Дело №
Р Е Ш Е Н И Е С У Д А
Именем Российской Федерации
21 июля 2016 года
Ногинский городской суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Поляковой Ю.В.,
при секретаре Соболевой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ушаковой В. С. к Министерству социального развития <адрес> об обязании назначить и выплатить пособие по уходу за ребенком,
у с т а н о в и л:
Истец Ушакова В.С. обратилась в суд с иском к Министерству социального развития <адрес> об обязании назначить и выплатить пособие по уходу за ребенком.
Истец, уточнив исковые требования, просила суд: признать за ней право на получение пособия по уходу за ребенком фио2, ДД.ММ.ГГГГ.р., до достижения ею полутора лет, обязать Министерство социального развития <адрес> в лице Ногинского управления социальной защиты населения назначить и выплатить пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет за период с ДД.ММ.ГГГГ. за счет средств федерального бюджета.
B обоснование заявленных требований истец ссылалась на следующее. У нее имеется несовершеннолетняя дочь, фио2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении VI-МЮ№. В соответствии со ст. 3 и 13 Федерального закона от 19.05.1995г. №-Ф3 « О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» с ДД.ММ.ГГГГ она имеет право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им полутора лет, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, как неработающая мать, фактически осуществляющая уход за вторым ребенком. Истец указывает, что ДД.ММ.ГГГГ она подала полный пакет документов на назначение и выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им полутора лет, что подтверждается выпиской из электронного журнала регистрации обращений о приеме документов «Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг» <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Ногинское управление социальной защиты населения отказало истцу в выплате пособия, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для назначения пособия ввиду того, что факт совместного проживания истца с ребенком наступил с ДД.ММ.ГГГГ., то есть на момент регистрации ребенка по месту жительства ей уже исполнилось 1,5 года. Также ДД.ММ.ГГГГ. в дополнении к ответу от ДД.ММ.ГГГГ., после обращения на официальный сайт Министерства социального развития <адрес>, Ногинское управление социальной защиты населения сообщает, что не наделен полномочиями по установлению юридических фактов совместного проживания. В соответствии с пунктом 45 Приказа Минсоцразвития РФ №н от ДД.ММ.ГГГГ для назначения данного пособия необходимо представить соответствующие справки и документы. Перечень документов, представленных истцом, отражен в выписке из электронного журнала регистрации обращений о приеме документов «Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг» <адрес>. Список документов пункта 54 данного Приказа является исчерпывающим. Истец считает, что ни в Ф3№ от 19.05.1995г., ни в Приказе Минсоцразвития РФ №н от 23.12.2009г. не указано, что истец обязана предоставить доказательства факта совместного проживания с ребенком до достижения им полутора лет. Также считает, что свидетельство № о регистрации, представленное в качестве документа, подтверждающего совместное проживание матери с ребенком, выдано уполномоченным органом ЕИРЦ <адрес>. Оно подтверждает совместное проживание истца и ее несовершеннолетней дочери, фио2, 2014 года рождения, на территории Российской Федерации, по адресу: <адрес>.
В судебном заседании истец Ушакова В.С. исковые требования поддержала полностью, приведя суду доводы, аналогичные тем, что изложены выше, дополнительно истец пояснила, что она ДД.ММ.ГГГГ. обращалась в суд с заявлением об установлении факта совместного проживания дочери фио2 с ней, однако определением суда от ДД.ММ.ГГГГ. ее заявление было оставлено без рассмотрения, поскольку имел место спор о праве на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Определение суда ею не обжаловано. Также в судебном заседании пояснила, что она своевременно обратилась за назначением пособия по уходу за ребенком до достижения им полутора лет, однако в виду отсутствия доказательств совместного проживания дочери с ней с момента рождения, в назначении пособия ей было отказано.
Представитель ответчика Министерства социального развития <адрес> Бочкова Н.И. в судебном заседании исковые требования не признала, представила письменные возражения, в которых ссылалась на следующее. ДД.ММ.ГГГГ. истец подала заявление о назначении пособия по уходу за ребенком до достижения им 1,5лет и пакет документов через Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг <адрес>. Сотрудники МФЦ при приеме не указали заявительнице о том, что среди документов отсутствует справка, подтверждающая факт совместного проживания Ушаковой В.С. с ребенком фио2 на территории <адрес>. При вводе документов Ушаковой В.С. в программный комплекс по предоставлению гражданам социальной поддержки, данное обстоятельство было выявлено. В установленный законом месячный срок, а именно 10.08.2015г. Ушаковой В.С. был направлен письменный отказ №.52.05-1517 исх с подробным указанием причин. Для подтверждения права на получение пособий заявитель предоставляет пакет документов согласно п. 54 «Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009г. №н. Подпунктом «о» п. 54 предусмотрено, что граждане, не подлежащие социальному страхованию, а именно к этой категории относится Ушакова В.С., представляют в органы социальной защиты по месту жительства документ, подтверждающий совместное проживание на территории РФ ребенка с одним из родителей, либо лицом, его замещающим, осуществляющим уход за ним, выданный организацией, уполномоченной на его выдачу. Учитывая, что с заявлением обратилась Ушакова В.С., именно с ней должен быть установлен факт совместного проживания с момент рождения дочери фио2 Ответчик считает, что для подтверждения права на получение пособия по уходу за ребенком до полутора лет, именно в этот период необходимо подтвердить факт совместного проживания с ребенком и осуществления ухода за ним (ответ Ногинского УСЗН от 10.08.2015г. №.52.05-1517исх.). Также представитель указывает, что специалистами Ногинского УСЗН дополнительные требования о предоставлении каких-либо документов, не предусмотренных действующим законодательством, к истцу не предъявлялись. Аналогичные разъяснения были даны на личном приеме. Гражданин обязан регистрироваться и регистрировать совместно проживающих с ним детей по месту жительства в органах регистрационного учета в соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.06.1995г. №. Регистрация служит одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту жительства. Поскольку для реализации права на получение данного вида пособия в силу закона необходимо предоставить определенный перечень документов, в том числе документ, подтверждающий совместное проживание ребенка с лицом, фактически осуществляющим уход за ним и не подлежащим обязательному социальному страхованию, на территории РФ (в данном случае на территории <адрес>), выданный организацией, уполномоченной на его выдачу, а истец не подтвердила фактическое совместное проживание с ребенком на территории <адрес> в период, когда имела право на получение указанного пособия, то пособие по уходу за ребенком до 1,5лет Министерством не назначалось. Факт совместного проживания истца и ее ребенка подтвержден лишь с 14.07.2015г., т.е. на момент регистрации фио2 уже исполнилось 1,5года. Учитывая, что документ о совместном проживании и осуществлении ухода за дочерью фио2 до достижения ребенком возраста полутора лет у истца отсутствовал, ей было предложено установить данный юридический факт в судебном порядке (ответ Ногинского УСЗН от 24.09.2015г. №.52.05-У-372/исх.). Получив отказ, истец в установленный законом срок не обжаловала действий МСР и не обращалась в суд за установлением юридического факта. С заявлением об установлении факта истец обратилась 21.01.2016г., пропустив установленные законом сроки, на период обращения в суд ребенку фио2 уже исполнилось 2 года, в связи с чем, заявление истца было оставлено судом без рассмотрения.
Заслушав объяснения истца, представителя ответчика, заслушав показания допрошенного в судебном заседании свидетеля фио1, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" установлена единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.
Условия, размеры и порядок обеспечения пособиями граждан, имеющих детей, регулируются указанным Федеральным законом N 81-ФЗ, а также Порядком и условиями назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 1012н (далее - Порядок).
Согласно подп. "д" п.39 Порядка право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют матери либо отцы, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в том числе обучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком).
Перечень документов, необходимых для представления в орган, принимающий решение о выплате пособия, приведен в п. 54 Порядка, данный перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
В соответствии с подп. "о" п.54 Порядка для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком заявитель представляет, в том числе, документ, подтверждающий совместное проживание на территории Российской Федерации ребенка с одним из родителей либо лицом, его заменяющим, осуществляющим уход за ним, выданный организацией, уполномоченной на его выдачу, - для лиц, указанных в подпунктах "д" и "е" пункта 39 настоящего Порядка.
Судом установлено, что истец Ушакова В.С. имеет несовершеннолетнюю дочь фио2, ДД.ММ.ГГГГ.р., что подтверждается свидетельством о рождении от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.9).
Истец, являясь неработающей и неподлежащей обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности (л.д.10), осуществляет уход за вторым ребенком - несовершеннолетней фио2, 04.01.2014г.р.
ДД.ММ.ГГГГ. истец обратилась с заявлением в Ногинское управление социальной защиты населения о назначении пособия по уходу за ребенком до достижения им 1,5лет через Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг <адрес> (л.д.7).
К заявлению истца, были приложены указанные в выписке из электронного журнала регистрации обращений документы, в том числе свидетельство о регистрации по месту жительства несовершеннолетней фио2, ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.8).
Ногинским управлением социальной защиты населения ДД.ММ.ГГГГ. Ушаковой В.С. был направлен письменный отказ №.52.05-1517 исх в назначении пособия по уходу за ребенком, в котором указывалось, что заявителем представлен документ (свидетельство о регистрации по месту жительства), подтверждающий совместное проживание с ребенком с ДД.ММ.ГГГГ. и не представлен документ, подтверждающий совместное проживание на территории РФ ребенка с заявителем с момента рождения, выданный организацией, уполномоченной на его выдачу.
Также Ногинское УСЗН ДД.ММ.ГГГГ. в дополнение к ответу от ДД.ММ.ГГГГ. дало ответ №.№, в котором указало, что органы социальной защиты населения не наделены полномочиями по установлению юридических фактов совместного проживания, нахождения на иждивении и осуществлению ухода (л.д.6).
Таким образом, судом установлено, что истец Ушакова В.С. в установленный законом срок, а именно ДД.ММ.ГГГГ., до достижения двухлетнего возраста фио2, обратилась в Управление социальной защиты населения с заявлением о назначении пособия по уходу за ребенком. При этом суд не принимает доводы ответчика, утверждавшего, что Ушакова В.С. утратила право на получение пособия, поскольку пропустила установленные законом сроки, на период обращения в суд ребенку фио2 уже исполнилось 2 года, как основанные на неправильном толковании норм права.
Судом установлено, что поскольку истец Ушакова В.С. не подтвердила фактическое совместное проживание с ребенком фио2 на территории <адрес> в период, когда имела право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком, то пособие по уходу за ребенком до 1,5лет Министерством социального развития <адрес> не назначалось.
В ходе судебного разбирательства судом установлено, что несовершеннолетняя фио2, ДД.ММ.ГГГГр., наблюдается в детской поликлинике № <адрес> с рождения по адресу: <адрес>, кВ.13, что подтверждается справкой ГБУЗ МО «НЦРБ» от ДД.ММ.ГГГГ.
Из справки ТСЖ «Центр» от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что Ушакова В.С. с августа 2008г., а ее дочь фио2, ДД.ММ.ГГГГр., с ДД.ММ.ГГГГ. действительно фактически проживают в одном жилом помещении по адресу: <адрес>.
Допрошенный в судебном заседании свидетелей фио1 подтвердил факт совместного проживания его супруги Ушаковой В.С. с их дочерью фио2, 04ДД.ММ.ГГГГ., с ее рождения по адресу: <адрес>.
Таким образом, не смотря на отсутствие регистрации с рождения несовершеннолетней фио2 по месту жительства или месту пребывания по адресу: <адрес>, суд приходит к выводу, что с рождения несовершеннолетняя фио2 проживала на территории <адрес> РФ с матерью Ушаковой В.С., осуществляющей за ней уход.
Суд считает, что истцу пособие по уходу за ребенком должно быть назначено с момента рождения ребенка и до полутора лет за счет средств федерального бюджета, выделяемых в установленном порядке Фонду социального страхования РФ, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 4 Конституции Российской Федерации Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
Статья 7 Конституции Российской Федерации предусматривает, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Статья 15 Конституции Российской Федерации предусматривает, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии со ст. 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Статья 39 Конституции Российской Федерации предусматривает, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Отсутствие документа, подтверждающего совместное проживание на территории Российской Федерации ребенка фио2 с матерью Ушаковой В.С. с рождения несовершеннолетней, выданного организацией, уполномоченной на его выдачу, при подтверждении в ходе рассмотрения дела факта совместного проживания дочери с матерью с момента рождения, не может лишить истца Ушакову В.С. права на получение мер социальной защиты, предусмотренных Конституцией РФ и другими законодательными актами Российской Федерации.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца Ушаковой В. С. к Министерству социального развития <адрес> об обязании назначить и выплатить пособие по уходу за ребенком.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Ушаковой В. С. к Министерству социального развития <адрес> об обязании назначить и выплатить пособие по уходу за ребенком удовлетворить.
Признать за Ушаковой В. С. право на получение пособия по уходу за ребенком фио2, 04.01.2014г.р., с рождения до достижения ею полутора лет.
Обязать Министерство социального развития <адрес> назначить и выплатить Ушаковой В. С. ежемесячное пособие по уходу за ребенком фио2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, за счет средств федерального бюджета.
Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Ногинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГг.
Судья .