Судья: Второва Н.Н. Дело №33-1555
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 мая 2016 г. город Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
Председательствующего Забелиной О.А.
судей Зубовой Т.Н., Коротченковой И.И.
при секретаре Паршиковой М.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смирновой О.Ю. к Федеральной службе исполнения наказаний России о признании права на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения,
по апелляционной жалобе Федеральной службы исполнения наказаний России на решение Заводского районного суда г. Орла от 25.02.2016, которым постановлено:
«Исковые требования Смирновой О.Ю. к Федеральной службе исполнения наказаний России о признании права на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения - удовлетворить.
Обязать Федеральную службу исполнения наказаний России поставить Смирнову О.Ю. с составом семьи 3 человека (она, дочь УУУ, ККК) на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с момента обращения с соответствующим заявлением и приложенными к нему документами, <...>
Заслушав доклад судьи областного суда Зубовой Т.Н., выслушав объяснения представителя Федеральной службы исполнения наказаний России и Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Орловской области Андриянцева А.П., действующего на основании доверенностей, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
установила:
Смирнова О.Ю. обратилась в суд с иском к Федеральной службе исполнения наказаний (далее ФСИН России), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Орловской области (далее - УФСИН России по Орловской области) о признании права на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указала, что она является действующим сотрудником УФСИН России по Орловской области, выслуга лет в календарном исчислении составляет более <...> лет, с <дата> по настоящее время она состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в УФСИН России по Орловской области.
<дата> она обратилась в территориальную подкомиссию УФСИН России по Орловской области с рапортом о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. К рапорту она представила все необходимые документы.
<дата> ей был дан ответ, которым было отказано в постановке её на учет для получения единовременной социальной выплаты, в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п.5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 № 369, со ссылкой на то, что в выписках Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество указана одинаковая дата рождения ее дочерей.
Данный отказ считала незаконным, ущемляющим ее права, поскольку она имеет общую продолжительность службы более <...> лет, в собственности жилое помещение ни она, ни её дети не имеют. Заявление о постановке на учет было подано ею в соответствии с требованиями законодательства, при этом были представлены все необходимые документы, однако не по её вине была допущенная техническая ошибка в Выписках из ЕГРП на ее дочь, в связи с чем, по её мнению, она не может нести бремя неблагоприятных последствий за технические ошибки иных лиц.
Кроме того, указала, что ФСИН России был нарушен трехмесячный срок рассмотрения заявления о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Так, заявление о постановке на учет было подано ею <дата>, все необходимые документы были направлены в ФСИН России для принятия решения <дата>, а решение комиссии было принято только <дата>.
Поэтому просила суд с учетом уточненных исковых требований, признать незаконным решение комиссии Федеральной службы исполнения наказаний России от <дата> об отказе ей в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признать за ней право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с ч.1 ст.4 Федерального закона от 30.12.2012 №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и обязать Федеральную службу исполнения наказаний России принять Смирнову О.Ю. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты подачи рапорта с <дата>.
Судом постановлено обжалуемое решение.
В апелляционной жалобе ФСИН России просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе истцу в удовлетворении требований.
Указывает, что истец при сборе документов, а именно, при получении выписок из ЕГРП не проявила внимательность, не проверила соответствие получаемых документов фактическим данным, а поскольку в выписках имеются неточности в датах рождения дочерей, то указанный факт послужил поводом для принятия решения об отказе в удовлетворении заявления Смирновой О.Ю.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда согласно требованиям статьи 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30.12. 2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Согласно пункту 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 № 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Приказом ФСИН России от 29.08.2013 №496, зарегистрированным Минюстом России 25.09.2013, вступившим в силу 20.10.2013 (действовавший в период рассмотрения заявления Смирновой О.Ю.), утвержден Порядок формирования и работы комиссий по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам и пенсионерам уголовно-исполнительной системы и членам их семей единовременной социальной выплаты, в соответствии с которым территориальные подкомиссии осуществляют принятие документов для получения единовременной выплаты, проверку сведений, содержащихся в документах для получения единовременной выплаты, подготовку для направления в ФСИН России пакета документов для принятия решения о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты.
