Дело № 2-579/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 июня 2015 года г. Ирбит
Ирбитский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Буньковой Н.А., с участием прокурора Швейцарова В.А. при секретаре Булановой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ирбитского межрайонного прокурора, действующего в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах Бутыгиной М.А. к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства», Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Ирбиту и Ирбитскому району о предоставлении жилого помещения,
установил:
Ирбитский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском, указывая на то, что Бутыгина М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, согласно Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Закон), относится к категории лиц из числа детей - сирот, оставшихся без попечения родителей, поскольку отец заявителя юридически отсутствует, мать ФИО5 решением Ирбитского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав. Постановлением Главы муниципального образования город Ирбит от ДД.ММ.ГГГГ истец устроен в дом ребенка на полное государственное обеспечение. Жилое помещение за несовершеннолетней не закреплялось. Постановлением Главы МО Ирбитский район № от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетняя Бутыгина М.А. направлена в МОУ «Детский дом Ирбитского района» на полное государственное обеспечение. Жилое помещение данным постановлением за несовершеннолетней также не закреплялось. Жилищной комиссией администрации Ирбитского МО от ДД.ММ.ГГГГ Бутыгина М.А. поставлена на учет как нуждающаяся в жилом помещении ребенок-сирота. Приказом Управления социальной политики от ДД.ММ.ГГГГ № Бутыгина М.А. передана в приемную семью Л.. Приказом Управления социальной политики г.Ирбита от ДД.ММ.ГГГГ № Бутыгина М.А. поставлена на учет как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей для целей предоставления жилых помещений. Согласно сведений БТИ и УФРС жилых помещений на праве собственности у истца не имеется, по договору специализированного найма помещения не предоставлено, чем нарушены ее жилищные права, предусмотренные п.1 ст. 8 Закона. Вместе с тем, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счет средств областного бюджета, после чего распределение жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (далее Министерство строительства), а уполномоченной организацией по заключению договоров найма специализированных жилых помещений является Фонд жилищного строительства (далее Фонд), который осуществляет подготовку договоров найма- специализированных жилых помещений и направляет в Управление социальной политики для подписания их детьми-сиротами. В соответствии с Постановлением Главы Ирбитского МО от 05.06.2013 № 239-ПГ, норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека. Бутыгина М.А. не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, она достигла 18 - летнего возраста, государственное опекунство в отношении нее прекращено, жилое помещение до настоящего времени ей не предоставлено. Просит обязать ответчиков предоставить ей жилое помещение не менее нормы 18 квадратных метров.
В судебном заседании помощник Ирбитского межрайонного прокурора Швейцаров В.А. настаивал на удовлетворении заявленных требований.
Истец Бутыгина М.А., представители ответчиков Министерства строительства, Фонда в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом, не просили об отложении дела. Суд считает возможным рассмотреть дело без их участия.
Ранее от представителя Фонда О. поступил отзыв, в котором указано, что финансовое обеспечение дополнительных гарантий по социальной поддержке является расходным обязательством субъектов Российской Федерации, в связи с чем иск надлежит предъявлять к субъекту Российской Федерации, поскольку он является главным распорядителем средств областного бюджета. Просит привлечь в качестве соответчиков Министерство финансов Свердловской области, отвечающего за проект бюджета. По ее мнению нарушений прав истца не имеется, так как соблюдается предусмотренный действующим законодательством порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Действующим законодательством не предусмотрено обеспечение жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей во внеочередном порядке, что в случае удовлетворения заявленных истцом требований в первоочередном порядке вне установленного списка, будут нарушены права граждан, у которых право на приобретение жилого помещения возникло раньше, чем у истца, но не было реализовано в силу ограниченности бюджетных ассигнований на данные цели( л.д.32-34).
Представитель ответчика Управления социальной политики М. иск не признала, считая Управление не надлежащим ответчиком.
Заслушав прокурора, представителя ответчика, изучив гражданское дело, оценив имеющиеся письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Статья 40 Конституции Российской Федерации провозглашает право граждан, нуждающихся в жилище, на предоставление им жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Закон определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно абз. 2 п.1 ст. 8 Закона в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года, было предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В новой редакции ст. 8 Закона говорится о том, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, а также которые являются нанимателями жилых помещений по договорамсоциального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Таким образом, новая редакция указанной нормы, введенная в действие с 1 января 2013 года, закрепляет обеспечение указанной категории лиц жильем по договорам найма специализированного жилого помещения.
Вступившая с 1 января 2013 года в законную силу ч.1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
К законодательству Российской Федерации относится в данном случае ст. 8 Закона, в соответствии с которой жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Дополнительные гарантии для лиц указанной категории на жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.Аналогичные положения закреплены в ст. 26 Областного закона от 23.10.1995 года № 28-ОЗ «О защите прав ребенка».
На территории Свердловской области обеспечение указанной категории лиц специализированными жилыми помещениями осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области № 527-ПП от 24.04.2013 года «Об утверждении Порядка приобретения жилых помещений, заключаемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», и Порядка предоставления жилых помещений, заключаемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Судом установлено, что Бутыгина М.А. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать лишена родительских прав ( л.д.9), отец юридически отсутствует ( л.д.10). Данный статус стороной ответчика не оспаривается.
За истцом жилое помещение не закреплялось (л.д.11), в настоящее время Бутыгина М.А. проживает по адресу <адрес>, принадлежащем приемному родителю истца ФИО9 ( л.д.21).
Бутыгина М.А. принята на учет в список лиц для целей предоставления жилых помещений для детей - сирот, оставшихся без попечения родителей специализированного жилищного фонда Свердловской области (л.д. 15), поставлена на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении (л.д. 13). Нанимателем (л.д. 16), либо правообладателем (л.д. 19,20) какого - либо жилого помещения истец не является.Таким образом, судом установлено, что Бутыгина М.А. по достижении восемнадцатилетнего возрастане была обеспечена органами исполнительной власти Свердловской области, на территории которой находится ее место жительства, благоустроенным жилым помещением, не имеет какого-либо жилого помещения, предоставленного по договору социального найма или на праве собственности, поэтому суд приходит к выводу о необходимости восстановления нарушенных прав истца на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Пунктом 1 Постановления Правительства Свердловской области от 16.04.2013 года № 491-ПП «Об определении уполномоченных исполнительных органов государственной власти Свердловской области по приобретению, предоставлению и учету жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определено, что уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области поприобретению жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по принятию решений о предоставлении жилых помещений и заключению с указанными лицами договоров найма жилых помещений, находящихся в оперативном управлении Фонда является Министерство строительства.
Таким образом, отвергается довод представителя Фонда О. о том, что заявленный прокурором иск надлежит предъявлять к главному распорядителю средств областного бюджета - Министерству строительства и Министерство финансов. Суд считает, что прокурором правильно определен круг ответчиков.
Согласно п. 2 Постановления Правительства Свердловской области от 16.04.2013 года № 491-ПП приобретение и содержание жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счет средств областного бюджета, выделяемых Фонду.
Порядок приобретения жилых помещений определен Порядком приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.2013 года № 527-ПП (далее - Порядок приобретения).
Согласно п. 3 Порядка приобретения в соответствии с областной целевой программой «Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области» на 2011 - 2015 годы обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства.
В силу п. 4 Порядка приобретения получателем бюджетных средств, предусмотренных для приобретения (строительства, реконструкции) жилых помещений детям-сиротам, является Фонд.
Порядок предоставления жилых помещений определен Порядком предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.2013 года № 527-ПП (далее - Порядок предоставления).
Согласно п.4 Порядка предоставления учет детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, осуществляется Управлениями социальной политики. Список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, формируется в соответствии с Федеральным законом от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ Министерством социальной политики Свердловской области.
В соответствии с п.п. 7, 8, 9 Порядка предоставления распределение детям-сиротам построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами Министерства строительства, в которых указывается фамилия, имя, отчество гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адрес и общая площадь предоставляемого жилого помещения.
Приказы Министерства строительства о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, являются основанием для заключения с детьми-сиротами договоров найма специализированных жилых помещений. Форма договора найма специализированных жилых помещений устанавливается законодательством Российской Федерации.
Уполномоченной организацией по заключению договоров найма специализированных жилых помещений является Фонд.
Фонд в течение 10 рабочих дней от даты утверждения приказа Министерства строительства о распределении детям-сиротам жилых помещений, на основании доверенности Министерства строительства осуществляет подготовку договоров найма специализированных жилых помещений и направляет в Управления социальной политики для подписания их детьми-сиротами, которым распределены жилые помещения.
Таким образом, законодательство возлагает обязанности по обеспечению детей-сирот жильем на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а именно в Свердловской области - Министерство строительства, которое на основании доверенности часть полномочий передает Фонду.
Управление социальной политики осуществляет учет детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями и обеспечивает подписание договора найма, согласно п. 9 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.2013 года № 527-ПП, поэтому суд считает, что исковые требования в части возложения обязанностей на данного ответчика являются обоснованными и отвергает позицию М..и руководителя Управления социальной политики, изложенную в отзыве, об исключении Управления из числа ответчиков( л.д.30-31).
Изменения, внесенные Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ распространяются на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (ст.4 Закона).
Бутыгина М.А. до вступления Закона в законную силу 01.01.2013 года жилым помещением не была обеспечена, в связи с чем на Министерство строительства и Фонд должны быть возложены обязанности по приобретению и предоставлению истцу благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Согласно п.3 Порядка предоставления жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в виде жилых домов, благоустроенных квартир применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, но не более 45 квадратных метров.
Постановлением Главы Ирбитского муниципального образования № 239-ПГ от 05.06.2013 установлена норма предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма 18 кв. метров общей площади на одного человека (л.д. 24).
Обязанность по приобретению и предоставлению жилья, но не менее 18 квадратных метров необходимо возложить на Министерство строительства, Фонд для заключения с Бутыгиной М.А. договора найма государственного специализированного жилищного фонда. Суд отвергает довод представителя Фонда о нарушении прав иных лиц и отсутствии достаточности финансирования для своевременного обеспечения жильем данной категории лиц, так как конкретных данных о нарушении прав чьих-либо лиц не указано, у ответчика нет полномочий на представительство этих лиц. Недостаточное бюджетное финансирование не может служить основанием неисполнения взятого государством обязательства, которое закреплено в законе об обеспечении жильём детей, оставшихся без попечения родителей.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ № 239-░░ ░░ 05.06.2013, ░░ ░░░░░ 18 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░,░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ /░░░░░░░/
░░░░░.
░░░░░░░ . ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ 25.07.2015.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>