Копия
УИД: 66RS0029-01-2019-001204-41
В окончательной форме изготовлено 21.01.2020 года
Дело № 2-19/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 января 2020 г. г. Камышлов Свердловская область
Камышловский районный суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Сейдяшевой Н.В.,
при секретаре Куракиной Н.Ю.,
с участием: помощника Камышловского межрайонного прокурора Смирновой Н.В.,
представителей ответчиков ФИО5, ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Камышловского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному образовательному учреждению «Аксарихинская средняя общеобразовательная школа», Администрации муниципального образования Камышловский муниципальный район, Управлению образования администрации Муниципального образования Камышловский муниципальный район об у4странении требований пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Камышловский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Муниципальному казенному образовательному учреждению «Аксарихинская средняя общеобразовательная школа» (далее - МКОУ Аксарихинская СОШ), Администрации муниципального образования Камышловский муниципальный район о возложении обязанности оборудовать здание образовательного учреждения устройством молниезащиты и обеспечении финансирования. В обоснование иска указал, что Камышловской межрайонной прокуратурой в ходе проведения мониторинга исполнения законодательства о безопасном пребывании учащихся в образовательных организациях установлено нарушение ответчиком требований действующего законодательства о пожарной безопасности, Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго России от 30.06.2003 г. № 280, которыми предусмотрено обязательное устройство молниезащиты зданий образовательных организаций, что ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц. Просят обязать ответчика выполнить мероприятия по исполнению требований пожарной безопасности: установить устройство молниезащиты зданий образовательной организации; при недостаточности денежных средств у МКОУ Аксарихинская СОШ, возложить обязанность по финансированию установки устройства молниезащиты на администрацию МО Камышловского муниципальный район из средств местного бюджета.
В судебном заседании помощник Камышловского межрайонного прокурора ФИО6 исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в иске, суду пояснила, что требования Инструкции по устройству молниезащиты распространяются на все виды зданий, сооружений и промышленные коммуникации независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности, в том числе и в отношении детских садов и школ. Иск заявлен в интересах учащихся образовательного учреждения и неопределенного круга лиц, включая сотрудников учреждения и родителей. На территории городского округа и муниципального района только два образовательных учреждения (детские сады № 2 и № 4) оборудованы средствами молниезащиты. Интересы детейМКОУ Аксарихинская СОШ должны быть защищены в той же степени, что и интересы воспитанников детских садов № 2 и № 4, оборудованных устройством молниезащиты. Просит обязать ответчиков устранить указанные нарушения требований закона, установив им срок для исполнения решения суда до 01.09.2020.
Представитель ответчика - заведующая МКОУ Аксарихинской СОШ ФИО5, в судебном заседании с иском не согласилась, суду пояснила, что, согласно Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной Приказом Министерства энергетики России от 30.06.2003 г. № 280:
- «Инструкция предназначена для использования при разработке проектов, строительстве, эксплуатации, а также при реконструкции зданий, сооружений и промышленных коммуникаций».
- «Тип и размещение устройств молниезащиты выбираются на стадии проектирования нового объекта, чтобы иметь возможность максимально использовать проводящие элементы последнего. Это облегчит работку и исполнение устройств молниезащиты, совмещенных с самим зданием, позволит улучшить его эстетический вид, повысить эффективность молниезащиты, минимизировать ее стоимость и трудозатраты».
2. Образовательное учреждение, согласно вышеуказанной Инструкции относится к обычному объекту, последствиями удара молнии могут быть: «Отказ электроснабжения (например, освещения), способный вызвать панику. Отказ системы пожарной сигнализации, вызывающий задержку противопожарных мероприятий. Потери средств связи, сбои компьютеров с потерей данных. Необходимость помощи тяжелобольным и неподвижным людям» и также указано, что: «При строительстве и реконструкции для каждого класса объектов требуется определить необходимые уровни надежности защиты от прямых ударов молнии (ПУМ)».
- Существует комплекс средств молниезащиты зданий, который включает в себя устройства защиты от прямых ударов молнии (внешняя молниезащитная система) и устройства защиты от вторичных воздействий молнии (внутренняя). В частных случаях молниезащита может содержать только внешние или только внутренние устройства. Внешняя молниезащитная система может быть изолирована от сооружения (отдельно стоящие молниеотводы - стержневые или тросовые, а также соседние сооружения, выполняющие функции естественных молниеотводов). Имеющиеся в здании внутренние устройства молниезащиты предназначены для ограничения электромагнитных воздействий тока молнии и предотвращения искрений внутри защищаемого объекта. Внешняя молниезащитная система состоит из молниеприемников, токоотводов и заземлителей. В соответствии с пунктом 3.2.1. Инструкции молниеприемниками могут быть конструктивные элементы защищаемого объекта и они называются естественными молниеприемниками. Это металлическая кровля, металлические конструкции крыши, трубы, резервуары, металлические водосточные трубы и др. В выше указанном здании частично имеются металлические конструкции крыши, водосточные трубы. Кроме этого здание оборудовано заземлением.
- В соответствии с таблицей 1 Инструкции по устройству молниезащиты зданий и сооружений РД 34.21.122-87, утвержденной Главтехуправлением Минэнерго СССР 12.10.1987 г.: «Обязательному обустройству молниезащитой на всей территории Российской Федерации независимо от количества грозовых часов в году подлежат объекты (сооружения, установки), создающие, согласно правил устройства электроустановок (6 издание) глава 7.3, взрывоопасную зону класса В-1г.
Здания и общеобразовательных школ таковыми не являются. Следовательно, обязательному оборудованию устройствами молниезащиты не подлежат.
5. В соответствии с пунктом 3.19 СНиП 31-06-2003 «Общественные здания и сооружения» молниезащита должна быть выполнена при наличии на кровле здания ТВ - антенны, трубостоек воздушных линий связи (ВЛС) и приводного радиовещания (ПВ), которых на здании МАОУ «Аксарихинская СОШ» не имеется. При этом речь идет не о молниезащите всего здания (само здание не требует молниезащиты), а только лишь о ТВ-антеннах и трубостойках ВЛС и ПВ, которые должны быть защищены от атмосферного электричества во избежание возможного возгорания бытовой радиотелевизионной аппаратуры при прохождении электрического разряда атмосферного электричества большой мощности через линии ВЛС и ПВ во время грозы. При этом для молниезащиты ТВ-антенн и трубостоек ВЛС и ПВ не требуется монтаж отдельного молниеприемного устройства, поскольку в данном случае молниеприемником является сама ТВ-антенна и трубостойки ВЛС и ПВ.
6. Согласно Письма Минобрнауки РФ от 10.10.2018 г. № АФ-325/03 «О проведении ремонтных работ во время образовательного процесса»
обращено особое внимание на недопустимость проведения ремонтных работ
во время образовательного процесса. В настоящее время идет
образовательный процесс, поэтому выполнение требований не
представляется возможным. Учреждение действует в рамках утвержденных
плана финансово- хозяйственной деятельности и муниципального задания.
На 2019 год данные расходы не предусмотрены. По предварительным
подсчетам данные работы будут составлять свыше 200 000 руб..
Перед принятием решения о необходимости устройства молниезащитных мероприятий должно быть проведено обследование здания проектной организацией. В данном случае никакого обследования здания не проводилось. Требования выставлены истцом на основании письменного запроса к ответчику. Таким образом, при наличии необоснованного требования прямое влияние на организацию образовательной деятельности с несовершеннолетними недопустимо.
7. Здание МАОУ «Аксарихинская СОШ» 1970-1975 года постройки и не оснащено устройствами молниезащиты.
11.07.2019 г. комиссией был подписан Акт готовности образовательной организации к 2019/2020 учебному году, в котором недостатков от всех надзорных и контролирующих органов выявлено не было. Здание оборудовано автоматической пожарной сигнализацией.
Выполнение положений пункта 4 части 1 статьи 50 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности (Пункт в редакции, введенной в действие с 12.07.2012 г. Федеральным законом от 10.07.2012 г. № 117-ФЗ) в период с 2012 г. по 2019 г. не контролировалось со стороны надзорных органов, то есть не считалось обязательным к применению в отношении деятельности образовательной организации.
