истца уведомления о предложении ему имеющихся вакансий, в том числе и нижестоящих должностей или нижеоплачиваемой работы не делалось, а вопрос о наличие у него преимущественного права на замещение должности гражданской службы не рассматривался.
Доказательства подтверждающие, что ФИО2 ответчика истцу предлагались вышеуказанные вакантные должности, а также предпринимались какие-либо меры по выяснению этих данных и соблюдению порядка увольнения установленного ч. 1 и ч. 5 ст. 31 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в деле отсутствуют, ответчиком они не представлены и судом не добыты, в связи, с чем увольнение истца ФИО1 судом не может быть признано законным.
Как разъяснено в п. 60 Постановления Пленум Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» работник, уволенный без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения, подлежит восстановлению на прежней работе, а при невозможности восстановления его на прежней работе вследствие реорганизации предприятия он подлежит восстановлению, с его согласия, на вновь созданном в результате реорганизации предприятии.
Требования истца ФИО1 о взыскании заработной платы за время вынужденного прогула в рамках рассматриваемого дела не могут быть удовлетворены, поскольку, несмотря на принимаемые судом и самим истцом ФИО1 меры, ответчиками по делу справка о заработной плате истца ФИО1 в суд не представлена и самому истцу в нарушение требований действующего законодательства вместе с приказом об увольнении и трудовой книжкой не выдана.
С учетом мнения истца и его представителя – адвоката ФИО7, суд считает возможным требования ФИО1 в этой части оставить без рассмотрения, разъяснив истцу его право обращения в суд с иском о взыскании заработной платы за время вынужденного прогула с приложением всех необходимых документов и справки – расчет, с учетом полученных им в виде компенсаций при незаконном увольнении с занимаемой должности денежных средств.
В силу ст. 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора (ч. 1). В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба (ч. 2).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, ч. 2 ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации направлена на создание правового механизма, обеспечивающего работнику судебную защиту его права на компенсацию наряду с имущественными потерями, вызванными незаконными действиями или бездействием работодателя, физических и нравственных страданий, причиненных нарушением трудовых прав. Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости (п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N № "О применении судами РФ Трудового кодекса РФ"). Такое правовое регулирование, возлагающее на работодателя дополнительную ответственность за нарушение трудовых прав работника, имеет целью защиту прав и законных интересов лиц, работающих по трудовому договору (Определение Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N №).
Обязанность работодателя возместить работнику моральный вред наступает при причинение работнику физических и (или) нравственных страданий; совершение работодателем виновных неправомерных действий или бездействия; наличие причинной связи между неправомерными виновными действиями (бездействием) работодателя и физическими и (или) нравственными страданиями работника.
Таким образом, из системного толкования указанных выше норм следует, что компенсация работнику морального вреда возможна только в случае, когда трудовые права работника нарушены работодателем.
По данному делу трудовые права истца ФИО1 нарушены, в связи с чем, суд считает возможным взыскать с ответчика – Правительства <адрес>, в пользу истца, исходя из требований разумности и справедливости компенсацию морального вреда в размере № рублей.
Согласно ч. 1 ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Требование истца ФИО1 в части взыскания судебных расходов в сумме №., суд считает подлежащим отказу в удовлетворении в виду отсутствия в деле документального подтверждения понесенных им расходов на оплату услуг представителя.
В силу п. 1, 2 ст. 84.1 ТК РФ прекращение трудового договора оформляется приказом (распоряжением) работодателя. С приказом (распоряжением) работодателя о прекращении трудового договора работник должен быть ознакомлен под роспись. По требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежащим образом заверенную копию указанного приказа (распоряжения). В случае, когда приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора невозможно довести до сведения работника или работник отказывается ознакомиться с ним под роспись, на приказе (распоряжении) производится соответствующая запись.
Согласно п. 4 ст. 84.1 ТК РФ в день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со ст. 140 настоящего Кодекса. По письменному заявлению работника работодатель также обязан выдать ему заверенные надлежащим образом копии документов, связанных с работой.
В соответствии с п. 5 ст. 84.1 ТК РФ запись в трудовую книжку об основании и о причине прекращения трудового договора должна производиться в точном соответствии с формулировками настоящего Кодекса или иного федерального закона и со ссылкой на соответствующие статью, часть статьи, пункт статьи настоящего Кодекса или иного федерального закона.
Из материалов дела усматривается, что копию приказа об увольнении, в связи с ликвидацией от ДД.ММ.ГГГГ вместе с трудовой книжкой истцу, вручена ДД.ММ.ГГГГ.
Статьей 392 ТК РФ предусмотрено, что работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
В этой связи заявления ответчиков о пропуске истцом ФИО1 срока обращения, предусмотренного ст. 392 ТК РФ, судом признаны несостоятельными, поскольку требования истица ФИО1 напрямую связаны с его увольнением с занимаемой должности.
Судом установлено, что после получения ДД.ММ.ГГГГ уведомления об увольнении в связи с упразднением Министерства транспорта и дорожного хозяйства <адрес> во исполнение Указа Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и его ознакомления Председателем ликвидационной комиссии под роспись ДД.ММ.ГГГГ с уведомлением, истец ФИО1 до непосредственного увольнения с занимаемой должности ждал приказа о его приеме на работу на равнозначные должности в Министерстве промышленности, торговли и инвестиций <адрес> или Агентстве по транспорту и дорожному хозяйству <адрес>, в Агентстве по энергетике, которые были ему, обещаны и, узнав о наличии оспариваемого приказа об увольнении с занимаемой должности, обратился в суд с иском о восстановлении на работе, в предусмотренные законом сроки.
В связи, с чем суд считает, что возникший между сторонами спор является трудовым спором, связанным с незаконным увольнением с работы и к требованиям истца должен применяться месячный срок обращения в суд, предусмотренный ст. 392 ТК РФ.
Председателем ликвидационной комиссии приказ № № «Об увольнении в связи с ликвидацией» в отношении истца издан ДД.ММ.ГГГГ, а в суд с иском истец ФИО1, проживающий в <адрес>, через почту России, обратился ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в предусмотренные ст. 392 ТК РФ сроки обращения в суд.
Согласно требований Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 "О судебном решении" от ДД.ММ.ГГГГ решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
По данному делу судом не установлены факты, которые могли бы препятствовать удовлетворению требований истца ФИО1 к Правительству <адрес> о признании приказа об увольнении незаконным и восстановлении на работе, поскольку как установлено судом, увольнение истца с занимаемой должности ответчиком произведено в нарушение требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
С учетом требований абзаца 4 ст. 211 ГПК РФ решение в части восстановления на работе подлежит немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск ФИО1 к Правительству <адрес> о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, судебных расходов и компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Признать приказ председателя ликвидационной комиссии ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ. №№ о прекращении служебного контракта и увольнении с гражданской службы ФИО1 незаконным.
Восстановить ФИО1 на работу, обязав Правительство <адрес> предоставить ФИО1 равнозначную должность в одной из органов исполнительной власти Республики Дагестан, занимаемой им до увольнения с должности заместителя Министра транспорта <адрес>.
Иск ФИО1 о взыскании заработной платы за время вынужденного прогула оставить без рассмотрения.
Взыскать с Правительства <адрес> в пользу ФИО1 в счет компенсации морального вреда № руб.
В удовлетворении иска ФИО1 о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя в размере № рублей отказать.
Решение суда в части восстановления на работе подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд <адрес> в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья ФИО15