Определение по делу № 2-717/2021 ~ М-475/2021 от 07.04.2021

№ 2- 717/2021

УИД № 44RS0028-01-2021-000907-15

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 июля 2021 г.

г. Кострома

Костромской районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Гурьяновой О.В.,

при секретаре судебного заседания Метельковой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Быстрова Ю.А. к индивидуальному предпринимателю Горбоносу В.И. о возложении обязанности производить расчет провозной платы по алгоритму, установленному решением Костромского районного суда Костромской области от 19 октября 2020 г., установить стоимость проезда по действующему тарифу, осуществлять перевозку льготных пассажиров по льготным проездным абонементам, признать действия перевозчика автобусного маршрута № 103 Горбоноса В.И. по взиманию дополнительной платы к одному отрывному талону за проезд расстояния не превышающего 10 км противоречащим п.п. 5 и 8 Постановления администрации Костромской области от ДДММГГГГ -а «О льготном проезде отдельных категорий граждан на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородного сообщения» и решению Костромского районного суда Костромской области по гражданскому делу № 2-90/2020,

УСТАНОВИЛ:

Быстров Ю.А. обратился в суд иском к индивидуальному предпринимателю Горбоносу В.И. о возложении обязанности производить расчет провозной платы по алгоритму, установленному решением Костромского районного суда Костромской области от 19 октября 2020 г., установить стоимость проезда по действующему тарифу, осуществлять перевозку льготных пассажиров по льготным проездным абонементам. Иск обосновал тем, что 19 октября 2020 г. вступило в законную силу решение Костромского районного суда Костромской области по делу № 2-90/2020 по иску Быстрова Ю.А. к перевозчику автобусного маршрута № 103 ИП Горбоносу В.И. При рассмотрении гражданского дела 2-90/2020 Костромской районный суд установил следующие факты, которые отражены в решении суда: установлено расстояние между остановочным пунктом «Козловы горы» и остановочным пунктом «ЦРБ» равное 8,6 км. (решение суда стр. 8 абз. 1); установлен алгоритм расчета провозной платы между остановочным пунктом «Козловы горы» и остановочным пунктом «ЦРБ» - это тариф, умноженный на расстояние между остановочными пунктами. При действующем тарифе стоимость проезда равняется 8,6 км x 2,95 руб. = 25 руб. (решение суда стр. 8 абз. 1). Установлено расстояние, на которое действует каждый из 30 льготных отрывных талонов - это 10 километров включительно (решение суда стр. 8 абз. 6). Поскольку протяженность маршрута № 103 более 10 км перевозчик не требовал за поездку второго отрывного талона, а идя навстречу пассажирам-потребителям, взимал плату взамен второго отрывного талона, улучшая тем самым положение пассажира (решение суда стр. 8 абз. 9). Ответчик данные факты не оспаривал ни в судебном заседании, ни в апелляционной инстанции, что свидетельствует о его согласии с данными фактами. Однако практически перевозчик продолжал взимать плату, которая была установлена им до решения суда и представлена истцом в качестве доказательства в виде копии объявления в салоне автобуса. А именно, за проезд расстояния от остановочного пункта «Козловы горы» до остановочного пункта «ЦРБ» перевозчик взимает плату 34 руб., что на 9 руб. больше, чем установлено судом. Но суд не только установил стоимость проезда от остановочного пункта «Козловы горы» до остановочного пункта «ЦРБ», суд установил и отразил в своем решении алгоритм расчета провозной платы от остановочного пункта «Козловы горы» до остановочного пункта «ЦРБ». И если тариф перевозчик может менять, то алгоритм расчета провозной платы остается неизменным. Суд, ссылаясь на постановление администрации Костромской области от 08.05.2015 № 164-а, установил и отразил в решении, что каждый из 30 отрывных талонов дает право на проезд льготному пассажиру расстояние до 10 км включительно, В то же время, ссылаясь на безосновательные показания ответчика, установил: «поскольку протяженность маршрута № 103 больше 10 км, не требовал покупки второго талона за поездку, а идя навстречу пассажирам-потребителям, взимал плату в размере 5 руб., что меньше стоимости одного талона, улучшая тем самым положение потребителей услуги по перевозке». Установленный судом факт так, что дополнительная плата законна только для проезда полного расстояния маршрута. В нем не сказано, что дополнительная плата может взиматься за проезд любого расстояния, в том числе и не превышающего 10 км. Иначе такое обстоятельство противоречило бы ранее сделанному выводу о праве льготного пассажира на проезд по льготному отрывному абонементу расстояния до 10 км включительно. Кроме того суд указывает, что перевозчик берет дополнительную плату вместо второго отрывного талона. Но в решении суда в качестве материального права указано постановление администрации Костромской области от 08.05.2015 № 164-а. В данном постановлении в п. 8 приложения № 1 говорится, что в обмен на отрывной талон (талоны) абонемента в зависимости от дальности поездки в билетной кассе выдается посадочный талон, а в пути следования автобуса водителем (кондуктором) - нулевой билет. Из данной нормы следует, что второй отрывной талон предоставляется в зависимости от дальности поездки, и если один талон дает право на проезд до 10 км включительно, значит и перевозчик, идя навстречу пассажирам, может требовать дополнительную плату взамен второго отрывного талона только за расстояние, превышающее 10 км. И в этом случае нет противоречия с резолютивной частью решения суда по данному вопросу. Суд рассматривал исковое требование «О признании неправомерными действий по взиманию дополнительной платы за проезд по льготному проездному абонементу». В данном требовании не указано, за какое расстояние перевозчик не правомерно взимает денежные средства. Суд посчитал, что за полное расстояние маршрута перевозчик, идя навстречу потребителям услуг, может взимать вместо второго отрывного талона дополнительную плату. Учитывая, что ни перевозчик, ни департамент транспорта не представили оснований, по которым возможно взимание перевозчиком дополнительной платы за проезд по льготному абонементу расстояния, не превышающего 10 км, суд не мог установить законность взимания дополнительной платы за проезд по льготному абонементу за расстояние, не превышающее 10 км. Установленный судом факт законности взимания дополнительной платы за проезд по льготному отрывному абонементу нужно толковать только в случае проезда полного расстояния маршрута, что составляет более 10 км. На момент вынесения решения суда перевозчик, работая по нерегулируемому тарифу, взимал не зависимо от расстояния, которое проехал пассажир дополнительную плату за проезд по льготному отрывному талона 8 руб. Такое положение действует до настоящего времени. В решении суда имеется ссылка на ст. 9.1 Федерального закона N 220-ФЗ от 13.07.2015 Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации. Данной ссылкой суд делает вывод а том, что субсидии полученные перевозчиком являются компенсацией недополученных доходов за перевозку граждан льготной категории. Таким образом, взимая дополнительную плату не только за расстояние, превышающее 10 км, но и за расстояние в пределах установленного постановлением администрации Костромской области от 08.05.2015 № 164-а, перевозчик получает двойную компенсацию недополученных доходов. Это субсидия от государства и дополнительная плата за проезд по льготному абонементу за расстояние, не превышающее 10 км, что действующим законодательством не предусмотрено. Руководствуясь ст. 17 Федерального Закона «О защите прав потребителей», ст. 3, ст. 61, ст. 209 ГПК РФ просит суд: обязать перевозчика автобусного маршрута № 103 Горбоноса В.И. при расчете провозной платы от остановочного пункта «Козловы горы» до остановочного пункта «ЦРБ» использовать алгоритм, установленный в решении Костромского районного суда по гражданскому делу № 2-90/2020 - тариф, умноженный на расстояние между указанными остановочными пунктами; обязать перевозчика, автобусного маршрута № 103 Горбоноса В.И. установить стоимость проезда по ныне действующему тарифу 2,95 руб. за один пассажиро-километр от остановочного пункта «Козловы горы» до остановочного пункта «ЦРБ» в размере 25 руб.; обязать перевозчика, автобусного маршрута № 103 Горбоноса В.И. осуществлять перевозку льготных пассажиров по льготным проездным абонементам без дополнительной платы по одному льготному талону расстояние, не превышающее 10 км включительно; за расстояние, превышающее 10 км при перевозке льготного пассажира по льготным абонементам оставить прежний порядок расчета - один талон плюс 8 руб. доплаты.

