Дело № 2-1759/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 марта 2019 года г.Пермь
Свердловский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Коневских О.В.
при секретаре Насртдиновой А.Р.,
с участием истца Светлакова С.В.,
представителя ответчика Жаворонковой Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Светлакова С.В. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Свердловском районе г.Перми о признании решения незаконным, включении периодов в стаж, назначении пенсии,
у с т а н о в и л:
Светлакова С.В. обратилась в суд, указав, что решением ГУ УПФ РФ в Свердловском районе г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ. ей отказано в назначении досрочной пенсии по старости, при этом не зачтены в специальный стаж период работы -должность2- с ДД.ММ.ГГГГ., а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ Истец с решением не согласна, считает его незаконным и необоснованным.
С учетом изложенного Светлакова С.В. просит признать незаконным решение ГУ Управление Пенсионного фонда в Свердловском районе г.Перми в части исключения из специального стажа, дающего права на досрочную трудовую пенсию по старости, период работы в -ОРГАНИЗАЦИЯ5- с с ДД.ММ.ГГГГ., а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации ДД.ММ.ГГГГ., назначить досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ
Истец Светлакова С.В. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Жаворонкова Л.И. возражала против удовлетворения требований по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Суд, заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, пришел к следующему.
Согласно ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии с п.20 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста;
Согласно ч.1, 2 ст.22 ст.19 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Светлакова С.В. обратилась в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Свердловском районе г.Перми с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости по п.20 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением УПФ РФ в Свердловском районе г.Перми № от ДД.ММ.ГГГГ. Светлакова С.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа на соответствующих видах работ 30 лет. Специальный стаж истца рассчитан продолжительностью 26 лет 01 месяц 26 дней.
При этом в специальный стаж не включен период работы с ДД.ММ.ГГГГ. -должность2- на том основании, что в соответствии со списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» учреждение «предприятие» не поименовано.
Также в специальный стаж не включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ
Рассматривая требования истца о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по п.20 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» период работы с ДД.ММ.ГГГГ фельдшером на станции скорой помощи МП «Пермская городская станция скорой медицинской помощи», суд исходит из следующего.
Из трудовой книжки Светлакова С.В. следует, что ДД.ММ.ГГГГ. она принята в -ОРГАНИЗАЦИЯ2- на должность -ДОЛЖНОСТЬ1-, ДД.ММ.ГГГГ. -ОРГАНИЗАЦИЯ8- переименовано в -ОРГАНИЗАЦИЯ9- ДД.ММ.ГГГГ. ей присвоена первая квалификационная категория по специальности «<данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ. переведена на должность -должность2- ДД.ММ.ГГГГ. присвоена высшая квалификационная категория по специальности <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ. -ОРГАНИЗАЦИЯ9- переименовано в -ОРГАНИЗАЦИЯ9- ДД.ММ.ГГГГ. присвоена высшая квалификационная категория по специальности <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ. -ОРГАНИЗАЦИЯ9- переименовано в -ОРГАНИЗАЦИЯ7- ДД.ММ.ГГГГ переведена во врачебную общепрофильную выездную бригаду скорой медицинской помощи -должность2-, ДД.ММ.ГГГГ. -ОРГАНИЗАЦИЯ7- переименовано в -ОРГАНИЗАЦИЯ3-, с ДД.ММ.ГГГГ. должность -должность2- переименована в должность -должность2- работает по настоящее время (л.д.9-12).
Согласно справке -ОРГАНИЗАЦИЯ1- от ДД.ММ.ГГГГ. № -ОРГАНИЗАЦИЯ10- является лечебно-профилактическим учреждением, до ДД.ММ.ГГГГ. учреждение именовалось -ОРГАНИЗАЦИЯ2-, впоследствии преобразована в -ОРГАНИЗАЦИЯ5- на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ., -ОРГАНИЗАЦИЯ5- преобразовано в -ОРГАНИЗАЦИЯ8- на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ., -ОРГАНИЗАЦИЯ8- преобразована в -ОРГАНИЗАЦИЯ6- на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ., -ОРГАНИЗАЦИЯ6- переименовано в -ОРГАНИЗАЦИЯ4- на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.28-29).
Из справки № от ДД.ММ.ГГГГ., уточняющей характер работы, следует, что с ДД.ММ.ГГГГ. по настоящее время Светлакова С.В. работает в -ОРГАНИЗАЦИЯ1- в должности -должность2- (л.д.26-27).
Из названой справки следует также, что с ДД.ММ.ГГГГ. -ОРГАНИЗАЦИЯ9- переименовано в -ОРГАНИЗАЦИЯ3- на основании распоряжения Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ. №.
Из п.1.4 Устава Городского -ОРГАНИЗАЦИЯ8- следует, что муниципальное предприятие создано на основе городской муниципальной собственности с целью выполнения госзаказа на оказание скорой медицинской помощи населению <адрес> (л.д.13-17).
Согласно с п.2.1 Устава основной целью деятельности предприятия является оказание скорой медицинской помощи взрослому и детскому населению в <адрес>.
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2015 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" п. 1 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствие со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяется в том числе Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
В соответствие с п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная деятельность которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" установлено, что исчисление сроков выслуги производится по следующим правилам: в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
В соответствии с разъяснениями Верховного Суда РФ, изложенными в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005г. N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение досрочной трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Аналогичная правовая позиция отражена и в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июня 2004 г. N 197-0.
При рассмотрении вопроса о наличии специального стажа, необходимого для назначения пенсии, следует руководствоваться нормативными правовыми актами, действовавшими в период осуществления истцом трудовой деятельности и формирования стажа для назначения трудовой пенсии.
Согласно Постановлениям Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 г. N 2-П и от 3 июня 2004 г. N 11-П, принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в РФ как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают по смыслу статей 1, 2, 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то есть в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Как указано в п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений правового значения не имеет. При изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных пп. 19, 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
Как указано в п. 18 Постановления Пленума, исходя из п. 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. N 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитываются в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организации (воинских частей) и других, не поименованных в Списке.
До вступления в силу Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 право на досрочное пенсионное обеспечение медицинских работников определялось в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года N 1066, в соответствии с п. 3 которого в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитывались периоды работы до 01.11.1999 г. в соответствии со Списком утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464. В соответствии с этим Списком право на досрочную трудовую пенсию по старости предоставлялось врачам-специалистам станции скорой медицинской помощи.
Таким образом, деятельность истца в качестве -должность2- в -ОРГАНИЗАЦИЯ5- подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Доводы ответчика о несоответствии наименования учреждения, в котором работал истец, не являются основанием для отказа в удовлетворении требований о включении в специальный стаж периодов работы, поскольку переименование учреждения не привело к изменению условий и характера профессиональной деятельности, трудовых функций, выполняемых истцом.
Согласно ст.11 ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч.1 ст.4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516, в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Как следует из материалов дела в период работы Светлакова С.В. в -ОРГАНИЗАЦИЯ10- в период работы с ДД.ММ.ГГГГ. истец находилась в отпусках без сохранения заработной платы ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку за Светлакова С.В. во время отпуска без сохранения заработной платы не сохранялась заработная плата и не производилась уплата страховых взносов, Светлакова С.В. не осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, дни нахождения в отпуске без сохранения заработной платы в специальный стаж включению не подлежат.
Рассматривая требования истца о включении в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ., суд исходит из следующего.
В соответствии со ст.112 КЗоТ при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.
В силу ст.187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
В соответствии с уточняющей справкой Светлакова С.В. с ДД.ММ.ГГГГ. она находилась на курсах повышения квалификации на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ она находилась на усовершенствовании по циклу <данные изъяты> на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ. – курсы повышения квалификации на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ.
По итогам учебы Светлакова С.В. выданы соответствующие удостоверения, сертификаты, свидетельства.
Изложенные обстоятельства являются основанием для включения периодов повышения квалификации в специальный стаж, дающий Светлакова С.В. право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
При таких обстоятельствах решение ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Свердловском районе г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ. № об отказе Светлакова С.В. в назначении досрочной страховой пенсии по старости нельзя признать законным и обоснованным.
С учетом включения спорного периода специальный стаж Светлакова С.В., дающий право на досрочную страховую пенсию, на момент обращения за назначением пенсии составлял более 30 лет, в связи с чем требование истца о назначении досрочной страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ. подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Признать незаконным решение ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Свердловском районе г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ. № в части исключения из специального стажа Светлакова С.В. периода работы с ДД.ММ.ГГГГ. в -ОРГАНИЗАЦИЯ5- в должности -должность2- (за исключением периодов нахождения в отпуске без сохранения заработной платы ДД.ММ.ГГГГ
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Свердловском районе г.Перми назначить Светлакова С.В. досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г.Перми в течение 1 месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья - О.В.Коневских
Мотивированное решение изготовлено 21.03.2019г.