Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-426/2018 ~ М-251/2018 от 14.02.2018

Дело № 2-426/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Можга УР                            15 мая 2018 года

Можгинский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Дериглазовой Л.С.,

при секретаре Бажиной Е.В.,

с участием представителя истца Администрации муниципального образования «город Можга»- Саитовой Е.С., действующей на основании доверенности,

ответчика Дмитриева А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации муниципального образования «город Можга» к Дмитриеву Андрею Анатольевичу об освобождении земельного участка

у с т а н о в и л:

Администрация муниципального образования «город Можга»(далее по тексту- администрация,истец) обратилась с иском к Дмитриеву Андрею Анатольевичу (далее по тексту ответчик) об обязании Дмитриева Андрея Анатольевича, проживающего по адресу: <***>, <***> своими силами и за счет собственных средств в 10- дневный срок с момента вступления решения в законную силу освободить незаконно используемый земельный участок, являющийся территорией общего пользования, площадью 57 кв.м, примыкающий с северной стороны к земельному участку с кадастровым номером 18:29:003211:37, по адресу: <***>, <***> от самовольно возведенного ограждения – забора,мотивируя следующим:

01 декабря 2017 г. в адрес Администрации муниципального образования «Город Можга» поступило представление Можгинской межрайонной прокуратуры № 537ж-2017 «Об устранении нарушений земельного законодательства», согласно которому на Администрацию возложена обязанность обратиться в суд с исковым заявлением к Дмитриеву Андрею Анатольевичу о возложении обязанности освободить незаконно используемый земельный участок, являющийся территорией общего пользования от самовольно возведенного ограждения.

В ходе прокурорской проверки установлены следующие нарушения законодательства.

Согласно сведениям Единого реестра недвижимости на земельный участок с кадастровым номером 18:29:003211:37 площадью 1327,3 кв.м., расположенный по адресу: УР, <***>, <***>, <***>, зарегистрировано право собственности у Дмитриева Андрея Анатольевича. Право собственности зарегистрировано на основании договора купли- продажи земельного участка от 18.03.2008.

Указанный земельный участок согласно материалам межевания от 11.12.2007 г. с северной стороны граничит с землями общего пользования (<***>). Граница участка проходит по прямой линии на расстоянии 19, 09 м.

Главным специалистом-экспертом Межмуниципального отдела по Можгинскому, Алнашскому, Граховскому и Кизнерскому районам Управления Росреестра по Удмуртской Республике в рамках рассмотренияобращения М.А.А. проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства гражданином Дмитриевым А.А., в ходе которой выявлены нарушения.

Так, по результатам проведения обмеров длины сторон земельного участка установлено, что северная граница земельного участка, принадлежащая Дмитриеву А.А., с кадастровым номером 18:29:003211:37 смещена на три метра на север, проходит по металлическим столбам, установленным на фундаменте и обложенным кирпичом, огорожена забором из профнастила и выходит за пределы предоставленного собственнику земельного участка, а именно занимает земли общего пользования. Площадь самовольно занятого участка составляет 57 кв.м.

Правоустанавливающие документы на земельный участок из земель общего пользования площадью 57 кв.м., примыкающий с северной стороны к земельному участку с кадастровым номером 18:29:003211:37, у Дмитриева А.А. отсутствуют.

Согласно ст.ст. 25, 26 Земельного кодекса РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» и удостоверяются документами.

В соответствии с письмом Администрации МО «Город Можга» от 04.05.2017 г. № 1803 в предоставлении данного земельного участка из земель общего пользования Дмитриеву А.А. отказано.

Согласно ч.1 ст. 222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Таким образом, установлено, что Дмитриев А.А. в нарушение требований ст. 25, 26 Земельного кодекса РФ самовольно занял и использует земельный участок общего пользования.

Ограждение обладает признаками самовольной постройки на основании ст. 222 Гражданского кодекса РФ и подлежит сносу, а земельный участок- освобождению.

Ранее по незаконно занимаемому Дмитриевым А.А. земельному участку проходил тротуар для пешеходов. В настоящее время, так как тротуар занят забором ответчика, пешеходы вынуждены пересекать - проезжую часть. Движение по <***> <***> является оживленным, так как на данной улице находится немало объектов социальной инфраструктуры - детская поликлиника, городская библиотека, органы социальной защиты населения.

Межмуниципальным отделом по Можгинскому, Алнашскому,Граховскому и Кизнерскому районам Управления Росреестра по Удмуртской Республике в адрес Дмитриева А.А. неоднократно выносились предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства РФ, которые им не исполняются. Дмитриев А.А, неоднократно за указанные правонарушения привлекался к административной ответственности.

Можгинский отдел Управления Росреестра по УР на основании п. 9 ст. 71 Земельного кодекса РФ информировал орган местного самоуправления МО «Город Можга» о длящемся нарушении земельного и гражданского законодательства со стороны Дмитриева А.А..

Согласно ч. 4 ст. 222 Гражданского кодекса РФ органы местного самоуправления городского округа вправе принять решение о сносе самовольной постройки в случае создания или возведения ее на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей, если этот земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения.

В соответствии с п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Частью 1 ст. 262 Гражданского кодекса РФ установлено, что граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.

Таким образом, самовольное использование земель общего пользования нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, а самовольное ограждение подлежит сносу.

В ходе производства по делу истец уточнил исковые требования в части срока исполнения обязанности,просит обязать Дмитриева Андрея Анатольевича, проживающего по адресу: <***>, пер. <***>; своими силами и за счет собственных средств в срок до 01 ноября 2018 года освободить незаконно используемый земельный участок, являющийся территорией общего пользования, площадью 57 кв.м, примыкающий с северной стороны к земельному участку с кадастровым номером 18:29:003211:37, по адресу: <***>, <***> от самовольно возведенного ограждения – забора.

В судебном заседании представитель истца Администрации муниципального образования «город Можга»- Саитова Е.С.исковые требования поддержала по доводам,изложенным в последнем.

Ответчик Дмитриев А.А. пояснил,что не оспаривает, что им заняты земли общего пользования,для узаконения он обращался в Администрацию,был подготовлен проект на выделение, расчет по выкупу,проект постановления,но постановление не было подписано.Просит учесть факт того,что Администрация имеет возможность перераспределить земельный участок,аналогично оформить как по соседнему земельному участку.

Представителя третьих лиц Можгинской межрайонной прокуратуры,Межмуниципального отдела по Можгинскому,Алнашскому,Граховскому и Кизнерскому районам Управления Росреестра по УР в судебное заседание не явились,извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Суд на основании ст.167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие третьих лиц.

Заслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка.

Согласно п. 2 ст. 62 ЗК РФ на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений).

Самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет (п. п. 2, 3 ст. 76 ЗК РФ).

В соответствии со ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся в т.ч. установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Согласно п. п. 1, 2 ст. 72 ЗК РФ, п. 26 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальный земельный контроль осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с положениями ст. 4, п. 26 ст. 16 указанного выше Федерального закона N 131-ФЗ, ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации в ведении муниципальных образований находится регулирование планировки и застройки территории муниципальных образований, при этом к вопросам местного значения городского округа отнесено осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа.

Согласно п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил (п. 1 в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 258-ФЗ). Самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил (в редакции до изменений, внесенных указанным выше Законом N 258-ФЗ).

В соответствии с п. 2 ст. 222 ГК РФ лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.

Из совокупности положений пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ, статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, следует, что территории и земельные участки, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары, являются территориями и земельными участками общего пользования, которые не подлежат приватизации. Граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ установлено, что красными линиями обозначаются существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Судом установлено:

Согласно сведениям Единого реестра недвижимости на земельный участок с кадастровым номером 18:29:003211:37 площадью 1327,3 кв.м., расположенный по адресу: УР, <***>, <***>, <***>, зарегистрировано право собственности у Дмитриева Андрея Анатольевича. Право собственности зарегистрировано на основании договора купли- продажи земельного участка от 18.03.2008.

Указанный земельный участок согласно материалам межевания от 11.12.2007 г. с северной стороны граничит с землями общего пользования (<***>). Граница участка проходит по прямой линии на расстоянии 19, 09 м., северная граница земельного участка, принадлежащая Дмитриеву А.А., с кадастровым номером 18:29:003211:37 смещена на три метра на север, проходит по металлическим столбам, установленным на фундаменте и обложенным кирпичом, огорожена забором из профнастила и выходит за пределы предоставленного собственнику земельного участка, а именно занимает земли общего пользования. Площадь самовольно занятого участка составляет 57 кв.м.

Правоустанавливающие документы на земельный участок из земель общего пользования площадью 57 кв.м., примыкающий с северной стороны к земельному участку с кадастровым номером 18:29:003211:37, у Дмитриева А.А. отсутствуют.

Кроме того, из материалов дела усматривается, что Межмуниципальным отделом по Можгинскому, Алнашскому,Граховскому и Кизнерскому районам Управления Росреестра по УдмуртскойРеспублике в адрес Дмитриева А.А. неоднократно выносились предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства РФ, которые им не исполняются. Дмитриев А.А, неоднократно за указанные правонарушения привлекался к административной ответственности.

Можгинский отдел Управления Росреестра по УР на основании п. 9 ст. 71 Земельного кодекса РФ информировал орган местного самоуправления МО «Город Можга» о длящемся нарушении земельного и гражданского законодательства со стороны Дмитриева А.А..

Оценивая доводы сторон, представленные в дело доказательства и установленные на их основании обстоятельства, имеющие юридическое значение, суд приходит к выводу к выводу о том, что факт возведения ответчиком забора, отделяющего его земельный участок от земель общего пользования установлен, подтверждается материалами дела, не оспаривается ответчиком. Увеличив площадь принадлежащего ему земельного участка ответчик, в отсутствие на то каких-либо законных оснований, самовольно занял часть территории земель общего пользования, что безусловно является нарушением прав неопределенного круга лиц на пользование этим земельным участком.

Ответчик допустимых доказательств установления забора в границах своего земельного участка не привел.

Довод ответчика,что в отношении земельного участка,расположенного по адресу <***>,п<***> Администрация города Можги узаконила земельный участок за счет земель общего пользования, отклоняет как не имеющий отношения к предмету спора,установление границы земельного участка, расположенного по адресу <***>,п-к <***> на права и обязанности Дмитриева А.А. не влияет.

При таких обстоятельствах, исковые требования Администрации муниципального образования «город Можга» к Дмитриеву Андрею Анатольевичу об освобождении земельного участка подлежат удовлетворению.

Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В соответствии с указанным, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300руб.00коп. в доход МО «Город Можга».

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Администрации муниципального образования «город Можга» к Дмитриеву Андрею Анатольевичу об освобождении земельного участка удовлетворить.

Обязать Дмитриева Андрея Анатольевича, проживающего по адресу: <***>, <***>; своими силами и за счет собственных средств в срок до 01 ноября 2018 года освободить незаконно используемый земельный участок, являющийся территорией общего пользования, площадью 57 кв.м, примыкающий с северной стороны к земельному участку с кадастровым номером 18:29:003211:37, по адресу: <***>, <***> от самовольно возведенного ограждения – забора.

Взыскать с Дмитриева Андрея Анатольевича в доход бюджета муниципального образования «город Можга» государственную пошлину в размере 300 руб..

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Можгинский районный суд Удмуртской Республики.

Решение в окончательной форме принято 21 мая 2018 года.

Судья Дериглазова Л.С.

2-426/2018 ~ М-251/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация МО "Город Можга"
Ответчики
Дмитриев Андрей Анатольевич
Другие
Можгинский межрайонный прокурор
Можгинский отдел Россреестра по УР
Суд
Можгинский районный суд Удмуртской Республики
Судья
Дериглазова Лариса Степановна
Дело на странице суда
mozhginskiygor--udm.sudrf.ru
14.02.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.02.2018Передача материалов судье
16.02.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.02.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.03.2018Подготовка дела (собеседование)
21.03.2018Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
16.04.2018Предварительное судебное заседание
10.05.2018Судебное заседание
15.05.2018Судебное заседание
21.05.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.06.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.06.2018Дело оформлено
27.06.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее