Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-88/2022 (2-543/2021;) ~ М-413/2021 от 27.10.2021

Копия                                              № 2-88/2022

24RS0008-01-2021-000882-98

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 января 2022 года                                 пгт. Большая Мурта

Большемуртинский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Лактюшиной Т.Н., при секретаре Коровенковой О.Н.,

с участием истца Денисенко А.В., представителя ответчика <данные изъяты>

представителя третьего лица - управления образования администрации Большемуртинского района Красноярского края по доверенности <данные изъяты>

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Денисенко А. В. к МКОУ «Лакинская СОШ» о признании незаконными приказа об отстранении от работы, взыскании среднего заработка, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Денисенко А.В. обратилась в суд с указанным исковым заявлением. Требования мотивированы тем, что с 05.05.2014 г. она работает в МКОУ «Лакинская СОШ» структурное подразделение детский сад в должности воспитателя. Приказом № 112 от 15.09.2021 г. она была незаконно отстранена от работы на основании ст. 76 ТК РФ в соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю от 23.07.2021 г. № 43 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям», п. 1.6 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2 ст. 10 Федерального закона от 17.09.1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», п. 18.3 СП 3.13.2.3 146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», Приказа Минздрава России от 21.03.2014 г. № 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям». С приказом истец ознакомлена 15.09.2021 г. Считает приказ об отстранении от работы незаконным, поскольку обязанность вакцинации против коронавирусной инфекции внесена в Календарь профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения РФ от 21.03.2014 г. № 125н, необходимость вакцинации от COVID-19 определяет главный санитарный врач региона. Считает действия работодателя по отстранению истца от работы незаконными. Отказ истца от профилактической вакцинации против новой коронавирусной инфекции лекарственными препаратами Гам-КОВИД-Вак-М, КОВИД-глобулин, Фавипиравир (Ковидолек), Гам-КОВИД-Вак (Спутник V, Спутник Лайт, ЭпиВакКорона, КовиВак), проходящими в настоящий момент, согласно данным Государственного реестра лекарственных средств (https://grls.rosminzdrav.ru/), клинические исследования (испытания) сроком до 31.12.2022 г., является правомерным, поскольку, в соответствии с ч. 1 ст. 21 Конституции РФ, никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам. Согласно ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 12.04.2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», участие пациентов в клиническом исследовании лекарственного препарата для медицинского применения является добровольным. Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на отказ от профилактических прививок. Истец имеет ряд хронических заболеваний, в частности, сахарный диабет 1 тип инсулинозависимый, влияние вакцины на людей с таким заболеванием, как сахарный диабет, до конца не исследовано, может быть нанесен непоправимый вред здоровью. В результате отстранения истца от работы, она была лишена возможности трудиться и не получила всего заработка за период с 16.09.2021 г. по момент вынесения решения суда из расчета среднемесячного заработка. Кроме этого истец испытывала моральные и нравственные страдания в связи с отстранением от работы, т.к. при отсутствии постоянного заработка и средств на содержание троих детей (2001 г.р., 2004 г.р., 2010 г.р.), она была вынуждена занимать деньги на оплату просроченного платежа по кредиту. Моральный вред, причиненный в результате незаконного отстранения от работы, оценивает в 50 000 рублей. Просит признать незаконным приказ № 112 от 15 сентября 2021 года, взыскать с МКОУ «Лакинская СОШ» структурное подразделение детский сад в свою пользу средний заработок за время вынужденного прогула с 16 сентября 2021 года по день восстановления на работе, а также ежегодную премию ко дню дошкольного работника, компенсации морального вреда, причиненного неправомерными действиями, в размере 50000 рублей.

В судебном заседании истец Денисенко А.В. требования поддержала по основаниям, указанным в иске, на их удовлетворении настаивала.

В судебном заседании представитель ответчика <данные изъяты> представитель третьего лица <данные изъяты> полагали исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу положений ст. 21 ТК РФ работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, трудовую дисциплину и другие обязанности.

В соответствии со ст. 209 ТК РФ охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

В соответствии с ч. 1 ст. 72 Конституции РФ вопросы сохранения и укрепления общественного здоровья, осуществления мер по борьбе с эпидемиями находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (пункты "ж" и "з").

В силу ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.

Согласно ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по проведению профилактических прививок (ч. 1). Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 50 настоящего Федерального закона (ч. 3).

Осуществление санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними являются приоритетными способами обеспечения профилактики в сфере охраны здоровья, что относится к основным принципам охраны здоровья, обеспечиваемым государством (п. 8 ст. 4, п.п. 2 и 3 ст. 12 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Решением Всемирной организации здравоохранения от 30.01.2020 г. эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой коронавирусной инфекции, присвоен уровень международной опасности, объявлена чрезвычайная ситуация международного значения, поскольку в эпидемический процесс было вовлечено население большинства стран Азии, Европы и Американского континента.

Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 12 Перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 г. № 825, к таким работам относится работа в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Постановлением Правительства РФ от 31.01.2020 г. № 66 Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 г. № 715, дополнен пунктом 16 - коронавирусная инфекция (2019-nCoV).

Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения РФ определены Федеральным законом от 17.09.1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».

Государственная политика в области иммунопрофилактики направлена на предупреждение, ограничение распространения и ликвидацию инфекционных болезней (ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ).

Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 10 Федерального закона № 157-ФЗ профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (часть 1). Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации (часть 2).

Постановлением Правительства Красноярского края от 16.03.2020 г. № 152-п на территории Красноярского края с 16 марта 2020 года в целях профилактики и предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) введен режим повышенной готовности.

Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (часть 3).

Приказом Минздрава России от 09.12.2020 г. № 1307н в Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесены изменения, он дополнен прививкой против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, установлены уровни приоритета для лиц, подлежащих вакцинации.

С учетом изменения в Календарь профилактических прививок, внесенных Приказом Минздрава России от 03.02.2021 г. № 47н, приоритет 1-3 уровней для вакцинации против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2 установлен для следующих лиц: в возрасте 60 лет и старше; взрослые, работающих по отдельным профессиям и должностям: работники медицинских, образовательных организаций, организаций социального обслуживания и многофункциональных центров; лица, проживающие в организациях социального обслуживания; лица с хроническими заболеваниями, в том числе с заболеваниями бронхолегочной системы, сердечно-сосудистыми заболеваниями, сахарным диабетом и ожирением; граждане, проживающие в городах с численностью населения 1 млн. и более (1 уровень).

Судом установлено, что на основании приказа № 03-01-37 от 20.05.2020 г. Денисенко А.В. принята на работу на должность воспитателя в МКОУ «Лакинская СОШ».

Между работником и работодателем 26.02.2020 г. заключен трудовой договор, согласно которому, работник обязан, в том числе, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у работодателя, требования по охране труда и обеспечению безопасности труда (п. IIб), а работодатель имеет право принимать локальные нормативные акты, в том числе правила внутреннего трудового распорядка, требования по охране труда и обеспечению безопасности труда и обязан обеспечить безопасность и условия труда работника, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда (п. IIIб).

В соответствии с Положением о МКОУ «Лакинская СОШ» структурное подразделение «Детский сад», утвержденным 20.02.2020 г., структурное подразделение несет в установленном законом порядке ответственность за жизнь и здоровье детей и сотрудников СП во время образовательной деятельности (п. 1.12), охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей является основной задачей СП (п.2.3).

Постановлением Главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю от 23.07.2021 г. № 43 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям», с учетом осложнения эпидемиологической обстановки по новой коронавирусной инфекции на территории Красноярского края, с целью предупреждения дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди населения, в соответствии с п. 18.3 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», руководствуясь п. 6 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 10 Федерального закона от 17.09.1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», Приказом Минздрава России от 21.03.2014 г. № 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям» постановлено обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции следующим категориям граждан, подлежащим обязательной вакцинации, с охватом не менее 60% от общей численности к 15.09.2021 г., работающим на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, в том числе, в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты и социального обслуживания (п. 1.1).

Согласно приказу № 85 от 20.08.2021 г. директора МКОУ «Лакинская СОШ», в образовательном учреждении организовано проведение профилактических прививок для работников, не имеющих медицинских противопоказаний, с установлением срока прохождения вакцинации до 15.09.2021 г. Работники, отказавшиеся от вакцинации без уважительной причины не будут допущены к работе и с 16.09.2021 г. будут отстранены от работы без сохранения заработной платы. С указанным приказом Денисенко А.В. ознакомлена под роспись (лист ознакомления стр. 39), что ответчиком не оспаривалось.

Из текста искового заявления и пояснений сторон следует, что Денисенко А.В. отказалась от прохождения вакцинации, документов, подтверждающих наличие медицинских противопоказаний, работодателю представлено не было.

Приказом № 112 от 15.09.2021 г. Денисенко А.В. была отстранена от работы до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения.

Доводы истца о том, что на момент ее отстранения от работы в образовательном учреждении были привиты более 60% работников правового значения не имеют, поскольку данные обстоятельства документально не подтверждены, а также не освобождают истца, как педагогического работника, от обязанности пройти возложенную на нее обязанность по вакцинации.

Доводы истца о наличии у нее медицинских противопоказаний к вакцинации документально не подтверждены. Кроме того, согласно вышеуказанному Приказу Минздрава России от 03.02.2021 г. № 47н, приоритет 1-3 уровней для вакцинации против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2 установлен для лиц с хроническими заболеваниями, в том числе с заболеваниями сахарным диабетом.

Представленный в настоящем судебном заседании протокол заседания иммунологической комиссии ООО «Клиника восстановительной медицины «Бионика» не свидетельствует о незаконности отстранения истца от работы, поскольку решение комиссии о наличии медотвода от вакцинации против коронавирусной инфекции на 12 месяцев датировано 04.01.2022 г., при этом из пояснении сторон следует, что с указанной даты, после предоставления работодателю медицинского документа о наличии противопоказаний к вакцинации, Денисенко А.В. была допущена к работе.

В силу п. 1 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» граждане имеют право отказаться от профилактических прививок, вместе с тем, согласно п. 2 указанной статьи отсутствие профилактических прививок влечет за собой, в том числе, отказ в приеме граждан на работу или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Частью 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.

Согласно ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, в том числе в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

Таким образом, с учетом вышеприведенных норм действующего законодательства, в отношении работодателей установлена обязанность при отсутствии профилактических прививок отказать в приеме на работу или отстранить от работы по правилам ст. 76 ТК РФ (абз. 4 п. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней») тех работников, для которых вакцинация является обязательной в силу Постановления Правительства РФ от 15.07.1999 г. № 825.

С учетом установленных обстоятельств, суд не находит оснований для признания приказа МКОУ «Лакинская СОШ» № 112 от 15.09.2021 г. об отстранении Денисенко А.В. от работы незаконным. При этом директор МКОУ «Лакинская СОШ» не имел полномочий исключать кого-либо из работников, в том числе Денисенко А.В., из числа лиц, подлежащих обязательному вакцинированию, поскольку Постановлением Главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю от 23.07.2021 г. № 43 установлена его обязательность для всех педагогических работников, не имеющих медицинских или иных противопоказаний для прохождения вакцинации. Кроме того, в соответствии со ст. 88 ТК РФ работодатель не вправе запрашивать информацию о состоянии здоровья работника, за исключением данных, свидетельствующих о возможности выполнения работником трудовых функций. Между тем, истребование у работника вышеуказанных медицинских документов в условиях пандемии необходимо для защиты здоровья, а зачастую, и жизни каждого члена трудового коллектива и несовершеннолетних воспитанников детского сада, и не может расцениваться как нарушение конституционных и трудовых прав работника.

Документы, подтверждающие факт самостоятельной вакцинации, либо наличия противопоказаний, либо наличия сведений о перенесенной болезни COVID-19 истцом работодателю не были предоставлены в срок до 15 сентября 2021 года.

Поскольку в период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется по правилам ст. 76 ТК РФ, отстранение Денисенко А.В. от работы связано с ее личным волеизъявлением на основании отказа от обязательной вакцинации, работнику обоснованно в период с 15 сентября 2021 года по 04 января 2022 года не начислялась и не выплачивалась заработная плата, в связи с чем, оснований для взыскания с ответчика в пользу истца невыплаченной заработной платы не имеется.

Также не имеется оснований для взыскания невыплаченной премии, поскольку Положением о премировании обязательность выплаты работникам премии к дню дошкольного работника не предусмотрена.

Поскольку нарушений прав истца в действиях работодателя судом не установлено, оснований для взыскания с МКОУ «Лакинская СОШ» в пользу Денисенко А.В. компенсации морального вреда в заявленном размере также не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░            ░.░. ░░░░░░░░░

░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 11 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.

░░░░░ ░░░░░:

░░░░░                                    ░.░. ░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-88/2022 (2-543/2021;) ~ М-413/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Денисенко Анастасия Владимировна
Ответчики
МКОУ "Лакинская СОШ"
Суд
Большемуртинский районный суд Красноярского края
Судья
Лактюшина Татьяна Николаевна
Дело на сайте суда
murta--krk.sudrf.ru
27.10.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.10.2021Передача материалов судье
29.10.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.12.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
01.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.12.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
27.12.2021Предварительное судебное заседание
12.01.2022Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее