Дело № 2-504/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Нижний Ломов 27 декабря 2016 года
Нижнеломовский районный суд Пензенской области
в составе председательствующего судьи Барановой О.И.
с участием Нижнеломовского межрайонного прокурора Афонина С.В.
при секретаре Корнеевой Л.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Нижнеломовского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ГБУЗ «Нижнеломовская МРБ» о понуждении в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить целостное ограждение территории учреждения здравоохранения по периметру земельного участка по адресу : <адрес>, не менее <данные изъяты> метров,
У С Т А Н О В И Л:
Нижнеломовский межрайонный прокурор, ссылаясь на ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд с вышеназванным иском, мотивируя свои требования тем, что в ходе прокурорской проверки в части соблюдения законодательства об обеспечении безопасности и антитеррористической защищенности, установлен факт отсутствия ограждения территории ГБУЗ «Нижнеломовская МРБ».Указанное отрицательно сказывается на безопасности, антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в учреждении здравоохранения, поскольку ГБУЗ «Нижнеломовская МРБ» является местом массового пребывания людей, согласно паспорту антитеррористической безопасности максимальная посещаемость учреждения - 400 человек. ДД.ММ.ГГГГ ответчику внесено представление об устранении нарушений действующего законодательства. Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ выявлено, что ограждение протяженностью <данные изъяты> м по периметру больницы отсутствует. Полагает, что не обеспечение исполнения требований законодательства в области антитеррористической защищенности может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерб имуществу. Со ссылкой на статью 2 Конституции РФ, статью 3 Федерального закона РФ N 35-ФЗ от 06 марта 2006 года "О противодействии терроризму", подпункт "а" пункта 23 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных постановлением Правительства РФ N 272 от 25 марта 2015 года, п. 2.13 СанПиН N 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", статью 30 Федерального закона РФ N 384-ФЗ от 30 декабря 2009 года "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", статьи 11,24 Федерального закона РФ N 52-ФЗ от 30 марта 1999 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статью 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просил суд обязать ГБУЗ «Нижнеломовская МРБ» в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить целостное ограждение территории учреждения здравоохранения по периметру земельного участка по адресу : <адрес>, не менее <данные изъяты> метров.
В судебном заседании Нижнеломовский межрайонный прокурор Афонин С.В. исковые требования поддержал, суду пояснил изложенное в исковом заявлении.
Представитель ответчика - ГБУЗ «Нижнеломовская МРБ» в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежаще, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Просил в удовлетворении исковых требований Нижнеломовского межрайонного прокурора отказать, ссылаясь на доводы, изложенные в ранее представленном отзыве на иск.
Представитель третьего лица - Министерства здравоохранения Пензенской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще. О причинах неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно положениям ч. 1 ст. 45 ГПК Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ГБУЗ "Нижнеломовская межрайонная больница" осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии №, выданной ДД.ММ.ГГГГ Министерством здравоохранения Пензенской области
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, в постоянном (бессрочном) пользовании ГБУЗ «Нижнеломовская МРБ» находится земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу : <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Нижнеломовской межрайонной прокуратурой была проведена проверка исполнения ГБУЗ «Нижнеломовская межрайонная больница» требований законодательства в части обеспечения защищенности объектов потенциальных террористических угроз и экстремистских посягательств, в ходе которой в деятельности медицинского учреждения установлены нарушения санитарно-эпидемиологического и антитеррористического законодательства, в том числе: по периметру учреждения отсутствует ограждение протяженностью не менее <данные изъяты> метров от здания поликлиники до здания морга, не менее <данные изъяты> метров от здания главного корпуса до акушерско-гинекологического отделения, не менее <данные изъяты> метров от шлагбаума до здания скорой помощи, что не соответствует п. 2.13 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 18 мая 2010 года N 58 "Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630 -10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность".
В этот же день ответчику внесено представление об устранении выявленных нарушений.
Актом проверки прокуратуры Нижнеломовского района от ДД.ММ.ГГГГ установлено отсутствие ограждения территории учреждения протяженностью <данные изъяты> метров.
Сторонами отсутствие ограждения учреждения не оспаривалось.
В соответствии со статьями 2, 20, 41 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.
В силу статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Федеральный закон N 52-ФЗ от 30 марта 1999 года "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" регулирует отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии со статьями 8, 11 указанного Закона граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
При эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 24 Федерального закона N 52-ФЗ от 30 марта 1999 года).
В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона N 52-ФЗ от 30 марта 1999 года на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации
Согласно пункту 1.1 "Санитарно - эпидемиологических требований к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", утвержденных постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации N 58 от 18 мая 2010 года (СанПиН 2.1.3.2630-10) санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, противоэпидемическому режиму, профилактическим и противоэпидемическим мероприятиям, условиям труда персонала, организации питания пациентов и персонала организаций, осуществляющих медицинскую деятельность.
Пунктами 1.2, 1.5 СанПиН 2.1.3.2630-10 установлено, что указанные правила предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих медицинскую деятельность, и обязательны для исполнения на территории Российской Федерации. Проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, перепланировка, эксплуатация объектов здравоохранения осуществляются в соответствии с настоящими правилами.
Ответственность за соблюдение требований настоящих санитарных правил возлагается на индивидуальных предпринимателей, юридических и должностных лиц.
Пунктом 2.13 СанПиН 2.1.3.2630-10 предусмотрено, что территория лечебно-профилактической организации должна быть благоустроена с учетом необходимости обеспечения лечебно-охранительного режима, озеленена, ограждена и освещена.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации". Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, с применяется к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности.
Охрана здоровья граждан (представляет собой систему мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Следовательно, установление ограждения по периметру территории лечебного учреждения, вопреки доводам ответчика об отсутствии в Федеральном Законе "О противодействии терроризму" от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ и Федеральном Законе "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" от 30 декабря 2009 года прямого указания на установление ограждений в лечебных учреждениях в качестве меры антитеррористической направленности, является обязательным в силу закона.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 года N 272 антитеррористическая защищенность мест массового пребывания людей обеспечивается путем: а) проведения организационных мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, включая категорирование мест массового пребывания людей, с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения на них террористического акта и его возможных последствий;б) определения и устранения причин и условий, способствующих совершению в местах массового пребывания людей террористических актов;в) контроля в едином информационном пространстве в режиме реального времени обстановки, складывающейся в районах расположениямест массового пребывания людей; г) применения современных информационно-коммуникационных технологий для обеспечения безопасности мест массового пребывания людей;д)оборудования мест массового пребывания людей необходимыми инженерно-техническими средствами;е) контроля за соблюдением требований к обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей; ж)осуществления мероприятий по защите информации.
Согласно п. п. 6, 7, 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, общегосударственная система противодействия терроризму призвана обеспечить проведение единой государственной политики в области противодействия терроризму и направлена на защиту основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.
Субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий.
Основными задачами противодействия терроризму являются, в том числе, выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма, обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер предупреждения терроризму.
В соответствии с нормами Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти. Противодействие терроризму определяется как деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма). Одними из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер его предупреждения.
Из содержания п. 4 ст. 3 Закона следует, что противодействие терроризму -деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно п. 6 ст. 3 ФЗ "О противодействии терроризму" антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
В силу ст. 5 вышеуказанного Закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности" основными принципами обеспечения безопасности являются: соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина; законность; системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности; приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности; взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности" деятельность по обеспечению безопасности включает в себя также разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления (п. 4).
На основании ч.13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
Согласно Уставу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Нижнеломовская межрайонная больница», утвержденному приказом Министерства здравоохранения Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ №, государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Нижнеломовская межрайонная больница» является некоммерческой организацией. Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности определенными законодательством российской Федерации, Пензенской области и настоящим Уставом, путём выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации. Предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий в сфере здравоохранения. Целями деятельности учреждения является оказание медицинской помощи населению. Предметом деятельности учреждения являются оказание первичной медико-санитарной помощи населению /плановой, экстренной, скорой, неотложной и др.
Принимая во внимание, что исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью медицинских учреждений, а неисполнение указанных выше норм со стороны медицинского учреждения нарушает гарантированное Конституцией РФ право любого гражданина на охрану жизни и здоровья, то есть как больных, находящихся на излечении в медицинском учреждении, его работников, так и иных лиц, посещающих учреждение, то следует признать обоснованным иск прокурора о возложении на медицинское учреждение обязанности по устранению нарушений федерального законодательства о противодействии терроризму, считая принятие мер, как установка целостного ограждения территории больницы, будет способствовать антитеррористической защищенности медицинского учреждения, как субъекта террористической профилактики, поэтому следует обязать ответчика - Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Нижнеломовская межрайонная больница» выполнить определенные действия.
Исходя из приоритета обеспечения безопасности людей и работников учреждения во время лечебного процесса, охраны от возможных посягательств со стороны третьих лиц, необходимости принятия профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности суд приходит к выводу о законности требований прокурора и необходимости их удовлетворения.
Из материалов дела судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ГБУЗ «Нижнеломовская МРБ», расположенное по адресу : <адрес>, утвержден паспорт безопасности места массового пребывания людей. Назначено ответственное лицо за обеспечение антитеррористической защищенности объекта.
Следовательно, устранение выявленного нарушения в виде установления ограждения по периметру территории ГБУЗ «Нижнеломовская МРБ» является обязательным в силу закона, поскольку выполнение данного мероприятия необходимо для пресечения преступлений террористической направленности и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья граждан, посещающих лечебное учреждение, находящихся на стационарном лечении, а также медперсонала.
При этом отсутствие ограждения территории ГБУЗ «Нижнеломовская МРБ» может привести к непредсказуемым негативным последствиям, поскольку на территорию указанного медицинского учреждения открыт свободный доступ посторонних лиц.
Таким образом, при разрешении спора судом установлено, что территория ГБУЗ «Нижнеломовская МРБ» не соответствует требованиям антитеррористической защищенности.
В статье 3 Федерального закона "О противодействии терроризму" определено, что под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Подготовка к возможным чрезвычайным ситуациям это и есть реализация прав граждан на обеспечение безопасного нахождения на территории лечебного учреждения. Обеспечение безопасности в целях недопущения террористических актов на территории, на которой находится большое количество людей является обязанностью учреждения, независимо от того отнесена ли данная категория социально значимых учреждений, к учреждениям, являющимся местом массового скопления людей, а также разработаны ли в отношении конкретного учреждения методические рекомендации по применению Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 N 272.
Факт отнесения зданий больницы к местам массового скопления людей не вызывает у суда сомнений, поскольку в зданиях Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Нижнеломовская МРБ» находится значительное количество, как лиц получающих медицинскую помощь, так и лиц, находящихся в штате указанного учреждения.
По мнению суда, правовое регулирование в сфере обеспечения антитеррористической защищенности является комплексным и включает в себя нормы различной отраслевой принадлежности. Однако, независимо от уровня нормативной регламентации обязанность по обеспечению безопасности пребывания людей на тех или иных объектах является императивной.
Осуществляя медицинскую деятельность в отношении неопределенного круга лиц, Учреждение обязано создать и обеспечить безопасные условия осуществления деятельности, учитывая массовый характер пребывания людей, и связанную с этим потенциальную угрозу их жизни и здоровья от террористической деятельности.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Учитывая сложность организации работ, финансовых затрат на их проведение, суд считает необходимым определить срок для проведения выполнения мероприятий по антитеррористической защищенности больницы (установке целостного ограждения) в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Данный срок суд считает разумным и не противоречащим требованиям закона, поскольку при определении срока исполнения решения, суд принял во внимание срок и порядок вступления судебного постановления в законную силу, правовой статус ответчика (учреждение), данный срок, суд считает, направлен на соблюдение основных принципов обеспечения безопасности и защиту прав и свобод человека и гражданина.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд, -
РЕШИЛ:
Обязать государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Нижнеломовская межрайонная больница» в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить целостное ограждение территории учреждения здравоохранения по периметру земельного участка по адресу : <адрес>, не менее <данные изъяты> метров.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Нижнеломовский районный суд Пензенской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 30 декабря 2016 года.
Председательствующий :