КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Дело № 33а-30857/2021 (№ 2а-1721/2021)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
02 сентября 2021 года г. Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Морозовой Н.А.
судей Суслова К.К., Талинского О.Л.
по докладу судьи Морозовой Н.А.
при ведении протокола
секретарем судебного заседания Шепиловым А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Быкова П.С. к администрации г. Сочи, военному комиссариату г. Сочи Краснодарского края об оспаривании решения призывной комиссии г. Сочи от 09.07.2020,
с апелляционной жалобой представителя военного комиссариата г. Сочи по доверенности Гаркушиной Е.В. на решение Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 25 марта 2021 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Быков П.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации г. Сочи, военному комиссариату г. Сочи Краснодарского края об оспаривании решения призывной комиссии г. Сочи от 09.07.2020.
В обоснование заявленных исковых требований указал, что Быков П.С. состоит на воинском учете в военном комиссариате г. Сочи Адлерского района. В период с 03.06.2008 по 22.04.2014 он являлся в военный комиссариат г. Сочи для прохождения мероприятий, связанных с призывом на военную службу, однако по независящим от него причинам в ряды Вооруженных Сил Российской Федерации призван не был.
07.07.2020 Быков П.С. обратился в Военный комиссариат г. Сочи с заявлением о выдаче военного билета. Решением призывной комиссии г. Сочи от 09.07.2020 Быков П.С. зачислен в запас как не прошедший военную службу по призыву и ему выдана справка взамен военного билета (серии АК № <№...>), что послужило основанием для обращения в суд с вышеуказанными требованиями.
Обжалуемым решением Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 25 марта 2021 года административный иск Быкова П.С. к администрации г. Сочи, военному комиссариату г. Сочи Краснодарского края об оспаривании решения призывной комиссии г. Сочи от 09.07.2020 удовлетворен.
Суд признал незаконным и отменил решение призывной комиссий г. Сочи от 09.07.2020 (протокол № 6) о зачислении Быкова П.С. в запас как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Возложил обязанность на военный комиссариат г. Сочи организовать мероприятия, связанные с рассмотрением вопроса о выдаче Быкову П.С. военного билета.
С указанным решением суда не согласилась представитель военного комиссариата г. Сочи по доверенности Гаркушина Е.В. и подала апелляционную жалобу.
В обоснование своих доводов жалобы ссылается на то, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права, неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Также в жалобе указано, что Быков П.С. до достижения им возраста 27 лет в военный комиссариат не пребывал.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник военного прокурора Сочинского гарнизона Калита М.В. полагает обжалуемое решение суда законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы несостоятельными.
В возражениях на апелляционную жалобу Быков П.С. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда Быков П.С. возражал против доводов апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что подтверждается материалами дела, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав Быкова П.С., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Положением части 1 статьи 308 КАС РФ предусмотрено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как следует из материалов дела, Быков П.С., <Дата ...> года рождения, состоит на воинском учете в военном комиссариате г. Сочи Адлерского района с 03.06.2008 где ему выдано удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу.
В период с 03.06.2008 по 22.04.2014 Быков П.С. прибывал в военный комиссариат г. Сочи для прохождения мероприятий, связанных с призывом на военную службу, в том числе проходил медицинскую комиссию, которой Быкову П.С. присвоена категория годности к военной службе А-1 - годен к военной службе.
Решениями призывных комиссий г. Сочи Быков П.С. подлежал призыву на военную службу. Указанные решения были отменены призывными комиссиями Краснодарского края, в связи с отсутствием наряда на данную категорию граждан (имеющие снятую либо погашенную судимость).
Кроме того, административный истец имеет двоих детей - Быкова В. П., <Дата ...> года рождения, и Быкова С. П., <Дата ...> года рождения, в связи с чем, в соответствии с п. «г» части 1 статьи 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ у него возникло право на отсрочку от призыва на военную службу до наступления 27 летнего возраста.
07.07.2020 Быков П.С. обратился в военный комиссариат г. Сочи за получением документа воинского учета после достижения возраста 27 лет.
Для принятия решения по существу Быков П.С. направлен на заседание призывной комиссии г. Сочи.
Решением призывной комиссии г. Сочи от 09.07.2020 (протокол № 6) Быков П.С. признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, зачислен в запас ВС РФ. Данное решение мотивировано тем, что осенью 2014 года Быков П.С. на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, не прибыл, документов, подтверждающих уважительную причину неявки в военный комиссариат Адлерского района г. Сочи, не предоставил.
09.07.2020 военным комиссариатом г. Сочи на основании вышеназванного решения Быкову П.С. выдана справка взамен военного билета (серии АК № <№...>).
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны в том числе:
- состоять на воинском учете в военном комиссариате в соответствии с абзацами первым и третьим пункта 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, а граждане, имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и в запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации, - в указанных органах;
- явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову местной администрации соответствующего поселения, муниципального или городского округа, осуществляющей первичный воинский учет;
- сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в местную администрацию соответствующего поселения, муниципального или городского округа, осуществляющую первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы (учебы) или должности.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 03.04.2008 № 3 «О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы» уклонение от призыва на военную службу может быть совершено путем неявки без уважительных причин по повесткам военного комиссариата на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или в военный комиссариат (военный комиссариат субъекта Российской Федерации) для отправки к месту прохождения военной службы.
На основании пункта 1.1 статьи 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 № 663.
В соответствии с пунктом 34 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 № 663, при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом «в» пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в военном комиссариате муниципального образования (муниципальных образований) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 01.01.2014г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
В силу пункта 17 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 № 663, при наличии оснований, предусмотренных Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу.
Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.
Согласно пункту 18 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 № 663, контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований), а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) и соответствующие медицинские организации.
В соответствии с п. «г» части 1 статьи 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам, имеющим двух и более детей.
Кроме того, в соответствии со статьей 26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы.
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку.
В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.10.2007 № 400, после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии.
Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу.
Таким образом, именно на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) в силу приведенных положений нормативных правовых актов возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.
Судом первой инстанции установлено, что в личном деле призывника Быкова П.С. отсутствуют сведения о направлении ему в период осенней призывной кампании 2014 года повестки о необходимости явки в военный комиссариат г. Сочи для прохождения мероприятий, связанных с призывом на военную службу, а также данных о надлежащем уведомлении Быкова П.С. по адресу постоянного проживания.
05.10.2020 по жалобе Быкова П.С. военная прокуратура Сочинского гарнизона провела проверку исполнения должностными лицами военного комиссариата г. Сочи требований законодательства о воинской обязанности и военной службе.
В ходе проверки было установлено, что Быкову П.С. должна быть предоставлена отсрочка от призыва с 09.02.2013 в связи с наличием 2-х детей.
Указанные обстоятельства были известны в ходе заседания призывной комиссии 09.07.2020, однако приняты во внимание не были, что повлекло вынесение незаконного решения.
Военная прокуратура Сочинского гарнизона выявила нарушение призывной комиссии г. Сочи от 09.07.2020 о зачислении Быкова П.С. в запас как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, которое нарушает права и законные интересы административного истца.
С учетом изложенного, первой инстанции правильно установлено, что Быков П.С. не прошел военную службу по призыву по независящим от него причинам.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, суд первой инстанции законно и обоснованно пришел к выводу об удовлетворении административного искового заявления Быкова П.С. к администрации г. Сочи, Военному комиссариату г. Сочи Краснодарского края об оспаривании решения призывной комиссии г. Сочи от 09.07.2020.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.
Ссылка в апелляционной жалобе о том, что Быков П.С. до достижения им возраста 27 лет в военный комиссариат не пребывал, не может служить основанием для отмены обжалуемого решения суда ввиду того, что в личном деле Быкова П.С. отсутствуют сведения о направлении ему в период осенней призывной кампании 2014 года повестки о необходимости явки в военный комиссариат г. Сочи для прохождения мероприятий, связанных с призывом на военную службу.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену определения судом не допущено.
При таких обстоятельствах, суд вышестоящей инстанции приходит к выводу о законности и обоснованности принятого судом первой инстанции решения и не находит оснований для его отмены или изменения.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 25 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу военного комиссариата г. Сочи по доверенности Гаркушиной Е.В. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения, может быть обжаловано через суд первой инстанции в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течении шести месяцев.
Председательствующий Н.А. Морозова
Судья К.К. Суслов
Судья О.Л. Талинский