РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 января 2019 года
Пушкинский городской суд Московской области в составе:
Председательствующего судьи: Голубятниковой И.А.
при секретаре: Логиновой С.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-424/19 по иску Костина О. А. к ГУ УПФ РФ № 16 по г.Москве и Московской области о перерасчете пенсии по государственному пенсионному обеспечению,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с требованием об обязании ответчика пересчитать государственную пенсию по старости на размер 12950 рублей 61 копейка с последующей индексацией в порядке, установленном Федеральным законом от <дата> № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». В обоснование требований истец указал, что являясь участником ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭМ в 1986 году, он обратился в пенсионный фонд с заявлением о начислении ему пенсии по старости в порядке 166-ФЗ. Однако решением от <дата> ему назначена пенсия по старости в рамках базового Чернобыльского закона с <дата> в размере 6744,80 рублей. При этом в начислении пенсии по 166-ФЗ истцу было отказано, так как он не имеет постоянной регистрации на территории Российской Федерации. С таким отказом истец не согласен, полагает, что у него возникло право на назначение ему пенсии в рамках Федерального закона №.
В судебном заседании представитель истца требования и доводы, изложенные в иске, поддержал в полном объеме, просил обязать ответчика произвести перерасчет пенсии именно с <дата> в соответствии с Федеральным законом от <дата> № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Также пояснил, что истец приехал из Республики Белоруссии на постоянное место жительства в Россию, собственного жилья у него не имеется, временно зарегистрирован и проживает у родственников.
Представитель ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, пояснила, что поскольку у истца не имеется постоянного места жительства в Российской Федерации, то государственная пенсия ему не может быть назначена.
Изучив материалы дела, суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливаются Федеральным законом от <дата> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее – Закона о страховых пенсиях).
Порядок назначения, перерасчета, перевода с одного вида пенсии на другой и порядок выплаты пенсий, финансируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, регулируются Федеральным законом от <дата> N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Законом Российской Федерации от <дата> N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей".
Материалами дела установлено:
Костин О.А. 1961 года рождения является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году, что подтверждается соответствующим удостоверением (л.д. 6);
Согласно экспертным заключениям от <дата> и <дата> имеющиеся у Костина О.А. заболевания связаны с работами по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, с последствиями воздействия радиационных факторов в результате аварии.
Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются Законом РФ от <дата> N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и другими федеральными законами.
В соответствии со статьей 28.1 названного Закона пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях", или Федеральным законом от <дата> N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации") при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
К гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, в силу статьи 13 данного Закона относятся в том числе и граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС.
Основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения устанавливаются Федеральным законом от <дата> N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее- Закон о государственном пенсионном обеспечении).
Статьей 3 Закона о государственном пенсионном обеспечении устанавливается право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным граждан Российской Федерации при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом для различных видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению.
Гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф, в силу статьи 4 Закона о государственном пенсионном обеспечении имеют право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению.
Условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф определены статьей 10 Закона о государственном пенсионном обеспечении, согласно которой граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы имеют право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом. Пенсия по старости назначается таким гражданам по достижении возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины) при наличии трудового стажа не менее пяти лет.
Для реализации своего права на государственное пенсионного обеспечение истец обратился в ГУ УПФРФ № по <адрес> и <адрес> с заявлением о назначении пенсии по старости учитывая его статус и в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации";
Решением ГУ УПФРФ № по <адрес> и <адрес> от <дата> Костину О.А. с <дата> бессрочно назначена пенсия по старости в соответствии со статьей 8 Закона о страховых пенсиях и Законом "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";
Письмами от <дата> и <дата> ГУ УПФРФ № по <адрес> и <адрес> отказано Костину О.А. в назначении ему государственной пенсии, поскольку отсутствует постоянная регистрация в Российской Федерации.
Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, что у Костина О.А. возникло право на пенсию по старости по государственному пенсионному обеспечению.
При этом суд учитывает, что для получения государственной пенсии по старости необходимо соблюдение одновременно следующих условий, в рамках рассматриваемой правовой ситуации: являться гражданином Российской Федерации, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы, достигшим возраста 55 лет, имеющим трудового стажа не менее пяти лет.
Как усматривается из пояснений ответчика, необходимый стаж истец имеет, статус истца не оспаривается.
Таким образом, учитывая, что действующим законодательством о государственном пенсионном обеспечении не установлено иных условий либо ограничений для назначения государственной пенсии по старости, в том числе наличия постоянной регистрации на территории Российской Федерации, а истец имеет соответствующий стаж, достиг определенного возраста, является гражданином Российской Федерации, статус подтвержден, то основания для отказа ему в назначении государственной пенсии по старости отсутствовали.
Кроме того, как пояснил представитель истца в судебном заседании, истец собственного жилья на территории Российской Федерации не имеет, зарегистрирован и проживает у родственников, приехал в Россию из Белоруссии для постоянного проживания.
Те обстоятельства, что истец длительное время не проживал на территории Российской Федерации и не имеет постоянной регистрации, не могут повлиять на право истца на государственное пенсионное обеспечение.
При таких обстоятельствах, с <дата> (как указано истцом) истцу должна быть установлена государственная пенсия по старости в размере, предусмотренном пунктом 1 статьи 17 Закона о государственном пенсионном обеспечении (гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или с работами по ликвидации последствий указанной катастрофы, гражданам, ставшим инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, гражданам, принимавшим участие в ликвидации последствий указанной катастрофы в зоне отчуждения, а также гражданам, ставшим инвалидами в результате других радиационных или техногенных катастроф) - 250 процентов размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона - 5 034 рубля 25 копеек в месяц с ежегодной индексацией.
При этом, выплаченная истцу страховая пенсия с <дата> (как указано истцом) подлежит перерасчету до уровня государственной пенсии по старости – 12950,61 рубль (с учетом индексации).
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Костина О. А. к ГУ УПФ РФ № по <адрес> и <адрес> о перерасчете пенсии по государственному пенсионному обеспечению удовлетворить.
Обязать ГУ УПФ РФ № по <адрес> и <адрес> произвести с <дата> перерасчет пенсии, установленной Костину О. А., учитывая его право на назначение пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральным законом от <дата> N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в размере 12950 рублей 61 копейка с последующей индексацией в установленном порядке.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья И.А.Голубятникова
мотивированное решение
составлено <дата>