8. Камышловский межрайонный прокурор, обращаясь с исковым заявлением в суд, должен был представить доказательства того, что отсутствие на здании учреждения устройств молниезащиты влечет за собой нарушение прав и законных интересов учащихся. Между тем, такие доказательства в материалах гражданского дела отсутствуют, а доводы о возможном наступлении тяжких последствий носят предположительный характер, поскольку доказательствами не подтверждены. В том числе, отсутствует статистическая подтвержденная информация о наличии фактов попадания молний в объекты социального назначения, и связанных с этим негативных последствий. Просит отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика Администрации МО Камышловский муниципальный район ФИО7 в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что МО Камышловский муниципальный район является учредителемМКОУ Аксарихинская СОШ. В соответствии с Инструкцией РД 34.24.122-87, утвержденной Главтехуправлением Минэнерго СССР 12.10.1987 г., здания школ и детских садов относятся ко второй степени огнестойкости, и специальных средств молниезащиты не требуют. Инструкция по устройству молниезащиты 2003 года опосредованно относится к пожарной безопасности и носит рекомендательный характер. В соответствие с письмом Управления по надзору в электроэнергетике от 01.12.2004 г. № 10-03-04/182, Инструкция не отменяет действие предыдущего издания, и не означает недопустимость использования предыдущей редакции. Актом проверки готовности общеобразовательного учреждения к началу учебного года установлено отсутствие недостатков всеми контролирующими службами, в том числе и ГУ МЧС. Требования пожарной безопасности выполнены учреждением в полном объеме. При плановых проверках предписаний об установке молниезащиты надзорными органами не выдавалось. Здание оборудовано автоматической пожарной сигнализацией. Управление Ростехнадзора в письме от 22.11.2019 г. сообщает, что тип и размещение устройств молниезащиты должны быть выбраны на стадии проектирования объекта, чтобы иметь возможность максимально использовать проводящие элементы. Проектная документация разрабатывается при строительстве, либо реконструкции здания, на основании нормативно-технической документации, действующей на момент разработки данной проектной документации. Проектная документация не предусматривала наличие средств молниезащиты на стадии строительства. Администрацией МО Камышловский муниципальный район разрешения на реконструкцию зданий, занимаемых образовательными учреждениями Камышловского района, не выдавалось, реконструкции зданий не проводилось. Доводы иска о возможном наступлении тяжких последствий носят предположительный характер. 27.12.2019 г. между детским образовательным учреждением и специализированной организацией в области строительного проектирования ООО «Электросервис» заключен договор на выполнение проектных работ, в соответствии с условиями договора произведена оплата первого этапа работ в размере 12 000 руб. Просит отказать в удовлетворении заявленных требований, в случае удовлетворения исковых требований предоставить больший срок для исполнения решения суда с учетом утвержденного бюджета района на 2020 года, в котором расходы на данную статью расходов не предусмотрены.
Представитель ответчика Управление образования администрациями МО Камышловский муниципальный район в судебное заседание не явился, просили рассмотреть без его участия, в письменном отзыве указали, что здание образовательного учреждения допущено к осуществлению образовательного процесса, в том числе и по линии пожарной безопасности, здание оборудовано системой пожарной сигнализации, системой заземления. Таким образом, требования пожарной безопасности соблюдаются в полном объеме.
Кроме того, из письма Врио заместителя начальника Главного управления - начальника УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области от 15.11.2019 г. № 1101-Г-1-21 следует, что Требования по устройству молниезащиты зданий изложены в Правилах технической эксплуатации электроустановок потребителей и в Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций (СО 153-34.21.122-2003), которые содержат требования технического характера, опосредованно связанные с пожарной безопасностью.
В соответствии с пунктом 4.7 Инструкции принимается во внимание, что в существующих зданиях необходимые меры по молниезащите выбирают с учетом особенностей здания, таких как конструктивные элементы, существующее силовое информационное оборудование. Необходимость в защитных мерах и выбор их определяют на основании исходных данных, которые собирают на стадии предпроектных изысканий. Примерный перечень таких данных приведен в табл. 4.3-4.6 Инструкции. На основании анализа риска и данных, приведенных в табл. 4.3-4.6 принимается решение о необходимости построения или реконструкции системы молниезащиты.
Уральское Управление Ростехнадзора в письме от 22.11.2019 г. № 22-00-09/454 сообщает, что тип и размещение устройств молниезащиты должны быть выбраны на стадии пректирования объекта, что бы иметь возможность максимально использовать проводящие элементы.
Проектная документация разрабатывается при строительстве, либо реконструкции здания, на основании нормативно-технической документации, действующей на момент разработки данной проектной документации.
Согласно статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Камышловский районный комитет по Управлению имуществом в письме от 26.11.2019 г. № 986 информирует, что Администрацией муниципального образования Камышловский муниципальный район не выдавались разрешения на реконструкцию зданий, занимаемых ОУ Камышловского района.
Необходимо отметить, что реконструкции здания образовательного учреждения с момента строительства и ввода в эксплуатацию не осуществлялось и на сегодняшний день не осуществляется.
Таким образом, нельзя согласиться с содержащимися в исковом заявлении Камышловского межрайонного прокурора суждениями, поскольку они основаны на неверном толковании норм права.
Следовательно, отсутствует обязанность устанавливать устройство молниезащиты здания образовательной организации, что подтверждается выводами уполномоченных лиц, обладающих специальными знаниями в этой области.
Просит в исковом заявлении Камышловского межрайонного прокурора от 23.09.2019 г. о выполнении мероприятий по исполнению требований пожарной безопасности отказать.
Представитель третьего лица, - заместитель начальника ОНДиПР Камышловского ГО Камышловского МР Пышминского ГО УНДиПР ГУ МЧС России по Свердловской области ФИО8 в судебное заседание не явился, в отзыве просил рассмотреть дело в свое отсутствие, указав, что нормы действующего законодательства в области соблюдения требований пожарной безопасности (Федеральном законе № 69 «О пожарной безопасности», Федеральном законе № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а также Постановлении Правительства Российской Федерации 390 «Об утверждении правил противопожарного режима в Российской Федерации») не содержат требований по устройству молниезащиты на зданиях. Инструкция по устройству молниезащиты зданий,
сооружений и промышленных коммуникаций (СО 153-34.21.122-2003) утверждена приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 30.06.2003 г. № 280.Таким образом, органы государственного пожарного надзора не вправе руководствоваться данным нормативно-правовым актом при решении вопроса об обязывании выполнения на здании детского сада устройства молниезащиты зданий. Решение данного вопроса оставляют на усмотрение суда.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчиков Уральского управления Ростехнадзора в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие их представителя, в отзыве указал, что тип и размещение устройств молниезащиты зданий должны быть выбраны на стадии проектирования объекта, чтобы иметь возможность максимально использовать проводящие элементы. При разработке проектов, строительстве, эксплуатации, а также при реконструкции зданий, сооружений и промышленных коммуникаций используется Инструкция по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций СО 153-34.21.122-2003, утвержденная приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 30.06.2003 г. № 280. В процессе эксплуатации устройство молниезащиты должно полностью соответствовать разработанной документации и содержаться в исправном состоянии.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчиков филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области в Талицком, Байкаловском, Тугулымском районах, г. Камышлов, Камышловском и Пышминском районах» в судебное заседание не явился, причин неявки суду не сообщил, отзыва в суд не направил.
Суд, заслушав стороны, исследовав письменные доказательства, приходит к следующим выводам:
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, урегулированы Федеральным законом от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». В соответствии с преамбулой указанного закона обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
В силу статьи 20 вышеуказанного Федерального закона нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования пожарной безопасности, разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Из пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» следует, что с учетом степени риска причинения вреда минимально необходимые требования, обеспечивающие пожарную безопасность, устанавливаются в технических регламентах.
В силу статьи 5.1 указанного Федерального закона особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона (пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»). Во исполнение названного положения закона Правительством Российской Федерации издано Постановление от 26.12.2014 г. № 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Согласно пункта 66 указанного Постановления обязательным является применение требований СП 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения». Разделы 1, 3, 4 (пункты 4.1 - 4.7, 4.9 - 4.10, 4.11 (за исключением абзаца второго пункта 4.11), пункты 4.12, 4.14 - 4.22, абзацы первый и второй пункта 4.23, пункты 4.24 - 4.26, 4.28 - 4.30), 5 (пункты 5.1, 5.2, 5.4 - 5.7, 5.9 - 5.13, 5.20 - 5.27, 5.32 - 5.36, 5.38 - 5.46), 6 (пункты 6.1 - 6.6, 6.8 - 6.12, 6.14 - 6.21, 6.23 - 6.28, 6.30 - 6.38, 6.40 - 6.48, 6.53 - 6.58, 6.64, 6.72, 6.77, 6.81 - 6.95), 7 (пункты 7.1 - 7.5, 7.8, 7.10 - 7.27, 7.35, 7.37 - 7.43, 7.46 - 7.49), 8 (пункты 8.1 - 8.7, абзац первый пункта 8.9, пункты 8.10, 8.11, 8.14, 8.18, 8.19, 8.21, 8.24 - 8.26, 8.28 - 8.34), 9 (пункты 9.1 - 9.5), приложение Г.
Согласно разделу 1 СП 118.13330.2012 перечень основных групп зданий и помещений общественного назначения, на которые распространяется настоящий свод правил, приведен в приложении В, в котором указаны общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи и т.д. (п. 1.1.1, п. 1.1.2).
При этом, в пункте 4.21 СП 118.13330.2012 указано, что молниезащита зданий выполняется с учетом наличия телевизионных антенн и трубостоек телефонной сети или сети проводного вещания. Устройства молниезащиты приведены в СО 153-34.21.122-2003 Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго России от 30.06.2003 г. № 280.
Инструкцией по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго России от 30.06.2003 г. № 280 (СО 153-4.21.122-2003) предусмотрено обязательное устройство молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций всех видов зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности, в том числе, зданий образовательных организаций.
Таким образом, в силу действующего правового регулирования здания общеобразовательных и дошкольных образовательных организаций должны быть оснащены устройством молниезащиты.
Согласно части 7 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 9 указанного Закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Как следует из Устава МКОУ Аксарихинская СОШ, учреждение является дошкольным общеобразовательным учреждением, учредителем которого выступает Камышловский муниципальный район. От имени Камышловского муниципального района функции и полномочия учредителя осуществляет Администрация Камышловского муниципального района.
В соответствии с Уставом целью деятельности Учреждения является деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, в том числе, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
По итогам проведения мониторинга прокурором установлено, что здание образовательного учреждения устройством молниезащиты не оборудовано. Отсутствие систем молниезащиты ответчиками не оспаривалось.
Вопреки доводам ответчиков наличие в здании образовательного учреждения системы заземления электрической сети, а так же допуск контрольно-надзорными органами зданий дошкольного образовательного учреждения к осуществлению образовательного процесса, в соответствии с действующим нормативными документами в области пожарной безопасности, не исключает необходимость наличия устройств молниезащиты.
С учетом требований действующего законодательства в области пожарной безопасности и установленных обстоятельств, суд исходит из того, что обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности, которые разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. На образовательную организацию возложена обязанность, в числе прочего, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, а также ответственность за ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции и жизнь, здоровье обучающихся, работников образовательной организации. В силу действующего правового регулирования здания общеобразовательных и дошкольных образовательных организаций должны быть оснащены устройством молниезащиты.
Обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии средств молниезащиты на здании образовательного учреждения, нашли свое подтверждение в судебном заседании. Как в силу названного правового регулирования, так и в соответствии с ранее действовавшей Инструкцией по молниезащиты 1987 года, на которую ссылается сторона ответчика, здания образовательных учреждений и организаций со 2 классом огнестойкости в местности, где средняя продолжительность гроз составляет более 20 час. в год, должны быть оборудованы данным средством защиты. Необходимость исполнения указанных требований не ставится в зависимость от наличия и количества пожаров и жертв, причиной которых явились грозовые разряды. Вопреки доводам ответчиков, имеющиеся в зданиях системы заземления электрической сети, необходимость устройств молниезащиты не исключают.
Таким образом, установленные нарушения действующего законодательства в целях безопасности подлежат устранению в установленном порядке, как образовательным учреждением, так и его учредителем - Администрацией МО Камышловский муниципальный район.
Поскольку ответчики в соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представили в суд доказательств, подтверждающих наличие молниезащиты устройств на здании общеобразовательного учреждения, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора в интересах неопределенного круга лиц.
Судом установлено и из материалов дела следует, что образовательное учреждение собственных средств на установку данного устройства не имеет, что подтверждается материалами дела и пояснениями представителей.
Согласно пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Обязательство по финансированию данного мероприятия является расходным обязательством органа местного самоуправления. Соответственно выделение средств на данное мероприятие возможно в рамках бюджетного процесса.
В соответствии со статьей 53 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Исходя из того, что финансирование мероприятий, направленных на устранение выявленных в образовательной бюджетной организации нарушений, осуществляется учредителем образовательного учреждения Администрацией Камышловского муниципального района, осуществляющего функции распределителя бюджетных средств, обязанность по обеспечению финансированию мероприятий по оборудованию здания общеобразовательного учреждения устройством молниезащитыдолжна быть возложена на указанного ответчика.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом заявленного стороной ответчика ходатайства об увеличении срока исполнения решения суда, а также необходимости изыскания ответчиками дополнительных денежных средств на установку устройства молниезащиты при утвержденном бюджете района на 2020 год, суд считает недостаточным для исполнения предложенный истцом срок, и полагает необходимым установить срок для исполнения решения суда до 01.09.2021 г.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Камышловского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному образовательному учреждению «Аксарихинская средняя общеобразовательная школа», Администрации муниципального образования Камышловский муниципальный район, Управлению образования администрации Муниципального образования Камышловский муниципальный район об у4странении требований пожарной безопасности удовлетворить.
Обязать Муниципальное казенное образовательное учреждение «Аксарихинская средняя общеобразовательная школа», расположенное по адресу: <адрес>, оборудовать здание образовательного учреждения устройством молниезащиты в срок до 01.092021 г.
Обязать Администрацию муниципального образования Камышловский муниципальный район в случае недостаточности у Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Аксарихинская средняя общеобразовательная школа» собственных денежных средств организовать финансирование мероприятий по оборудованию здания образовательного учреждения устройством молниезащиты.
Решение в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Камышловский районный суд Свердловской области.
Судья. Подпись
Копия верна. Судья Н.В. Сейдяшева