Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1000/2022 ~ М-5056/2021 от 20.12.2021

63RS0-83

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 марта 2022 года Ленинский районный суд <адрес>

в составе председательствующего судьи Ретиной М.Н.,

при секретаре Тимошенко Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело а-1000/2022 по административному иску Сенцова Е. В. к Администрации г.о. Самара о признании незаконным решения и действий по установке дорожного знака, а также бездействия, выразившегося с нежелании добровольно демонтировать знак, о компенсации судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Сенцов Е.В. обратился в суд с административным иском к Администрации г.о. Самара о признании незаконным решения и действий по установке дорожного знака, а также бездействия, выразившегося с нежелании добровольно демонтировать знак, о компенсации судебных расходов. В обоснование заявленных требований указал, что обращался в Администрацию г.о. Самара с заявлением о демонтаже дорожного знака 3.27 «Остановка запрещена» на <адрес> в районе <адрес>, однако ему в этом было отказано. Таким образом, администрацией допущено бездействие, выразившееся в непринятии мер по демонтажу данных дорожных знаков. Отказ основан на том, что соответствующие мероприятия по повышению безопасности дорожного движения выполнены в целях увеличения пропускной способности рассматриваемого участка <адрес>, с учетом наличия на обозначенном участке остановки общественного транспорта, «нагруженных» значительным количеством маршрутов, а также повышения уровня безопасности дорожного движения,.

Согласно ст.13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Исходя из положений ст.ст. 5, 6, 21, 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, осуществляемого в том числе посредством его организации на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в РФ техническими регламентами.

Единый порядок дорожного движения на всей территории РФ устанавливается Правилами дорожного движения, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ . Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им (п. 1.1 Правил).

В соответствии с п. 4.1.1 ГОСТ Р 50597-93 «Государственный стандарт РФ. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утверждённого постановлением Госстандарта России от ДД.ММ.ГГГГ , дороги городов должны быть оборудованы знаками, размещёнными по ГОСТ. Запрещается самовольно устанавливать дорожные знаки (п. 1.1 Правил).

Согласно п. 3.27 Приложения к Правилам, п. ДД.ММ.ГГГГ ГОСТ Р 52289-2004 «Национальный стандарт РФ. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков», утверждённого приказом Ростехрегулирования России от ДД.ММ.ГГГГ -ст, знак «Остановка запрещена» вводит такое ограничение движения, как запрет остановки и стоянки транспортных средств.

Согласно письму МВД России от ДД.ММ.ГГГГ и Росавтодора от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах (ПОДД)» по мере завершения сроков действия существующих схем дислокации дорожных знаков должны разрабатываться ПОДД. ПОДД должен соответствовать требованиям действующих нормативных документов и направлен, в том числе, на решение такой задачи, как обеспечение правильного использования водителями транспортных средств ширины проезжей части дороги (п. 2.3 Порядка).

Пунктами 12.1 и 12.2 Правил предусмотрено, что при отсутствии обочины ставить транспортное средство разрешается на правой стороне дороги в один ряд параллельно краю проезжей части. В п. 12.4 Правил предусмотрен исчерпывающий перечень мест, на / в которых остановка транспортного средства запрещена.

Однако, ни к одному из указанных в п. 12.4 Правил мест, участок дороги у <адрес>, не относится. Возможность введения такого ограничения движения, как запрет остановки и стоянки транспортных средств, по мотиву загруженности дороги, близости остановки общественного транспорта Правилами не предусмотрен.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, просил признать незаконным решение, действия Администрации г.о. Самара по установке дорожного знака, признать незаконным бездействие по отказу добровольно демонтировать указанный знак, обязать Администрацию г.о. Самара демонтировать дорожный знак 3.27 «Остановка запрещена», взыскать судебные расходы в размере 300 рублей.

В судебное заседание административный истец не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель Администрации г.о. Самара, Департамента транспорта Администрации г.о. Самара, действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения заявленных требований, представил письменный отзыв с обоснованием своей позиции, просил отказать в иске.

Представитель ОГИБДД УМВД России по городу Самаре, привлечённый к участию в деле в качестве заинтересованного лица, действующий на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных требований.

Представитель Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара, привлечённый к участию в деле в качестве заинтересованного лица, действующий на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных требований.

Суд, выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Сенцов Е.В. обращался в Администрацию г.о. Самара с заявлением о демонтаже дорожного знака 3.27 «Остановка запрещена» на <адрес> у <адрес>.

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа.

В соответствии с Перечнем автомобильных дорог местного значения г.о. Самара, утверждённым постановлением Главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ , автомобильная дорога - <адрес> относится к автомобильным дорогам общего пользования местного значения г.о. Самара.

Согласно положениям статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, а содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке её технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

В силу статьи 13 Федерального закона №257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ муниципальными правовыми актами (ст.17 Федерального закона №257-ФЗ).

В соответствии со ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах у лично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая: принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения; участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа.

Согласно ст.21 Федерального закона №196-ФЗ мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.

Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.

Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населённых пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения устанавливает ГОСТ Р , утверждён Постановлением Госстандарта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

В соответствии с требованиями пункта 4.1.1 ГОСТ Р 50597-93 автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населённых пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещёнными по ГОСТ Р-52282-2004 в соответствии с утверждённой в установленном порядке дислокацией.

Требования стандарта являются обязательными и должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населённых пунктов.

В соответствии с пунктом ДД.ММ.ГГГГ Положения «О Департаменте транспорта Администрации г.о. Самара», утверждённого Решением Думы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ (действовавшего на момент установки дорожных знаков), к компетенции Департамента транспорта Администрации г.о. Самара относится, в том числе разработка проектов организации дорожного движения, схем установки технических средств организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки в отношении автомобильных дорог местного значения в границах г.о. Самара.

Правомерность установки вышеуказанных дорожных знаков подтверждается дислокацией технических средств организации дорожного движения на автомобильной дороге, проходящей по <адрес>, утверждённой Департаментом транспорта Администрации г.о. Самара ДД.ММ.ГГГГ по согласованию с ОГИБДД УМВД России по городу Самаре от ДД.ММ.ГГГГ.

Установлено, что дислокация на момент её согласования с ОГИБДД УМВД России по городу Самаре соответствовала требованиям законодательства РФ.

Согласно информации Департамента транспорта Администрации г.о. Самара, существующая схема организации дорожного движения на участке <адрес> в районе <адрес>, предусматривает запрет парковки, стоянки и остановки на указанной части дороги. Запрет осуществляется посредством дорожного знака 3.27 «Остановка запрещена».

В соответствии с Решением антитеррористической комиссии <адрес> (протокол от ДД.ММ.ГГГГ) установлен Перечень минимальных обязательных требований по обеспечению антитеррористической защищенности потентиально опасных объектов, объектов здравоохранения, образования и мест массового пребывания граждан. Для мест массового пребывания граждан, в том числе предусмотрено ограничение парковки автотранспорта вблизи данного вида объектов. На указанном участке улично-дорожной сети расположен объект массового пребывания граждан – станция метрополитена.

Согласно данным, полученным при использовании программы для расчёта интенсивности движения и пассажиропотоков «PTV VISUM», сертифицированной Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (сертификаты №, 0896450, 0896445) на участке автомобильной дороги возле <адрес> при отсутствии дорожного знака 3.27 «Остановка запрещена» обосновано.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что вышеуказанный дорожный знак установлен в целях увеличения пропускной способности дороги, что соответствует положениям действующего законодательства, отмена запрета на парковку, стоянку и остановку транспортных средств по <адрес> в районе <адрес> негативным образом скажется на транспортной ситуации на рассматриваемом участке, поскольку, из-за припаркованных вдоль проезжей части улицы транспортных средств снизиться защищенность граждан от угрозы совершения террористических актов в местах массового пребывания граждан (станция метрополитена, остановка общественного транспорта).

При наличии указанных обстоятельств, оценив собранные по делу доказательства, поскольку, учитывая то, что реализация проведённых мероприятий по организации дорожного движения, направлена на повышение пропускной способности автомобильной дороги общего пользования местного значения - <адрес> законом №196-ФЗ, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», Правилам дорожного движения, а также положениям ГОСТ Р 52289- 2004, суд приходит к выводу о том, что заявленные административным истцом требования не подлежат удовлетворению.

Довод административного истца о том, что пункт 12.4 Правил дорожного движения РФ, утверждённых Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ предусматривает исчерпывающий перечень мест на (в) которых запрещается осуществление остановки, однако вышеуказанный отрезок улицы не относится ни к одному из указанных мест, является несостоятельным. Правилами дорожного движения отдельно установлен запрет на остановку на автомагистралях вне специальных площадок для стоянки, обозначенных знаком 6.4 «Место стоянки» или 7.11 «Место отдыха» (пункт 16.1 Правил), в пределах разделительных полос автомобильных дорог, а также в пределах полосы для движения маршрутных транспортных средств, если указанная полоса располагается в правой части автомобильной дороги (пункт 18.2 Правил).

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона № 196-ФЗ деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых определено действующими в РФ техническими регламентами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.

Таким образом, установка дорожных знаков осуществляется не только исходя из положений Правил дорожного движения.

Пунктом ДД.ММ.ГГГГ «ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт РФ. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утверждённого приказом Ростехрегулирования от ДД.ММ.ГГГГ -ст предусмотрено, что запрещающий дорожный знак 3.27 «Остановка запрещена» применяют для запрещения остановки и стоянки транспортных средств без каких-либо ссылок на действующие Правила. Пунктом 4.1 ГОСТ Р устанавливается возможность применения технических средств организации дорожного движения в случаях, не предусмотренных настоящим стандартом, если необходимость их применения обоснована конкретными условиями движения.

Иные доводы административного истца также не могут служить основанием для удовлетворения завяленных требований, поскольку основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.174, 178-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Сенцова Е. В. к Администрации г.о. Самара о признании незаконным решения и действий по установке дорожного знака, а также бездействия, выразившегося с нежелании добровольно демонтировать знак, о компенсации судебных расходов – оставить без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий /подпись/ М.Н. Ретина

Копия верна.

Судья:

2а-1000/2022 ~ М-5056/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Сенцов Е.В.
Ответчики
Администрация г.о. Самара
Другие
Департамент транспорта г.о. Самара
Депаратмент городского хозяйства и экологии г.о. Самара
ОГИБДД У МВД России
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Ретина М. Н.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
20.12.2021Регистрация административного искового заявления
21.12.2021Передача материалов судье
22.12.2021Решение вопроса о принятии к производству
19.01.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
19.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.01.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
02.02.2022Предварительное судебное заседание
16.02.2022Судебное заседание
02.03.2022Судебное заседание
15.03.2022Судебное заседание
28.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее