Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-750/2020 ~ М-657/2020 от 21.07.2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

27августа 2020 года с. Кинель-Черкассы

Кинель-Черкасский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Иноземцевой Е.И.

при помощнике судьи Зубовой, секретаре Проскуриной А.В.

с участием помощника прокурора Чуракова Ю.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2а-750/2020 по административному иску прокурора Кинель-Черкасского района Самарской области в интересах неопределенного круга лиц к ФИО1 заинтересованным лицам: ОМВД России по Кинель-Черкасскому району, ГБУЗ СО «Кинель-Черкасская ЦРБ» о прекращении права управления транспортным средством,

у с т а н о в и л:

    В иске указано, что прокуратурой Кинель-Черкасского района проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Проверкой установлено, что ответчик ФИО1 имеет право на управление транспортными средствами категории «В», на основании водительского удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ.

По информации Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области «Кинель-Черкасская ЦРБ» ответчик состоит на диспансерном учете у врача- нарколога в ГБУЗ СО «Кинель-Черкасская ЦРБ» с диагнозом <данные изъяты>

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что ответчик, страдающий заболеванием и состоящий на учете у врача-нарколога, в нарушение требований закона обладает правом на управление транспортным средством, являющимся источником повышенной опасности, в результате чего нарушаются интересы неопределенного круга лиц на безопасное передвижение по дорогам Российской Федерации.

Согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статьей 24 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» гарантируются права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации, которое обеспечивается путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения.

Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения, участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.

Статьями 25, 26 Закона № 196-ФЗ определены условия получения права на управление транспортными средствами и основные требования по подготовке водителей транспортных средств. При этом предусмотрено, что право на управление транспортными средствами приобретают граждане, не имеющие ограничений к водительской деятельности.

Согласно п. 2.7 Правил дорожного движения Российской Федерации водителю запрещается управлять транспортным средством в болезненном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения.

В силу пункта 2.3.2 ПДД водитель транспортного средства обязан в установленных случаях проходить медицинское освидетельствование для подтверждения способности к управлению транспортными средствами.

Таким образом, прохождение медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является условием получения права на управление транспортным средством и обязанностью кандидата в водители.

В силу п.2 ст.6 Закона Российской Федерации от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утверждается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации, от 28.04.1993г. № 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» утверждён перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источниками повышенной опасности.

Согласно перечню, общими медицинскими психиатрическими противопоказаниями для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности являются хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями. Выраженные формы пограничных психических расстройств рассматриваются в каждом случае индивидуально. Дополнительные противопоказания приведены в графе 2 Перечня. В частности, к дополнительным медицинским психиатрическим противопоказаниям к вождению авто-мототранспортных средств относятся: алкоголизм, эпилепсия, наркомания, токсикомания.

Снятие с учета в связи со стойкой ремиссией (по выздоровлению) производится на основании врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдался больной.

Ответчик, в связи с имеющимся у него заболеванием состоит на учете у <данные изъяты> доказательства наличия у него стойкой ремиссии отсутствуют, основания и для снятия ответчика с диспансерного учета не имеется.

При таких обстоятельствах ответчик, управляя транспортным средством, являющимся источником повышенной опасности, создает, а также может создать реальную опасность причинения вреда, как самому себе, так и жизни и здоровью окружающих (участника дорожного движения) и их имуществу, поскольку страдает <данные изъяты> Наличие данного заболевания у ответчика исключает его право осуществлять деятельность, связанную с управлением источниками повышенной опасности, включая управление транспортными средствами.

Исходя из указанных положений, одним из условий участия в дорожном движении является отсутствие у водителя медицинских противопоказаний.

Таким образом, здоровье ответчика препятствует безопасному управлению транспортными средствами, является основанием для прекращения действия его права на управление транспортными средствами.

Прекращение действия специального права ответчика по управлению транспортными средствами необходимо для реализации основных принципов Федерального закона от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения» и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также зашиты интересов общества и государства в области дорожного движения.

Прокурор просит прекратить действие специального права на управление транспортными средствами ФИО1, на основании водительского удостоверения ДД.ММ.ГГГГ от . до стойкой ремиссии.

Обязать О МВД России по Кинель-Черкасскому району изъять у ФИО1, водительское удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ.

Помощник прокурора Чураков Ю.С. в судебном заседании требования поддержал, по основаниям, изложенным в иске.

Ответчик в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о судебном заседании, суд считает возможным рассмотреть дело без его участия.

Представители заинтересованных лиц – О МВД России по Кинель-Черкасскому району, ГБУЗ Самарской области «Кинель-Черкасская ЦРБ» в судебное заседание не явились, в заявлениях указали, что требования поддерживают, просят и удовлетворить. Суд считает возможным рассмотреть дело без их участия.

Суд, изучив материалы дела, выслушав мнение пом. прокурора считает, что требования подлежат удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратится в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интереса Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу п. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Статьей 1079 ГК РФ установлено, что одним из источников повышенной опасности является использованием транспортного средства. В соответствии со ст.1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам.

Согласно ст.3 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995г. «О безопасности дорожного движения» (в редакции от 14.10.2014) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

В соответствии с ч.1, ч.2 ст.24 указанного Федерального закона права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.

В силу ч.1 ст.28 данного Федерального закона основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются: истечение срока действия водительского удостоверения; выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик; лишение права на управление транспортными средствами. Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статьей 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ установлено, что медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя, в том числе, обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств в связи с заменой водительского удостоверения после истечения срока его действия, либо в связи с возвратом водительского удостоверения после истечения срока лишения права на управление транспортными средствами в случае, если прохождение обязательного медицинского освидетельствования требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, либо в связи с возвратом водительского удостоверения после отбытия наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (в случае лишения права на управление транспортными средствами); внеочередное обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств, при проведении обязательного периодического медицинского осмотра которых выявлены признаки заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортными средствами и подтвержденных по результатам последующих обследования и лечения. Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.

Порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования, форма медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, порядок выдачи указанного медицинского заключения, порядок направления на внеочередное обязательное медицинское освидетельствование, порядок приостановления действия и аннулирования медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, порядок организации и проведения санитарно-просветительной работы по вопросам профилактики управления транспортным средством в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Обследование врачом-психиатром, врачом психиатром-наркологом осуществляется в специализированных медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения по месту жительства либо месту пребывания водителя транспортного средства (кандидата в водители транспортного средства). По результатам обязательного медицинского освидетельствования медицинскими организациями выдается медицинское заключение о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами. В случае выявления у водителя транспортного средства при проведении обязательного периодического медицинского осмотра признаков заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортным средством, водитель транспортного средства направляется на необходимые обследование и лечение, а при подтверждении наличия заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями, медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортным средством, - на внеочередное обязательное медицинское освидетельствование. На время проведения необходимых обследования, лечения и внеочередного обязательного медицинского освидетельствования действие ранее выданного водителю транспортного средства медицинского заключения приостанавливается, а в случае подтверждения наличия у водителя транспортного средства медицинских противопоказаний либо ранее не выявлявшихся медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортным средством указанное медицинское заключение аннулируется, о чем уведомляются соответствующие подразделения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

На основании статьи 23.1 указанного выше Закона медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.

Медицинскими ограничениями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности безопасного управления транспортным средством определенных категории, назначения и конструктивных характеристик.

Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 N 1604 (ред. от 03.08.2019) "О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством" установлено, что к медицинским противопоказаниям к управлению транспортными средствами относятся Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (F10 - F16, F18, F19).

Согласно Международной классификации болезней МКБ-10 психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ - пагубное употребление имеют коды F10-F19.1

Согласно П.2.7 Правил дорожного движения Российской Федерации водителю запрещается управлять транспортным средством в болезненном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения.

Статьей 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в Вене 08.11.1968 и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974, установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.

В соответствии с п.1 ст.45 Федерального закона от 08.01.1998 N 3-ФЗ (ред. от 29.12.2017) "О наркотических средствах и психотропных веществах" в целях защиты здоровья, нравственности, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства в Российской Федерации устанавливаются ограничения на занятие отдельными видами профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, для больных наркоманией.

Постановлением Правительства РФ № 337 от 28.04.1993г. «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» утвержден перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления деятельности, связанной с источником повышенной опасности, согласно которому для водителей автотранспортных средств установлены противопоказания при алкоголизме, наркомании, токсикомании (допускается при стойкой ремиссии).

В пункте 1 Приказа Минздрава России от 30.12.2015 N 1034н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология" и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ" указано, что настоящий Порядок устанавливает правила организации диспансерного наблюдения за больными наркоманией и иными лицами, обратившимися за медицинской помощью по профилю "психиатрия-наркология" (далее - диспансерное наблюдение, пациенты). Согласно п. 7 Порядка осмотр врачом-психиатром-наркологом (врачом-психиатром-наркологом участковым) пациентов, находящихся под диспансерным наблюдением, осуществляется: в течение первого года ремиссии - не реже одного раза в месяц; находящихся в ремиссии от 1 до 2 лет - не реже одного раза в шесть недель; находящихся в ремиссии свыше 2 лет - не реже одного раза в три месяца. На основании п. 12 решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия, в том числе, в случае наличие подтвержденной стойкой ремиссии не менее трех лет у пациентов с диагнозом "<данные изъяты> подтвержденной стойкой ремиссии не менее трех лет, подтвержденной стойкой ремиссии не менее двух лет при условии самостоятельного обращения пациента за оказанием медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология" и отсутствия возложенной судом обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ<6-1.

В судебном заседании установлено, что ответчик имеет водительское удостоверение , выданное ДД.ММ.ГГГГ., которое действительно до ДД.ММ.ГГГГ.

Из представленной справки от 17.03.2020года Кинель-Черкасской ЦРБ видно, что ответчик состоит на диспансерном наблюдении с диагнозом <данные изъяты>

Из представленной справки от 25.08.2020 года ГБУЗ СО «Кинель-Черкасская ЦРБ» видно, что ответчик состоит на учете у нарколога с диагнозом <данные изъяты> с 18.04.2019г.

Оснований не доверять справкам государственного учреждения не имеется.

Подтверждение наличия стойкой ремиссии возможно только по результатам динамического наблюдения за состоянием больного, которым, по своему содержанию, и является диспансерное наблюдение. На момент рассмотрения дела наличии стойкой ремиссии у ответчика не подтверждено.

Таким образом, у ответчика имеются конкретные противопоказания к управлению транспортным средством, диспансерное наблюдение в отношении него прекращено не было. На диспансерном (динамическом) наблюдении ответчик состоит менее трех лет, что не может свидетельствовать о наступлении у него стойкой ремиссии, поэтому имеются правовые основания для прекращения действия права ответчика на управление транспортными средствами, имеющиеся в деле и исследованные судом доказательства свидетельствуют о том, что состояние здоровья административного ответчика препятствует безопасному управлению им транспортными средствами, что в силу статьи 28 Федерального закона от 10.12.1995г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" влечет прекращение права на управление транспортными средствами, так как создает реальную угрозу жизни и здоровью, как самого водителя, так и иных участников дорожного движения.

В материалах дела имеются сведения о привлечении ответчика к административной ответственности в области безопасности дорожного движения: 20.07.2015г. по ст. 12.8 ч.1 КоАП, назначено наказание лишение права управления транспортными средствами на 18 месяцев и штраф 30000 рублей,20.01.2020г. по ст. 12.29 ч.1 КоАП РФ, назначено наказание штраф 500 рублей, также привлекался к уголовной ответственности 10.05.2017г. по ст. 264.1 УК РФ, назначено наказание лишение права управления транспортными средствами на 16 месяцев.

Обстоятельства, на которые истец ссылается в исковом заявлении, подтверждены, они являются основанием для удовлетворения требований.

Судом установлено, что ответчик состоит на диспансерном учете <данные изъяты>, наличие стойкой ремиссии не подтверждено, в связи с чем требования о прекращении действия специального права ответчика права управления транспортными средствами до стойкой ремиссии является обоснованными, у него имеется заболевание, относящееся к числу медицинских противопоказаний для водителей авто и мототранспорта, с учетом неоднократного его привлечения к административной ответственности, суд находит обоснованными доводы истца о том, что управление ответчиком транспортными средствами может создать реальную угрозу безопасности дорожного движения.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ,

Решил:

Исковые требования прокурора Кинель-Черкасского района Самарской области удовлетворить.

Прекратить действие специального права на управление транспортными средствами ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ рождения, на основании водительского удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ., до стойкой ремиссии. Обязать О МВД России по Кинель-Черкасскому району изъять водительское удостоверение, выданное ответчику.

Решение может обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Самарский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кинель-Черкасский районный суд Самарской области.

Решение суда в мотивированном виде изготовлено 31.08.2020 года.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2а-750/2020 ~ М-657/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор кинель-Черкасского района
Ответчики
Затравкин А.С.
Другие
ГБУЗ СО "Кинель-Черкасская ЦРБ"
О МВД России по Кинель-Черкасскому району
Суд
Кинель-Черкасский районный суд Самарской области
Судья
Иноземцева Е. И.
Дело на странице суда
kinel-cherkassky.sam.sudrf.ru
21.07.2020Регистрация административного искового заявления
21.07.2020Передача материалов судье
23.07.2020Решение вопроса о принятии к производству
23.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.08.2020Подготовка дела (собеседование)
07.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.08.2020Судебное заседание
31.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.10.2020Дело оформлено
02.10.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее