РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 мая 2019 года г. Самара
Железнодорожный районный суд г. Самара в составе
председательствующего судьи Александровой Т.В.,
при секретаре Котовой А.Р.,
с участием представителя административного истца ФИО3,
представителя административного ответчика ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело <адрес> по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> к ФИО1 о взыскании налога на имущества, пени, налога на землю,
установил:
ИФНС России по <адрес> обратилась в суд с указанным административным иском к ФИО1, в обоснование своих требований, указав, что административный ответчик является налогоплательщиком налога на имущество, поскольку в ДД.ММ.ГГГГ году у нее в собственности находилась квартира по адресу: <адрес>; и плательщиком земельного налога, поскольку в ДД.ММ.ГГГГ году в собственности находились земельные участки по адресу: <адрес>А с кадастровыми номерами <данные изъяты>. В соответствии со ст. 52 Налогового кодекса РФ налогоплательщику направлялось налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налогов до ДД.ММ.ГГГГ. В установленный законом срок налог ею уплачен не был, на основании ст.75 НК РФ были начислены пени за несвоевременную уплату налогов. ДД.ММ.ГГГГ налогоплательщику было направлено требование об уплате налогов, пени, однако в указанный срок налог, пени ФИО1 уплачены не были. На основании изложенного просит суд взыскать с ФИО1 задолженность по налогу на имущество в размере 16.561 рубль, пени в размере 152 рубля 09 копеек, земельный налог в размере 24.191 рубль.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО3, действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, заявленные требования поддержал, уточнив, что в административном иске допущена опечатка, фактически заявлены требования о взыскании налога на имущество за 2014 годи и земельного налога за 2015 год. Дал пояснения, аналогичные изложенным в иске. Дополнил, что повышенная налоговая ставка при исчислении налога на имущество применена, поскольку у ФИО1 имеется в собственности несколько объектов недвижимого имущества, в связи с чем ставка налога определяется от суммарной инвентаризационной стоимости всех объектов. Кроме того, ФИО1 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и находилась на упрощенной системе налогообложения, в связи с чем они взыскивают налог только за указанную в иске квартиру, а по остальным объектам налогоплательщику предоставлена льгота в соответствии с п. 3 ст. 346.1, п. 3 ст. 346.11, п. 4 ст. 346.26 НК РФ.
Представитель административного ответчика ФИО4, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении заявленных требований просила отказать, поскольку не согласна с налоговой ставкой, примененной при исчислении налога на имущество, т.к. данная квартира в предпринимательской деятельности ФИО1 не используется. Кроме того, налоговым органом пропущены процессуальные сроки.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы административного дела, суд полагает в удовлетворении административного искового заявления следует отказать по следующим основаниям.
В силу ст. 57 Конституции РФ и ч. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" объектами налогообложения признается имущество физических лиц в виде строений, помещений и сооружений, к которым отнесены жилой дом, квартира, комната, дача, гараж, иное строение, помещение и сооружение, а также доля в праве общей собственности на указанное имущество.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц" ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. При стоимости имущества свыше 500.000 рублей ставка налога устанавливается в пределах свыше 0,3 до 2,0 процента (включительно).
В силу ч. 2 ст. 5 Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц" налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. Порядок расчета такой стоимости устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.
Уплата налога производится не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог (ч. 9 ст. 5).
Как установлено в судебном заседании на основании выписок из ЕГРН (л.д. 46-48), ФИО1 в ДД.ММ.ГГГГ году на праве собственности принадлежал квартира по адресу: <адрес>А<адрес>, а следовательно, она была обязана уплатить налог на имущество физических лиц не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в РФ является платным. Формами платы за пользование земли являются земельный налог и арендная плата.
Согласно ст. 15 НК РФ земельный налог относится к местным налогам.
Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Исходя из п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В соответствии со статьей 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налоговым периодом согласно пункту 1 статьи 393 НК РФ признается календарный год.
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (пункт 1 статьи 394 НК РФ).
В силу п. 1 ст. 397 НК РФ (ред. от 29.12.2014) налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Пунктом 4 статьи 397 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении (пункт 6 статьи 58 НК РФ).
Согласно выписок из ЕГРН (л.д.34-45, 99-107), ФИО1 в ДД.ММ.ГГГГ году на праве собственности принадлежали земельные участки с кадастровыми номерами 63:01:0119003:542, 63:01:0119003:543, расположенные по адресу: <адрес>А, в связи с чем она являлась плательщиком земельного налога.
В силу п. 3 ст. 396 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
В случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Согласно п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В материалы дела представлено налоговое уведомление на уплату земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ год от ДД.ММ.ГГГГ в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 71). Однако сведений о его направлении административному ответчику в личный кабинет налогоплательщика либо по почте, административным истцом не представлено.
Налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ на уплату налога на имущество за ДД.ММ.ГГГГ и земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ год в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13) направлен в личный кабинет налогоплательщика ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12).
Днем выявления недоимки у налогоплательщика ФИО1 должен являться день, следующий за датой, до которой подлежал уплате налог на имущество за 2014 год в соответствии с требованиями закона, т.е. ДД.ММ.ГГГГ; по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год – ДД.ММ.ГГГГ.
Следовательно, с указанных дат подлежит исчислению трехмесячный срок, в течение которого в адрес ФИО1 подлежало направлению требование об уплате налога. Однако до ДД.ММ.ГГГГ (по налогу на имущество за ДД.ММ.ГГГГ год), до ДД.ММ.ГГГГ (по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год) требование об уплате налога не направлено.
Требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки по налогу на имущество за 2014 год и по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14) направлено ФИО1 в кабинет налогоплательщика.
Возможность восстановления срока направления требования законом не предусмотрена, его пропуск является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Несвоевременно направление налоговым органом требования об уплате налога и пени не меняет установленных законом сроков для обращения в суд.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 г. N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Несоблюдение налоговой инспекцией срока направления требования и подачи административного искового заявления, предусмотренного ч. 1 ст. 286 КАС РФ, является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь ст. ст. 175-177, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> к ФИО1 о взыскании налога на имущество за ДД.ММ.ГГГГ год, пени, налога на землю за ДД.ММ.ГГГГ год - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд <адрес> в течение одного месяца с даты составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий судья (<данные изъяты>) Т.В. Александрова