В силу пункта 5 указанных Правил от 24.04.2013 № 369, в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются следующие документы: а) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником); б) копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации); в) копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования сотрудника; г) копия послужного списка сотрудника; д) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака); е) справки об обучении в образовательных организациях по очной форме детей сотрудника в возрасте от 18 до 23 лет, если они проживают совместно с сотрудником; ж) копии документов об установлении инвалидности детям сотрудника до достижения ими возраста 18 лет, если они проживают совместно с сотрудником; з) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения; и) документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений; к) копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма); л) копия документа, подтверждающего право сотрудника на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, предусмотренных пунктом 19 настоящих Правил).
Согласно п. 6 Правил, копии документов, указанные в пункте 5 настоящих Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов. На основании заявления и документов, указанных в пункте 5 Правил, комиссия в 3- месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение одного месяца со дня принятия указанного решения.
Территориальные подкомиссии осуществляют принятие документов для получения единовременной выплаты, проверку сведений, содержащихся в документах для получения единовременной социальной выплаты, подготовку для направления в ФСИН России пакета документов для принятия решения о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты, в связи с чем: регистрируют паспорта и заявления в книгах учета заявлений, в течение 15 рабочих дней со дня регистрации рапорта, заявления, проводят проверку представленных документов для получения единовременной выплаты на предмет соответствия перечню, а также установленному порядку их оформления (п. 10.1 и 10.2 порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно исполнительной системы и в случаях установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы - в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты, для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденным Приказом ФСИН России от 29.08. 2013 № 496.
При выявлении недостатков в вышеуказанных документах, они возвращаются их сотрудникам и гражданам с указанием в письменном виде причин возврата.
Из п. 7 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, следует, что на основании заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения.
Аналогичные нормы содержатся и в Порядке формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, пунктом 19 которого предусмотрено, что документы для получения единовременной выплаты должны быть рассмотрены Комиссией ФСИН России в течение 3 месяцев с даты приема (получения) указанных документов, отраженной в Книге учета заявлений.
Выписки из решений Комиссии ФСИН России в течение 10 дней со дня их издания направляются в заинтересованные Территориальные подкомиссии и Подкомиссии (п. 23 Порядка).
Судом установлено, что стаж службы Смирновой О.Ю. в органах уголовно-исполнительной системы составляет более <...> лет в календарном исчислении.
Семья Смирновой О.Ю. состоит из трех человек: она, дочь ККК, <...> рождения, и дочь УУУ, <...> рождения, что подтверждается свидетельствами о рождении детей.
С <дата> по <дата> Смирнова О.Ю. вместе с детьми была временно зарегистрирована в квартире по адресу: <адрес>, общей площадью <...> кв.м., принадлежащей по <...> доли в праве ШШШ и ШШШ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
В период с <дата> по <дата> Смирнова О.Ю. вместе с детьми была также временно зарегистрирована по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение Смирнова О.Ю. снимала на основании договора найма от <дата> у собственника дома ААА
В период с <дата> по <дата> Смирнова с детьми была постоянно зарегистрирована по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение принадлежало матери Смирновой на основании договора на передачу квартир в собственность граждан от <дата>. В <...> года данное жилое помещение было продано.
Как следует из справок Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Орловской области и ГУП Орловской области «МР БТИ» Смирнова О.Ю. и члены ее семьи не имеют жилых помещений, занимаемых по договору социального найма и принадлежащих им на праве собственности.
Как следует из материалов дела, <дата> Смирнова О.Ю. обратилась с заявлением (рапортом) к начальнику УФСИН России по Орловской области о постановке её с семьей на очередь на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, представив необходимые документы, что подтверждается копией справки от <дата>.
На заседании подкомиссии Федеральной службы исполнения наказаний по Орловской области от <дата>, члены подкомиссии, пришли к выводу, что все документы предоставлены Смирновой О.Ю. в полном объеме, замечаний по их оформлению у членов подкомиссии не возникло и она имеет право претендовать на получение единовременной социальной выплаты.
Решением комиссии Федеральной службы исполнения наказаний России от <дата> по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам ФСИН России единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Смирновой О.Ю. было отказано в постановке на учет для получения единовременной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 № 369. Основанием к отказу послужил тот факт, что в выписках из ЕГРП на её дочерей указана одинаковая дата рождения.
Основания, по которым Смирновой О.Ю. было отказано в реализации права на получение единовременной социальной выплаты, изложенные в ответе ФСИН России от <дата>, суд первой инстанции правомерно признал необоснованными, свидетельствующими о формальном подходе ответчика к рассмотрению заявления.
При этом, суд обоснованно учел, что при подготовке информации из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в уведомлении № от <дата> была допущена техническая ошибка специалиста, формировавшего документ в части описания даты рождения правообладателя ККК, что подтверждается уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области о технической ошибке от <дата>. В связи с чем, оно признано недействительным и изготовлена уточненная информация ЕГРП, согласно которой у ККК, <дата> года рождения, отсутствуют сведения о правах на имеющиеся у нее объекты недвижимого имущества на территории Российской Федерации.
Кроме того, суд первой инстанции правомерно учел, что каких-либо замечаний при приеме документов секретарем подкомиссии УФСИН России по Орловской области Смирновой О.Ю. не предъявлялось. Помимо этого, ответчиком был нарушен установленный трехмесячный срок рассмотрения документов, представленных Смирновой О.Ю., и принятия решения по данным документам, которое было принято ответчиком по истечении 1 года 3 месяцев, что привело к нарушению прав истца на рассмотрение её заявления в сроки, установленные действующим законодательством.
Выводы суда в данной части являются подробными, мотивированными. Доводов, направленных на опровержение выводов суда первой инстанции в данной части, жалоба ответчика не содержит.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о незаконности решения комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УФСИН России единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от <дата> и возложил на ответчика обязанность поставить Смирнову О.Ю. с составом семьи 3 человека на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с момента обращения с соответствующим заявлением, т.е. с <дата>.
Поскольку обстоятельства по делу судом установлены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, применен закон, подлежащий применению, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Заводского районного суда г. Орла от 25.02.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний России – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судья: Второва Н.Н. Дело №33-1555
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 мая 2016 г. город Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
Председательствующего Забелиной О.А.
судей Зубовой Т.Н., Коротченковой И.И.
при секретаре Паршиковой М.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смирновой О.Ю. к Федеральной службе исполнения наказаний России о признании права на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения,
по апелляционной жалобе Федеральной службы исполнения наказаний России на решение Заводского районного суда г. Орла от 25.02.2016, которым постановлено:
«Исковые требования Смирновой О.Ю. к Федеральной службе исполнения наказаний России о признании права на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения - удовлетворить.
Обязать Федеральную службу исполнения наказаний России поставить Смирнову О.Ю. с составом семьи 3 человека (она, дочь УУУ, ККК) на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с момента обращения с соответствующим заявлением и приложенными к нему документами, <...>
Заслушав доклад судьи областного суда Зубовой Т.Н., выслушав объяснения представителя Федеральной службы исполнения наказаний России и Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Орловской области Андриянцева А.П., действующего на основании доверенностей, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
установила:
Смирнова О.Ю. обратилась в суд с иском к Федеральной службе исполнения наказаний (далее ФСИН России), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Орловской области (далее - УФСИН России по Орловской области) о признании права на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указала, что она является действующим сотрудником УФСИН России по Орловской области, выслуга лет в календарном исчислении составляет более <...> лет, с <дата> по настоящее время она состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в УФСИН России по Орловской области.
<дата> она обратилась в территориальную подкомиссию УФСИН России по Орловской области с рапортом о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. К рапорту она представила все необходимые документы.
<дата> ей был дан ответ, которым было отказано в постановке её на учет для получения единовременной социальной выплаты, в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п.5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 № 369, со ссылкой на то, что в выписках Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество указана одинаковая дата рождения ее дочерей.
Данный отказ считала незаконным, ущемляющим ее права, поскольку она имеет общую продолжительность службы более <...> лет, в собственности жилое помещение ни она, ни её дети не имеют. Заявление о постановке на учет было подано ею в соответствии с требованиями законодательства, при этом были представлены все необходимые документы, однако не по её вине была допущенная техническая ошибка в Выписках из ЕГРП на ее дочь, в связи с чем, по её мнению, она не может нести бремя неблагоприятных последствий за технические ошибки иных лиц.
Кроме того, указала, что ФСИН России был нарушен трехмесячный срок рассмотрения заявления о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Так, заявление о постановке на учет было подано ею <дата>, все необходимые документы были направлены в ФСИН России для принятия решения <дата>, а решение комиссии было принято только <дата>.
Поэтому просила суд с учетом уточненных исковых требований, признать незаконным решение комиссии Федеральной службы исполнения наказаний России от <дата> об отказе ей в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признать за ней право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с ч.1 ст.4 Федерального закона от 30.12.2012 №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и обязать Федеральную службу исполнения наказаний России принять Смирнову О.Ю. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты подачи рапорта с <дата>.
Судом постановлено обжалуемое решение.
В апелляционной жалобе ФСИН России просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе истцу в удовлетворении требований.
Указывает, что истец при сборе документов, а именно, при получении выписок из ЕГРП не проявила внимательность, не проверила соответствие получаемых документов фактическим данным, а поскольку в выписках имеются неточности в датах рождения дочерей, то указанный факт послужил поводом для принятия решения об отказе в удовлетворении заявления Смирновой О.Ю.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда согласно требованиям статьи 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30.12. 2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Согласно пункту 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 № 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Приказом ФСИН России от 29.08.2013 №496, зарегистрированным Минюстом России 25.09.2013, вступившим в силу 20.10.2013 (действовавший в период рассмотрения заявления Смирновой О.Ю.), утвержден Порядок формирования и работы комиссий по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам и пенсионерам уголовно-исполнительной системы и членам их семей единовременной социальной выплаты, в соответствии с которым территориальные подкомиссии осуществляют принятие документов для получения единовременной выплаты, проверку сведений, содержащихся в документах для получения единовременной выплаты, подготовку для направления в ФСИН России пакета документов для принятия решения о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты.
В силу пункта 5 указанных Правил от 24.04.2013 № 369, в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются следующие документы: а) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником); б) копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации); в) копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования сотрудника; г) копия послужного списка сотрудника; д) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака); е) справки об обучении в образовательных организациях по очной форме детей сотрудника в возрасте от 18 до 23 лет, если они проживают совместно с сотрудником; ж) копии документов об установлении инвалидности детям сотрудника до достижения ими возраста 18 лет, если они проживают совместно с сотрудником; з) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения; и) документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений; к) копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма); л) копия документа, подтверждающего право сотрудника на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, предусмотренных пунктом 19 настоящих Правил).
Согласно п. 6 Правил, копии документов, указанные в пункте 5 настоящих Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов. На основании заявления и документов, указанных в пункте 5 Правил, комиссия в 3- месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение одного месяца со дня принятия указанного решения.
Территориальные подкомиссии осуществляют принятие документов для получения единовременной выплаты, проверку сведений, содержащихся в документах для получения единовременной социальной выплаты, подготовку для направления в ФСИН России пакета документов для принятия решения о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты, в связи с чем: регистрируют паспорта и заявления в книгах учета заявлений, в течение 15 рабочих дней со дня регистрации рапорта, заявления, проводят проверку представленных документов для получения единовременной выплаты на предмет соответствия перечню, а также установленному порядку их оформления (п. 10.1 и 10.2 порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно исполнительной системы и в случаях установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы - в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты, для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденным Приказом ФСИН России от 29.08. 2013 № 496.
При выявлении недостатков в вышеуказанных документах, они возвращаются их сотрудникам и гражданам с указанием в письменном виде причин возврата.
Из п. 7 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, следует, что на основании заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения.
Аналогичные нормы содержатся и в Порядке формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, пунктом 19 которого предусмотрено, что документы для получения единовременной выплаты должны быть рассмотрены Комиссией ФСИН России в течение 3 месяцев с даты приема (получения) указанных документов, отраженной в Книге учета заявлений.
Выписки из решений Комиссии ФСИН России в течение 10 дней со дня их издания направляются в заинтересованные Территориальные подкомиссии и Подкомиссии (п. 23 Порядка).
Судом установлено, что стаж службы Смирновой О.Ю. в органах уголовно-исполнительной системы составляет более <...> лет в календарном исчислении.
Семья Смирновой О.Ю. состоит из трех человек: она, дочь ККК, <...> рождения, и дочь УУУ, <...> рождения, что подтверждается свидетельствами о рождении детей.
С <дата> по <дата> Смирнова О.Ю. вместе с детьми была временно зарегистрирована в квартире по адресу: <адрес>, общей площадью <...> кв.м., принадлежащей по <...> доли в праве ШШШ и ШШШ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
В период с <дата> по <дата> Смирнова О.Ю. вместе с детьми была также временно зарегистрирована по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение Смирнова О.Ю. снимала на основании договора найма от <дата> у собственника дома ААА
В период с <дата> по <дата> Смирнова с детьми была постоянно зарегистрирована по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение принадлежало матери Смирновой на основании договора на передачу квартир в собственность граждан от <дата>. В <...> года данное жилое помещение было продано.
Как следует из справок Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Орловской области и ГУП Орловской области «МР БТИ» Смирнова О.Ю. и члены ее семьи не имеют жилых помещений, занимаемых по договору социального найма и принадлежащих им на праве собственности.
Как следует из материалов дела, <дата> Смирнова О.Ю. обратилась с заявлением (рапортом) к начальнику УФСИН России по Орловской области о постановке её с семьей на очередь на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, представив необходимые документы, что подтверждается копией справки от <дата>.
На заседании подкомиссии Федеральной службы исполнения наказаний по Орловской области от <дата>, члены подкомиссии, пришли к выводу, что все документы предоставлены Смирновой О.Ю. в полном объеме, замечаний по их оформлению у членов подкомиссии не возникло и она имеет право претендовать на получение единовременной социальной выплаты.
Решением комиссии Федеральной службы исполнения наказаний России от <дата> по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам ФСИН России единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Смирновой О.Ю. было отказано в постановке на учет для получения единовременной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 № 369. Основанием к отказу послужил тот факт, что в выписках из ЕГРП на её дочерей указана одинаковая дата рождения.
Основания, по которым Смирновой О.Ю. было отказано в реализации права на получение единовременной социальной выплаты, изложенные в ответе ФСИН России от <дата>, суд первой инстанции правомерно признал необоснованными, свидетельствующими о формальном подходе ответчика к рассмотрению заявления.
При этом, суд обоснованно учел, что при подготовке информации из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в уведомлении № от <дата> была допущена техническая ошибка специалиста, формировавшего документ в части описания даты рождения правообладателя ККК, что подтверждается уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области о технической ошибке от <дата>. В связи с чем, оно признано недействительным и изготовлена уточненная информация ЕГРП, согласно которой у ККК, <дата> года рождения, отсутствуют сведения о правах на имеющиеся у нее объекты недвижимого имущества на территории Российской Федерации.
Кроме того, суд первой инстанции правомерно учел, что каких-либо замечаний при приеме документов секретарем подкомиссии УФСИН России по Орловской области Смирновой О.Ю. не предъявлялось. Помимо этого, ответчиком был нарушен установленный трехмесячный срок рассмотрения документов, представленных Смирновой О.Ю., и принятия решения по данным документам, которое было принято ответчиком по истечении 1 года 3 месяцев, что привело к нарушению прав истца на рассмотрение её заявления в сроки, установленные действующим законодательством.
Выводы суда в данной части являются подробными, мотивированными. Доводов, направленных на опровержение выводов суда первой инстанции в данной части, жалоба ответчика не содержит.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о незаконности решения комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УФСИН России единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от <дата> и возложил на ответчика обязанность поставить Смирнову О.Ю. с составом семьи 3 человека на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с момента обращения с соответствующим заявлением, т.е. с <дата>.
Поскольку обстоятельства по делу судом установлены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, применен закон, подлежащий применению, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Заводского районного суда г. Орла от 25.02.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний России – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи