Дело № 2-807/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации22 апреля 2013 года Октябрьский районный суд г.Томска в составе:
председательствующего судьи Нечепуренко Д.В.,
при секретаре Курлович В.И.,
с участием представителя заявителя Згерского И.Д.,
заинтересованного лица Григорьева С.В.,
прокурора Черновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске гражданское дело по заявлению Федерального казенного учреждения «Лечебно-исправительное учреждение № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области» об установлении административного надзора,
у с т а н о в и л:
Федеральное казенное учреждение «Лечебно-исправительное учреждение № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области» (далее по тексту - ФКУ ЛИУ- 1 УФСИН России по Томской области) обратилось в суд с заявлением, в котором просит установить административный надзор в отношении Григорьева С.В., ... года рождения, уроженца ... сроком на шесть лет. Установить ему на весь срок административного надзора следующие административные ограничения: запретить посещать места проведения массовых мероприятий и участвовать в указанных мероприятиях; запретить пребывать вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительств в ночное время суток, а именно с 22.00 часов до 06.00 часов; запретить выезд за пределы муниципального образования по избранному месту жительства; обязать являться два раза в месяц в районный орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
В обоснование заявленного требования указано, что Григорьев С.В. был осужден и отбывает наказание за совершение тяжкого преступления, совершенного в условиях опасного рецидива. В связи с чем в отношении него необходимо установить административный надзор на весь срок административного надзора с возложением вышеуказанных административных ограничений.
В судебном заседании представитель заявителя ФКУ ЛИУ- 1 УФСИН России по Томской области – Згерский И.Д., действуя на основании доверенности № 14 от 14.01.2013, настаивал на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в заявлении.
Заинтересованное лицо Григорьев С.В., в судебном заседании возражал против установления в отношении него административного надзора.
Помощник прокурора Октябрьского района г.Томска – Чернова А.В. в судебном заседании полагала, что заявленные требования подлежат удовлетворению, дополнительно пояснив, что в решении суда административные ограничения необходимо указать в следующей формулировке: запретить пребывать вне жилого или иного помещения, по избранному месту жительства или пребывания с 22 до 06 часов, если это не связано с официальной трудовой деятельностью; запретить выезд за пределы муниципального образования «...», по избранному месту жительства или пребывания, если это не связано с официальной трудовой деятельностью; обязать являться 2 раза в месяц в районный орган внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания для регистрации.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные материалы, суд приходит к следующим выводам.
В целях предупреждения совершения определенной категорией лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, преступлений и других правонарушений, а также оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов 06.04.2011 был принят Федеральный закон № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (ст. 2 Закона).
В частности, в соответствие с требованиями п. п. 1, 3 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления или умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 2 той же статьи в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
В силу ч.ч. 3 - 5 ст. 15 УК РФ преступлениями средней тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, превышает три года лишения свободы. Тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает десяти лет лишения свободы. Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых настоящим Кодексом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.
Согласно ст. 18 УК РФ рецидивом преступлений признается совершение умышленного преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление. Рецидив преступлений признается опасным: при совершении лицом тяжкого преступления, за которое оно осуждается к реальному лишению свободы, если ранее это лицо два или более раза было осуждено за умышленное преступление средней тяжести к лишению свободы; при совершении лицом тяжкого преступления, если ранее оно было осуждено за тяжкое или особо тяжкое преступление к реальному лишению свободы.
При этом, в соответствии с ч. 3 ст. 86 УК РФ судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, - по истечении шести лет после отбытия наказания.
Из материалов дела следует, что Григорьев С.В., в отношении которого ставится вопрос об установлении административного надзора, является совершеннолетним лицом (... года рождения); в настоящее время он отбывает наказание в ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области в виде реального лишения свободы сроком на 5 лет за совершение им преступлений, предусмотренных: ч.1 ст. 228.1, ч. 1 ст. 228 УК РФ (приговор Октябрьского районного суда г.Томска от 19.01.2009), то есть Григорьев С.В. осужден за совершение, в том числе тяжкого преступления (ч. 1 ст. 228.1 УК РФ), ранее 10.02.2004 был осужден Советским районным судом г.Томска по ч. 3 ст. 158 УК РФ к реальному лишению свободы сроком на 2 года, то есть, будучи ранее осужденным к реальному лишению свободы за совершение тяжкого преступления (приговор Советского районным судом г.Томска от 10.02.2004) Григорьев С.В. был осужден и отбывает наказание в виде реального лишения свободы за совершение тяжкого преступления (приговор Октябрьского районного суда г.Томска от 19.01.2009).
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что, освобождаемый ... из мест лишения свободы Григорьев С.В. имеет непогашенную судимость, за совершение тяжкого преступления, совершенного при опасном рецидиве преступлений.
В соответствии со ст. 95 УК РФ для лиц, совершивших преступления до достижения возраста восемнадцати лет, сроки погашения судимости, предусмотренные частью третьей статьи 86 настоящего Кодекса, сокращаются и соответственно равны: трем годам после отбытия лишения свободы за тяжкое или особо тяжкое преступление.
Учитывая, что тяжкие преступления, за которые Григорьев С.В. отбывал и отбывает наказания в виде лишения свободы совершены им в совершеннолетнем возврате (в 2003 году и 2008 году), срок погашения судимости в данном случае составляет 6 лет после отбытия наказания.
Срок административного надзора в отношении лица, указанного в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, устанавливается на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, при этом, срок административного надзора исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания (п. 2 ч. 1 и п. 1 ч. 3 ст. 5 ФЗ от 06.04.2011 № 64-ФЗ).
Решая вопрос об установлении Григорьеву С.В. конкретных административных ограничений, суд приходит к следующему.
В статье 4 Закона об административном надзоре закреплен исчерпывающий перечень возможных административных ограничений, устанавливаемых при административном надзоре, каковыми являются: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участие в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Принимая во внимание то, что совершенное Григорьевым С.В. преступление, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 228.1 УК РФ, в качестве объекта имеет здоровье население и общественную нравственность. Также принимая во внимание характеристику Григорьева С.В., количество взысканий, наложенных на него в период отбывания наказания, суд приходит к выводу о необходимости более строго контроля за его поведением после освобождения для предупреждения совершения им преступлений и других правонарушений оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, в связи с чем суд полагает, что посещение Григорьевым С.В. мест проведения массовых и иных мероприятий, где возможно нахождение значительного числа людей, может способствовать совершению им новых преступлений, а потому требование заявителя о запрещении Григорьеву С.В. посещать указанные места и участвовать в проведении массовых и иных мероприятиях суд находит обоснованным.
Учитывая категорию, совершенных Григорьевым С.В. преступлений, суд считает целесообразным в целях предупреждения совершения осужденным новых преступлений, установить ему запрет на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом его жительства либо пребывания в определенное время суток, при этом предложенный заявителем промежуток времени с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут суд находит обоснованным.
В связи с необходимостью строгого контроля за поведением Григорьева С.В., суд признает обоснованным требование заявителя об установлении осужденному административного ограничения в виде запрета на выезд за пределы определенной территории. Определяя границы данного запрета, суд считает необходимым определить их как границы муниципального образования, избранного Григорьевым С.В. в качестве места своего жительства или пребывания.
Как установлено пп. 1 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор - это наблюдение органов внутренних дел за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, наложенных на него временных ограничений прав и свобод, а также за исполнением этим лицом возложенных на него Законом обязанностей.
Из п. 6 ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» следует, что орган внутренних дел дает разрешение поднадзорному лицу, в отношении которого установлены административные ограничения, предусмотренные пунктами 3, 4 и 5 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания этого лица, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории, в том числе в связи с необходимостью решения вопросов при трудоустройстве.
Руководствуясь названными положениями закона, учитывая, что выезд за пределы определенной территории и пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток в связи с необходимостью решения вопросов при трудоустройстве является лишь одним из оснований для получения данного разрешения органа внутренних дел, суд полагает необходимым при установлении административных ограничений в виде запрета выезда за пределы муниципального образования по избранному Григорьевым С.В. месту жительства или пребывания и в виде запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток дополнить исключением - без предварительного разрешения органа внутренних дел.
Суд также находит обоснованным и требование заявителя о возложении на Григорьева С.В. обязанности являться в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации, поскольку установление данного ограничения является обязательным в силу закона. Вместе с тем с учетом личности Григорьева С.В. суд находит достаточным возложение на него обязанности в виде явки для регистрации два раза в месяц.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 245-250, 261.8 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Заявление Федерального казенного учреждения «Лечебно-исправительное учреждение № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области» об установлении административного надзора удовлетворить.
Установить в отношении Григорьева С.В., ... года рождения, уроженца ... административный надзор сроком на шесть лет со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания (до ...).
На весь срок административного надзора установить Григорьеву С.В. следующие административные ограничения:
- запретить посещать места проведения массовых мероприятий и участвовать в указанных мероприятиях;
- запретить пребывать вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства в ночное время суток, а именно с 22.00 часов до 06.00 часов, без предварительного разрешения органа внутренних дел;
- запретить выезд за пределы муниципального образования по избранному Григорьевым С.В. месту жительства или пребывания без предварительного разрешения органа внутренних дел;
- обязать являться два раза в месяц в районный орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд.
Председательствующий Д.В.Нечепуренко
Мотивированное решение составлено 29 апреля 2013 года