Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> 16 февраля 2012 года
Сергиевский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Воложанинова Д.В.,
при секретаре Дериенко Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению прокурора <адрес> о признании нормативного правового акта органа местного самоуправления недействующим в части,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель - прокурор <адрес> обратился в суд с заявлением о признании недействующим в части нормативного правового акта, в котором указал, что решением собрания представителей муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности либо государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории муниципального района <адрес> (далее - Порядок), который является нормативным правовым актом, опубликован в газете <данные изъяты>, вступил в силу с момента опубликования.
Заявитель считает, что в нарушение ст. 34 Земельного кодекса РФ раздел 2 Порядка в общей сложности устанавливает больший срок для утверждения и выдачи заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
По мнению заявителя в нарушение положений Земельного кодекса РФ и Закона Самарской области от 11.03.2005 г. № 94-ГД “О земле” в Порядок включен раздел № 3, возлагающий на заявителя необоснованные требования о предоставлении вместе с заявлением ситуационного плана размещения торгового павильона.
Возможность отказа в предоставлении земельного участка под размещение торгового павильона, в случае заключения отдела торговли и экономического развития администрации муниципального района Сергиевский о нецелесообразности размещения торгового павильона, является нарушением п.4 ст. 28 Земельного кодекса РФ и ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ “О защите конкуренции”. Данная норма содержит коррупциогенные факторы, предусмотренные Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 г. № 96.
Заявитель просит суд: признать противоречащими закону и недействующими с момента опубликования пункты 2.7, 2.8, 2.9, 2.10, 2.11, Раздел 3, пункт 5 приложения № 1 Порядка, обязать главу муниципального района Сергиевский опубликовать решение после вступления его в законную силу в газете <данные изъяты>.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Чалбышев А.В. заявленные требования поддержал и подтвердил доводы, изложенные в заявлении.
Представитель Собрания представителей муниципального района <адрес> Жирнова Н.Е. возражала против удовлетворения заявления, сославшись на отсутствие нарушений закона при принятии оспариваемого нормативного правового акта.
Представитель администрации муниципального района <адрес> Сидельников А.А. возражал против удовлетворения заявления, подтвердил доводы, изложенные в письменном отзыве, в котором указано следующее: с учетом особенностей организации работы в структурных подразделениях администрации муниципального района Сергиевский в Порядке предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности либо государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории муниципального района Сергиевский (далее - Порядок), расписаны сроки, составляющие 2 этапа проведения мероприятий по рассмотрению заявлений о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством. При этом названные этапы протекают одновременно. Пункты 2.3. и 2.5. Порядка составляют 1-й этап, пункты 2.7. и 2.8. Порядка составляют 2-й этап.
В рамках исполнения требований ст. 34 Земельного кодекса РФ п.2.7. Порядка и устанавливает необходимость заблаговременно публиковать сведения о предоставлении земельного участка. В связи с вышесказанным, срок, указанный в п. 2.8. Порядка, установлен для заявлений (при их наличии), которые поступили (могут поступить) в отношении конкретного земельного участка, сведения о котором опубликованы в газете <данные изъяты>, и протекает данный срок одновременно со сроком рассмотрения первоначального заявления лица о предоставлении земельного участка. Данный срок составляет 14 дней.
Изготовление Схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (п.2.5. Порядка) производится одновременно с течением срока приема заявлений на основании опубликованной информации (п.2.8. Порядка).
При этом Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в любом случае изготавливается в течение 30 дней с момента направления заявления и направляется:
заявителю, если дополнительных заявлений не поступило;
органу местного самоуправления для формирования земельного участка за счет бюджета и выставлении его на торги, если поступило 2 и более заявления.
Администрация муниципального района также считает, что Раздел 3 не ущемляет прав и законных интересов граждан, испрашивающих земельные участки для размещения торговых павильонов. Он лишь регламентирует особенности предоставления таких земельных участков. В данном случае определяется дополнительное структурное подразделение администрации муниципального района Сергиевский - отдел торговли и экономического развития, ответственное за размещение торговых павильонов на территории района.
В данном случае возможно рассмотрение положений специального законодательства в сфере осуществления торговой деятельности, в частности, п. 1 ст. 5 закона Самарской области от 05.07.2010 г. N 76-ГД «О государственном регулировании торговой деятельности на территории Самарской области», п. 1 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
Касательно признания п. 5 Приложения № 1 к Порядку незаконным сообщаем, что эскиз торгового павильона необходим для разработки схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Торговый павильон также не является объектом капитального строительства, однако от его конфигурации и площади зависит площадь формируемого земельного участка.
Кроме того, наличие эскиза торгового павильона позволит его оценить на соответствие требованиям законодательства о государственном регулировании торговой деятельности.
Свидетель ФИО5 показала, что нарушений норм Земельного кодекса РФ при применении Порядка нет, в ходе его применения рассмотрено 1 обращение гражданина, схема расположения земельного участка на кадастровом плане выдано в установленный балы выдана гражданину в установленный законом 30-дневный срок.
Выслушав объяснения прокурора, представителей заинтересованных лиц, показания свидетеля, исследовав письменные доказательства, суд считает, что заявление прокурора подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
На основании ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно ч.ч. 2-6 ст. 34 Земельного кодекса РФ, граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.
Из материалов дела следует, что решением собрания представителей муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности либо государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории муниципального района Сергиевский (далее - Порядок), который является нормативным правовым актом, опубликован в газете <данные изъяты>, вступил в силу с момента опубликования.
Оспариваемый Порядок содержит обязательные правила поведения, адресованные персонально не определенному кругу лиц и рассчитан на многократное применение, поэтому является нормативным правовым актом.
Решение собрания представителей муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № опубликовано в газете <данные изъяты> и вступило в действие с момента опубликования.
Отношения, возникающие в связи с предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности либо государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, регулируются нормами Земельного кодекса РФ, вступившим в законную силу со дня его официального опубликования - 29.10.2001 г.
Совокупность доказательств, исследованных в судебном заседании, позволяет суду сделать достоверный вывод, что глава 3 Порядка “Особенности предоставления земельных участков для размещения объектов, не являющихся объектами капитального строительства (торговых павильонов)”, п. 5 приложения № 1 к Порядку противоречат ч.4 ст.28 Земельного кодекса РФ, поскольку фактически допускают отказ в предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, на основании заключения о нецелесообразности размещения торгового павильона. При этом действующим законодательством о земле не предусмотрено специальных норм и исключений из общего порядка при предоставлении земельных участков для размещения торговых павильонов.
Кроме того, глава 3 Порядка и п.5 приложения № 1 к Порядку вопреки требованиям ст.ст. 6, 7 Федерального закона от 24.12.2008 г. № 273-ФЗ “О противодействии коррупции” содержат такие коррупциогенные факторы, предусмотренные п. а ч.3 и п. ч.4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 г. № 96: 1) широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения в виде заключения о целесообразности размещения торгового павильона; 2) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям в виде согласования ситуационного плана, предоставления эскиза торгового павильона и плана с указанием площадей торговых и иных помещений.
Так, согласно ст. 346.27 Налогового кодекса РФ стационарная торговая сеть, имеющая торговые залы, - торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях (их частях), имеющих оснащенные специальным оборудованием обособленные помещения, предназначенные для ведения розничной торговли и обслуживания покупателей. К данной категории торговых объектов относятся магазины и павильоны;
стационарная торговая сеть, не имеющая торговых залов, - торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях и сооружениях (их частях), не имеющих обособленных и специально оснащенных для этих целей помещений, а также в зданиях, строениях и сооружениях (их частях), используемых для заключения договоров розничной купли-продажи, а также для проведения торгов. К данной категории торговых объектов относятся крытые рынки (ярмарки), торговые комплексы, киоски, торговые автоматы и другие аналогичные объекты;
нестационарная торговая сеть - торговая сеть, функционирующая на принципах развозной и разносной торговли, а также объекты организации торговли, не относимые к стационарной торговой сети.
На основании ч.1 ст. 5 Закона Самарской области от 05.07.2010 г. № 67-ГД “О государственном регулировании торговой деятельности на территории Самарской области” размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
В силу ч.1 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ “Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации” хозяйствующий субъект, который осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации) и доля которого превышает двадцать пять процентов объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта Российской Федерации, в том числе в границах города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, в границах муниципального района, городского округа, не вправе приобретать или арендовать в границах соответствующего административно-территориального образования дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности по любым основаниям, в том числе в результате введения в эксплуатацию торговых объектов, участия в торгах, проводимых в целях их приобретения.
Доводы администрации муниципального района <адрес> о применении положений специального законодательства не принимаются судом во внимание, поскольку ч.1 ст. 5 Закона Самарской области от 05.07.2010 г. № 67-ГД “О государственном регулировании торговой деятельности на территории Самарской области” регулирует размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, к которым торговые павильоны не относятся. В ст. 14 Федерального закона от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ “Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации” предусмотрены ограничения лишь при приобретении или аренде торговых объектов, а не земельных участков.
При таких обстоятельствах требования заявителя в части признания противоречащими закону и недействующими Раздела 3, пункт 5 приложения № 1 Порядка являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Ввиду того, что часть оспариваемого нормативного правового акта противоречит вышеуказанным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд в соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ признает этот нормативный правовой акт недействующим в части со дня его принятия, а не с момента опубликования, поскольку часть его вошла в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, в момент принятия.
Также судом установлено, что глава 2 Порядка противоречит ч.4 ст. 34 Земельного кодекса РФ, поскольку не содержит положений о том, что орган местного самоуправления в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Однако отдельные пункты главы 2 Положения с 2.7 по 2.11 сами по себе и в совокупности не противоречат указанной норме закона, поскольку в них полностью данный срок не устанавливается, законом не запрещена выдача заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте по истечении определенного времени со дня публикации информации о предоставлении земельного участка. Признание лишь пунктов 2.7-2.11 Положения недействующими не повлечет устранение отмеченного нарушения закона, так как на момент публикации информации о предоставлении земельного участка в газете на основании п.2.7 Порядка месячный срок со дня поступления заявления будет фактически нарушен ввиду того, что информация может быть направлена комитетом управления муниципальным имуществом в газету не ранее 28 дня со дня поступления заявления гражданина.
Доводы заявителя о том, что в п.п. 2.3-2.9 Порядка определено, что структурные подразделения администрации муниципального района <адрес> предоставляют заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте в срок превышающей один месяц не принимаются судом во внимание по вышеизложенным основаниям, поскольку заявителем требований о признании главы 2 Положения недействующей не заявлялись, тем самым выбран ненадлежащий способ защиты нарушенного права.
В связи с чем, заявленные требования прокурора в части признания противоречащими закону и недействующими с момента опубликования пунктов 2.7, 2.8, 2.9, 2.10, 2.11 Порядка не подлежат удовлетворению.
Принимая во внимание, что обязанность печатного издания, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт, опубликовать решение суда (после вступления его в законную силу) о признании этого акта или его части недействующими либо сообщение о решении суда прямо вытекает из положений части 3 статьи 253 ГПК РФ, а также статьи 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации", вступившее в законную силу решение суда должно быть направлено судом в соответствующее печатное издание для опубликования без возложения соответствующей обязанности на главу муниципального района <адрес>.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 251-253 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора <адрес> о признании нормативного правового акта органа местного самоуправления недействующим в части, - удовлетворить частично.
Признать раздел 3 Порядка предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности либо государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории муниципального района <адрес>, утвержденного решением Собрания представителей муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, п. 5 приложения № 1 к Порядку предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности либо государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории муниципального района <адрес>, утвержденному решением Собрания представителей муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, противоречащим закону и недействующим со дня принятия.
Решение суда после вступления его в законную силу направить для опубликования в газету <данные изъяты>.
В остальной части предъявленного заявления отказать.
Решение суда может быть обжаловано в <адрес> областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Сергиевский районный суд <адрес>.
Мотивированное решение в окончательной форме составлено судьей в совещательной комнате и подписано 21 февраля 2012 года.
Председательствующий судья: Д.В. Воложанинов