Дело № 2-303/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Кувандык 14 мая 2019 года
Кувандыкский районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Беловой Л.В.,
при секретаре Филатовой О.Н.,
с участием прокурора Телегина А.А.,
представителя ответчика Крутько А.С.,
представителя третьего лица Буряшкина С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кувандыкского межрайонного прокурора Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области о признании незаконным бездействия по принятию в муниципальную собственность объектов водоснабжения, возложении обязанности обратиться в регистрирующий орган с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества,
УСТАНОВИЛ:
Кувандыкский межрайонный прокурор Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеназванным иском к администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области. В обоснование иска указано, что прокуратурой проведена проверка соблюдения федерального законодательства при осуществлении органами местного самоуправления полномочий в сфере муниципальной собственности. По результатам проверки установлено, что находящиеся на территории станции Сара Кувандыкского городского округа Оренбургской области объекты недвижимости: водонапорная башня, скважина и разводящие сети водоснабжения, посредством которых обеспечивается водоснабжение населения станции Сара, являются бесхозяйными, так как право собственности на них ни за кем не зарегистрировано. Отсутствие зарегистрированного права собственности делает невозможным проведение технических работ по ремонту указанных объектов водоснабжения и поддержанию в рабочем состоянии, а также может повлечь нарушение прав неопределенного круга лиц на обеспечение питьевой водой. На основании ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации прокурор просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области, выразившееся в непринятии в муниципальную собственность объектов недвижимости: водонапорной башни, скважины и разводящих сетей водоснабжения станции Сара Кувандыкского городского округа Оренбургской области, обязать ответчика в течение трех месяцев после вступления решения суда в законную силу обратиться в территориальный орган Федеральной регистрационной службы с заявлением о постановке на учет указанных объектов недвижимого имущества как бесхозяйного имущества.
Определением судьи от 28 марта 2019 г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечено АО «Саринский элеватор».
В судебном заседании прокурор Телегин А.А. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил иск прокурора удовлетворить.
Представитель ответчика администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области Крутько А.С., действующий на основании доверенности, иск не признал. Пояснил, что администрация Кувандыкского городского округа Оренбургской области согласна принять в муниципальную собственность водонапорную башню, скважину и разводящие сети водоснабжения станции Сара, но только после того, как на данные объекты недвижимости АО «Саринский элеватор» будет подготовлена техническая документация в соответствии с п.5 Положения о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. №235.
Представитель третьего лица АО «Саринский элеватор» Буряшкин С.В., действующий на основании доверенности, с иском прокурора согласился в части требований о признании незаконным бездействия администрации Кувандыкского городского округа Оренбургской области, выразившегося в непринятии в муниципальную собственность объектов водоснабжения станции Сара: водонапорной башни, скважины и разводящих сетей водоснабжения. Пояснил, что при приватизации в 1990-х годах государственного предприятия «Саринский элеватор» данные объекты водоснабжения, обеспечивающие водой население станции Сара и относящиеся к объектам коммунально-бытового назначения, не были включены в план приватизации предприятия и подлежали принятию в муниципальную собственность Кувандыкского района Оренбургской области. Добычу воды из скважины и поставку её населению осуществляет АО «Саринский элеватор» на основании лицензии, от которой в настоящее время общество отказалось. На балансе общества объекты водоснабжения не состоят, каких-либо договоров с администрацией городского округа по их использованию не заключалось. АО «Саринский элеватор» неоднократно обращалось с письменными просьбами к ответчику об оформлении объектов водоснабжения станции Сара в муниципальную собственность городского округа, однако органами местного самоуправления мер к этому, а также к их постановке на кадастровый учет, не принято.
Суд, выслушав стороны, исследовав документы дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
Установлено, что Кувандыкской межрайонной прокуратурой Оренбургской области проведена проверка соблюдения федерального законодательства при осуществлении органами местного самоуправления Кувандыкского городского округа Оренбургской области полномочий в сфере муниципальной собственности. По результатам проверки установлено, что на территории станции Сара Кувандыкского городского округа находятся объекты недвижимости: водонапорная башня, скважина и разводящие сети водоснабжения, посредством которых обеспечивается водоснабжение населения станции Сара. Данные объекты не вошли в состав приватизируемого имущества государственного предприятия «Саринский элеватор», что видно из плана приватизации, согласованного 7 сентября 1995 г. с главой администрации Кувандыкского района Оренбургской области (правопреемником которой является администрация муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области), и в соответствии с п.2 Положения о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. №235 (утратившего силу с 1 августа 2006 г.), не подлежали приватизации.
На основании лицензии на право пользования недрами ОРБ №01325 ВЭ и дополнения №1 к ней от 5 июня 2012 г. водонапорную башню, скважину и разводящие сети водоснабжения станции Сара Кувандыкского городского округа использует АО «Саринский элеватор» для обеспечения водой населения.
В силу п.4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» организация водоснабжения населения относится к полномочиям органов местного самоуправления городского округа.
Аналогичные положения содержатся в подп. 4 п. 1 Устава муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области.
Согласно ч.1 ст.12 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», органы местного самоуправления городских округов для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.
Вместе с тем, для централизованной системы холодного водоснабжения станции Сара органом местного самоуправления городского округа гарантирующая организация не определена, АО «Саринский элеватор» такой организацией не является, к полномочиям и обязанностям указанного юридического лица не отнесено водоснабжение населения.
АО «Саринский элеватор» неоднократно ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18-21, л.д. 23-25) обращалось в администрацию Кувандыкского городского округа Оренбургской области с просьбой принять в муниципальную собственность объекты водоснабжения станции Сара: водонапорную башню, скважину и разводящие сети водоснабжения. Администрация городского округа не возражала против этого, что видно из ответов главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.19, л.д.22). 8 февраля 2019 г. АО «Саринский элеватор» уведомило администрацию городского округа об отказе от пользования недрами и просило принять меры для организации водоснабжения населения станции Сара. Вместе с тем, до настоящего времени право собственности на указанные объекты недвижимости ни за кем не зарегистрировано, в реестре муниципальной собственности (казны) муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области они не числятся, что подтверждается пояснениями сторон по делу, выпиской из реестра муниципальной собственности (казны) от 5 марта 2019 г. №36, уведомлением ФГБУ «ФКП Росреестра» по Оренбургской области от 20 марта 2019 г. №56/000/002/2019-5065 (л.д.5).
Пунктом 1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс РФ) предусмотрено, что вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался, является бесхозяйной.
Принимая во внимание, что объекты водоснабжения станции Сара не были приняты муниципальным образованием Кувандыкский городской округ Оренбургской области в муниципальную собственность, на момент рассмотрения дела на балансе и в собственности АО «Саринский элеватор», образованного в результате приватизации государственного предприятия, не состоят, в уставный капитал указанного акционерного общества не входят, сведения о регистрации права собственности на них отсутствуют, то суд приходит к выводу о том, что водонапорная башня, скважина и разводящие сети водоснабжения, расположенные на станции Сара Кувандыкского городского округа Оренбургской области, являются бесхозяйным недвижимым имуществом.
В соответствии с п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (п. 3).
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10 декабря 2015 г. № 931, вступившим в законную силу с 1 января 2017 г., установлен единый для Российской Федерации Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.
В соответствии с п.2 данного Порядка, принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, его территориальные органы, либо по его решению - подведомственное ему государственное бюджетное учреждение (орган регистрации прав).
Согласно п.3 Порядка, на учет принимаются здания, сооружения, помещения (объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. В случае, если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет.
Пунктом п.5 Порядка установлено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Таким образом, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан совершить действия по подаче такого заявления в силу возложенных на него законом полномочий.
Вместе с тем, администрацией Кувандыкского городского округа Оренбургской области в нарушение требований ст. 225 Гражданского кодекса РФ мер к принятию объектов водоснабжения станции Сара в муниципальную собственность посредством постановки их на учет как бесхозяйного имущества и в последующем регистрации права муниципальной собственности на них не принято. Указанное бездействие органа местного самоуправления является незаконным, так как в отношении объектов водоснабжения не выполняются обязанности собственника по их надлежащему содержанию и обслуживанию, в том числе капитальному ремонту, в результате чего они придут в негодность и могут быть утрачены, что в свою очередь повлечет нарушение прав граждан на благоприятные, безопасные условия проживания и на получение коммунальной услуги водоснабжения надлежащего качества.
Довод представителя ответчика Крутько А.С. о том, что АО «Саринский элеватор» на основании п.5 Положения о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. №235 (далее-Положение), обязано подготовить на спорные объекты техническую документацию, является необоснованным.
В силу п. 5 Положения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, в государственную (муниципальную) собственность которых передаются объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, совместно с администрациями предприятий в месячный срок с момента принятия соответствующего решения о передаче указанных объектов оформляют необходимую техническую документацию и акты приема - передачи по утверждаемой Министерством строительства Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации форме.
Из содержания данного Положения следует, что обязанность по оформлению технической документации на передаваемые в муниципальную собственность объекты коммунального хозяйства лежала на предприятиях, которые находились в стадии приватизации, и органах местного самоуправления. Вместе с тем, в установленный Положением срок (1 месяц) ни предприятием, ни органами местного самоуправления техническая документация на объекты водоснабжения станция Сара не была подготовлена, акты приема-передачи не оформлены. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. №235, которым было утверждено Положение, с 1 августа 2006 г. утратило силу и применению не подлежит. АО «Саринский элеватор» является коммерческим юридическим лицом и действующим законодательством обязанность по оформлению технической документации на бесхозяйное недвижимое имущество на него не возложена.
Следовательно, отсутствие технической документации на водонапорную башню, скважины и разводящие сети водоснабжения станции Сара Кувандыкского городского округа Оренбургской области не является основаниям для освобождения органа местного самоуправления от обязанности обратиться в соответствующий регистрирующий орган с заявлением о постановке указанного недвижимого имущества на учет как бесхозяйного.
В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании изложенного, исковые требования прокурора следует удовлетворить, признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области, выразившееся в непринятии в муниципальную собственность объектов недвижимости: водонапорной башни, скважины и разводящих путей водоснабжения станции Сара Кувандыкского городского округа Оренбургской области, и возложить на ответчика обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйных указанных объектов недвижимого имущества.
Принимая во внимание, что для постановки объектов водоснабжения станции Сара Кувандыкского городского округа на учет в качестве бесхозяйного имущества необходимо провести кадастровые работы, что требует временных затрат, то на основании ст.206 ГПК РФ необходимо установить срок для исполнения возложенной на ответчика обязанности - до 31 декабря 2019 г.
Руководствуясь ст. 194- 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 31 ░░░░░░░ 2019 ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░