РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 мая 2018 года <адрес>
Самарский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Грибовой Е.В.,
при секретаре Вторниковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-9192018 по иску Адуловой ЕВ к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Самарской области» о взыскании пенсии,
у с т а н о в и л:
Адулова Е.В. обратилась в суд с указанным иском к ФКУ «Военный комиссариат Самарской области», требуя взыскать с ответчика недополученную пенсию за период с 01.06.2016 по 01.05.2018 в размере 76 253,28 рубля, обязать ответчика производить выплату пенсии по случаю потери кормильца с 01.05.2018 с повышением, установленным п. «г» ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Согласно доводам иска, истица получает пенсию по случаю потери кормильца с 01.06.2016 по настоящее время в Военном комиссариате Самарской области без учета повышения, предусмотренного п. «г» ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Истица считает, что исчисление пенсии по случаю потери кормильца должно производиться с учетом положений п. «г» ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1. Однако ответчик в полном объеме не исполняет обязанность, предусмотренную законом, что является нарушением права истицы на получении пенсии своевременно и в полном объеме, в связи с чем, предъявлен настоящий иск. Истицей заявлены требования о взыскании с ФКУ «Военного комиссариата Самарской области» недополученной пенсии за период с 01.06.2016 по 01.05.2018 в размере 76 253,28 рубля, а также судебных расходов в размере 3 000 рублей.
Истица Адулова Е.В. в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в её отсутствие.
Представитель ответчика ФКУ «Военный комиссариат Самарской области» Никитин А.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать, пояснив, что повышение пенсии, установленное пунктом «г» статьи 45 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», носит личностный характер и применяется только к самим участникам войны и участникам боевых действий, и его распространение на членов семьи погибшего (умершего) участника войны или участника боевых действий действующим законодательством не предусмотрено
Выслушав пояснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось представителем ответчика, истица получает пенсию в Военном комиссариате Самарской области по случаю потери кормильца – супруга Адулова Игоря Владимировича, являвшегося участником боевых действий в Афганистане, с 01.06.2016.
В соответствии с п. «в» ст. 29 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» истица является получателем пенсии как родителю, занятому уходом за детьми умершего кормильца, не достигшими 14-летнего возраста.
Адулова Е.В. также является получателем пенсии по случаю потери кормильца на сына Адулова Ярослава Игоревича, 23.10.2008 года рождения до достижения им возраста 14-ти лет.
Судом установлено, что в период получения истицей пенсии по случаю потери кормильца по Закону РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее - Закон) и по настоящее время ее исчисление производилось без учета повышения, предусмотренного пунктом «г» статьи 45 Закона.
Указанный Закон, введенный в действие с 1 февраля 1993 года, предусматривает три вида пенсии, две из которых – по инвалидности и за выслугу лет - получают сами военнослужащие, и третий вид пенсии – по случаю потери кормильца, которую в соответствии со статьей 28 данного Закона получают семьи погибших (умерших) военнослужащих. Размер же всех видов пенсий зависит от размера денежного довольствия военнослужащего, определяемого в соответствии со статьей 43 Закона, то есть от дохода, который получал сам кормилец.
Субъектами получения пенсии за выслугу лет и по инвалидности являются военнослужащие. Субъектами же получения пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со статьей 29 Закона являются нетрудоспособные члены семьи умершего (погибшего) военнослужащего.
На основании пункта «г» статьи 45 указанного Закона (в редакции до 1 января 2008 года) пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца повышались участникам Великой Отечественной войны (подпункты «а» - «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах»), а также ветеранам боевых действий (подпункты 1 -4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах») из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников уголовно-исполнительной системы - на 100 процентов установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости, указанного в части первой статьи 46 Закона.
Федеральным законом РФ от 3 декабря 2007 года № 319-ФЗ внесены изменения в Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и в соответствии с пунктом «г» статьи 45 пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, с 1 января 2008 года повышаются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а» - «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», - на 32 процента расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере базовой части трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») и пересматриваются одновременно с увеличением размера базовой части трудовой пенсии по старости (пункт 6 статьи 17 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») исходя из этого увеличения.
При наличии одновременно права на несколько повышений пенсий, предусмотренных пунктами «г», «д» и «з» части первой статьи 45 Закона от 12.02.1993 года № 4468-1, устанавливается одно повышение к пенсии, наибольшее по размеру.
Из этого и следует вывод, что данная надбавка и начисляется к пенсии, получаемой членами семьи и назначенной в соответствии с названным Законом, поскольку данный вид пенсии указан в статье 45 Закона, дающей право на повышение.
Этот же вывод вытекает и из содержания статьи 46 того же Закона, предусматривающей повышение пенсии по случаю потери кормильца всем нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего).
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что назначенная истице пенсия по случаю потери кормильца, который являлся ветераном боевых действий, подлежит повышению на 32 процента базовой части трудовой пенсии по старости.
Аналогичная правовая позиция нашла свое подтверждение в Постановлении Президиума Верховного Суда РФ от 2 февраля 2000 года № 213пв-99пр.
На основании статьи 58 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Судом установлено, что пенсия Адуловой Е.В. по случаю потери кормильца выплачивается с 01.06.2016 года и по настоящее время. Сложившиеся между сторонами правоотношения носят длящийся характер, в связи с чем, обязанность по перерасчету пенсии возложена на Военный комиссариат Самарской области.
В силу п. «б» ч. 1 ст. 55 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 перерасчет размеров пенсии по случаю потери кормильца производится со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения.
Судом установлено, что ответчиком были нарушены пенсионные права истицы, и ее пенсия начислялась ей в меньшем объеме, чем предусмотрено действующим законодательством.
Таким образом, перерасчет пенсии должен быть произведен ФКУ «Военный комиссариат Самарской области» с 01.06.2016 по 30.04.2018.
В силу ч.1 ст.100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Согласно разъяснениям изложенных в п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
Пункт 13 указанного Постановления указывает, что разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
Таким образом, при определении суммы судебных расходов, суд исходит не только из документов, подтверждающих потраченную заявителем сумму на представителя, но также учитывает и принцип разумности, при определении которого принимается во внимание объем заявленных требований, цену иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
Учитывая категорию сложности дела, принцип разумности и справедливости, объем выполненной представителем работы, количество судебных заседаний, результаты выполненной работы, суд приходит к выводу о наличии оснований для уменьшения размера расходов на досудебную работу и оплату услуг представителя до 880 рублей.
При этом суд принимает во внимание, что юридические услуги были оказаны истице лишь по составлению искового заявления, участия в судебном заседании представитель не принимал, а согласно приказу Министерства социально-демографического развития Самарской области от 03.08.2012 № 244 «Об утверждении Порядка и размера оплаты труда адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь гражданам в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи на территории Самарской области», оплата труда адвокатов за составление заявлений и других документов правового характера составляет 880 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Адуловой ЕВ к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Самарской области» о взыскании пенсии удовлетворить частично.
Взыскать с Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Самарской области» в пользу Адуловой ЕВ недополученную пенсию за период с 01.06.2016 года по 30.04.2018 года в размере 76 253,28 рубля, расходы на оказание юридических услуг в размере 880 рублей, а всего 77 133,28 рубля.
Обязать Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Самарской области» производить Адуловой ЕВ выплату пенсии по случаю потери кормильца с 01.05.2018 года с повышением, установленным п. «г» ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Выплату недополученной пенсии производить за счет средств, выделяемых на пенсионное обеспечение по бюджетной классификации расходов федерального бюджета 187 10 01 4900101 005 «Пенсии военнослужащим и членам их семей» через учреждение ПАО «Сбербанк России».
Выплату судебных расходов производить за счет средств Управления Федерального казначейства по Самарской области, выделяемых Военному комиссариату Самарской области по бюджетной классификации расходов федерального бюджета 187 02 01 2017000 014 290 «Прочие расходы» (статья бюджетной сметы Министерства обороны Российской Федерации 0823).
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 23.05.2018.
Судья: Е.В. Грибова