РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
9 августа 2013 года г.. Тольятти
Ставропольский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Шишкина А.Г.
с участием помощника прокурора Ставропольского района Самарской области Шнейдер Е.А..
при секретаре Мурыгиной Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1715/13 по исковому заявлению прокурора Ставропольского района Самарской области в интересах РФ и неопределенного круга лиц к ООО «Оптик Лайн» об ограничении доступа к информации,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ставропольского района Самарской области обратился с исковыми требованиями в интересах РФ и неопределенного круга лиц к ООО «Оптик Лайн» об ограничении доступа к информации.
Заявленные требования мотивированы тем, что прокуратурой Ставропольского района Самарской области в ходе проверки в сети Интернет выявлен сайт <адрес> в котором выражается несогласие с национальной политикой в Российской Федерации, заключающейся в ущемлении национальных и религиозных прав нерусских граждан, а также поддерживается идея разделения народов, проживающих на территории РФ, и образования суверенных республик, то есть сепаратизма. Доступ к указанному интернет - ресурсу является свободным.
В судебном заседании помощник прокурора Ставропольского района Самарской области Шнейдер Е.А. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, просит о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Согласно представленного в суд заявления, возражения относительно удовлетворения заявленных требований отсутствуют. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Суд, заслушав пояснения истца, проверив материалы гражданского дела, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Ответчик, имея лицензию №, действуя на основании Устава, являясь Интернет - провайдером на территории Самарской области, осуществляет соединение юридических и физических лиц с сетью Интернет.
Прокуратурой Ставропольского района в ходе проверки интернет-ресурсов был выявлен сайт <адрес>, в котором выражается несогласие с национальной политикой в Российской Федерации, заключающейся в ущемлении национальных и религиозных прав нерусских граждан, а также поддерживается идея разделения народов, проживающих на территории РФ, и образования суверенных республик, то есть сепаратизма. Доступ к указанному интернет - ресурсу является свободным.
В соответствии со ст.6 Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989г., вступила в силу для СССР 15.09.1990) государства – участники обеспечивают в максимально возможной степени здоровое развитие ребенка.
На основании ст.3 п.п. 1,2 Конвенции во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства - участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия.
Согласно ст. 17 Конвенции о правах ребенка государства - участники поощряют разработку надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию.
Законодательство Российской Федерации также предусматривает право ребенка на обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства (ст.54 п.2 Семейного кодекса РФ).
Цели государственной политики в интересах детей определены Федеральным законом от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", к которым, в числе остальных, относится содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры, а также защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие (ст.4 закона). На органы государственной власти Российской Федерации возложены полномочия по принятию мер, направленных на защиту детей от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, а также от распространения аудио- и видеопродукции, пропагандирующей антиобщественное поведение (ст. 14 ч.1 закона).
В соответствии со ст.5 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей и запрещенной для распространения среди детей, относится информация, обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным.
При этом согласно ст.2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ
«Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Согласно п.6 ст.10 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.06г. № 149-ФЗ (далее ФЗ от 27.07.06г. № 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.15 ФЗ от 27.07.06г. №149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Согласно п.6 ФЗ от 27.07.06г. № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Так, Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации определяются правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливается ответственность за ее осуществление.
В соответствии со ст.12 Федерального закона № 114-ФЗ запрещается использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности.
Согласно ст.13 указанного Закона на территории Российской Федерации запрещаются распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность.
Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании представления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу.
Одновременно с решением о признании информационных материалов экстремистскими судом принимается решение об их конфискации.
Копия вступившего в законную силу судебного решения о признании информационных материалов экстремистскими направляется в федеральный орган государственной регистрации.
Федеральный список экстремистских материалов подлежит размещению в международной компьютерной сети "Интернет" на сайте федерального органа государственной регистрации. Указанный список также подлежит опубликованию в средствах массовой информации.
В соответствии со ст.15 указанного Закона за осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Статьей 9 ФЗ от 27.07.06г. № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Пунктом 3 статьи 17 ФЗ от 27.07.06г. № 149-ФЗ предусмотрено освобождение от гражданско-правовой ответственности за распространение ограниченной или запрещенной федеральными законами информации лиц, оказывающих услуги либо по передаче информации, предоставленной другим лицом, при условии ее передачи без изменений и исправлений, либо по хранению информации и обеспечению доступа к ней при условии, что это лицо не могло знать о незаконности распространения информации.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя, в отличие от мер гражданско-правовой ответственности.
Доступ к сайтам, где размещены материалы экстремистского характера, в соответствии с законодательством Российской федерации должен быть закрыт.
Суд приходит к выводу, что в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства, доступ к Интернет-сайту <адрес> следует ограничить.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 12, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования - удовлетворить.
Обязать ООО «Оптик Лайн» ограничить доступ к Интернет-ресурсу <адрес>, путем добавления на пограничном маршрутизаторе правил фильтрации указанного сайта.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Ставропольский районный суд.
Судья –