Решение по делу № 2а-877/2020 от 23.03.2020

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02.06.2020 Сысертский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Филимоновой С.В., при секретаре Плосковой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-877/2020 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 29 по Свердловской области к Белозерову ФИО5 о взыскании задолженности по уплате земельного налога,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №40817810604900317040 по Свердловской области обратилась в суд с иском к Белозерову Е.В. о взыскании задолженности по уплате земельного налога. В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что Белозеров Е.В. являясь налогоплательщиком, не исполнил обязанность по уплате земельного налога за 2016 год в сумме 135 982 руб.

На основании статей 69 Налогового кодекса РФ ответчику направлялось требование об уплате налога, которое налогоплательщиком исполнены не были. Налоговый орган в порядке ст.48 Налогового кодекса РФ обращался в суд с заявлением о выдаче судебного приказа.

Ранее, мировым судьей по делу №40817810604900317040а-1031/2019 был вынесен судебный приказ о взыскании с Белозерова Е.В. недоимки по налогу в сумме 135 892 руб. Однако, ДД.ММ.ГГГГ определением мирового судьи судебного участка №40817810604900317040 Сысертского судебного района Свердловской области судебный приказ по вышеуказанному делу отменен.

Ссылаясь на положения Налогового кодекса Российской Федерации, административный истец просил взыскать с Белозерова Е.В. недоимку по земельному налогу за 2016 год в сумме 135 982 руб.

Обращаясь в суд, административный истец в качестве адреса проживания должника указал: <адрес>, который относится к подсудности Сысертского районного суда Свердловской области.

В силу ч. 3 ст. 22 КАС РФ административное исковое заявление к гражданину или организации, которые в спорных публичных правоотношениях выступают в качестве субъекта, не обладающего административными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту жительства гражданина или по месту нахождения организации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Как следует из письма начальника отдела по вопросам миграции МО МВД России «Сысертский» от ДД.ММ.ГГГГ (исх. 8258), гр. Белозеров Е.В. с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время зарегистрирован по адресу, указному в административном исковом заявлении.

В судебное заседание представитель административного истца, а также административный ответчик, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, с соблюдением положений ч. 1 ст. 96 КАС РФ, с ходатайством об отложении судебного заседания по делу в суд не обращались.

Согласно пункту 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Судебные извещения административному ответчику направлены своевременно и не получены им по обстоятельствам, зависящим от него, а именно по причине невручения почтового отправления адресату в связи с истечением срока его хранения, в связи с чем он считается извещенным о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

В соответствии с ч. 2 ст.150 Кодекса административного судопроизводства РФ суд определил о рассмотрении дела при данной явке.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (статья 2 Налогового кодекса РФ). Таким образом, налоговые правоотношения это публичные правоотношения, а уплата налога является публичной и конституционной обязанностью каждого налогоплательщика.

В соответствии с пунктом 1 статьи 23, пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Согласно пункту 1 статьи 19 Налогового кодекса РФ, налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Возникновение обязанности по уплате налога законодательство о налогах и сборах связывает с наличием у налогоплательщика объекта налогообложения (пункт 1 статьи 38 Налогового кодекса РФ). Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй названного Кодекса и с учетом положений этой статьи.

Согласно статье 44 Налогового кодекса РФ, обязанность по уплате налога возникает, изменяется при наличии оснований, установленных названным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.

Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ).

В силу пункта 1 статьи 387 Налогового кодекса РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ).

Налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (подпункт 1 пункта 1 статьи 359 названного Кодекса).

Согласно статье 1 Федерального закона от 08.03.2015 № 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» с 15.09.2015 вводится в действие Кодекс административного судопроизводства РФ, которым данное дело отнесено к категории административных дел.

В силу статьи 4 указанного Федерального закона дела по требованиям о взыскании с физических лиц обязательных платежей и санкций подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

Производство по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций регулируется главой 32 КАС РФ. Согласно положениям статьи 286 данного Кодекса, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В соответствии с ч. 4 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В соответствии со ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В силу ст. 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Пунктом 6 статьи 69 Налогового кодекса РФ установлено, что требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Судом установлено, что на основании статьи 31 Налогового кодекса РФ Межрайонной ИФНС России №40817810604900317040 по Свердловской области Белозерову Е.В. был произведен расчет земельного налога за 2016 год в сумме 141 247 руб.; транспортного налога за 2014, 2015 и 2016 годы в сумме 15 663 руб.; а также налога на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 133 руб., итого на сумму 157 043 руб.

По состоянию на 10.07.2017 вынесено налоговое уведомление №40817810604900317040 об уплате налога в сумме 157 043 руб., в срок до 01.12.2017 (л.д. 13-14). В адрес административного ответчика указанное налоговое уведомление заказным почтовым отправлением было направлено 20.07.2017, что подтверждается реестром отправки почтовой корреспонденции (л.д. 18).

Обязанность по уплате налога Белозеров Е.В. в срок, указанный в налоговом уведомлении, не исполнил.

Тогда как, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (подпункт 1 и 3 пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ), что также предусмотрено положениями статей 69, 70 Налогового кодекса РФ.

По состоянию на 15.12.2017 ИФНС России № 29 по Свердловской области в отношении налогоплательщика Белозерова Е.В. вынесено требование №40817810604900317040 об уплате недоимки (сроком оплаты ДД.ММ.ГГГГ) по земельному налогу в сумме 135 982 191 руб. (л.д. 15). Срок оплаты по данному требованию установлен до 20.01.2018. В адрес административного ответчика указанное требование заказным почтовым отправлением было направлено 20.12.2017, что подтверждается реестром отправки почтовой корреспонденции (л.д. 19).

Поскольку в требовании от 15.12.2017 № 22384 срок его исполнения об уплате платежей налоговым органом установлен до 20.01.2018, то шестимесячный срок на обращение в суд истекал 20.07.2018 года.

Судом же установлено, что Межрайонной ИФНС России № 29 по Свердловской области заявление о выдаче судебного приказа по взысканию с Белозерова Е.В. недоимки по земельному налогу за 2016 в адрес мирового судьи направлено почтовым отправлением, переданным в отдел почтовой связи только – 08.05.2019 года.

15.05.2019 мировым судьей судебного участка № 2 Сысертского судебного района Свердловской области вынесен судебный приказ № 2а-1031/2019 о взыскании с Белозерова Е.В. задолженности по уплате земельного налога в сумме 135 982 руб., который после на основании определения мирового судьи от 18.09.2019 и по заявлению должника был отменен.

В соответствии абзацем 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Учитывая, что мировым судьей судебного участка № 2 Сысертского судебного района Свердловской области определение об отмене судебного приказа вынесено 18.09.2019, то шестимесячный срок на обращение налогового органа в суд истекал 18.03.2020 года.

Налоговым органом в адрес Сысертского районного суда Свердловской области административное исковое заявление было направлено почтовым отправлением, переданным в отдел почтовой связи 18.03.2020, т.е. в установленный законом шестимесячный срок. Тогда как, обращение к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, ранее имело место уже за пределами сроков, предусмотренных ч. 2 ст. 48 НК РФ. При таких обстоятельствах, административным истцом пропущен срок для обращения в суд за защитой нарушенного права.

Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 № 479-О-О). Пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований (ч. 6 ст. 152, ч. 4 ст. 198 ГПК РФ).

К тому же, в административном исковом заявлении истцом ходатайство о восстановлении пропущенного срока для подачи заявления в суд, не заявлено.

Таким образом, судья считает, что требования Межрайонной ИФНС России № 29 по Свердловской области к Белозерову Е.В. о взыскании недоимки по земельному удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №40817810604900317040 по Свердловской области к Белозерову ФИО6 о взыскании задолженности по уплате земельного налога, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения путем подачи апелляционной жалобы через Сысертский районный суд Свердловской области.

Судья: С.В. Филимонова

2а-877/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
МИФНС России № 29 по Свердловской области
Ответчики
Белозеров Евгений Викторович
Суд
Сысертский районный суд Свердловской области
Судья
Филимонова Светлана Вячеславовна
Дело на сайте суда
sysertsky.svd.sudrf.ru
23.03.2020Регистрация административного искового заявления
23.03.2020Передача материалов судье
24.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
24.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.04.2020Судебное заседание
02.06.2020Судебное заседание
02.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее