Решение по делу № 3а-5/2020 от 04.07.2019

44OS0000-01-2019-000204-12

дело № 3а-5/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 января 2020 г. г. Кострома

Костромской областной суд в составе

председательствующего судьи Лукоянова А.Н.,

с участием прокурора Рыловой Т.В.,

при секретаре Пономаревой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кольцова Андрея Александровича к Собранию депутатов Костромского муниципального района Костромской области об оспаривании решения Совета депутатов Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области № 28 от 15 ноября 2011 года «Об утверждении генерального плана муниципального образования Самсоновское сельское поселение Костромского муниципального района Костромской области», решения Совета депутатов Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области № 15 от 26 июня 2013 года «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования Самсоновское сельское поселение Костромского муниципального района Костромской области», решения Собрания депутатов Костромского муниципального района Костромской области № 33 от 30 мая 2017 года «Об утверждении изменений в правила землепользования и застройки Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области, утвержденные решением Совета депутатов Самсоновского сельского поселения № 15 от 26 июня 2013 года», решения Собрания депутатов Костромского муниципального района Костромской области № 11 от 25 января 2018 года об утверждении изменений в правила землепользования и застройки Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области, утвержденные решением Совета депутатов Самсоновского сельского поселения № 15 от 26 июня 2013 года»,

У С Т А Н О В И Л:

Решением Совета депутатов Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области № 28 от 15 ноября 2011 года утвержден генеральный план муниципального образования Самсоновское сельское поселение Костромского муниципального района Костромской области (далее также – Генеральный план).

Решение опубликовано в информационном бюллетене «Самсоновский вестник» №18 от 15 ноября 2011 года.

Решением Совета депутатов Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области № 15 от 26 июня 2013 года утверждены правила землепользования и застройки муниципального образования Самсоновское сельское поселение Костромского муниципального района Костромской области (далее также – Правила землепользования и застройки).

Решение опубликовано в информационном бюллетене «Самсоновский вестник» № 13 от 26 июня 2013 года.

Решением Собрания депутатов Костромского муниципального района Костромской области № 33 от 30 мая 2017 года утверждены изменения в указанные правила землепользования и застройки Самсоновского сельского поселения.

Решение опубликовано в информационном бюллетене «Вестник Костромского района» № 16 от 13 июня 2017 года.

Решением Собрания депутатов Костромского муниципального района Костромской области № 11 от 25 января 2018 года утверждены изменения в указанные правила землепользования и застройки Самсоновского сельского поселения.

Решение опубликовано в информационном бюллетене «Вестник Костромского района» № 6 от 30 января 2018 года.

Кольцов А.А., действуя через представителя Смирнова С.С., обратился в суд с названным административным иском, указывая в обоснование, что является субъектом отношений, регулируемых оспариваемыми нормативными правовыми актами, поскольку зарегистрирован по месту жительства и проживает в д. Обломихино Самсоновского сельского поселения, имеет в собственности объект недвижимости в д. Обломихино Самсоновского сельского поселения.

Данные нормативные правовые акты нарушают его права и законные интересы, противоречат положениям Градостроительного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» и других нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.

Положениями Генерального плана и Правил землепользования и застройки установлена санитарно-защитная зона железной дороги, которая составляет 100 метров от оси крайнего железнодорожного пути. Принадлежащий административному истцу жилой дом расположен в данной санитарно-защитной зоне. Решением Костромского районного суда от 04 декабря 2015 года ввиду установления оспариваемыми актами санитарно-защитной зоны Кольцову А.А. отказано в удовлетворении требований о признании жилой зоной территории земли, на которой расположен его дом.

Полагает, что представительный орган местного самоуправления, устанавливая санитарно-защитную зону, вышел за пределы своих полномочий.

Генеральным планом предусмотрено изменение границ населенного пункта Обломихино за счет включения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в границы населённого пункта, присоединяемая площадь 46,02 гектара. В соответствии с картографическими материалами Генерального плана новые границы населённого пункта проходят вдоль полосы отвода железной дороги Кострома-Нерехта, в непосредственной близости к жилому дому административного истца. Присоединяемая территория отнесена к производственной зоне промышленных предприятий.

Из картографического материала Генерального плана следует, что в границы населённых пунктов Воронино, Обломихино, Пьяньково, Сельцо, Калинино, Тихий уголок включены земли сельскохозяйственного назначения (сельскохозяйственные угодья), за счет которых изменены границы населённых пунктов.

Однако в нарушение положений статьи 25 Градостроительного кодекса РФ при принятии Генерального плана не соблюдена установленная процедура согласования перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населённых пунктов при установлении границ населённых пунктов, утверждение Генерального плана произведено без соответствующего согласования с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Положение о территориальном планировании предусматривает наличие в населённом пункте Обломихино объектов социально-культурной инфраструктуры (фельдшерско-акушерский пункт, Обломихинская основная школа, сельская библиотека, спортплощадка, магазин). На карте функциональных зон эти объекты располагаются в общественно-деловой зоне.

Однако Правилами землепользования и застройки такие объекты не предусмотрены, а территория, на которой расположена школа, отнесена к зоне производственно-коммунальных объектов I класса опасности (ПК-1).

Таким образом, Правила землепользования и застройки в нарушение положений пункта 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса РФ не соответствуют положениям Генерального плана.

В нарушение статьи 28 Градостроительного кодекса РФ публичные слушания по проектам решений о внесении изменений в Правила землепользования и застройки в населенных пунктах поселения не проводились.

Судом привлечены к участию в деле в качестве административного ответчика Совет депутатов Самсоновского сельского поселения, в качестве заинтересованных лиц – администрация Самсоновского сельского поселения, администрация Костромского муниципального района, Межрегиональное территориальное управление Росимущества во Владимировской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, администрация Костромской области, Комитет архитектуры и градостроительства Костромской области.

В ходе рассмотрения дела представитель административного истца Кольцова А.А. – Смирнов С.С. дополнительно указал в обоснование заявленных требований, что нарушена процедура принятия оспариваемых нормативных правовых актов, поскольку публичные слушания проведены не во всех населённых пунктах, входящих в состав Самсоновского сельского поселения. Нарушен порядок информирования населения о проведении публичных слушаний, содержание выносимых на обсуждение проектов нормативных правовых актов до жителей муниципального образования доведено не было. Проекты генерального плана, правил землепользования и застройки и вносимых в правила изменений заблаговременно до проведения публичных слушаний ни в средствах массовой информации, ни в сети Интернет не размещались, экспозиции не проводились.

В нарушение части 5.1 статьи 23 и части 6.1 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ положения Генерального плана и Правил землепользования и застройки не содержат сведений о границах населенных пунктов, входящих в состав поселения, и о границах территориальных зон с графическим описанием их местоположения, перечнем координат характерных точек в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости (далее также – ЕГРН). Отсутствие таких сведений в оспариваемых актах нарушает права административного истца на предоставление ему земельного участка.

Состав и содержание оспариваемого Генерального плана не соответствует требованиям статьи 23 Градостроительного кодекса РФ.

В судебном заседании административный истец Кольцов А.А. заявленные требования поддержал, суду пояснил, что установление санитарно-защитной зоны влечет нарушение его права на благоприятную окружающую среду, позволяет представителям органов местного самоуправления говорить о незаконности размещения жилого дома Кольцова А.А. в санитарно-защитной зоне. Кроме того, он не может получить в пользование дополнительный земельный участок у дома. Земельный участок, на котором располагается дом, и земельный участок, необходимый для пользования домом, не могут быть признаны жилой зоной.

Представитель административного истца Кольцова А.А. – Смирнов С.С. в судебное заседание не явился.

Представитель административного ответчика Собрания депутатов Костромского муниципального района Поляков И.Г. возражал против удовлетворения требований, суду пояснил (в отзывах указал), что оспариваемые нормативные правовые акты приняты с соблюдением полномочий и порядка (процедуры) принятия. Административный истец не указал какие его права нарушены оспариваемыми решениями Собрания депутатов Костромского муниципального района. Право пользования земельным участком у Кольцова А.А. не оформлено, жилой дом располагается в границах полосы отвода железной дороги вне границ населённого пункта Обломихино, а, следовательно, действие Генерального плана на этот объект недвижимости не распространяется и соответственно Генеральный план и Правила землепользования и застройки не могут нарушать права и законные интересы административного истца. Полагал, что соответствие Генерального плана действующему законодательству уже установлено вступившим в законную силу решением Костромского областного суда от 20 марта 2018 года. Установление санитарно-защитной зоны соответствует требованиям «СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», утвержденных Приказом Минрегиона России от 28.12.2010 г. N 820. На настоящий момент не осуществлён перевод земель сельхозназначения в земли населённых пунктов.

Представитель административного ответчика Совета депутатов Самсоновского сельского поселения и заинтересованного лица администрации Самсоновского сельского поселения Дунаева О.В. возражала против удовлетворения требований, полагала, что оспариваемыми нормативными правовыми актами права и законные интересы административного истца не нарушаются.

Представитель заинтересованного лица – администрации Костромского муниципального района в судебное заседание не явился. В предыдущих судебных заседаниях представитель администрации Костромского муниципального района Чеснова О.А. возражала против удовлетворения требований, полагая, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты с соблюдением полномочий и порядка принятия.

Представитель заинтересованного лица – администрации Костромской области в судебное заседание не явился. В предыдущих судебных заседаниях представитель администрации Костромской области Перфилова С.Н. оставила на усмотрение суда вопрос о разрешении заявленных требований, суду пояснила, что проект Генерального плана Самсоновского сельского поселения администрацией Костромской области был согласован.

Представитель заинтересованного лица – Комитета архитектуры и градостроительства Костромской области в судебное заседание не явился. В предыдущих судебных заседаниях представитель комитета Соколова Н.А. возражала против удовлетворения требований, суду пояснила, что генеральный план согласован с администрацией области.

Представитель заинтересованного лица Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором указал, что возражает против удовлетворения заявленных требований.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, и их представителей, заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению (обоснованы в части признания недействующими Правил землепользования и застройки, в части признания недействующими положений Генерального плана об установлении санитарно-защитной зоны), исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Кольцов Андрей Александрович на основании договора мены от 10 сентября 2002 года, соглашения об определении долей от 04 сентября 2014 года и договора купли-продажи от 12 февраля 2015 года является собственником (общая долевая собственность, доля в праве 2/5) жилого дома площадью 108,9 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> /том 1 л.д. 12/. По указанному адресу Кольцов А.А. зарегистрирован по месту жительства /том 1 л.д. 6/.

По договору № ЦРИ/04/СА/5168/16/000249 от 29 ноября 2016 года ОАО «Российские железные дороги» передало в субаренду Кольцову А.А. на срок 11 месяцев часть земельного участка полосы отвода железной дороги с кадастровым номером площадью 555,6 кв.м, расположенную по адресу: <адрес> Дополнительным соглашением от 28 декабря 2016 года изменён срок договора с 11 месяцев на 20 лет /том 1 л.д. 13-17/.

Таким образом, Кольцов А.А. как собственник и пользователь объектов недвижимости, расположенных на территории Самсоновского сельского поселения, является субъектом отношений, регулируемых оспариваемыми нормативными правовыми актами. Оснований для утверждения о том, что оспариваемые нормативные правовые акты не подлежат применению к административному истцу, суд не усматривает.

Согласно частям 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также – Градостроительный кодекс РФ, ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить кодексу.

Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования (пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 ГрК РФ).

Решением Костромского областного суда от 20 марта 2018 года, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 26 июля 2018 года, Кольцову Андрею Александровичу отказано в удовлетворении требований о признании недействующим Решения Совета депутатов Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района от 15 ноября 2011 года № 28 «Об утверждении генерального плана муниципального образования Самсоновское сельское поселение Костромского муниципального района Костромской области» в части населенного пункта Обломихино.

По результатам рассмотрения указанного административного дела судом сделаны выводы о том, что оспариваемое административным истцом решение принято Советом депутатов Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением требований к форме нормативного правового акта, с соблюдением установленного порядка принятия и правил опубликования.

В соответствии с частью 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному административному делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Из смысла положений пункта 4 части 1 статьи 128 КАС РФ и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в пункте 19 постановления от 25.12.2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", следует, что не допускается повторная проверка в судебном порядке требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, форму и процедуру принятия нормативного правового акта, порядок его опубликования.

Поскольку в ранее рассмотренном деле проверены полномочия органа, принявшего нормативный правовой акт, форма, порядок (процедура) его принятия и правила опубликования (кроме того, состав лиц, участвующих в настоящем административном деле, в целом аналогичен составу участвовавших в рассмотрении указанного дела лиц), суд, учитывая вышеприведённые нормативные положения и разъяснения высшей судебной инстанции, приходит к выводу об отсутствии оснований для повторной проверки указанных обстоятельств. Эти обстоятельства следует считать установленными вступившим в законную силу решением суда.

В связи с этим не подлежат проверке и оценке доводы административного истца о нарушении порядка принятия Генерального плана, в том числе доводы о том, что проект Генерального плана, предусматривающий изменение границ населенных пунктов за счет включения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в границы населённых пунктов поселения, не был согласован с высшим исполнительным органом государственной власти Костромской области. Из представленных в административное дело документов и пояснений представителей заинтересованных лиц (администрации Костромской области и Комитета архитектуры и градостроительства Костромской области) следует, что проект генерального плана с администрацией Костромской области был согласован.

Согласно части 3 статьи 4 ГрК РФ к градостроительным отношениям применяется иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.

Пунктами 1 и 2 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон должны соблюдаться санитарные правила.

Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации.

На основании этого Федерального закона разработаны санитарные правила и нормативы – СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 г. N 74 (далее – СанПиН, Санитарные правила).

Данные правила устанавливают, в том числе класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству (пункт 1.4.).

Правила предусматривают в целях обеспечения безопасности населения установление вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, специальной территории с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Согласно пункту 2.6. Санитарных правил для линий железнодорожного транспорта устанавливается расстояние от источника химического, биологического и/или физического воздействия, уменьшающее эти воздействия до значений гигиенических нормативов (далее - санитарные разрывы). Величина разрыва устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических факторов (шума, вибрации, электромагнитных полей и др.) с последующим проведением натурных исследований и измерений.

В соответствии с разделом VII Санитарных правил для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются ориентировочные размеры санитарно-защитных зон, конкретные размеры и границы которых определяются в проекте санитарно-защитной зоны.

Установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта (пункт 4.1 Санитарных правил).

Пунктом 4.2 Санитарных правил определено, что установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации на основании, в том числе, предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации, с учетом действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя (пункт 4.3 Санитарных правил).

Из текстовой части Генерального плана следует, что на территории Самсоновского сельского поселения около деревни Обломихино установлена санитарно-защитная зона от железной дороги в размере 100 метров, распространяющаяся, в том числе, на принадлежащий административному истцу жилой дом и используемый им для эксплуатации жилого дома земельный участок.

Однако из ответа Северного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту следует, что в адрес отдела не поступало заявление об установлении санитарно-защитной зоны железной дороги около деревни Обломихино Самсоновского сельского поселения /том 3 л.д. 45/.

Таким образом, санитарно-защитная зона железной дороги в месте расположения жилого дома Кольцова А.А. определена в нарушение требований действующего законодательства.

Совет депутатов Самсоновского сельского поселения, установив в Генеральном плане указанную санитарно-защитную зону железной дороги, вышел за пределы своей компетенции. Санитарно-защитная зона могла быть установлена Советом депутатов лишь на основании решения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя при наличии соответствующего проекта обоснования, с учетом результатов исследований, проведённых в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

В связи с этим Генеральный план в части установления санитарно-защитной зоны от железной дороги в сторону деревни Обломихино Костромского муниципального района Костромской области подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу (учитывая применение нормативного правового акта до принятия решения суда).

Ссылки представителя административного ответчика – Собрания депутатов Костромского муниципального района Полякова И.Г. на «СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», утвержденные Приказом Минрегиона России от 28.12.2010 г. N 820, нельзя признать обоснованными, поскольку указанные нормы не устанавливают санитарно-защитные зоны. Они устанавливают требования к планировке и застройке городских и сельских поселений, но не регулируют вопросы установления санитарно-защитных зон и определения их размера на основании проведённых исследований.

Доводы административного истца и его представителя о несоответствии состава и содержания Генерального плана положениям статьи 23 Градостроительного кодекса РФ, в том числе части 5.1 данной статьи, не являются основанием для признания Генерального плана недействующим.

Отсутствие в нормативном правовом акте одного из обязательных приложений не позволяет утверждать о несоответствии иных положений данного нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Кроме того, следует отметить, что часть 5.1 в статью 23 Градостроительного кодекса РФ введена Федеральным законом от 31.12.2017 г. № 507-ФЗ, вступившим в силу 11 января 2018 года. В тоже время согласно части 2 статьи 7 данного Федерального закона органы местного самоуправления должны подготовить сведения о границах населенных пунктов, о границах территориальных зон в соответствии со статьями 23 и 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) до 1 июня 2020 года. Следовательно, на данный момент не имеется оснований для утверждения о том, что оспариваемый Генеральный план не соответствует требованиям части 5.1 статьи 23 ГрК РФ.

Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).

На момент принятия оспариваемых Правил землепользования и застройки утверждение правил землепользования и застройки сельских поселений относилось к полномочиям органов местного самоуправления сельских поселений в области градостроительной деятельности (пункт 3 части 1 статьи 8 ГрК РФ, часть 1 статьи 11 Земельного кодекса РФ, пункт 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Однако в силу положений частей 3 и 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (введённых Федеральным законом от 27.05.2014 г. N 136-ФЗ), части 5 статьи 4 Федерального закона от 27.05.2014 г. N 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и с учетом положений Закона Костромской области от 04.12.2015 г. N 38-6-ЗКО "О закреплении за сельскими поселениями Костромской области вопросов местного значения" с 01 января 2015 года утверждение правил землепользования и застройки сельских поселений на территории Костромской области является полномочием органов местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления.

Согласно положениям Устава муниципального образования Самсоновское сельское поселение, принятого Решением Совета депутатов Самсоновского сельского поселения № 3 от 02.11.2005 г. (далее – Устав), представительным органом поселения является Совет депутатов Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района (часть 1 статьи 22) и установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территории поселения отнесено к полномочиям Совета депутатов Самсоновского сельского поселения (пункт 12 части 1 статьи 24), который по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Костромской области, Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории поселения (часть 1 статьи 24). Решения Совета депутатов принимаются большинством голосов от избранного числа депутатов, если иное не предусмотрено действующим законодательством, Уставом (часть 1 статьи 34). Совет депутатов состоит из 10 депутатов (часть 1 статьи 23). Заседание Совета депутатов не может считаться правомочным, если на нём присутствует менее 50 % от числа избранных депутатов (часть 3.1 статьи 23).

Частью 3 статьи 33 Устава предусмотрено, что муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Официальным опубликованием является размещение полного текста муниципального правового акта в информационном бюллетене «Самсоновский вестник».

В соответствии с Уставом муниципального образования Костромской муниципальный район Костромской области, принятым решением Костромского районного Собрания депутатов от 29.06.2005 г. N 40 (далее – Устав Костромского муниципального района), представительным органом муниципального образования является Собрание депутатов Костромского муниципального района (пункт 1 части 1 статьи 20). Численность депутатов Собрания депутатов муниципального района составляет 26 человек (часть 3 статьи 21). Заседание Собрания депутатов муниципального района не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от общей численности депутатов Собрания депутатов муниципального района (часть 6 статьи 21). По вопросам своей компетенции Собрание депутатов муниципального района принимает нормативные правовые акты в форме решений. Решения Собрания депутатов муниципального района принимаются большинством голосов от числа депутатов присутствующих на заседании и подписываются главой муниципального района. Порядок подготовки, рассмотрения и принятия правовых актов Собрания депутатов муниципального района устанавливается Регламентом Собрания депутатов муниципального района (части 1 и 3.1. статьи 23).

Официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация полного текста муниципального правового акта в печатном средстве массовой информации, учрежденном органами местного самоуправления муниципального района и (или) ином печатном издании, определенном муниципальным правовым актом (часть 5 статьи 6.8.).

Порядок подготовки и утверждения правил землепользования и застройки установлен статьями 31-32 Градостроительного кодекса РФ, а также некоторыми нормами, регулирующими порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения (статья 28 ГрК РФ). Внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется также в порядке, предусмотренном названными нормами (часть 1 статьи 33 ГрК РФ).

Согласно данным нормам публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся комиссией по подготовке проекта правил землепользования и застройки в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьёй 28 ГрК РФ и с частями 13 и 14 статьи 31 ГрК РФ.

Проект правил землепользования и застройки (проект изменений в правила землепользования и застройки) подлежит опубликованию перед проведением публичных слушаний (часть 13 статьи 31 ГрК РФ). Аналогичная норма закреплена в Положении о порядке организации и проведения публичных слушаний в Самсоновском сельском поселении Костромского муниципального района, утвержденном Решением Совета депутатов Самсоновского сельского поселения от 29.11.2006 г. № 34 (пункт 2 раздела VI, административное дело № 3а-23/2018 том 2 л.д. 175), а также в Уставе Костромского муниципального района (часть 3 статьи 16).

Публичные слушания проводятся в каждом населённом пункте муниципального образования (часть 3 статьи 28 ГрК РФ).

Из документов, представленных в материалы административного дела, следует, что публичные слушания по проекту Правил землепользования и застройки Самсоновского сельского поселения проведены:

- 19.06.2013 г. в 19-00 в помещении Обломихинского филиала Самсоновской библиотеки для населённых пунктов Обломихино, Полевая, Горки, Серково, Калинино, Иванниково, хутор 1 Мая;

- 20.06.2013 г. в 19-00 в клубе ЛПУ санатория «Волга» для населённых пунктов Сельцо, Трифоныч, Тихий уголок, Затишье;

- 21.06.2013 г. в 19-00 в Доме культуры с. Ильинское для населённых пунктов Ильинское, Воронино, Дьяконово, Ивакино, Пьяньково, Самсонка, Филипповка /том 2 л.д. 79-80, 85-91/.

Публичные слушания по проектам изменений в Правила землепользования и застройки проведены 22 мая 2017 года в 10-00 и 23.11.2017 г. в 09-00, оба раза в здании администрации Костромского муниципального района, расположенном по адресу: г. Кострома ул. Маршала Новикова д. 7 /том 2 л.д. 6-17/.

Протокол заседания Совета депутатов Самсоновского сельского поселения, на котором принято решение об утверждении правил землепользования и застройки, а также протокол заседания Собрания депутатов Костромского муниципального района, на котором принято оспариваемое решение от 25.01.2018 г., суду не представлены.

Оспариваемые решения об утверждении Правил землепользования и застройки и внесении в них изменений опубликованы соответственно в Информационном бюллетене «Самсоновский вестник» № 13 от 26.06.2013 г. и в информационном бюллетене «Вестник Костромского района» № 16 от 13 июня 2017 года, № 6 от 30 января 2018 года.

Из содержания приведённых правовых норм и представленных в материалы дела доказательств следует, что указанные оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченными органами местного самоуправления в установленной форме, с соблюдением порядка опубликования.

В тоже время не соблюден порядок принятия Правил землепользования и застройки и внесения изменений в них, установленный вышеуказанными нормами Градостроительного кодекса РФ и муниципальными нормативными правовыми актами. Публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки в нарушение требований статьи 28 ГрК РФ проведены только в трёх населённых пунктах муниципального образования: деревня Обломихино, посёлок Тихий уголок, село Ильинское. В остальных населённых пунктах Самсоновского сельского поселения публичные слушания не проводились.

По проектам изменений в правила землепользования и застройки публичные слушания в населённых пунктах Самсоновского сельского поселения вообще не проводились.

В соответствии с требованиями пунктов 2 и 3 части 8, части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт, обязан доказать соблюдение требований нормативных правовых актов, устанавливающих процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта.

Суд неоднократно предлагал административным ответчикам и заинтересованным лицам представить доказательства, подтверждающие обстоятельства, которые данные лица в силу вышеприведённой нормы обязаны доказывать.

Однако суду не представлен протокол заседания Совета депутатов Самсоновского сельского поселения от 26 июня 2013 года, протокол заседания Собрания депутатов Костромского муниципального района от 25 января 2018 года. Следовательно, административными ответчиками не подтверждено соблюдение предусмотренных Уставом Самсоновского сельского поселения и Уставом Костромского муниципального района правил принятия решения, а именно: правомочность представительного органа местного самоуправления при принятии оспариваемых решений, то есть наличие кворума, а также то обстоятельство, что за решение проголосовало требуемое количество депутатов, соответствующее установленному муниципальными нормативными правовыми актами.

Кроме того, не представлены доказательства опубликования перед проведением публичных слушаний проектов правил землепользования и застройки и проектов изменений в правила землепользования и застройки.

В пункте 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено, что акты, имеющие нарушения порядка принятия, не влекут правовых последствий и не могут регулировать соответствующие правоотношения независимо от выявления указанных нарушений в судебном порядке. Установив такие нарушения, суд принимает решение о признании оспариваемого акта не действующим полностью, как не имеющего юридической силы с момента его принятия, вывод о чем должен содержаться в резолютивной части судебного акта.

В соответствии с данным разъяснением оспариваемые Правила землепользования и застройки и решения о внесении изменений в них подлежат признанию недействующими с момента их принятия.

Кроме того, суд полагает необходимым отметить следующее.

В части 9 статьи 31, пункте 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса РФ закреплен принцип первичности генерального плана как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.

Однако при сравнении картографического материала Правил землепользования и застройки и Генерального плана установлено, что определённые Правилами землепользования и застройки территориальные зоны по некоторым населённым пунктам (в частности, по населённому пункту Обломихино) не соответствуют установленным Генеральным планом функциональным зонам. То есть правила землепользования и застройки противоречат генеральному плану.

Исходя из положений статьи 215 КАС РФ в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано в официальных печатных изданиях Костромского муниципального района (в информационном бюллетене «Вестник Костромского района»), органы местного самоуправления которого на данный момент уполномочены утверждать и вносить изменения в генеральный план и правила землепользования и застройки.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план муниципального образования Самсоновское сельское поселение Костромского муниципального района Костромской области, утверждённый решением Совета депутатов Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области № 28 от 15 ноября 2011 года, в части установления санитарно-защитной зоны от железной дороги в сторону деревни Обломихино Костромского муниципального района Костромской области.

Признать недействующими со дня принятия Правила землепользования и застройки муниципального образования Самсоновское сельское поселение Костромского муниципального района Костромской области, утверждённые решением Совета депутатов Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области № 15 от 26 июня 2013 года, решение Собрания депутатов Костромского муниципального района Костромской области № 33 от 30 мая 2017 года «Об утверждении изменений в правила землепользования и застройки Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области, утвержденные решением Совета депутатов Самсоновского сельского поселения № 15 от 26 июня 2013 года», решение Собрания депутатов Костромского муниципального района Костромской области № 11 от 25 января 2018 года «Об утверждении изменений в правила землепользования и застройки Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области, утвержденные решением Совета депутатов Самсоновского сельского поселения № 15 от 26 июня 2013 года».

В остальной части в удовлетворении заявленных требований Кольцову Андрею Александровичу отказать.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в информационном бюллетене «Вестник Костромского района».

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Костромской областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Костромского областного суда                А.Н. Лукоянов

3а-5/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокуратура Костромской области
Кольцов Андрей Александрович
Ответчики
Собрание депутатов Костромского муниципального района
Администрация Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района
Другие
Администрация Костромского муниципального района
Администрация Костромской области
Межрегиональное Территориальное управление Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях
Смирнов Сергей Сергеевич
Совет депутатов Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района
Суд
Костромской областной суд
Судья
Лукоянов Александр Николаевич
Дело на сайте суда
oblsud.kst.sudrf.ru
04.07.2019Регистрация административного искового заявления
04.07.2019Передача материалов судье
08.07.2019Решение вопроса о принятии к производству
08.07.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.07.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
08.08.2019Предварительное судебное заседание
05.09.2019Предварительное судебное заседание
23.09.2019Предварительное судебное заседание
22.10.2019Предварительное судебное заседание
06.11.2019Предварительное судебное заседание
29.11.2019Судебное заседание
20.12.2019Судебное заседание
24.01.2020Судебное заседание
27.01.2020Судебное заседание
12.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.03.2020Дело оформлено
27.01.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее