Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Кинель 22 ноября 2017 года
Кинельский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Радаевой О.И.
при секретаре Костюк Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № года по иску Козловой В. В. к администрации городского округа Кинель Самарской области об установлении границы земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Козлова В.В. с учетом уточненных исковых требований обратилась в суд с иском к администрации г.о. <адрес> об установлении границ земельного участка, указав в заявлении, что ей на основании свидетельства о праве собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ № принадлежит земельный участок с видом разрешенного использования «для дачного участка», расположенный по адресу: <адрес>. Указанному земельному участку органом кадастрового учета присвоен кадастровый №. С целью внесения сведений о местоположении и уточненной площади земельного участка с кадастровым № в сведения государственного реестра недвижимости она обратилась в Управление Федеральной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлением. Однако, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> принято решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета. В основу указанного решения положено то обстоятельство, что отсутствуют сведения отсутствуют сведения об определении границ земельного участка на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Закона о кадастре, либо на основании карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, и подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет. При этом в сведениях кадастра недвижимости отсутствуют сведения о координатах земельного участка с кадастровым номером №. Согласно части 8, 9, 10 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость. При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка. Таким образом, при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок, и фактического землепользования. Земельный участок огорожен забором, местоположение которого не изменялось. Границы со смежными землепользователями согласованы в установленном законом порядке. Межевание земельного участка выполнено в соответствии с фактическими границами земельного участка, закрепленными на местности объектами недвижимости, местоположение которых не изменялось. Кадастровым инженером в соответствии с действующим законодательством и Требованиями, установленными Приказом Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков», действующим на момент подачи заявления, была закоординирована фактически занимаемая площадь земельного участка с кадастровым №. Спорный земельный участок является ранее учтенным, сформирован, используется более 15 лет, границы его определены и не менялись, границы земельного участка со смежными землепользователями согласованы.
Истец Козлова В.В. и ее представитель по доверенности Екатеринин И.И. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержали по основаниям указанным в иске, просили установить границы земельного участка, принадлежащего Козловой В. В. на праве собственности с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты>.м. в соответствии со следующими координатами: <данные изъяты>
Представитель ответчика г.о. Кинель <адрес> в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащем образом.
Представитель третье лица Управления Росреестра по <адрес> в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащем образом.
Представитель третьего лица филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> в суд не явился, надлежаще уведомлено о времени и месте судебного заседания, в деле имеется отзыв на исковое заявление из которого следует, что в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о ранее учтенном земельном участке с кадастровым №, декларированной площадью <данные изъяты>.м., с категорией земель - Земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием - Для ведения гражданами садоводства и огородничества, расположенном по адресу: <адрес>, правообладатель - Козлова В. В.. Сведения об указанном земельном участке внесены в ЕГРН при проведении работ по инвентаризации данных о ранее учтенных земельных участках. ДД.ММ.ГГГГ Екатеринин И.И. и Козлова В. В. обратились в Филиал с заявлением № о государственном кадастровом учёте изменений объекта недвижимости. ДД.ММ.ГГГГ по указанному заявлению в соответствии со ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» органом регистрации прав принято решение № об отказе в осуществлении кадастрового учета земельного участка в связи с истечением срока приостановления проведения государственного кадастрового учета и неустранением обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, в том числе: В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 26 Закона в связи с тем, что содержание межевого плана, представленного для осуществления государственного кадастрового учета, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации. Согласно части 10 статьи 22 Закона при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В соответствии с пунктом 70 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития от ДД.ММ.ГГГГ № (далее -Требования), выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Закона. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите "1" раздела "Исходные данные". В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом содержания утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории. При отсутствии таких документов или при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет. Однако представленный межевой план не соответствует вышеуказанным требованиям. В связи с чем, решение о приостановлении и об отказе в осуществлении кадастрового учета земельного участка с кадастровым № является правомерным. Просят в удовлетворении исковых требований отказать, и рассмотреть дело в отсутствие их представителя.
Представитель третьего лица СДТ «Самарское» в суд не явился, надлежаще уведомлен о времени и месте судебного заседания, в деле имеется отзыв на исковое заявление из которого следует, что Козлова В.В. является членом СДТ «Самарское» и ей принадлежит земельный участок с кадастровым №, расположенный по адресу: <адрес>. Указанным земельным участком в границах огороженных забором истец пользуется более 15 лет. Конфигурация и границы земельного участка Козловой В.В. огорожены забором и не менялись с момента образования.
Выслушав пояснения истца, его представителя, исследовав материалы дела, допросив свидетелей, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
В силу пункта 1 статьи 64 Земельного кодекса Российской Федерации земельные споры рассматриваются в судебном порядке. В частности, к таким спорам относятся споры смежных землепользователей о границах земельного участка.
Данная позиция подтверждается разъяснениями, содержащимися в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других прав", согласно которым к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об установлении границ земельного участка.
В силу статьи 39 Закона N 221-ФЗ в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости, местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию с заинтересованными лицами, в том числе с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно части 1 статьи 40 Закона N 221-ФЗ результаты согласования местоположения границ оформляются кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Таким образом, акт согласования местоположения границ земельного участка является составной частью межевого плана, который необходим для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о границах и площади земельного участка.
Частью 5 статьи 40 Закона N 221-ФЗ установлено, что споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.
Требование (исковое требование) об установлении (определении) границ земельного участка является самостоятельным способом защиты, направленным на устранение неопределенности прохождения границы земельного участка.
Итогом рассмотрения указанного требования должен быть судебный акт, которым будет установлена смежная граница между земельными участками по координатам поворотных точек (либо иным способом, предусмотренным законодательством). На основании судебного акта установленная граница вносится в государственный кадастр недвижимости (в настоящее время - Единый государственный реестр недвижимости).
Такой подход согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4275/11, в соответствии с которой резолютивная часть решения суда по любому делу, связанному с образованием и/или изменением границ земельных участков, должна содержать их уникальные характеристики, подлежащие внесению в кадастр недвижимости в силу части 1 статьи 7 Закона N 221-ФЗ: площадь и текстовое описание местоположения границ земельных участков, вновь образуемых в результате раздела (выдела), а также указание на соответствующий межевой план как неотъемлемую часть решения.
Судом установлено, что истец Козлова В.В. является собственником земельного участка с кадастровым №, площадью <данные изъяты>.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного участка, расположенного по адресу: <адрес>.
Право собственности на указанный земельный участок у истца возникло на основании Свидетельства о праве собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ №.
Право собственности истца на указанный земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке в Управлении Росреестра по <адрес> о чем в ЕГРП сделана запись регистрации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно материалам дела границы земельного участка с кадастровым № не установлены с требованиями земельного законодательства и имеет статус ранее учтенный.
Статьей 22 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что необходимыми для кадастрового учета документами являются, в частности, межевой план, а также копия документа подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном законодательством порядке.
Изложенные положения закона не регулируют порядок разрешения спора относительно границ земельных участков смежных землепользователей, а устанавливают правила уточнения и согласования в результате кадастровых работ местоположения границ формируемого земельного участка.
С целью уточнения местоположения границы и площади земельного участка истец обратилась в МУП «Кинельский центр недвижимости» для выполнения кадастровых работ и изготовления межевого плана, который с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости был сдан в орган кадастрового учета.
Решением Управления Росреестра по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ в осуществление кадастрового учета спорного земельного участка было отказано в связи с тем, что представленный заявителем межевой план по содержанию не соответствует требованиям части 9 статьи 38 Закона «О государственном кадастре недвижимости», а именно, для установления границ была использована копия фрагмента ортофотоплана межселенной территории <адрес>, масштаб 1:10000, изготовленного Госземкадастрасъемка в ДД.ММ.ГГГГ г. по материалам аэрофотосъемки (планшет №). Однако указанный документ не может быть принят во внимание по причине несоответствия масштаба в использованных ортофотопланах и масштаба, разрешенного для использования при подготовке межевого плана.
Межевой план в соответствии с частью 1 статьи 38 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков.
Из заключения кадастрового инженера ФИО2 следует, что межевой план подготовлен по заявлению Козловой В.В., в связи с проведением кадастровых работ по уточнению местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым № расположенного по адресу: <адрес>, при этом кадастровый инженер указал, что поскольку графические материалы, к правоустанавливающим документам отсутствует, а также отсутствуют сведения, которые могли содержаться в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании, при утонении границ данного земельного участка принималась во внимание копия фрагмента ортофотоплапа межселенной территории <адрес>, масштаб 1:10000, изготовленного Госзсмкадастрсъемка в ДД.ММ.ГГГГ. по материалам аэрофотосъемки ДД.ММ.ГГГГ.(планшет №), подтверждающего существование на местности данного земельного участка 15 лет. Площадь <данные изъяты>.м. полученная по результатам спутниковых геодезических измерений превышает на <данные изъяты>.м., площадь по правоустанавливающим документам и сведениям ГКН, а следовательно превышает 10% от площади по кадастровой выписке. В связи с чем, данный межевой план подготовлен с площадью <данные изъяты>.м. Превышение площади на <данные изъяты>.м. не превышает 10% площади по кадастровой выписке и не нарушает норм Закона о Кадастре (п.1ч.5 ст.27). <адрес>, полученная по результатам спутниковых геодезических измерений подлежит дополнительному формированию, как земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и который может быть предоставлен в соответствии с порядком, установленном действующим законодательством. Также обращает винмание на то, что уточняемый земельный участок с кадастровым №, по фактическому местоположению имеет общие границы с ранее уточненными границами смежных земельных участков с кадастровыми номерами: №, №, №, № сведения о которых установлены в соответствии с действующим законодательством. По координатам точек фактического местоположения границ земельный участок с кадастровым номером № располагается в кадастровом квартале №. В связи с чем,
на схеме расположения земельных участков обозначено местоположение данного участка в
кадастровом квартале с кадастровым №. Так же в составе межевого плана содержится Письмо Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ о расположении уточняемого земельного участка в водоохраной зоне. В связи с чем, в межевом содержатся сведения о части земельного участка занятой водоохранной зоной реки.
Как установлено требованиями ч. 9 ст. 38 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии, такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Порядок согласования границ земельного участка установлен нормой ст. 39 названного закона.
Согласно акта согласования местоположения границ земельного участка, границы принадлежащего Козловой В.В. на праве собственности земельного участка согласованы со смежными землепользователями. Споров по границам не имеется. Результаты проведенного межевания никем не оспорены.
Допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО1, ФИО3 подтвердили, что земельный участок расположенный по адресу: <адрес> принадлежит Козловой В.В. с ДД.ММ.ГГГГ. Спора по границам земельного участка, у Козловой В.В. ни с кем не имеется, границы земельного участка существуют на протяжении многих лет, имеет ограждение, которые также не переносились и не изменялись.
Между тем, поскольку иных документов, подтверждающих фактическое местоположение границ принадлежащего Козловой В.В. земельного участка, как у неё, так и в архиве Управления Росреестра по <адрес> не имеется, истец лишен в настоящее время возможности во внесудебном порядке реализовать свои права собственника на принадлежащий ей на праве собственности земельный участок и поставить его на кадастровый учет с уточненными границами.
Как установлено требованиями ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
При таких обстоятельствах, иск Козловой В.В. подлежит удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Козловой В. В. удовлетворить.
Установить границы земельного участка с кадастровым № площадью <данные изъяты>.м., расположенного по адресу: <адрес> по координатам характерных точек со следующими значениями: <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Кинельский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>