Решение по делу № 2-2442/2015 ~ М-1519/2015 от 24.02.2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

№2-2442/2015

г. Тюмень 15 апреля 2015 года

Центральный районный суд г. Тюмени в составе:

председательствующего судьи Гариповой Е.А.,

при секретаре Коловой О.А.,

с участием представителя ответчика Жукова В.Ф., действующего на основании доверенности б/н, выданной ДД.ММ.ГГГГ года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2442/2015 по иску Салова К.В. к Тюменской городской думе о признании права владеть, пользоваться, распоряжаться муниципальным имуществом публичного образования город Тюмень для самостоятельного решения вопросов местного значения,

УСТАНОВИЛ:

Истец Салов К.В. обратился с требованием о признании за ним права собственности на совместное имущество, а именно: бюджет муниципального образования города Тюмени (местный бюджет). Требования мотивировал тем, что в его владении находится имущество – бюджет местного образования города Тюмени, совместно с другими гражданами. Указанное имущество перешло в его владение ДД.ММ.ГГГГ на основании Конституции РФ, которая является общественным договором. Имущество из совместного владения никогда не выбывало, так как владеет имуществом как его собственник. Тем не менее, возник спор о праве распоряжаться данным совместным имуществом. Владеет указанным имуществом, совместно с другими гражданами, на основании статьи 130 Конституции РФ, а также землей и природными ресурсами, совместно с другими гражданами на основании статьи 9 Конституции РФ. Кроме того, он является налогоплательщиком – это то, из чего складывается местный бюджет, который является совместным имуществом. В течение всего срока владения имуществом претензий от бывшего собственника, других лиц к нему не предъявлялось, права на спорное имущество никто не предъявлял, споров в отношении владения и пользования имуществом не заявлялось. Поскольку владеет имуществом длительное время (участвовал в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу), приобрел право собственности и в силу приобретательной давности. Своего права на совместное имущество владеть, пользоваться и распоряжаться не передавал.

Впоследствии требования уточнил: просил признать за ним право владеть, пользоваться, распоряжаться муниципальным имуществом публичного образования город Тюмень для самостоятельного решения вопросов местного значения, данного статьей 130 Конституции Российской Федерации (л.д. 17).

В судебное заседание истец Салов К.В. не явился, о времени и месте подготовки дела к судебному разбирательству извещен заказной корреспонденцией с уведомлением, которую он получил лично (л.д. 18), однако от получения повестки на рассмотрение дела по существу уклонился, в связи с чем, указанная корреспонденция вернулась в адрес суда с отметкой «Истек срок хранения» (л.д. 19-20). В соответствии с положением ст. 9 ГК РФ, граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, следовательно, лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. При таких обстоятельствах суд усматривает в действиях истца по уклонению от получения судебного извещения злоупотребление своим процессуальным правом, в связи с чем, полагает, что истец извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом и с учетом положений ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие. Кроме того, в материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствие истца (л.д. 21).

Представитель ответчика Жуков В.Ф. в судебном заседании с иском не согласился, просил отказать в его удовлетворении, поскольку бюджет является формой образования и расходования денежных средств, а не имуществом, следовательно, на него не может быть признано право собственности. Согласно статье 132 Конституции РФ, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет органы местного самоуправления. Кроме того, действующим бюджетным законодательством утверждение бюджета в отношении конкретных граждан не предусмотрено. Право решения вопросов местного значения предоставлено истцам Конституцией РФ. Статьей 130 Конституции РФ предусмотрено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, но для этого имеются определенные пути, которые предусмотрены частью второй указанной статьи. Считает, что истец имеет возможность реализовать свое право распоряжаться, владеть и пользоваться муниципальным имуществом путем участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, истцом не представлены доказательства, что его права были кем-то нарушены.

Заслушав представителя ответчика Жукова В.Ф., исследовав материалы дела, суд пришел к выводу о том, что исковые требования являются не обоснованными и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

Статьей 6 Бюджетного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ) установлено, что бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

В соответствии со ст. 15 Бюджетного кодекса РФ, бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.

Согласно статье 132 Конституции РФ, органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.

Формирование и утверждение бюджета осуществляется в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом РФ, Уставом города Тюмени, Положением о бюджетном процессе в городе Тюмени, утвержденным решением Тюменской городской Думы от 30.10.2007 N697, при этом утверждение бюджета в отношении конкретных граждан действующим бюджетным законодательством не предусмотрено.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся: в том числе, составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

Согласно статье 49 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности.

Местное самоуправление в Российской Федерации реализует право населения самостоятельно решать вопросы местного значения, а также осуществлять владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ч. 1 ст. 130 Конституции РФ).

В соответствии со ст. 214 ГК РФ, средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (ст. 215 ГК РФ).

Неразрывное единство правомочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом представляет собой право собственности (ст. 209 ГК РФ). Право муниципальной собственности наряду с государственной, частной и иными формами признается и защищается в РФ (ст. 8 Конституции РФ).

От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (ч.1 ст. 125 ГК РФ).

Граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления (ч.1 ст. 3 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Из указанного следует, что население имеет право на самостоятельное решение вопросов местного значения на всей территории Российской Федерации и не может быть лишено этого права по решению органа государственной власти или по своей воле.

Согласно ст.3 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ч.2 ст. 32 Конституции РФ).

Иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами (ст. 3 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (ст. 133 Конституции РФ).

Исходя из положений статьи 55 Конституции РФ, право населения на осуществление местного самоуправления может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Таким образом, из указанного следует, что население осуществляет местное самоуправление посредством участия в муниципальных выборах и референдумах, обращаясь в органы местного самоуправления с заявлениями, жалобами и предложениями, исполняя обязанности по замещаемым должностям муниципальной службы, а также в иных формах прямого волеизъявления.

Право на осуществление местного самоуправления принадлежит всему населению муниципального образования, при этом, согласно словарю специальных терминов (В.Касьянов, В. Нечипуренко «Социология права») население - это совокупность людей, проживающих на данной территории или в пределах данного государства.

Право на осуществление местного самоуправления не является правом человека и гражданина, гарантированным главой 2 «Права и свободы человека и гражданина» Конституции РФ. В данном случае речь идет о специфическом праве, принадлежащем всему населению муниципального образования, а не отдельным его представителям.

Поскольку доказательств того, что права истца на осуществление местного самоуправления были нарушены ответчиком, либо доказательств лишения истца на указанное право суду не представлено, а также учитывая, что право истца владеть, пользоваться и распоряжаться муниципальной собственностью предусмотрено ст. 130 Конституции РФ, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о признании за ним права владеть, пользоваться, распоряжаться муниципальным имуществом публичного образования город Тюмень для самостоятельного решения вопросов местного значения.

На основании изложенного, суд считает необходимым отказать в удовлетворении требований в полном объеме.

Учитывая изложенное, руководствуясь положениями Конституции РФ, Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. ст. 3, 12, 56, 67, 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Салова К.В. о признании права владеть, пользоваться, распоряжаться муниципальным имуществом публичного образования город Тюмень для самостоятельного решения вопросов местного значения, отказать.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда, путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тюмени.

Мотивированное решение изготовлено 20 апреля 2015 года.

Судья подпись Е.А. Гарипова

2-2442/2015 ~ М-1519/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Салов Константин Валентинович
Ответчики
Тюменская городская дума
Суд
Центральный районный суд г. Тюмени
Судья
Гарипова Е. А.
Дело на странице суда
centralny--tum.sudrf.ru
24.02.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.02.2015Передача материалов судье
02.03.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.03.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.04.2015Подготовка дела (собеседование)
02.04.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.04.2015Судебное заседание
20.04.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.08.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.08.2015Дело оформлено
14.08.2015Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее