Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-5746/2015 ~ М-4255/2015 от 02.06.2015

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Подлинник решения находится в материалах гражданского дела № ******

в производстве Октябрьского районного суда <адрес>.

Решение

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Октябрьский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Бабкиной Н.А.,

представителя истца ФИО4,

представителя ответчика ФИО5,

при секретаре ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ об оспаривании отказа в признании нуждающейся в получении жилого помещения и постановке на учет нуждающихся в жилом помещении в избранном месте жительства,

Установил:

Истец ФИО2 обратилась в суд с вышеуказанным иском.

В обоснование иска указала, что является вдовой военнослужащего запаса ФИО1, который проходил военную службу по контракту и был уволен с военной службы ДД.ММ.ГГГГ по достижению предельного возраста пребывания на военной службе с продолжительностью службы более 20 лет. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умер, на момент смерти нуждался в улучшении жилищных условий. На основании ордера № ****** от ДД.ММ.ГГГГ ей была предоставлена служебная квартира по адресу: <адрес> <адрес>. До настоящего времени постоянным жильем по избранному месту жительства, на которое вправе был рассчитывать ФИО1, исходя из основания увольнения и выслуги лет военной службы, а также члены его семьи, в том числе истец. Вместе с тем, по ее заявлению в адрес ответчика уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № ****** ей отказано в признании нуждающейся в получении жилого помещения за счет средств Министерства обороны РФ. Считает данное решение незаконным и просит удовлетворить заявленные ею исковые требования.

Истец, привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, ФИО7 о слушании дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, просят рассмотреть дело в их отсутствие, ФИО2 на иске настаивает, ФИО7 иск поддерживает, о чем в судебном заседании пояснила представитель истца.

Представитель истца ФИО4 в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования, в обоснование которых привела доводы, аналогичные изложенным в иске.

Представитель ответчика ФИО5 в судебном заседании иск не признал, в обоснование своих возражений указал, что на дату увольнения военнослужащего ФИО1 действовал закон «О статусе военнослужащих» от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым принятие на учет нуждающихся относилось к компетенции органов местного самоуправления. Обеспечение в избранном месте жительства также производилось органами местного самоуправления. Военнослужащие имели право на обеспечение жилыми помещениями органами местного самоуправления путем подачи соответствующего заявления и предоставления определенного пакета документов, подтверждающих такое право. ФИО1 не обращался с заявлением в надлежащий орган и соответствующего учетного дела на него не заводилось. Наличие оснований полагать признание ФИО1 нуждающимся в жилых помещениях, не имеется. Согласно выписке из приказа № ****** от ДД.ММ.ГГГГг. командира войсковой части № ****** с ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 исключен из списков личного состава части и всех видов обеспечения. Сведений об обращении данного военнослужащего о принятии его на учет, а также сведений о том, что он был признан нуждающимся в установленном порядке, не имеется. Истец состояла в браке с ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ. Умер ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ. Согласно, п. 5 ст. 23 закона от ДД.ММ.ГГГГ N 4338-I «О статусе военнослужащего» за семьями военнослужащих сохраняются льготы по оплате жилой площади, коммунальных услуг, электроэнергии, газа, пользования телефоном, которые они имели на день гибели (смерти) военнослужащих, независимо от формы собственности и принадлежности занимаемого жилого помещения, а также сохраняется право на улучшение жилищных условий в соответствии с законодательством. До гибели ФИО1 не был признан нуждающимся в получении жилого помещения. Заявителем сведений (документов), доказывающих право получения жилого помещения за счет средств Министерства обороны РФ, не предоставлены. Соответствующего учетного дела в ФГКУ «Центррегионжилье» не имеется. Полагать наличие права у заявителя быть принятым на учет нуждающегося в жилых помещениях, нет. Ссылка истца на предоставленную служебную квартиру и проживание в ней по настоящее время, является не состоятельной и противоречит нормам права. Данная служебная квартира была предоставлена ФИО2 после смерти ФИО1 С момента увольнения и исключения из списков личного состава части, а так же утраты статуса военнослужащего и исключения из списков нуждающихся прошло 20 лет и только по истечению этого срока истцом было подано заявление о признании ее нуждающейся. Согласно п. 1 ст. 196 Гражданского кодекса РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса. Пропуск срока исковой давности также является основанием для отказа в иске. В силу вышеизложенного просит в удовлетворении заявленных требований в отношении ФГКУ «Центррегионжилье» просим отказать в полном объеме.

Заслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему выводу.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, ФИО1 проходил военную службу в рядах Вооруженных Сил РФ. Выслуга данного военнослужащего в календарном исчислении составляет более 20 лет. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 уволен с военной службы по достижению предельного возраста и исключен из списков личного состава, что подтверждается выпиской из приказа № ****** от ДД.ММ.ГГГГг. командира войсковой части 1449.

Сведений об обращении данного военнослужащего по вопросу принятии его на учет, а также сведений о том, что он был признан нуждающимся в установленном порядке, не имеется.

Согласно, свидетельству о заключении брака № ******, ФИО1 до гибели, состоял в браке с ФИО8 (Касулина) ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно, свидетельству о смерти, ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ.

В иске ФИО2 указала, что на день смерти данный военнослужащий нуждался в улучшении жилищных условий из-за того, что уволен с военной службы из ВС по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе с общей продолжительностью военной службы в календарном исчислении 10 лет и более. Данные условия не являются основанием для признания нуждающимся ФИО1, а являются основанием для возникновения такого права.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В настоящее время, в соответствии с п. 2. Приказа Министра обороны РФ «Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации» № ****** от ДД.ММ.ГГГГ ФГКУ «Центррегионжилье» является специализированной организацией Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ (уполномоченного органа Министерства обороны). ФГКУ «Центррегионжилье» реализует полномочия, закрепленные за специализированными организациями уполномоченного органа, на основании вышеуказанного приказа Министра обороны РФ № ****** от ДД.ММ.ГГГГ, а также приказа Министра обороны РФ № ****** от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с действующим на момент увольнения ФИО1 из Вооруженных Сил порядком обеспечения военнослужащих, уволенных с действительной военной службы, жилыми помещениями, уволенным с действительной военной службы, для обеспечения жилой площадью надлежало обращаться в органы местного самоуправления (при условии предъявления соответствующего удостоверения и справки, подтверждающей наличие 20 лет календарной продолжительности военной службы), на которые, в свою очередь, возлагалась обязанность по обеспечению указанной категории граждан жильем в трехмесячный срок, со дня прибытия на избранное место жительства. В силу п. 2 ст. 62 Закона РФ «О местном самоуправлении в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ № ****** обязанность ведения учета граждан, нуждающихся в жилье, была возложена на органы местного самоуправления, а именно на районные администрации.

Указанные положения отражены и действующей на дату увольнения военнослужащего редакции закона «О статусе военнослужащих» от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым принятие на учет нуждающихся относилось к компетенции органов местного самоуправления.

Обеспечение в избранном месте жительства производилось также органами местного самоуправления.

В соответствии с Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4338-I "О статусе военнослужащих", право на жилище имеют, граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. Документы о сдаче жилых помещений и выписке с прежнего места жительства указанными гражданами и членами их семей представляются при получении постоянной жилой площади.

Согласно п. 6 ст.15 настоящего закона, военнослужащие проходящие военную службу по контракту, за три года до увольнения по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями по ходатайству командиров (начальников) включаются органами местного самоуправления согласно избранного постоянного места жительства в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий или членов жилищно-строительных (жилищных) кооперативов. О принятом решении органы местного самоуправления сообщают военнослужащим в трехмесячный срок.

Во время увольнения военнослужащего действовал Жилищный кодекс РСФСР и в соответствии со ст. 31 данного кодекса принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива.

В соответствии с распоряжением Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ******-Р/38 для принятия на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, гражданином подается заявление. К заявлению прилагаются: выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета и в необходимых случаях справки служб технической инвентаризации. Заявление регистрируется в Книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая ведется по установленной форме (п.15).

На каждого гражданина, заводиться учетное дело, в котором должны содержаться все необходимые документы, являющиеся основанием для постановки на учет. Учетному делу присваивается номер.

Данные правила носят не абсолютный характер, а заявительный, в соответствии с чем, реализуется путем подачи заявления в соответствующий орган.

На основании вышесказанного, военнослужащие имели право на обеспечение жилыми помещениями органами местного самоуправления путем подачи соответствующего заявления и предоставления определенного пакета документов, подтверждающих такое право.

По имеющимся в материалах дела сведениям, не оспаривается представителями сторон в судебном заседании, на момент увольнения ФИО8 с военной службы, как и на день его смерти, он и члены его семьи, в том числе истец, проживали в жилом помещении по адресу: <адрес>-2, <адрес>. Сведения о наличии статуса служебного жилья отсутствуют.

Данных о том, что ФИО1 либо члены его семьи были приняты на учет граждан в качестве нуждающихся в получении жилых помещении или улучшении жилищных условий органами местного самоуправления по месту жительства либо в ином избранном постоянном месте жительства, доказательств подобного обращения также не представлено.

Исходя из выписки из приказа № ****** от ДД.ММ.ГГГГг. командира войсковой части № ****** с ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 исключен из списков личного состава части и всех видов обеспечения, сведений об обращении данного военнослужащего о принятии его на учет, а также сведений о том, что он был признан нуждающимся в установленном порядке, не имеется. Данное обстоятельство также подтверждается и ответом на запрос из военкомата <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ ****** согласно которому сведения о признании ФИО1 нуждающимся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилья в личном деле отсутствуют.

Согласно, п. 5 ст. 23 закона от ДД.ММ.ГГГГ N 4338-I «О статусе военнослужащего» за семьями военнослужащих сохраняется право на улучшение жилищных условий в соответствии с законодательством.

Таким образом, ФИО2 могла бы приобрести такое право, исключительно до гибели супруга, при условии, если он с учетом состава своей семьи состоял на учете нуждающихся. Однако при жизни ФИО1 не был признан нуждающимся в получении жилого помещения, доказательств обратному не представлено.

В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса РФ, как и положений ст. 33 Жилищного кодекса РСФСР, действующего на момент увольнения ФИО8 с военной службы, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Из содержания ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» также следует, что предоставляемые Федеральным законом государственные гарантии по обеспечению жилыми помещениями из фондов Министерства обороны Российской Федерации распространяются только на военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и совместно проживающих с ними членов их семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

По смыслу вышеприведенных положений закона следует, что нуждающимися в жилых помещениях могут быть признаны только военнослужащие, то есть лица, проходящие военную службу по контракту (призыву). Увольнение военнослужащего в запас с последующим исключением из списков личного состава воинской части до постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, обязанность по обеспечению жилым помещением у федерального органа исполнительной власти не порождает. Иное противоречило бы положениям действующей редакции ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», которой предусмотрены гарантии со стороны государства в предоставлении жилых помещений или выделении денежных средств на их приобретение военнослужащим.

Соответственно, заявление о постановке на учет нуждающихся и документы должны быть поданы в сроки, обеспечивающие возможность принятия решения о принятии на учет (отказе в принятии на учет) до даты исключения военнослужащих их списков личного состава воинской части.

Ссылка истца на предоставленную служебную квартиру и проживание в ней по настоящее время, является не состоятельной, поскольку данная служебная квартира по адресу: <адрес>-2, <адрес>, была предоставлена самой ФИО2 уже после смерти ФИО1 на основании ордера № ****** от ДД.ММ.ГГГГ.

Федеральным законом N 122-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием ФЗ "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вступившим в действие с ДД.ММ.ГГГГ, в ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" были внесены изменения, согласно которым жилищное строительство и приобретение жилья для военнослужащих - граждан осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба; обеспечение жильем военнослужащих - граждан, подлежащих увольнению с военной службы после ДД.ММ.ГГГГ, осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти; обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ в муниципальных образованиях, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, лишь по истечении 20 лет после увольнения ФИО8 с военной службы и смерти уже уволенного в запас супруга, в 2015 г. истец обратилась в адрес ответчика с заявлением о признании ее нуждающейся в обеспечении жильем по линии Министерства обороны РФ и постановки на соответствующий учет.

Из содержания ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» также следует, что предоставляемые Федеральным законом государственные гарантии по обеспечению жилыми помещениями из фондов Министерства обороны Российской Федерации распространяются только на военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и совместно проживающих с ними членов их семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

По смыслу вышеприведенных положений закона следует, что нуждающимися в жилых помещениях могут быть признаны только военнослужащие, то есть лица, проходящие военную службу по контракту (призыву). Увольнение военнослужащего в запас с последующим исключением из списков личного состава воинской части до постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в органе исполнительной власти, обязанность по обеспечению жилым помещением у федерального органа исполнительной власти не порождает. Иное противоречило бы положениям действующей редакции ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», которой предусмотрены гарантии со стороны государства в предоставлении жилых помещений или выделении денежных средств на их приобретение военнослужащим.

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № ****** ФИО2 отказано в признании нуждающейся в получении жилого помещения за счет средств Министерства обороны РФ.

Поскольку учетного дела на ФИО1 в адрес ФГКУ «Центррегионжилье» не поступало, заявления о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях не подавалось, оснований полагать об обоснованности исковых требований не имеется.

Согласно выписки из протокола заседания жилищной комиссии в/ч № ****** № ****** от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обращалась с заявлением и была включена в списки очередников, участников подпрограммы ФЦП «Жилище» на 2002-2010 г.г. по категории граждан, подлежащих отселению с территории закрытого военного городка.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ******<адрес> было исключено из перечня закрытых военных городков.

Таким образом, с момента утраты военным городком статуса закрытого военного городка, отпало условие, при наличии которого у ФИО8 имелось самостоятельное право на получение субсидии в виде государственного жилищного сертификата для переселения.

Истец перестала отвечать установленным законодательством условиям для предоставления ей мер социальной поддержки на переселение по категории «Граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков».

Законодательные акты, регламентирующие порядок обеспечения государственного жилищного сертификата граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, не предусматривают возможности сохранения за участниками программы их права на получение государственного жилищного сертификата в случае утраты военным городком статуса закрытого военного городка.

Каждая сторона, если иное не предусмотрено федеральным законом, согласно положениям ч. 1 ст. 55, ч. 1 ст. 56 и ч. 1 ст. 57 Гражданского процессуального кодекса РФ, должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, путем представления суду соответствующих доказательств, содержащих сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

С момента увольнения и исключения из списков личного состава части, а так же утраты статуса военнослужащего прошло более 20 лет. Истец обратилась в суд с настоящим иском по истечению этого срока. Стороной ответчика до рассмотрения спора по существу заявлено о пропуске срока исковой давности и применении последствий пропуска данного срока. Согласно п.1 ст.196 Гражданского кодекса РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса, из содержания которой следует, что если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

На основании вышеизложенного, в удовлетворении заявленных требований в отношении ФГКУ «Центррегионжилье» надлежит отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ об оспаривании отказа в признании нуждающейся в получении жилого помещения и постановке на учет нуждающихся в жилом помещении в избранном месте жительства, – отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес>.

Председательствующий Бабкина Н.А.

2-5746/2015 ~ М-4255/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Зайцева Ольга Викторовна
Ответчики
ФГКУ "Центрегионжилье" МО РФ
Другие
Гуляева Алена Викторовна
Суд
Октябрьский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области
Судья
Бабкина Надежда Александровна
Дело на сайте суда
oktiabrsky--svd.sudrf.ru
02.06.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.06.2015Передача материалов судье
05.06.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.06.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.06.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.09.2015Судебное заседание
26.10.2015Судебное заседание
02.11.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.03.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее