Решение по делу № 2-1335/2012 ~ М-1213/2012 от 17.05.2012

дело №2-1335/12

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19.06.2012 года г. Саратов

Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Негласона А. А.

при секретаре Куницыной О. А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Беляева Виктора Васильевича к Военному комиссариату Саратовской области об обязании производить расчет пенсионного обеспечения из 100% денежного довольствия с учетом 70% ежемесячной надбавки за выслугу лет и взыскании недоплаты пенсионного обеспечения,

УСТАНОВИЛ :

Беляев В. В. обратился в суд указав, что является пенсионером Министерства обороны с 28.10.1986г. До 01.01.2012г. он получал пенсию в соответствии со ст.43 Федерального закона от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», (далее ФЗ-№4468-1) исчисление пенсии производилось из 100% денежного довольствия. В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 15 декабря 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской федерации» №166-ФЗ военнослужащие имеют право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению, видом которой является пенсия за выслугу лет. В соответствии с ч.4 ст. 23 названного федерального закона пенсия по государственному пенсионному обеспечению назначается на следующий срок: пенсия за выслугу лет - пожизненно.

Федеральным законом от 07.05.2002г. №49-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации денежного довольствия военнослужащих и предоставлении им отдельных льгот это право было расширено доплатой в денежное довольствие в размере 70% за выслугу лет как компенсацию вместо льгот 50% по оплате жилой площади, коммунальных услуг и за пользование телефоном

В соответствии с ч. 1 ст. 55 Конституция Российской Федерации в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, согласно ч. 1 ст. 15 Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации, Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. В соответствии с этим конституционным положением суды при рассмотрении дел оценивают содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применяют Конституцию Российской Федерации в качестве акта прямого действия.

01 января 2012 года в Российской Федерации вступил в силу Федеральный закон от 8 ноября 2011 года № Э09-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального Закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Далее Федеральный закон № 309 от 8 ноября 2011 года).

Статья 2 указанного Федерального закона № 309-ФЭ от 8 ноября 2011 года дополняет статью 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 частью второй, следующего содержания: «Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и, начиная с 1 января 2013 года, ежегодно увеличивается на 2 процента, до достижения 100 процентов его размера».

Ему пенсия назначена единожды и пожизненно с исчислением из 100% денежного довольствия в 1986 году, положения части 2 статьи 43 Закона РФ №4468-1 не могут быть распространены без специального указания на пенсии, назначенные в соответствии с Законом РФ №4468-1 до 1 января 2012 года, поскольку в отношении лиц, которым пенсии уже назначены до 1 января 2012 года, до введения в действие Федерального закона №309, действующим законодательством предусмотрено однократное назначение пенсий на пожизненный срок.

В соответствии с п. 1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Статья 49 Закона РФ №4468-1 (в редакции, действующей с 1 января 2012 года), регламентирующая пересмотр пенсий, не содержит указания на применение нормы об исчислении пенсии, исходя из 54 процентов денежного довольствия, учитываемого для исчисления пенсии, при пересмотре пенсий, назначенных до 1 января 2012 года.

В соответствии со ст. 49 Закона № 4468-1 (в редакции, действующей с 1 января 2012 года) его пенсия, назначенная до 1 января 2012 года, подлежит пересмотру с 1 января 2012 года одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников, исходя из уровня увеличения денежного довольствия учитываемого при исчисления пенсий с 11 ноября 2011г. даты опубликования ФЗ РФ от 8 ноября 2011г. №309-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Вместо увеличения пенсий военным в три раза, как того требовал Закон с 1993г. №4468-1, пенсии военным увеличили всего лишь в 1,54.

Минимальный размер пенсии за выслугу лет (в ред. Федерального закона от 03.12.2007г. №319-Ф3). Пенсия за выслугу лет, назначаемая в соответствии с настоящим Законом, не может быть ниже 100 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Как ранее, так и сейчас, пенсионное законодательство в отношении лиц, проходивших военную службу, не оговаривает размер пенсии в конкретной сумме, определяемой в рублях а выражает его в процентном отношении к окладу денежного довольствия, то уменьшение этого соотношения является умалением моего права на пенсионное обеспечение, приобретённое с ранее действовавшим законодательством. Другими словами, введением понижающего коэффициента 0.54% при расчете пенсии, снижена не сумма пенсии (в рублях), а ее уровень.

Государствами СНГ в сфере пенсионного обеспечения граждан и военнослужащих заключены Международные Договоры: 14 февраля 1992 года «О социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц уволенных с военной службы и членов их семей»; 13 марта    1992 года «О гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения»; 15 мая 1992 года «Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств».

Экономический Суд СНГ в Решении от 6 февраля 2009 года №01-1/2-08 отметил, что ст.1 Соглашения применима ко всему комплексу прав и льгот в области социальной защиты военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы и членов их семей, включая право на пенсионное обеспечение. Экономический Суд отметил, что специальным международным договором, заключение которого предусмотрено статьей 2 Соглашения от 13 марта 1992 года, является Соглашение от 15 мая 1992 года.

В Решении Экономического Суда СНГ от 4 сентября 1996 года № С-1/11-96 указывается: «В соответствии со ст.1 Соглашения от 15 мая 1992 года пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества и других воинских формирований, созданных законодательными органами этих государств, Объединенных Вооруженных Сил Содружества, Вооруженных Сил и иных формирований бывшего Союза ССР, а также пенсионное обеспечение семей этих военнослужащих осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие и их семьи, а до принятия этими государствами законодательных актов по данным вопросам - на условиях по нормам и в порядке, установленных законодательством бывшего Союза ССР». Экономический Суд СНГ отмечает, что в данной норме закреплен принцип территориальности, означающий осуществление пенсионного обеспечения военнослужащих по законодательству государства места постоянного жительства.

В статье 1 Соглашения от 15 мая 1992 года, кроме того предусмотрено «...при этом уровень пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей устанавливаемый законодательством государств-участников, не может быть ниже уровня, установленного ранее законодательными и другими нормативными актами бывшего СССР. Таким образом, как указано в Решении Экономического Суда СНГ от 6 февраля 2009 года №01-1/2-08, « в указанной норме наряду с принципом территориальности зафиксировано требование, предъявляемое международным договором к правовым актам национального законодательства-сохранения Уровня прав и Льгот, ранее предоставленных военнослужащим, лицам, уволенным с военной службы и членам их семей законодательством бывшего Союза ССР» Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом, суд при разрешении гражданского дела применяет правила международного договора.

Экономический Суд СНГ в решении от 20 января 2000 года №91-1/5-99 пришел к выводу: «Поскольку уровень прав и льгот военнослужащих и членов их семей, в том числе права на пенсионное обеспечение, предоставляемое этим лицам государствами-участниками Содружества, не может быть ниже, нежели уровень, установленный ранее для соответствующих категорий лиц законодательством Союза ССР, если в государстве, где проживает военнослужащий или члены его семьи, нормативный акт, регулирующий пенсионное обеспечение этой категории лиц, не принят или существует, но в нем отсутствует регламентация прав той или иной категории военнослужащих, либо действующий акт ухудшает положение военнослужащих и членов их семей в области пенсионного обеспечения по сравнению с положением, предусмотренным законодательными и иными актами бывшего СССР, обеспечение этих лиц пенсиями осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, действовавших в СССР.

Таким образом, исчисление его пенсии должно производиться ответчиком, исходя из 100 процентов денежного довольствия, учитываемого для исчисления пенсии, как это предусмотрено статьей 46 закона СССР «О пенсионном обеспечении военнослужащих» от 28 апреля 1990 года № 1467-1, исходя из вышеуказанного, государства-участники соглашения от 15 мая 1992 года, не в праве снижать в национальном законодательстве уровень пенсионного обеспечения военнослужащих ниже уровня, предусмотренного законодательством бывшего Союза ССР. Российская Федерация не в праве была устанавливать в национальном законодательстве правило, снижающее уровень пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей ниже уровня, установленного законом СССР от 28 апреля 1990 №1467-1, применять изменения в статье 43 закона №4468-1 от 12 февраля 1993 года, согласно которым с 1 января 2012 года при исчислении пенсии учитывается 54% денежного довольствия, учитываемого для исчисления пенсии для лиц, чья пенсия назначена до 1 января 2012 года.

Пенсия за январь-май 2012 года ему исчисляется не из 70% надбавки за выслугу лет (непрерывный стаж работы более 25 лет), а из 40%, и не из 100% денежного довольствия, а из 54% денежного довольствия, учитываемого для исчисления пенсии. Таким образом, с 1 января 2012 года ему снижен объем денежного довольствия, учитываемый для исчисления пенсии, а соответственно уровень пенсионного обеспечения военнослужащих, по сравнению с уровнем, установленным ранее Законом СССР «О пенсионном обеспечении военнослужащих» от 28 апреля 1990 года № 1467- 58% до 36.72%, что противоречит статье 1 Соглашения СНГ от 15.05.1992 года.

По смыслу приведенных норм права, действовавшее пенсионное законодательство до 01.01.2012г. не предусматривало возможности пересмотра назначенной военнослужащему пожизненно и единожды пенсии в сторону ее уменьшения. Таким образом, ответчик уменьшил объем причитающейся к выплате пенсии. В связи с чем, просит обязать Военный комиссариат Саратовской области с 01.01.2012г. рассчитывать пенсионное обеспечение из 100% денежного довольствия с учётом 70% ежемесячной надбавки за выслугу лет (непрерывный стаж работы); Взыскать с Военного комиссариата Саратовской области ежемесячную недоплату пенсионного обеспечения начиная с 1 января 2012 года по настоящее время в сумме 26860 руб. 64 коп. ежемесячно.

В судебном заседании истец Беляев В. В. и его представитель исковые требования поддержали, дав объяснения, аналогичные изложенным в иске.

Представитель ответчика по доверенности – Нижникова Ю. С. иск не признала, указав, что статьей 2 Федерального закона № 309-ФЭ от 8 ноября 2011 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона от 7 ноября 2011 года «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» внесены изменения в закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», в соответствии с которыми денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента.

Статьей 49 Закона РФ 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...» пенсии подлежат пересмотру одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий.

Постановлением Правительства РФ 1993 г. № 941 (п. 8) установлено, что пенсии уволенным со службы военнослужащим исчисляются из суммы их денежного довольствия с повышением (индексацией) этого денежного довольствия по состоянию на день назначения или перерасчета им пенсии. Следовательно, применение коэффициента 0,54 при исчислении пенсии законно и обоснованно.

Во-вторых, в соответствии с пунктом 13 статьи 2 Федерального закона от 8 ноября 2011 года «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» с 1 января 2012 года, военнослужащим Минобороны России ежемесячная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания устанавливается в размере 40% при выслуге 25 лет и более, при выслуге лет от 20 до 25 лет в размере 30% при выслуге лет от 15 до 20 лет в размере 25 %, при выслуге лет от 10 до 15 лет в размере 20 %, при выслугу лет от 5 до 10 лет в размере 15 %, при выслуге лет от 2 до 5 лет в размере 10 %. До введения нового порядка исчисления денежного довольствия военнослужащим Минобороны России размер процентной надбавки при выслуге 25 лет и более составлял 70%, а при выслуге лет от 20 до 25 в размере 55%. Статьей 6 названного Закона РФ предусмотрено, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и установления им отдельных выплат применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. Соответственно, при определении размера денежного довольствия для исчисления пенсий, применять старый (утративший силу) размер процентной надбавки за выслугу лет нет законных оснований.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании истец Беляев В. В. пенсионер МО РФ является получателем пенсии, плательщиком пенсии является Военный комиссариат Саратовской области.

С 1 января 2012 г. Военным комиссариатом Саратовской области произведен перерасчет пенсии по новым правилам - с учетом понижающего коэффициента 54% от денежного довольствия соответствующей категории военнослужащих

В соответствии со статьей 49 Закона РФ Федерации от 12.02.1993г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей» установлено, что пенсии, назначенные уволенным с военной службы военнослужащим, и членам их семей, подлежат пересмотру одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии.

В соответствии с Федеральными Законами № 306 – ФЗ от 07.11.20011г. «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», № 309 – ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации…» и постановлением Правительства РФ № 992 «Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту» с 01.01.2012 г. был произведен перерасчет ранее назначенных пенсий исходя из вновь установленных размеров окладов по воинским должностям и окладам по воинским званиям, а также новых норм ежемесячной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания.

Согласно пункта 4 Постановления Правительства РФ № 992 от 05.12.2011г. «Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту» установлено, что в случае если размер пенсии, исчисленный с применением окладов, установленных вышеуказанным постановлением, не достиг уровня пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01.01.2012г., указанный уровень пенсионного обеспечения сохраняется до приобретения права на пенсию в большем размере.

При изложенных обстоятельствах у ответчика не имеется законных оснований, для расчета пенсии истца без учета применения коэффициента 54 %.

Статьей 2 Федерального закона №309-ФЗ от 08.11.2011 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, в связи с принятием Федерального закона №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» внесены изменения в закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1, в соответствии с которыми денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов, и начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции Федеральным законом «О Федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период» указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента.

В соответствии с пунктом 13 статьи 2 Федерального закона от 8 ноября 2011 года «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» с 1 января 2012 года, военнослужащим Минобороны России ежемесячная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания устанавливается в размере 40% при выслуге 25 лет и более, при выслуге лет от 20 до 25 лет в размере 30% при выслуге лет от 15 до 20 лет в размере 25 %, при выслуге лет от 10 до 15 лет в размере 20 %, при выслугу лет от 5 до 10 лет в размере 15 %, при выслуге лет от 2 до 5 лет в размере 10 %. До введения нового порядка исчисления денежного довольствия военнослужащим Минобороны России размер процентной надбавки при выслуге 25 лет и более составлял 70%, а при выслуге лет от 20 до 25 в размере 55%. Статьей 6 названного Закона РФ предусмотрено, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и установления им отдельных выплат применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. Соответственно, при определении размера денежного довольствия для исчисления пенсий, применять старый (утративший силу) размер процентной надбавки за выслугу лет нет законных оснований.

Анализируя вышеизложенное законодательство, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Беляева В. В. удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ 01.01.2012 ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ 100% ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ 70% ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░ (░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ 01.01.2012 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ 26860 ░░░. 64 ░░░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, 25 ░░░░ 2012 ░░░░.

░░░░░                                  ░. ░. ░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-1335/2012 ~ М-1213/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Беляев Виктор Васильевич
Ответчики
Военный комиссариат саратовской области
Суд
Фрунзенский районный суд г. Саратова
Судья
Негласон Александр Александрович
Дело на сайте суда
fr--sar.sudrf.ru
18.05.2012Передача материалов судье
22.05.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.05.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.06.2012Подготовка дела (собеседование)
04.06.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.06.2012Судебное заседание
26.06.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее