Дело № 2-1323/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 октября 2021 г. город Саров
Саровский городской суд Нижегородской области в составе
председательствующего судьи Бадояна С.А., при секретаре Федяевой Е.Н.,
с участием истца Ушаковой Н.Ю., представителя ответчика Бронниковой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ушаковой Н.Ю. к ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по Нижегородской области о признании незаконным и отмене решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, обязании назначить досрочную страховую пенсию, возмещении судебных расходов,
У С Т А Н О В И Л:
Ушакова Н.Ю. обратилась в суд с исковым заявлением к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Саров Нижегородской области с требованиями о признании незаконным и отмене решения Управления Пенсионного фонда РФ в г. Саров Нижегородской области от **** № об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 32 п. 1 ч.1 Федерального закона от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях», обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости с ****.
Свои требования истец мотивировала тем, что она имеет сына С.Д. **** года рождения, который в период с 1998 по 2000 годы являлся ребенком-инвалидом (подтверждено справкой ВТЭК от ****). Ребенок проживал совместно с нею до достижения им возраста 8 лет, что подтверждено справками с места жительства. **** истцу исполнилось 50 лет. Ее страховой стаж на данный момент составляет 29 лет. В соответствии с положением п. 1 ч.1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» истцу установлено право на досрочное назначение пенсии по старости. **** она обратилась в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Саров Нижегородской области по месту жительства с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением от **** № в назначении досрочной страховой пенсии истцу отказано с указанием на то, что истец в настоящий момент является муниципальным служащим, в связи с чем право на досрочную пенсию у нее возникнет с учетом приложения 5 к Федеральному закону №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Указанное решение истец считает незаконным, поскольку она обратилась за назначением страховой пенсии по старости как мать ребенка-инвалида и вышеуказанное приложение 5 по отношению к ней неприменимо.
В судебном заседании истец Ушакова Н.Ю. исковые требования поддержала.
Определением суда произведена замена ответчика на основании ст. 44 ГПК РФ: ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Саров Нижегородской области заменено на ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по Нижегородской области.
Представитель ответчика Бронникова Н.С., действующая по доверенности, против удовлетворения иска возражала по тем основаниями, что истец является муниципальным служащим и в соответствии с нормами, предусмотренными частью 1.1 статьи 8 и пунктом 1 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на досрочную пенсию у истца возникнет по достижении возраста 53 лет, то есть не ранее 04.08.2024 года).
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Пунктом 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ сохранено право на назначение пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона отдельным категориям граждан, в частности одному из родителей инвалидов детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 и 15 лет и величину индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Вместе с тем, с 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 23 мая 2016 года N 143-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан", которым статья 8 дополнена частью 1.1, устанавливающей, что лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и замещаемые на постоянной основе государственные должности субъектов Российской Федерации, замещаемые на постоянной основе муниципальные должности, должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы, страховая пенсия по старости назначается по достижении ими в соответствующем году возраста, указанного в Приложении 5 к настоящему Федеральному закону.
Данным Законом установлено поэтапное увеличение возраста для назначения страховой пенсии по старости в период замещения государственных (муниципальных) должностей и должностей государственной гражданской (муниципальной) службы: возраст увеличен поэтапно, в зависимости от года, в котором наступает право на назначение пенсии в соответствии с частью 1 статьи 8 и статей 30 - 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, при этом не имеет значение имел гражданин право на страховую пенсию по старости на общих основаниях или со снижением общеустановленного возраста.
В соответствии с приложением N 5 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ возраст, по достижении которого назначается страховая пенсия по старости в период замещения государственных должностей, муниципальных должностей, должностей государственной гражданской и муниципальной службы, определяется в соответствии с частью 1 статьи 8 и статей 30 - 33 настоящего Федерального закона плюс 6 месяцев, если гражданин приобретает право на назначении пенсии в 2017 году, плюс 1 год - в 2018 году, в 2019 году - не ранее чем через 1 год и 6 месяцев и т.д.Для лиц, у которых реализация права на досрочное пенсионное обеспечение осуществляется независимо от возраста в соответствии с пунктами 11, 12, 13, 16, 19, 20 и 21 части 1 статьи 30 и со статьей 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, право на назначение досрочной пенсии определяется согласно Приложению 5 с учетом даты соответствующего года, на которую гражданин приобрел право на досрочную пенсию, то есть имеет требуемые стаж на соответствующих видах работ и величину индивидуального пенсионного коэффициента.
Увеличение пенсионного возраста на соответствующее количество месяцев зависит от года, в котором гражданин приобретает право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 и статьями 30 - 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
Таким образом, законодатель установил определенный возрастной ценз для приобретения права на назначение страховой пенсии по старости в период замещения гражданином соответствующей должности государственной (муниципальной) службы.
Как следует из позиции Конституционного Суда Российской Федерации выраженной в определениях от 19 декабря 2019 года N 3370-О, 28 января 2021 года N 59-О, 25 марта 2021 года N 462-О, такая дифференциация направлена на обеспечение в пенсионной системе баланса частных и публичных интересов, основана на специфике осуществляемой данными категориями граждан профессиональной деятельности, в силу чего не может рассматриваться как нарушающая их права, поскольку, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, конституционный принцип равенства, гарантируя одинаковые права и обязанности для лиц, относящихся к одной категории субъектов права, не исключает возможность установления дифференцированного режима для различных категорий лиц, если такая дифференциация обусловлена объективными факторами и не носит произвольного, дискриминирующего характера. Тем самым соответствующим категориям граждан была гарантирована возможность адаптироваться к вносимым изменениям и осуществить выбор приемлемого для них варианта реализации пенсионных прав - на общеустановленных условиях, что предполагало бы прекращение соответствующих видов деятельности, либо на условиях, предусмотренных соответствующим законоположением.
Судом установлено, что Ушакова Н.Ю. является матерью С.Д. **** года рождения, которому с **** по **** установлена инвалидность и который признан ребенком-инвалидом, что подтверждается справкой ВТЭК № от ****.
Согласно справкам с места жительства, выданным МУП «Центр ЖКХ», в период с **** по **** Ушакова (Сидорова) Н.Ю. и ее сын С.Д. были зарегистрированы по адресу ..., ком. 61, а впоследствии с **** по **** – по адресу ....
В период времени с **** по настоящее время Ушакова Н.Ю. работает в ... и является муниципальным служащим, замещает должность заведующего сектором исполнения бюджета, бухгалтерского учета и отчетности ....
**** Ушакова Н.Ю. обратилась в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Саров Нижегородской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с воспитанием ребенка - инвалида с детства до достижения возраста 8 лет на основании пункта 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
По сведениям из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Ушакова Н.Ю. на **** имела страховой стаж 29 лет 11 месяцев 20 дней.
Решением ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Саров Нижегородской области от 06.09.2021 года № Ушаковой Н.Ю. отказано в назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" со ссылкой на то, что она является муниципальным служащим, и в соответствии с частью 1.1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по пункту 1 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" у нее возникнет не ранее ****, то есть по достижении 53 лет.
Данное решение основано на вышеуказанных положениях Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» и является правильным, поскольку часть 1.1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ предусматривает увеличение пенсионного возраста для всех лиц без исключения, замещающих на постоянной основе государственные (муниципальные) должности и должности государственной гражданской (муниципальной) службы, независимо от того, на каком основании назначается страховая пенсия по старости.
Поскольку возрастной ценз для назначения досрочной пенсии Ушаковой Н.Ю. в данном случае составляет 50 лет + 36 месяцев, ответчик обоснованно отказал в назначении досрочной страховой пенсии по старости с ****. Правовые основания для удовлетворения исковых требований Ушаковой Н.Ю. к ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по Нижегородской области о признании незаконным и отмене решения от **** об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.п.1 п.1 ст. 32 Федерального закона РФ от **** №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с **** отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении искового заявления Ушаковой Н.Ю. к ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по Нижегородской области о признании незаконным и отмене решения ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Саров Нижегородской области от **** об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.п.1 п.1 ст. 32 Федерального закона РФ от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ****, возмещении судебных расходов отказать.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Саровский городской суд Нижегородской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда изготовлено 03.11.2021 года.
Судья С.А. Бадоян