Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ р.<адрес>
Колыванский районный суд <адрес>
в составе
председательствующего судьи Баранниковой И.И.,
при секретаре Самойличенко О.В.,
с участием представителя истца Никоновой О.А.,
представителя ответчика – адвоката Ноздрина С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Терещук Т. В. к Герлину С. А. о признании права собственности на земельный участок,
у с т а н о в и л:
Терещук Т.В. обратилась в суд с иском к Герлину С.А., просила признать за ней право собственности на земельный участок, площадью 1 587 кв.м, с кадастровым номером 54:10:010109:204, расположенный по адресу: <адрес>, р.<адрес>, переулок Октябрьский, <адрес>.
В обоснование иска истец указала, что она является наследницей по закону к имуществу отца Андреева В. А., умершего ДД.ММ.ГГГГ года.
В установленном законом порядке истец оформила и зарегистрировала свои наследственные права на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, р.<адрес>, пер. Октябрьский, <адрес>.
Указанный жилой дом принадлежал отцу истицы Андрееву В.А. на основании договора купли-продажи, удостоверенного ДД.ММ.ГГГГ Мельниковой Т.Е.- нотариусом Колыванской государственной нотариальной конторы <адрес>, по реестру № 938, зарегистрированному в Колыванском бюро технической инвентаризации ДД.ММ.ГГГГ года.
С целью оформления прав на земельный участок, расположенный по указанному адресу, истец обратилась в Межрайонный отдел № филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>» с запросом на предоставление сведений государственного кадастра недвижимости в виде выписки из государственного кадастра недвижимости.
ДД.ММ.ГГГГ Терещук Т.В. была получена соответствующая выписка, из содержания которой усматривается, что собственником указанного земельного участка является Герлин А. И., продавший Андрееву В.А. жилой дом по адресу: р.<адрес>, пер. Октябрьский, <адрес>, в 1996 году на основании вышеназванного договора.
Обратившись в 2014 году в нотариальные органы <адрес>, истцу было разъяснено, что в связи с отсутствием у нотариуса и непредоставлением на момент совершения сделки купли-продажи жилого дома сведений о том, что земельный участок находится в собственности Герлина А.И., договор купли-продажи жилого дома был заключен без указания сведений о купле-продаже земельного участка, что на момент совершения сделки и в настоящее время является нарушением требований законодательства Российской Федерации о единстве судьбы земельного участка и расположенного на нем жилого дома (статья 552 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При этом фактически земельный участок был продан и передан Герлиным А.И. Андрееву В.А. вместе с жилым домом, которым последний владел и пользовался до смерти.
В доказательство передачи земельного участка Герлиным А.И. Андрееву В.А. было вынесено постановление администрации Колыванского поссовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 127.
Однако, постановление администрации Колыванского поссовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № по своему содержанию не является правоустанавливающим документом, поскольку право «сохранения» не предусмотрено действующим законодательством РФ и не может являться основанием для государственной регистрации права собственности.
С 1996 года Андреев В.А. и с 1998 года истец владеет и пользуется указанным земельным участком открыто, непрерывно и добросовестно, и никто и никогда на протяжении этих лет не предъявлял к ней никаких претензий о праве собственности на данный земельный участок.
По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ права на вышеназванный земельный участок не зарегистрированы.
В судебное заседание истец Терещук Т.В. не явилась, направила в суд представителя по доверенности Никонову О.А.
Представитель истца по доверенности Никонова О.А. требования и доводы, изложенные в иске, поддержала.
Ответчик Герлин С.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (телефонограмма), о причинах неявки суд не уведомил.
Представитель ответчика – адвокат Ноздрин С.А., приглашенный в порядке ст.50 ГПК РФ, в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал.
Представитель третьего лица – администрации р.<адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, заслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Из имеющегося в материалах дела договора купли – продажи от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Герлин А. И. продал, а Андреев В. А. купил жилой дом, жилой площадью 15,9 кв.м, полезной площадью 24,7 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, р.<адрес>, пер. Октябрьский, <адрес>, и расположенный на участке земли, площадью 1 587 кв.м. Договор удостоверен нотариусом <адрес> Мельниковой Т.Г., которой проверена личность подписавших договор, их дееспособность, а также принадлежность отчуждаемого строения продавцу.
В соответствии со статьей 131 Гражданского кодекса РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с пунктом 2 статьи 223 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
Однако, данный договор и переход права собственности на недвижимое имущество по нему не были зарегистрированы в установленном порядке, в связи с чем право собственности к Андрееву В.А. не перешло. Отсутствие государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество к покупателю не является основанием для признания недействительным договора продажи недвижимости, заключенного между этим покупателем и продавцом.
После передачи владения недвижимым имуществом покупателю, но до государственной регистрации права собственности покупатель является законным владельцем этого имущества и имеет право на защиту своих прав, в том числе, в соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ, путем признания за ним права.
Как следует из имеющегося в материалах дела свидетельства о смерти, Андреев В.А. умер ДД.ММ.ГГГГ
Из справки отдела ЗАГС <адрес> следует, что Герлин А.И. умер ДД.ММ.ГГГГ г.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что договор купли – продажи от ДД.ММ.ГГГГ сторонами исполнен, спорное недвижимое имущество фактически передано Андрееву В.А., а наследниками Герлина А.И. возражений против иска не заявлено.
Свидетельством о государственной регистрации права подтверждается, что Терещук Т.В. является собственником жилого дома по адресу: <адрес>, р.<адрес>, пер. Октябрьский, <адрес>.
В соответствии с частями 1,2 ст. 552 Гражданского кодекса РФ по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования.
В случае, когда продавец является собственником земельного участка, на котором находится продаваемая недвижимость, покупателю передается право собственности на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования, если иное не предусмотрено законом.
Из ч. 1 ст. 35 Земельного кодекса РФ при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Согласно ч. 4 ст. 35 Земельного кодекса РФ отчуждение здания, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, за исключением следующих случаев:
1) отчуждение части здания, сооружения, которая не может быть выделена в натуре вместе с частью земельного участка;
2) отчуждение здания, сооружения, находящихся на земельном участке, изъятом из оборота в соответствии со статьей 27 настоящего Кодекса;
3) отчуждение сооружения, которое расположено на земельном участке на условиях сервитута.
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 556 ГК РФ в случае, если иное не предусмотрено законом или договором, обязательство продавца передать недвижимость покупателю считается исполненным после вручения этого имущества покупателю и подписания сторонами соответствующего документа о передаче.
Земельный участок был передан Андрееву В.А. Герлиным А.И. вместе с жилым домом.
Согласно постановлению администрации Колыванского поссовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ постановлено сохранить земельный участок мерою 0,1587 га по адресу: <адрес>, р.<адрес>, пер. Октябрьский, <адрес>, на котором находится жилой дом, принадлежащий Герлину А.И. за приобретателем дома Андреевым В.А.
В соответствии с выпиской из ЕГРП право собственности и иные правопритязания на спорный земельный участок ни за кем не зарегистрированы.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 8-12 Гражданского кодекса РФ, суд приходит выводу об удовлетворении требований истца.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Терещук Т. В. удовлетворить.
Признать за Терещук Т. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, р.<адрес>, переулок Октябрьский, <адрес>, с кадастровым номером 54:10:010109:204, общей площадью 1 587 кв.м.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья (подпись) И.И. Баранникова
Копия верна.
Судья И.И. Баранникова
Секретарь О.В. Самойличенко
Решение в окончательной форме
изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.