Петрозаводский городской суд РК Дело №10RS0011-01-2020-000425-92 (№12-156/2020)
г.Петрозаводск, ул.Красная, д.33
Р Е Ш Е Н И Е
14 февраля 2020 года г. Петрозаводск
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Кайгородова Ольга Владимировна, при секретаре Мамонтовой А.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Министерства социальной защиты Республики Карелия на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Карелия Иго Е.М. № от 26 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
Министерства социальной защиты Республики Карелия (далее также – Минсоцзащиты Республики Карелия, Министерство), ИНН <данные изъяты>, ОГРН <данные изъяты>, дата государственной регистрации ДД.ММ.ГГГГ, адрес места нахождения: <адрес>,
у с т а н о в и л:
Постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Карелия Иго Е.М. № от 26 декабря 2019 года Минсоцзащиты Республики Карелия признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 159148 руб. 80 коп.
В жалобе выражается несогласие с постановлением по делу об административном правонарушении и ставится вопрос о его отмене в связи с отсутствием вины Министерства, либо о применении положений ст.2.9. КоАП РФ. В обоснование заявленных требований указывается, что, осуществляя расходы по предоставлению указанной меры социальной поддержки К., являющейся бывшей несовершеннолетней узницей фашистских концлагерей, Министерство руководствовалось п.8 ст.154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны, то есть меры социальной поддержки установленные ст.14 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах». Министерство, исполняя Указ Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714, руководствовалось содержащимися в указе поручениями завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» в связи с предстоящим (в 2010 году) 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов. При этом, Указом не определялся и не пересматривался круг лиц, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». Действия Министерства, которые образовали состав вменяемого правонарушения, имели место в 2019 году, но Министерство направляло средства, источником которых являлись средства соответствующих субвенций, предоставляемых из федерального бюджета, на обеспечение жильем бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей с 2005 года. Между тем, уполномоченные федеральные органы власти, осуществляющие в предшествующий период контроль за использованием средств федерального бюджета, не усматривали в направлении данных средств на обеспечение жильем бывших узников фашистских концлагерей нецелевого использования бюджетных средств. Все операции по расходованию бюджетных средств, рассматриваемые Управлением федерального казначейства как нецелевое использование бюджетных средств, в том числе по предоставлению меры социальной поддержки К., на стадии исполнения осуществлялись Минсоцзащиты Республики Карелия через Управление федерального казначейства по Республике Карелия с представлением в Управление федерального казначейства по Республике Карелия документов, подтверждающих законность данных операций. Данная операция была УФК по Республике Карелия санкционирована и проведена, в то время как последнее обладает полномочиями отказать в проведении расходов в случае, если они не соответствуют требованиям законодательства. Отмечается, что ущерб федеральному бюджету по существу нанесен не был, меры социальной поддержки по обеспечению жильем и ветеранов Великой Отечественной войны, и узников фашистских концлагерей являются расходными обязательствами Российской Федерации и должны обеспечиваться за счет средств федерального бюджета, сумма нецелевого использования возвращена Министерством в федеральный бюджет. Одновременно заявлено ходатайство о восстановлении срока обжалования постановления, мотивированное своевременным направлением жалобы в суд в электронном виде.
В судебное заседание законный представитель Минсоцзащиты Республики Карелия не явился, извещены о дате, времени и месте слушания дела надлежащим образом.
Защитник Егоров С.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме по основаниям, в ней изложенным, просил удовлетворить. Указал, что был произведен возврат в бюджет субвенции, использованной не по целевому назначению, что подтверждается платежными поручениями от 28 декабря 2019 года и 15 января 2020 года.
Представитель УФК по Республике Карелия Караульных Е.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы, полагая оспариваемое постановление законным и обоснованным, указала на правомерность привлечения Минсоцзащиты Республики Карелия к административной ответственности, ссылаясь на доводы, изложенные в письменных возражения на жалобу. Разрешение ходатайства о восстановлении процессуального срока на обжалование постановления оставила на усмотрение суда.
Заслушав явившихся лиц, изучив доводы жалобы и ходатайства о восстановлении процессуального срока, исследовав материалы дела об административном правонарушении, проверив дело, судья приходит к следующим выводам.
Согласно ч.2 ст.30.3 КоАП РФ в случае пропуска срока на обжалование постановления, который составляет 10 суток со дня вручения или получения копии постановления, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу.
Как следует из представленных материалов дела, копия обжалуемого постановления была получена Минсоцзащиты Республики Карелия 30 декабря 2019 года, срок обжалования постановления исчислен с 31 декабря 2019 года по 09 января 2020 года. Минсоцзащиты Республики Карелия 09 января 2020 года, то есть с соблюдением указанного срока, обратилось в Петрозаводский городской суд Республики Карелия с жалобой на постановление, поданной в электронном виде, в связи с чем определением суда от 10 января 2020 года жалоба была возвращена заявителю, после чего 17 января 2020 года Минсоцзащиты Республики Карелия обратилось в суд с жалобой на постановление с ходатайством о восстановлении процессуального срока.
При таких обстоятельствах причины пропуска заявителем срока, предусмотренного ст.30.3 КоАП РФ, можно признать уважительными, в связи с чем из материалов дела усматриваются основания для восстановления Минсоцзащиты Республики Карелия срока обжалования постановления.
В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно ст.15.14 КоАП РФ административным правонарушением признается нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
Статьей 38 Бюджетного кодекса РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, означающий, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
На основании п. 3 ч. 1 ст. 162 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Пунктом 3 ст.133 Бюджетного кодекса РФ (в редакции Федерального закона, действовавшей на момент совершения вменяемого правонарушения) установлено, что субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, предоставляемые на исполнение отдельных расходных обязательств субъектов Российской Федерации, зачисляются в бюджет субъекта Российской Федерации и расходуются в порядке, установленном федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, предоставляемые на исполнение отдельных расходных обязательств муниципальных образований, расходуются в порядке, установленном федеральными законами, принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Указанные субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации для предоставления субвенций местным бюджетам в порядке, предусмотренном статьей 140 настоящего Кодекса. Субъекты Российской Федерации вправе предоставлять субвенции бюджетам муниципальных районов (городских округов с внутригородским делением) для предоставления их бюджетам городских, сельских поселений (внутригородских районов), входящих в их состав.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» постановлено, что в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
Данным нормативно-правовым актом уточнен порядок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, непосредственно принимавших участие в Великой Отечественной войне, а также членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах». При этом в предусмотренный названным Указом Президента Российской Федерации перечень лиц такая категория лиц, как бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, не включена.
Поскольку категория граждан, имеющая статус «бывшие несовершеннолетние узники фашистских лагерей», в Указе Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» не поименована, реализация права указанной категории граждан на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета не может осуществляться в соответствии с положениями названного Указа Президента Российской Федерации.
Право граждан, имеющих статус «бывшие несовершеннолетние узники фашистских лагерей», на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета реализуется в порядке очередности путем их принятия на соответствующий учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с положениями Федерального закона «О ветеранах» и требованиями жилищного законодательства. Механизм реализации права на обеспечение данных лиц жильем, источник и объемы финансирования такой меры социальной поддержки, а также порядок предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях обеспечения жильем названной категории граждан закреплен в абзаце первом пункта 3 Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 октября 2005 года №614 (далее - Правила №614).
Как следует содержания п.5 Правил №614 форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу п.3 ст.1 Закона Республики Карелия от 28 июля 2010 года №1414-ЗРК «Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов и членов семей погибших (умерших) ветеранов, проживающих на территории Республики Карелия» расходные обязательства Республики Карелия, возникающие при осуществлении органами государственной власти Республики Карелия полномочий, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, исполняются за счет и в пределах субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Республики Карелия.
Из протокола об административном правонарушении от 12 декабря 2019 и оспариваемого постановления от 26 декабря 2019 года следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Управление Федерального казначейства по Республике Карелия на основании приказа Управления Федерального казначейства по Республике Карелия от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении Минсоцзащиты Республики Карелия проведена внеплановая выездная проверка использования субвенций, предоставленных из федерального бюджета на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» в рамках подпрограммы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
В ходе проверки установлено, что ведомственной структурой расходов бюджета Республики Карелия на 2019 год (Приложение №4 к Закону Республики Карелия от 21.12.2018 №2337-ЗРК «О бюджете Республики Карелия на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов») Министерству социальной защиты Республики Карелия предусмотрены средства на осуществление переданных полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», в размере <данные изъяты> тысячи рублей. Код по классификации расходов бюджета Республики Карелия: <данные изъяты>. Код цели: <данные изъяты>.
Согласно отчету о состоянии лицевого счета № (форма по КФД №) на 01 сентября 2019 года: в бюджет Республики Карелия поступило субвенций из федерального бюджета в сумме <данные изъяты> рублей; кассовый расход средств субвенций составил <данные изъяты> рублей.
Приказом Министерства от 23 августа 2019 года № 559-П «О предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей инвалидов» принято решение о предоставлении социальной поддержки по обеспечению жильем К., имеющей право на льготы и преимущества, установленные для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны (далее - бывшие несовершеннолетние узники) (удостоверение № от ДД.ММ.ГГГГ года, бессрочное). Документы, подтверждающие наличие иных оснований для получения К. мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», не представлены.
В соответствии с приложением к приказу Министерства от 23 августа 2019 года №559-П меры социальной поддержки предоставлены К. согласно указу Президента РФ от 07 мая 2008 года №714 в сумме <данные изъяты> рублей, основание перечисления денежных средств – договор купли-продажи квартиры от 07 августа 2019 года, получатель средств – М..
28 августа 2019 года Министерством платежным поручением №84710 М.. перечислены денежные средства в размере <данные изъяты> рублей с назначением платежа – субсидия на предоставление жилого помещения, п.8 ст.154 №122-ФЗ от 22.08.2004, Указ Президента РФ №714 от 07.05.2008, К. (инвалид ВОВ).
Таким образом, Министерство социальной защиты Республики Карелия, ДД.ММ.ГГГГ, по адресу: <адрес>, допустило нарушение п.3 ст.133 Бюджетного кодекса РФ, п.1 Указа Президента РФ №714 от 07 мая 2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», направив средства в размере 1591488 рублей, источником финансового обеспечения которых является субвенция, предоставленная из федерального бюджета бюджету Республики Карелия на осуществление переданных полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» и оплатило денежные обязательства в целях, не соответствующих целям их предоставления, определенным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Вывод о доказанности вины Минсоцзащиты Республики Карелия в совершении вменяемого административного правонарушения сделан на основании протокола об административном правонарушении № от 12 декабря 2019 года, который отвечает требованиям ст.28.2 КоАП РФ и существенных недостатков не имеет; акта выездной проверки от 18 сентября 2019 года, приказа о назначении внеплановой выездной проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, отчета о состоянии лицевого счета получателя бюджетных средств № на 01 сентября 2019 года, заявки на предоставление в 2019 году субвенций, ведомственной структуры расходов федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, выписки из ЕГРЮЛ, приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, заявления на перечисление денежных средств от 21 августа 2019 года, свидетельства № от 25 июля 2019 года о предоставлении единовременной денежной выплаты, удостоверения №, платежного поручения № от 28 августа 2019 года и других материалов дела.
Изучив представленные письменные материалы дела, проанализировав их содержание и полноту, должностное лицо УФК по Республике Карелия обоснованно отвергло позицию стороны защиты и пришло к обоснованному выводу о виновности Министерства социальной защиты Республики Карелия в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ - нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью целям, определенным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
При вынесении оспариваемого постановления от 26 декабря 2019 года должностным лицом административного органа приняты во внимание все доказательства, имеющиеся в материалах дела, правильно определены фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию и необходимые для всестороннего рассмотрения дела об административном правонарушении. Собранные по делу доказательства оценены на объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, что соответствует ст.26.11 КоАП РФ.
Правовая оценка действиям привлекаемого лица является верной и соответствует фактическим обстоятельствам содеянного.
При этом изложенные в жалобе доводы относительно распространения на К. действия Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» являлись предметом проверки заместителя руководителя УФК по Республике Карелия и как не нашедшие своего объективного подтверждения обоснованно и подробно были отвергнуты с приведением соответствующих мотивов, оснований не соглашаться с которыми не имеется, поскольку таковые не опровергают наличие в действиях Министерства объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ.
Ссылки сторны защиты на ранее применяемый правовой подход в отношении направления субвенций, предоставляемых из федерального бюджета на обеспечение жильем бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, и отсутствие замечаний со стороны контролирующих органов не свидетельствуют о неправильной квалификации деяния и незаконном привлечении Министерства к административной ответственности.
Вопреки доводам, указанным защитником при рассмотрении жалобы, возврат субвенции, использованной не по целевому назначению, произведенный Министерством в федеральный бюджет 28 декабря 2019 года и 15 января 2020 года, не может повлечь отмену оспариваемого постановления, поскольку выявленные нарушения были устранены привлекаемым лицом после проведения внеплановой проверки 18 сентября 2019 года и составления протокола об административном правонарушении от 12 декабря 2019 года.
Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст.ст.1.5, 1.6 КоАП РФ, не нарушены.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, подтверждающих, что привлекаемым лицом предприняты все необходимые меры по недопущению нарушений требований бюджетного законодательства материалы дела не содержат, а выявленное административное правонарушение свидетельствует о виновном характере деяния правонарушителя.
Административное наказание Министерству назначено в соответствии с требованиями ст.ст.3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ст.15.14 КоАП РФ, оно является справедливым и соразмерно содеянному, учитывая, что вступившим в законную силу 31 октября 2018 года постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Карелия Иго Е.М. № от 26 июля 2018 года Минсоцзащиты Республики Карелия привлечено к административной ответственности за совершение однородного правонарушения по ст.15.14 КоАП РФ, штраф Министерством оплачен 21 декабря 2018 года.
Доводы жалобы о малозначительности совершенного административного правонарушения проверялись должностным лицом УФК по Республике Карелия и обоснованно признаны несостоятельными по мотивам, изложенным в постановлении от 26 декабря 2019 года.
Существенных процессуальных нарушений при рассмотрении дела, влекущих за собой отмену постановления и прекращение производства по делу, не допущено. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не выявлено.
Принимая во внимание изложенное, полагаю постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Карелия Иго Е.М. №06-17-27/2019-105 от 26 декабря 2019 года законным и обоснованным, в связи с чем правовых оснований для отмены либо изменения обжалуемого постановления, в том числе по доводам, указанным заявителем в жалобе, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 30.1 – 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л :
Постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Карелия Иго Е.М. № 06-17-27/2019-105 от 26 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Министерства социальной защиты Республики Карелия оставить без изменения, жалобу заявителя – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия (г.Петрозаводск, ул.Кирова, д.27) через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение 10 суток со дня получения копии решения.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: ВОХ № 1413, Санкт-Петербург, 190900, фактический адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 26).
Судья О.В. Кайгородова