В ходе рассмотрения дела Быстров Ю.А. дополнил исковые требования и указал, что в связи с изменением правил проезд для льготных пассажиров, возникла необходимость изменить предмет иска. 01 июля 2021 г. вступает в силу постановление Администрации Костромской области от 11 мая 2021 г. № 207-А «Об обеспечении равной доступности транспортных услуг на пассажирском автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородного сообщения для отдельных категорий граждан» В п. 3 данного постановления признается утратившим силу в частности постановление администрации Костромской области от 17 декабря 2014 г. № 519-а, на основании которого заявлены исковые требования по рассматриваемому делу под № 3 и № 4. В результате чего данные исковые требования теряют смысл после 01 июля 2021 г. Но вопрос об использовании льготных абонементов после 1 июля остается не решенным. На руках у льготных пассажиров имеются неизрасходованные талоны. Как будет решена судьба этих талонов пока не известно. Есть мнение продлить действие талонов до 01 сентября 2021 г.. Но есть и другое мнение о том, что талоны прекращают действие с 01 июля 2021 г. Считает, что по общему правилу закон не имеет обратной силы, если это не указано в самом законе. На титульном листе льготных абонементов, приобретенных до вступления в законную силу нового постановления, имеется запись о том, что абонемент действителен по 31.12.2021. Данная запись заверена печатью «Для документов». Кроме того за покупку льготных абонементов пассажир заплатил деньги. И эти деньги получены распространителем льготных документов и далее по «цепочке». Просит суд дополнительно признать действия перевозчика автобусного маршрута № 103 Горбоноса В. И. по взиманию дополнительной денежной платы к одному отрывному талону за проезд расстояния, не превышающего 10 км противоречащим следующим нормативным документам: пунктам 5 и 8 постановления администрации Костромской области от 17 декабря 2014 г. № 519-а «О льготном проезде отдельных категорий граждан на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородного сообщения», абзацам 6 и 9 стр. 8 решения Костромского районного суда Костромской области по гражданскому делу № 2-90/2020, вступившим в законную силу.

В судебном заседании истец Быстров Ю.А. исковые требования поддержал по доводам и основаниям, указанным в исковом заявлении и дополнении к нему.

Ответчик ИП Горбонос В.И. в судебном заседании полагал, что иск Быстрова Ю.А. удовлетворению не подлежит, с 01 июля 2021 г. вступили в действие новые правила перевозки пассажиров и кроме того все требования Быстрова Ю.А. по настоящему иску были предметом рассмотрения Костромским районным судом Костромской области при рассмотрении гражданского дела № 2-90/2020.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица Департамента транспорта и дорожного хозяйства Костромской области в судебное заседание представителя не направили, просили рассматривать дело без их участия, также полагали, что иск Быстрова Ю.А. удовлетворению не подлежит.

Выслушав участников процесса, обозрев материалы гражданского дела № 2-90/2020 Костромского районного суда Костромской области, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с абз. 3 ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если имеется вступившее в законную силу и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда или определение суда о прекращении производства по делу в связи с принятием отказа истца от иска или утверждением мирового соглашения сторон.

Судом установлено, что в производстве Костромского районного суда находилось гражданское дело по иску Быстрова Ю.А. к индивидуальному предпринимателю Горбоносу В.И. о признании неправомерными действий по взиманию дополнительной платы за проезд по льготному проездному абонементу, признании неправомерными действий по установлению единой провозной платы, возложении обязанности рассчитать провозную плату в соответствии с Постановлением Департамента цен и тарифов Костромской области № 18/165 от 29 июня 2018 г., компенсации морального вреда.

Как видно из просительной части искового заявления Быстрова Ю.А. по делу № 2-90/2020, он просил суд признать неправомерными действия ответчика ИП Горбоноса В.И. при расчете провозной платы, замены расчетной величины установленной Департаментом цен и тарифов Костромской области «пассажиро-километр» на введенную перевозчиком расчетную величину «протяженность маршрута от начального до конечного остановочного пункта». Признать неправомерными действия ответчика по взиманию дополнительной платы в сумме 5 руб. за проезд по льготному проездному абонементу в пределах установленной нормы до 10 км включительно. Признать неправомерными действия ответчика по установлению единой провозной платы на автобусном маршруте № 103, обязать ответчика рассчитать провозную плату в соответствии с постановлением Департамента цен и тарифов Костромской области 318/165 от 29 июня 2018 г. с покилометровой тарификацией маршрута и установлением цены на проезд для каждой автобусной остановки или рассчитать плату за проезд с учетом положений прейскуранта № 13-02-01 и входящих в него правил применения тарифов. Взыскать компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.

В ходе рассмотрения указанного дела Быстров Ю.А. уточнял исковые требования. Просил признать неправомерными действия по взиманию дополнительной платы за проезд по льготному проездному абонементу, признать неправомерными действия по установлению единой провозной платы, возложить обязанность рассчитать провозную плату в соответствии с Постановлением Департамента цент и тарифов Костромской области № 18/165 от 29 июня 2018 г., то есть Быстров Ю.А. в названном иске также оспаривал действия ответчика ИП Горбоноса В.И. по установлению провозной платы при оказании услуги по перевозке пассажиров по маршруту № 103 в том числе от остановочного пункта «Козловы горы» до остановочного пункта «ЦРБ».

Решением Костромского районного суда от 09 июня 2020 г. оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Костромского областного суда от 19 октября 2020 г. решение Костромского районного суда оставлено без удовлетворения, апелляционная жалоба Быстрова Ю.А. - без удовлетворения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 25 марта 2021 г. названные судебные акты оставлены без изменения, кассационная жалоба Быстрова Ю.А. - без удовлетворения.

Как видно из решения Костромского районного суда от 09 июня 2020 г., материалов названного гражданского дела, по сути исковые требования Быстрова Ю.А. были теми же самыми, к тому же ответчику, по тем же основаниям, что заявлены и в рассматриваемом споре.

Поэтому суд полагает, что имеются все основания для прекращения производства по настоящему гражданскому делу в связи с тем, что имеется вступившее в законную силу и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда.

Руководствуясь абз. 3 ст. 220, ст.ст. 224, 225 ГПК РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Производство по гражданскому делу по иску Быстрова Ю.А. к индивидуальному предпринимателю Горбоносу В.И. о возложении обязанности производить расчет провозной платы по алгоритму, установленному решением Костромского районного суда Костромской области от 19 октября 2020 г., установить стоимость проезда по действующему тарифу, осуществлять перевозку льготных пассажиров по льготным проездным абонементам, признать действия перевозчика автобусного маршрута № 103 Горбоноса В.И. по взиманию дополнительной платы к одному отрывному талону за проезд расстояния, не превышающего 10 км противоречащим п.п. 5 и 8 Постановления администрации Костромской области от 17 декабря 2014 г. № 519-а «О льготном проезде отдельных категорий граждан на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородного сообщения» и решению Костромского районного суда Костромской области по гражданскому делу № 2-90/2020 прекратить.

Повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

Определение может быть обжаловано в течение пятнадцати дней с момента вынесения в Костромской областной суд через Костромской районный суд Костромской области.

Судья

О.В. Гурьянова.

2-717/2021 ~ М-475/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Производство по делу ПРЕКРАЩЕНО
Истцы
Быстров Юрий Алексеевич
Ответчики
ИП Горбонос Вячеслав Иванович
Другие
Департамент транспорта и дорожного хозяйства Костромской области
Суд
Костромской районный суд Костромской области
Судья
Гурьянова Ольга Вячеславовна
Дело на странице суда
kostromskoy--kst.sudrf.ru
07.04.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.04.2021Передача материалов судье
08.04.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.05.2021Судебное заседание
01.06.2021Судебное заседание
25.06.2021Судебное заседание
20.07.2021Судебное заседание
02.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.08.2021Дело оформлено
Определение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее