Дело № 5- 840/18
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
09 октября 2018 года город Ульяновск
Судья Заволжского районного суда города Ульяновска О.В.Миллер, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Альтернатива» (ИНН 7328058734, ОГРН 1107328000790, дата государственной регистрации 11.03.2010), расположенного по адресу: город Ульяновск, б-р Новосондецкий, д.12, кв. 49,
У С Т А Н О В И Л:
03 мая 2018 года главным специалистом-экспертом отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области Сумаревой М.Е. был составлен протокол об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью «Альтернатива» (далее по тексту – ООО «Альтернатива») по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ст.6.6 КоАП РФ за необеспечение выполнения требований санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах.
Представитель ООО «Альтернатива» Савельев А.А. (доверенность № 162 от 02.11.2017) в судебном заседании вину Общества не признал, поскольку ООО «Альтернатива» не является производителем продукции. В ходе проверки контролирующим органом не было установлено нарушение условий хранения данной продукции, часть продукции поступила непосредственно в день проверки. Кроме того, они не могут не доверять производителю продукции относительно качества поставляемой ими продукции, так как у них имеются декларации о соответствии. В адрес поставщика продукции ими направлялись претензии. Кроме того, поставщик сам периодически проводит проверку качества товара. С учетом изложенного, просил освободить учреждение от наказания.
Главный специалист-эксперт отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области ФИО7 в судебное заседание не явилась, о дне рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Выслушав пояснения представителя ООО «Альтернатива» Савельева А.А., изучив представленные материалы, прихожу к следующему.
Статьей 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению.
Согласно статье 1 Закона № 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
В силу статьи 3 Закона № 52-ФЗ законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - санитарное законодательство) основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 39 Закона № 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 Закона № 52-ФЗ).
В статье 11 Закона № 52-ФЗ указано, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в частности, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания установлены СанПиН 2.3.6.1079-01 и разработаны с целью предотвращения возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) среди населения Российской Федерации и определяют основные санитарно-гигиенические нормы и требования к размещению, устройству, планировке, санитарно-техническому состоянию, содержанию организаций, условиям транспортировки, приемки, хранения, переработки, реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, технологическим процессам производства, а также к условиям труда, соблюдению правил личной гигиены работников (пункт 1.1 СанПиН 2.3.6.1079-01).
В судебном заседании установлено, что 05.04.2018 года Главным специалистом-экспертом отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области ФИО8 на основании распоряжения руководителя от 04 апреля 2018 № 000528РП была проведена проверка соблюдения требований, установленных Санитарным законодательством в пищевом блоке ООО «Альтернатива», расположенного по адресу: г.Ульяновск, пр-т Врача Сурова, д.4.
По результатам проверки был составлен протокол об административном правонарушении №0620 от 03 мая 2018 года.
По данным протокола на момент проведения проверки, 05.04.2018 года, в пищевом блоке ООО «Альтернатива», расположенного по адресу: г.Ульяновск, пр-т Врача сурова, д.4 (ГУЗ «Городская клиническая больница №1» (перинатальный центр)), в обороте находилась молочная продукция:
- молоко питьевое пастеризованное «Умница» обогащенное йодказеином массовая доля жира 3,2%, объем 1 л, ТМ «Атяшево», ТУ 9222-298-0041 9785-05, дата производства 05.04.18 годен до 10.04.18, хранить при температуре 4+2°С (фактическая температура хранения +3°С), изготовитель ОАО «Завод маслодельный Атяшевский» (Республика Мордовия, п. Атяшево, ул. Центральная, д.61) от партии 440 л. – по протоколу лабораторных испытаний и заключению по результатам лабораторных испытаний №9783 от 13.04.2018 не соответствует требования Технического регламента Таможенного союза 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции» по показателю БГКП (колиформы), а именно: обнаружено с 0,01 куб.см. бактерии группы кишечной палочки БГКП (колиформы), что не допускается в 0,01 куб.см;
- кефир массовая доля жира 2,5%, ТМ «Белая корова», ГОСТ 31454-2012, объем 0,5 л, произведено и упаковано 02.04.04 годен до 02.11.04, хранить при температуре 4+2°С 7 суток (фактическая температура хранения +2 °С), изготовитель АО «Ульяновсккурорт» (Ульяновская область, Ульяновский район, с. Ундоры, санаторий им. В.И. Ленина), от партии 350 л – по протоколу лабораторных испытаний и заключению по результатам лабораторных испытаний №9783 от 13.04.2018 не соответствует требования Технического регламента Таможенного союза 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции» по показателю БГКП (колиформы), а именно: обнаружено в 0,01 куб.см. бактерии группы кишечной палочки БГКП (колиформы), что не допускается в 0,01 куб.см;
- масло сливочное «Крестьянское» массовая доля жира 72,5 %, ТМ «Атяшево», масса нетто 180 г, дата производства 03.04.18 срок годности при температуре 3+2°С не более 35 суток (фактическая температура хранения +2 °С), ГОСТ 32261, изготовитель ОАО «Завод маслодельный Атяшевский» (Республика Мордовия, п. Атяшево, ул. Центральная, д.61) от партии 153 кг – по протоколу лабораторных испытаний и заключению по результатам лабораторных испытаний №9783 от 13.04.2018 не соответствует требования Технического регламента Таможенного союза 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции» по показателю БГКП (колиформы), а именно: обнаружено в 0,01 куб.см. бактерии группы кишечной палочки БГКП (колиформы), что не допускается в 0,01 куб.см;
- сыр полутвердый Голландский массовая доля жира в пересчете на сухое вещество 45%,ТМ «Милье», ГОСТ 32260-2013, дата выработки дата изготовления 20.03.18, годен до 16.09.18, хранить при температуре от 0 до +6 °С - не более 6 месяцев изготовитель АО МСЗ «Кошкинский» (адрес производства: Самарская область, Кошкинский район, село Кошки, квартал 4, д. 12) от партии 76 кг – по протоколу лабораторных испытаний и заключению по результатам лабораторных испытаний №9783 от 13.04.2018 не соответствует требования Технического регламента Таможенного союза 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции» по показателю Тетрациклиновая группа, а именно: обнаружено 0,017 ±0,066 мг/кг, что не допускается (менее 0,01),
не соответствующая требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции».
В силу ст.7 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент;- технические регламенты применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от вида нормативного правового акта, которым они приняты, страны и (или) места происхождения продукции или осуществления связанных с требованиями к продукции процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, видов или особенностей сделок и (или) физических и (или) юридических лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями, в том числе потребителями.
В соответствии с п.6 разд. III Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 033/2013 в случае если молоко и молочную продукцию невозможно идентифицировать по наименованию визуальным методом или органолептическим методом, идентификацию проводят аналитическим методом путем проверки соответствия физико-химических и (или) микробиологических показателей молока и молочной продукции признакам, установленным в настоящем техническом регламенте, определенной технической документации, в соответствии с которой изготовлены молоко и молочная продукция, а также в других технических регламентах Таможенного союза, действие которых распространяется на молоко и молочную продукцию.
Согласно п.7 разд. IV Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции» (принят Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 9 октября 2013 г. №67) молоко и молочная продукция выпускается в обращение на рынке государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства при их соответствии требованиям настоящего технического регламента, а также требованиям других технических регламентов Таможенного союза, действие которых на них распространяется.
В соответствии с п.30 разд. VII Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции» молочная продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасной.
В силу ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» требования государственного стандарта являются обязательными.
В соответствии с п.7.7 СП 2.3.6.1079-01 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» поступающие в организации продовольственное сырье и пищевые продукты должны соответствовать требованиям нормативной и технической документации и сопровождаться документами, подтверждающими их качество и безопасность, и находиться в исправной, чистой таре.
Установив, что указанная выше молочная продукция не соответствует указанным требованиям, Управление пришло к выводу, что при оказании услуги по организации питания в ГУЗ «Городская клиническая больница №1» (Перинатальный центр» юридическим лицом ООО «Альтернатива» использовались продукты, не соответствующий обязательным требованиям, а потому признало организацию субъектом административной ответственности, предусмотренной статьей 6.6 КоАП РФ.
Вместе с тем, установленное в ходе проверки нарушение было допущено на стадии технологического процесса изготовления молочной продукции. Доказательств того, что виновные действия ООО «Альтернатива» привели к выявленному несоответствию спорной продукции требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 033/2013, Управлением не представлено.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях согласно статье 24.1 КоАП РФ являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Состав правонарушения сформулирован как формальный и заключается в нарушении соответствующих санитарно-эпидемиологических требований, которое может быть совершено путем как действия, так и бездействия, нарушающих установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
В данном случае Обществу вменяется нарушение п.7.7 СП 2.3.6.1079-01 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», соответственно, субъектом является лицо, ответственное за то, чтобы поступающие в организации продовольственное сырье и пищевые продукты соответствовали требованиям нормативной и технической документации и сопровождаться документами, подтверждающими их качество и безопасность, и находиться в исправной, чистой таре
Управлением установлено, что ООО «Альтернатива" при организации питания использовалась молочная продукция, не соответствующая требованиям технических регламентов Таможенного союза по микробиологическим показателям.
Вместе с тем, данного обстоятельства недостаточно для квалификации действий ООО «Альтернатива» по ст.6.6 КоАП РФ.
По смыслу указанной нормы субъектом ответственности является лицо, обязанное соблюдать требования технических регламентов применительно к осуществляемой им деятельности.
Как установлено в судебном заседании вся молочная продукция, в отношении которой проведена проверка, была поставлена в ООО «Альтернатива» по Договору поставку с ООО ТК «МИЛКА», вся группа товаров сопровождается соответствующими сертификатами и декларациями соответствия, в качестве подтверждения качества данной продукции и соответствие ее ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции».
По материалам дела установлено, что несоответствие использованной в процессе организации общественного питания продукции требованиям технических регламентов заключается в микробиологических показателях, то есть фактически допущено на стадии технологического процесса при изготовлении молока, кефира, масла сливочного, сыра полутвердого, ответственность за соблюдение которого несет изготовитель указанной продукции.
Недоказанность Управлением Роспотребнадзора наличия в действиях ООО «Альтернатива» состава административного правонарушения, предусмотренного ст.6.6 КоАП РФ, в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ исключает производство по делу об административном правонарушении.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, доводы представителя Роспотребнадзора о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст.6.6 КоАП РФ, являются необоснованными, не соответствующими фактическим обстоятельствам, в связи с чем производство по настоящему делу подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст.ст.24.5, 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
П О С Т А Н О В И Л:
Производство по делу об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью «Альтернатива» по ст.6.6 КоАП РФ прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья - О.В. Миллер