Гражданское дело №2-960/2015
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с. Шира 24 июня 2015 года
Ширинский районный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего судьи Белоноговой Н.Г.,
при секретаре Быковской Л.В.,
с участием:
истцов Зайцевой Е.Г.,
Лебедко И.В.,
представителя ответчика - администрации муниципального образования Ширинский район Республики Хакасия Ренгельман М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зайцевой Е.Г., Лебедко И.В., к администрации муниципального образования Ширинский район Республики Хакасия, о признании членом семьи собственника жилого помещения, признании права на предоставление мер социальной поддержки в виде строительства жилого дома, о признании отказа незаконным и обязании включить в список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, которые были утрачены и (или) повреждены, обязании предоставить меры социальной поддержки в виде строительства жилого дома по социальной норме,
УСТАНОВИЛ:
Зайцева Е.Г., Лебедко И.В. обратились в Ширинский районный суд Республики Хакасия с иском к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия, администрации муниципального образования Ширинский район Республики Хакасия о включении их в список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, которые были утрачены и (или) повреждены, о признании права на предоставление мер социальной поддержки в виде строительства жилого дома, об обязании администрации муниципального образования Ширинский район Республики Хакасия включить их в список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, которые были утрачены и (или) повреждены, об обязании предоставить меры социальной поддержки в виде строительства жилого дома по социальной норме. В обоснование исковых требований истцами указано, что в связи с чрезвычайной ситуацией, возникшей 12 апреля 2015 года на территории Республики Хакасия, в результате пожара было уничтожено жилое помещение, расположенное по указанному адресу, принадлежащее Зайцевой Е.Г. на праве собственности. Администрацией муниципального образования Ширинский район истцам было отказано во включении в список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожара. Основанием к отказу явилось наличие у истца Зайцевой Е.Г. иного жилого помещения, пригодного для проживания, а также то, что Лебедко И.В. не является членом семьи собственника жилого дома, расположенного по вышеуказанному адресу. Считая отказ незаконным, истцы просят признать данный отказ незаконным и признать за ними право на предоставление мер социальной поддержки, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2015 года № 429 «О предоставления в 2015 году из федерального бюджета бюджетам Республике Хакасия и Забайкальскому краю иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате пожаров, произошедших в 2015 году на территориях Республики Хакасия и Забайкальского края, а также мероприятий и строительству и (или) восстановлению объектов коммунальной и социальной инфраструктуры», обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия предоставить меры социальной поддержки.
В уточнении к исковому заявлению истцы просят признать Лебедко И.В. членом семьи собственника жилого помещения, расположенного по указанному адресу, - Зайцевой Е.Г., признать за ним право на предоставление мер социальной поддержки, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2015 года № 429 «О предоставления в 2015 году из федерального бюджета бюджетам Республике Хакасия и Забайкальскому краю иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате пожаров, произошедших в 2015 году на территориях Республики Хакасия и Забайкальского края, а также мероприятий и строительству и (или) восстановлению объектов коммунальной и социальной инфраструктуры», обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия предоставить меры социальной поддержки.
Определением Ширинского районного суда Республики Хакасия от 30 мая 2015 года вкачестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены - Правительство Республики Хакасия, Управление федеральной миграционной службы России по Республике Хакасия, Управление по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия.
В судебном заседании истец Зайцева Е.Г. поддержала заявленные, с учетом уточнения, требования в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении. Дополнила, что жилой дом, расположенный по указанному адресу, принадлежит ей на праве собственности. Она проживала совместно с Лебедко И.В., вплоть до произошедшего пожара, где они и были зарегистрированы в установленном законом порядке. Проживая совместно в незарегистрированном браке с Лебедко И.В. в течение 11 лет, они ведут общее хозяйство, проявляя взаимную заботу друг о друге, уважая права и интересы друг друга. В названное жилое помещение истец Лебедко И.В. был вселен в качестве члена ее семьи.
В судебном заседании истец Лебедко И.В, поддержал заявленные, с учетом уточнения, требования в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении. Дополнил, что жилой дом, расположенный по указанному адресу, принадлежит на праве собственности Зайцевой Е.Г., с которой они проживают в названном жилом помещении в незарегистрированном браке в течение 11 лет. Проживая совместно с Зайцевой Е.Г., они ведут общее хозяйство, проявляя взаимную заботу друг о друге, уважая права и интересы друг друга, имея перед друг другом личные имущественные и неимущественные права. В названное выше жилое помещение он (Лебедко И.В.) был вселен в качестве члена семьи Зайцевой Е.Г.
Представитель ответчика - администрации муниципального образования Ширинский район Ренгельман М.В., действующая на основании доверенности , исковые требования не признала, просила принять законное и обоснованное решение.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Правительства Республики Хакасия, Управления федеральной миграционной службы России по Республике Хакасия, Управления по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия, надлежащим образом уведомленные о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, возражений на заявленные требования суду не представили.
Руководствуясь ч.ч. 3, 4, 5 ст. 167, ст. 263 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Определением Ширинского районного суда Республики Хакасия от 24 июня 2015 года производство по делу в части исковых требований Зайцевой Е.Г. и Лебедко И.В., предъявленных к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия, прекращено.
Выслушав истцов, представителя ответчика, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, допросив свидетелей, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Постановлением Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия от 12 апреля 2015 года № 24-ПП на территории Республики Хакасия с 12 апреля 2015 года был введен режим чрезвычайной ситуации.
Постановлением главы администрации муниципального образования Ширинский район Республики Хакасия от 17 апреля 2015 года № 172 (в редакции Постановления от 30 апреля 2015 года № 205) установлены границы зон чрезвычайной ситуации, возникшей 12 апреля 2015 года в результате природных пожаров с сильным порывистым ветром более 25 м/с и возгоранием жилых домов населенных пунктов на территории Ширинского района Республики Хакасия. Согласно п. 6 приложения к данному Постановлению, домовладение по указанному адресу, находилось в границах зоны пожара, возникшего в результате чрезвычайной ситуации 12 апреля 2015 года на территории муниципального образований Ширинский район Республики Хакасия.
Согласно акту обследования жилого помещения №41 от 24 апреля 2015 года, утвержденного председателем межведомственной комиссии, назначенной постановлением главы администрации Спиринского сельсовета от 24 июня 2014 года №46, был обследован жилой дом указанному адресу, и установлено, что жилой дом, находящийся по вышеуказанному адресу, в результате природных пожаров с сильным порывистым ветром более 25 м/с и возгоранием жилых домов 12 апреля 2015 года, уничтожен пожаром полностью.
Данное обстоятельство подтверждено справкой начальника ОНД Ширинского и Орджоникидзевского районов о пожаре, произошедшем в жилом доме и надворных постройках, расположенных по указанному адресу.
Приведенными выше доказательствами установлено, что в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей 12 апреля 2015 года на территории Республики Хакасия, в результате пожара среди других жилых помещений было утрачено домовладение, расположенное по указанному адресу.
В соответствии со ст.ст. 3, 4 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» целями настоящего Федерального закона являются: предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций; снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций; ликвидация чрезвычайных ситуаций, а основными задачами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются, в том числе и осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций.
Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, на возмещение ущерба, причиненного их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, а также на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание в зонах чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 18 указанного Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 этой же статьи).
Статьей 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено, что определение порядка оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектам Российской Федерации при возникновении чрезвычайных ситуаций регионального характера, относится к полномочиям Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2015 года № 429 (в редакции постановления Правительства РФ от 23 мая 2015 года №496) утверждены «Правила предоставления в 2015 году из федерального бюджета бюджетам Республики Хакасия и Забайкальского края иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате пожаров, произошедших в 2015 году на территориях Республики Хакасия и Забайкальского края, а также мероприятий по строительству и (или) восстановлению объектов коммунальной и социальной инфраструктуры» (далее - Правила № 429).
В соответствии с подп. «а» п. 4 указанных Правил №429 трансферты предоставляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий по предоставлению мер поддержки гражданам, являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожаров, которые постоянно проживали (имеют постоянную регистрацию по месту жительства) в указанных помещениях в населенных пунктах, подвергшихся пожарам, и не имеют другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеют другое жилое помещение, также признанное непригодным для проживания либо утраченным в результате пожаров, в виде предоставления жилого помещения, находящегося на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и приобретенного уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации или подведомственными этому органу государственными учреждениями в интересах граждан, либо строительства жилых домов на земельных участках, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих гражданам и (или) совместно проживающим с ними членам семьи либо находящихся в муниципальной собственности, по выбору граждан с последующим оформлением указанных жилых помещений, жилых домов в их собственность.
Размер трансфертов в целях осуществления мер поддержки граждан рассчитывается исходя из предоставления гражданам жилья общей площадью по социальной норме в размере 33 кв. м. для одиноких граждан, 42 кв. м. на семью из 2 человек и по 18 кв. м. на каждого члена семьи при составе семьи из 3 и более человек, но не более общей площади утраченного жилья, за исключением ряда случаев, предусмотренных названными Правилами. Меры социальной поддержки граждан реализуются в отношении гражданина, для которого и для всех членов семьи которого утраченное жилье являлось единственным. К членам семьи гражданина относятся постоянно проживающие и зарегистрированные по месту жительства в утраченном жилье на момент чрезвычайной ситуации совместно с ним его супруг или супруга, а также дети (в том числе усыновленные), родители и усыновители этого гражданина и его внуки (п. 7 Правил № 429).
В силу п. 5 Правил № 429 предоставление трансфертов осуществляется при выполнении субъектами Российской Федерации следующих условий:
а) наличие утвержденного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядка осуществления мероприятий по ликвидации последствий пожаров, включая реализацию мер поддержки граждан, утративших жилые помещения в результате пожаров, с указанием срока подачи гражданами в соответствующий орган субъекта Российской Федерации заявлений о предоставлении жилого помещения, либо о строительстве жилого дома, либо о проведении капитального ремонта поврежденного жилья;
б) наличие утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по согласованию с территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и территориальными органами Федеральной миграционной службы списков граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, которые были утрачены и (или) повреждены, и соответствующих требованиям пунктов 4 и 7 настоящих Правил;
в) наличие проектной сметной документации, утвержденной в установленном порядке, в отношении объектов коммунальной и социальной инфраструктуры, финансирование строительства которых осуществляется за счет трансфертов.
Согласно п. 11 Правил № 429 меры поддержки граждан осуществляются однократно в отношении одного жилого помещения.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 24 мая 2015 года №241 «Об осуществлении мероприятий по ликвидации последствий пожаров, произошедших в апреле 2015 года на территории Республики Хакасия» утвержден «Порядок реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабными пожарами, произошедшими в апреле 2015 года на территории Республики Хакасия» (далее - Порядок), в соответствии с п. 3 которого предоставление мер поддержки в виде строительства жилых домов взамен утраченных, капитального ремонта поврежденных жилых помещений осуществляется в пределах ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия на 2015 год на указанные цели.
В соответствии с подп. «а» п. 8 Порядка для получения предусмотренных настоящим Порядком мер поддержки гражданин до 30 мая 2015 года подает в орган местного самоуправления муниципального района или городского округа по месту нахождения утраченного или поврежденного жилого помещения (далее - муниципальное образование) письменное заявление о предоставлении меры поддержки в виде предоставления жилого помещения либо строительства жилого дома взамен утраченного по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку, к заявлению прилагаются документы, указанные в подп. «а»-«е» п. 10 Порядка, в том числе копии правоустанавливающих документов на утраченное жилое помещение.
Муниципальное образование в течение двух рабочих дней со дня поступления сведений из органов, указанных в п. 16 настоящего Порядка, рассматривает поступившие заявления и принимает решение о включении (отказе во включении) в списки граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо утраченных (поврежденных) в результате пожара, произошедшего на территории муниципального образования, формируемые в соответствии с требованиями п. 22 настоящего Порядка (п. 17 Порядка).
Согласно п. 22 Порядка муниципальное образование на основании принятых решений о включении в списки в течение двух рабочих дней формирует список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожара, произошедшего на территории муниципального образования.
Меры поддержки, предусмотренные настоящим Порядком, как указано в п. 5, реализуются в отношении гражданина, для которого и для всех членов семьи которого утраченное жилье являлось единственным. Гражданам, которые помимо утраченного или требующего капитального ремонта жилья имеют в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, меры поддержки не предоставляются.
Таким образом, исходя из приведенных выше требований нормативно-правовых актов следует, что юридически значимыми обстоятельствами являются: установление факта причинения вреда жилому помещению в результате пожара, произошедшего 12 апреля 2015 года; установление факта принадлежности утраченного жилого помещения на праве собственности гражданину; установление факта постоянного проживания гражданина и членов его семьи в таком помещении, а также факта отсутствия у гражданина и членов его семьи иного, пригодного для проживания жилого помещения.
Как следует из приведенных выше доказательств, помещение, расположенное по указанному адресу, уничтожено в результате пожара.
В мае 2015 года истец Зайцева Е.Г. обратилась в администрацию муниципального образования Ширинский район с заявлением о включении ее и Лебедко И.В., в качестве члена семьи, в список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, которые были утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, на получение меры социальной поддержки в виде строительства жилого дома взамен утраченного.
Решением администрации муниципального образования Ширинский район от 25 мая 2015 года истцам было отказано во включении в список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожара, в связи с отсутствием с наличием в собственности иного, пригодного для проживания жилого помещения.
Согласно выписке из ЕГРП , а также справки Ширинского филиала ГУП РХ «Управление технической инвентаризации», собственником жилого дома и земельного участка, расположенных по указанному адресу, является Зайцева Е.Г.
Рассматривая требования истцов о признании Лебедко И.В. членом семьи Зайцевой Е.Г., суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Статья 7 Конституции Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии граждан, их социальной защищенности.
Частью 1 ст. 17 Конституции РФ предусмотрено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией, при этом, исходя из положений ст. 18 Основного закона, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Одно из основных социальных прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации - право на жилище.
Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Частями 1, 2 ст. 30 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его пользования, которые установлены названным Кодексом. Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании.
Согласно п. 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2007 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ, исходя из следующего: членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (ст. 55 ГПК РФ).
При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.
Судам также необходимо иметь в виду, что регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно ст. 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.
Согласно паспортам истцов, Зайцева Е.Г. и Лебедко И.В. имеют регистрацию по указанному адресу.
Из справки УУП ОМВД России по Ширинскому району, а также справки главы администрации Спиринского сельсовета следует, что Зайцева Е.Г. и Лебедко И.В. проживали совместно по указанному адресу.
Истцы Зайцева Е.Г., Лебедко И.В., а также допрошенные в судебном заседании свидетели К.В.А., С.Н.К. подтвердили факт постоянного, в том числе на момент возникновения чрезвычайной ситуации, проживания Лебедко И.В. совместно с Зайцевой Е.Г. в жилом доме, расположенном по указанному адресу, куда Лебедко И.В. был вселен в качестве члена семьи Зайцевой Е.Г.
Свидетели К.В.А. и С.Н.К.Г.Г.И., допрошенные в судебном заседании также показали, что Зайцева Е.Г. и Лебедко И.В. проживают совместно , имея общий бюджет, ведя совместное хозяйство, при этом их отношения отличаются взаимным уважением и взаимной заботой друг о друге, ответственностью друг перед другом. Лебедко И.В. выполнял всю работу по хозяйству, улучшая условия проживания в названном жилом помещении.
Согласно ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио - и видеозаписей, заключений экспертов.
Показания допрошенных свидетелей, предупрежденных об уголовной ответственности, согласующиеся с материалами дела, показаниями истцов и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, принимаются судом в качестве доказательств по делу, поскольку данным свидетелям лично и непосредственно известен указанный факт, они не заинтересованы прямо или косвенно в исходе дела в пользу истца, в связи с чем оснований не доверять свидетелям у суда не имеется.
В данном случае суд, исследовав представленные доказательства в их совокупности, в порядке, предусмотренном ст. 67 ГПК РФ, находит установленными обстоятельства, согласно которых Лебедко И.В. был вселен в жилое помещение, расположенное по указанному адресу, в качестве члена семьи истца Зайцевой Е.Г., постоянно, проживал с ней, ведя с ней общее совместное хозяйство, осуществляя заботу как о ней и несовершеннолетних детях и внуках, так и о доме, в котором они проживали, при этом у них имелись общие интересы, а также личные неимущественные и имущественные права и обязанности, ответственность друг перед другом.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что исковые требования о признании Лебедко И.В. членом семьи Зайцевой Е.Г. являются обоснованными и подлежат удовлетворению, а потому отказ администрации муниципального образования Ширинский район о включении Лебедко И.В. в качестве члена семьи собственника жилого помещения, в список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожара, на получение меры социальной поддержки в виде строительства жилого дома взамен утраченного, является необоснованным.
Рассматривая требования истцов о признании незаконным отказа администрации муниципального образования Ширинский район о включении их в список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожара, на получение меры социальной поддержки в виде строительства жилого дома взамен утраченного, по мотиву наличия в собственности истцов иного, пригодного для проживания жилого помещения, суд приходит к выводу об их удовлетворении по следующим основаниям.
Целью Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» являются снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций; ликвидация чрезвычайных ситуаций, а основными задачами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций (ст. 3, 4).
В силу п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Как видно из материалов дела, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним , справкой из Ширинского филиала ГУП РХ «УТИ» , истец Зайцева Е.Г. имеет в собственности 1/3 часть жилого дома, расположенного по другому адресу.
Согласно уведомлению , сведения о зарегистрированных правах Лебедко И.В. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют.
Как следует из приведенных выше доказательств, в утраченном в результате чрезвычайной ситуации жилом помещении, расположенном по указанному адресу, проживал, совместно с собственником, Лебедко И.В., не имеющим в собственности иного, пригодного для проживания жилого помещения.
Жилое помещение, имеет общую площадь 48,4 квадратных метра, в связи с чем, на долю Зайцевой Е.Г. приходится 16,1 квадратный метр, следовательно, на одного члена семьи Зайцевой Е.Г. приходится по 8.05 квадратных метра, что значительно ниже установленной решением главы Спиринского сельсовета от 17 марта 2009 года №93, учетной нормы жилого помещения на территории Ширинского сельсовета, составляющей 10 кв.м., в связи с чем названное жилое помещение, в соответствии с п. 5 Порядка не может быть признано иным, пригодным для проживания жилым помещением, наличие которого лишало бы истцов и членов их семьи права на получение мер социального поддержки в виде предоставления (строительства) жилья, а отказ в возмещении ущерба, причиненного здоровью и имуществу пострадавших вследствие чрезвычайных ситуаций, который основан на обстоятельствах, возникших в силу самой чрезвычайной ситуации, носил бы дискриминационный характер, что противоречило бы общеправовому принципу равенства прав, поскольку поставило бы истцов по отношению к тем лицам, у которых нет другого жилья, в неравное положение.
Поскольку судом установлены все необходимые условия для предоставления Зайцевой Е.Г., Лебедко И.В. меры социальной поддержки, суд приходит к выводу о том, что требования истцов о признании за ним права на предоставление меры социальной поддержки, установленной Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2015 года № 429, в виде строительства жилого дома; признании незаконным отказа администрации муниципального образования Ширинский район во включении Лебедко И.В. в качестве члена семьи Зайцевой Е.Г. в Список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, утраченных в результате пожара, произошедшего на территории муниципального образования; возложении на администрацию муниципального образования Ширинский район обязанности по включению Зайцевой Е.Г., Лебедко И.В. в Список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, утраченных в результате пожара, произошедшего на территории муниципального образования, подлежат удовлетворению.
Рассматривая требования истцов об обращении решения суда к немедленному исполнению, суд считает данное требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Учитывая наличие и характер чрезвычайной ситуации, срочность социальной помощи, оказываемой потерпевшим в результате чрезвычайной ситуации, а также объективную нуждаемость в ней, суд считает необходимым обратить решение суда к немедленному исполнению, разъяснив при этом сторонам, что обращение решения суда к немедленному исполнению не является препятствием для его обжалования всеми заинтересованными лицами в установленные законом сроки и в установленном порядке.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Зайцевой Е.Г., Лебедко И.В., к администрации муниципального образования Ширинский район Республики Хакасия, о признании членом семьи собственника жилого помещения, признании права на предоставление мер социальной поддержки в виде строительства жилого дома, о признании отказа незаконным и обязании включить в список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, которые были утрачены и (или) повреждены, обязании предоставить меры социальной поддержки в виде строительства жилого дома по социальной норм - удовлетворить.
Признать Лебедко И.В., членом семьи Зайцевой Е.Г., собственника жилого помещения, расположенного по указанному адресу.
Признать за Зайцевой Е.Г., право на предоставление меры социальной поддержки, установленной Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2015 года № 429 «О предоставлении в 2015 году из федерального бюджета бюджетам Республики Хакасия и Забайкальского края иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате пожаров, произошедших в 2015 году на территориях Республики Хакасия и Забайкальского края, а также мероприятий по строительству и (или) восстановлению объектов коммунальной и социальной инфраструктуры» в виде строительства жилого дома.
Признать за Лебедко И.В., право на предоставление меры социальной поддержки, установленной Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2015 ода № 429 «О предоставлении в 2015 году из федерального бюджета бюджетам Республики Хакасия и Забайкальского края иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате пожаров, произошедших в 2015 году на территориях Республики Хакасия и Забайкальского края, а также мероприятий по строительству и (или) восстановлению объектов коммунальной и социальной инфраструктуры» в виде строительства жилого дома в качестве члена семьи Зайцевой Е.Г..
Признать незаконным отказ администрации муниципального образования Ширинский район Республики Хакасия от 25 мая 2015 года в части невключения Зайцевой Е.Г., в Список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, утраченных в результате пожара, произошедшего на территории муниципального образования.
Признать незаконным отказ администрации муниципального образования Ширинский район Республики Хакасия от 25 мая 2015 года в части невключения Лебедко И.В., в Список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, утраченных в результате пожара, произошедшего на территории муниципального образования, в качестве члена семьи Зайцевой Е.Г..
Обязать администрацию муниципального образования Ширинский район Республики Хакасия включить Зайцеву Е.Г., в Список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, которые были утрачены и (или) повреждены в результате пожара, произошедшего на территории муниципального образования, дающий право на меры социальной поддержки, установленных Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2015 года № 429 «О предоставлении в 2015 году из федерального бюджета бюджетам Республики Хакасия и Забайкальского края иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате пожаров, произошедших в 2015 году на территориях Республики Хакасия и Забайкальского края, а также мероприятий по строительству и (или) восстановлению объектов коммунальной и социальной инфраструктуры».
Обязать администрацию муниципального образования Ширинский район Республики Хакасия включить Лебедко И.В., в качестве члена семьи Зайцевой Е.Г., в Список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, которые были утрачены и (или) повреждены в результате пожара, произошедшего на территории муниципального образования, дающий право на меры социальной поддержки, установленных Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2015 года № 429 «О предоставлении в 2015 году из федерального бюджета бюджетам Республики Хакасия и Забайкальского края иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате пожаров, произошедших в 2015 году на территориях Республики Хакасия и Забайкальского края, а также мероприятий по строительству и (или) восстановлению объектов коммунальной и социальной инфраструктуры».
Обратить решение, в соответствии со статьями 204, 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия через Ширинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Н.Г. Белоногова
Справка: мотивированное решение изготовлено и подписано «29» июня 2015 года.
Судья Н.Г. Белоногова