Дело №3-38/2013 КОПИЯ
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 августа 2013 года
Владимирский областной суд в составе:
судьи Кирюшиной ОА.
при секретаре Беляковой С.В.
с участием прокурора Ярцева Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Фирсова А.А. об отмене постановления территориальной (окружной) избирательной комиссии Кольчугинского района Владимирской области №85 от 31 июля 2013 года «О регистрации Фирсова С.В. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу №7»,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением Законодательного Собрания Владимирской области №165 от 09 июня 2013 года назначены выборы в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва.
Постановлением Избирательной комиссии Владимирской области от 14 мая 2013 года №59 территориальная избирательная комиссия Кольчугинского района Владимирской области наделена полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу №4 по выборам депутатов Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва.
Постановлением (окружной) избирательной комиссии Кольчугинского района Владимирской области №85 от 31 июля 2013 года Фирсов С.В., выдвинутый в порядке самовыдвижения, был зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу №4.
Фирсов А.А., являясь зарегистрированным кандидатом в депутаты по тому же избирательному округу, обратился с заявлением об отмене решения территориальной (окружной) избирательной комиссии о регистрации Фирсова С.В. в связи с тем, что подписи внесены в подписные листы до дня оплаты изготовления подписных листов, сбор подписей осуществлялся на рабочих местах, в подписных листах содержатся не оговоренные исправления. Кроме того, в сборе подписей принимала участие член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса А.. Заявитель Фирсов А.А. полагает, что указанные нарушения в силу положений Федерального закона №67-ФЗ от 12 июня 2002 года являются основанием для отказа в регистрации кандидата Фирсова С.В. и отмены обжалуемого постановления.
В судебном заседании заявитель Фирсов А.А. поддержал заявленные требования в полном объеме и дал объяснения, аналогичные обстоятельствам, изложенным в заявлении, дополнительно конкретизировав, в каких подписных листах содержаться неоговоренные исправления и нечитаемые даты. Также пояснил, что о сборе подписей избирателей в поддержку кандидата Фирсова С.В. на рабочих местах ему стало известно от граждан, назвать которых он не может, данные граждане отказались и от участия в судебном заседании.
Заинтересованное лицо Фирсов С.В., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель заинтересованного лица территориальной (окружной) избирательной комиссии Кольчугинского района Владимирской области Рамишвили К.С. возражала против удовлетворения заявления, пояснив, что сбор подписей в поддержку кандидата Фирсова С.В. осуществлялся после оплаты изготовления подписных листов, в данном случае канцелярских товаров, все имеющиеся исправления в них оговорены избирателями либо сборщиками подписей, даты внесения в подписной лист сведений читаемы и не вызывают неоднозначного толкования. Полагает не доказанным довод заявителя о сборе подписей избирателей на рабочих местах. Не возражала против признания недействительными 29 подписей избирателей, собранных сборщиком подписей А., являющейся членом избирательной комиссии избирательного участка №**** с правом решающего голоса. Вместе с тем, считает, что данное обстоятельство не влечет отмены обжалуемого решения, так как количество недостоверных подписей составляет менее 10 процентов.
Представитель Избирательной комиссии Владимирской области Образцов В.К. дал аналогичные объяснения.
Заслушав объяснения заявителя, представителей заинтересованных лиц, заключение прокурора, полагавшего заявление необоснованным, исследовав и оценив представленные доказательства, суд находит заявление Фирсова А.А. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 3 статьи 259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с заявлением в суд об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) вправе обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата (список кандидатов), кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в случаях, установленных федеральным законом, прокурор.
Регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации от 12 июня 2002 года 367-ФЗ (далее Федеральный законно от 12 июня 2002 года №67-ФЗ), иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвинутом кандидате, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидата (пункт 1 статьи 38).
Согласно пункту 2 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранное для проверки, если иное не установлено Федеральным законом.
Аналогичное основание для отказа в регистрации кандидата установлено в подпункте «д» пункта 23.1 статьи 33 Избирательного кодекса Владимирской области.
Исходя из положений подпунктов «а, е, ж» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ по результатам проверки подписей избирателей, участников референдума и соответствующих им сведений об избирателях, участниках референдума, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя, участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
Недействительными признаются: а) подписи избирателей, участников референдума, собранные вне периода сбора подписей, в том числе до дня оплаты изготовления подписных листов; е) подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума; ж) подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в соответствующих им сведениях об избирателях, участниках референдума, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей, участников референдума.
Порядок сбора подписей в поддержку кандидата регламентирует статья 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ.
Пунктом 6 названной статьи установлены ограничения для членов избирательных комиссий с правом решающего голоса на участие в процессе сбора подписей, а равно запрет на сбор подписей на рабочих местах. Подписи, собранные с нарушениями положений настоящего пункта, являются недействительными.
Аналогичная норма содержится в пункте 4 статьи 31 Избирательного кодекса Владимирской области.
Судом установлено, что 21 июля Фирсов С.В. обратился в избирательную комиссию с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу №4.
22 июля 2013 года кандидатом Фирсовым С.В. было израсходовано из избирательного фонда **** рублей на оплату приобретенных канцелярских товаров, что подтверждается первым финансовым отчетом, учетом поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, справкой **** отделения №**** Сбербанка Российской Федерации от 22 июля 2013 года.
Для регистрации в качестве кандидата Фирсов С.В. представил в территориальную (окружную) избирательную комиссию Кольчугинского района 24 подписных листа с 352 подписями избирателей, собранными в поддержку его выдвижения кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу №4.
Как следует из подписных листов, сбор подписей избирателей осуществлялся в период с 22 по 24 июля 2013 года, то есть со дня оплаты приобретенных канцелярских товаров и в последующие два дня.
Доводы заявителя о необходимости заключения кандидатом письменного договора на изготовление подписных листов с типографским либо полиграфическим учреждением не основаны на законе.
Как указывалось выше, подпунктом «а» пункта 6.4 статьи 38, а также пунктом 5 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ установлены лишь обязательные требования в части необходимости финансирования изготовления подписных листов за счет средств соответствующего избирательного фонда, а также даты начала сбора подписей избирателей – со дня оплаты подписных листов. Указанные требования кандидатом Фирсовым С.В. соблюдены.
При этом какие-либо требования к способу изготовления подписных листов, формам их оплаты, запрета на изготовление подписных листов из приобретенных за счет избирательного фонда кандидата канцелярских товаров на принадлежащем кандидату множительном оборудование законом не предусмотрено.
Каких-либо доказательств произведенной кандидатом Фирсовым С.В. иной оплаты изготовления подписных листов (кроме затрат на приобретение канцелярских товаров) после начала сбора подписей избирателей, суду не представлено и судом не установлено.
При данных обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания всех подписей избирателей недействительными по подпункту «а» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №367-ФЗ.
Рабочей группой избирательной комиссии 27 июля 2013 года проверено 352 подписи избирателей. Согласно итоговому протоколу проверки подписных листов из фактически представленных в избирательную комиссию подписей избирателей количество недостоверных и недействительных подписей – «ноль», количество достоверных подписей составляет - 352.
В обоснование заявленных требований, заявитель также ссылается, что 17 подписей избирателей в подписных листах являются недействительными, поскольку содержат исправления в датах их внесения, специально не оговоренные избирателями, либо нечитаемые даты, а также исправления в соответствующих сведениях об избирателях, также специально не оговоренные избирателями, или лицами, осуществляющими сбор подписей.
В частности, являются нечитаемыми даты внесения подписей, выполненные в строке 15 подписного листа №1, в строках 4, 5 подписного листа №8, в строке 10 подписного листа №12, в строке 13 подписного листа №15, в строке 5 подписного листа №16, в строке 7 подписного листа №18, в строке 1 подписного листа №21, в строке 4 подписного листа №22, в строке 11 подписного листа №24, а также не читаем номер квартиры, указанный в строке 7 подписного листа 13.
В порядке исследования указанных выше записей в подлинных подписных листах путем обозрения с использованием системы отображения доказательств по делу, судом установлено, что все они выполнены в цифровом изложении, позволяющим четко определить их смысловое выражение и не препятствующим однозначному восприятию этих сведений. Данный факт не отрицался заявителем в ходе исследования подлинных подписных листов.
Не нашли своего подтверждения и доводы заявителя о наличии неоговоренных исправлений избирателями даты внесения (строка 8 подписной лист №2, строки 1 и 4 подписной лист №7, строка 2 подписной лист №8, строка 14 подписной лист 11); в адресе места жительства (строка 3 подписной лист №8), в серии и номере паспорта (строка 15 подписной лист 11). Указанные заявителем исправления либо отсутствуют (строка №1 подписной лист №7, строка №2 подписной лист №8, строка 15 подписной лист №11 в части серии паспорта), либо оговорены избирателем или сборщиком подписи путем проставления соответствующим лицом подписи около исправления.
Следует отметить, что подпункты «е, ж» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года указывают лишь на необходимость заверения допущенного исправления в подписном листе, а также на субъект оговаривающий исправления (избиратель или сборщик подписей). Форма и способ оговорки исправления законом не предусмотрены.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что вышеуказанные исправления были заверены в установленном законом порядке, надлежащими лицами.
В связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания вышеназванных 17 подписей избирателей недействительными по подпунктам «е, ж» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ.
В судебном заседании не нашел своего подтверждения и довод заявителя о сборе подписей на рабочих местах в ООО «****», ООО «****», МУП города Кольчугино «****» и его первичной профсоюзной организации, ООО «****», ООО «****».
Заявитель Фирсов А.А. пояснил в судебном заседании, что о фактах сбора подписей избирателей в поддержку кандидата Фирсова С.В. на рабочих местах ему стало известно от граждан, фамилии которых он назвать суду не может, данные граждане не смогут и принять участия в судебном заседании.
Как следует из подписных листов, 23 июля 2013 года 29 подписей избирателей в поддержку кандидата Фирсова С.В. были собраны сборщиком А..
Однако согласно постановлению территориальной избирательной комиссии Кольчугинского района №**** от **** года А. является членом избирательной комиссии избирательного участка №**** с правом решающего голоса сроком на пять лет.
В силу требований пункта 6 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ запрещено участие членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в процессе сбора подписей, а равно запрет на сбор подписей на рабочих местах. Подписи, собранные с нарушениями положений настоящего пункта, являются недействительными.
В связи с чем, 29 подписей избирателей, собранных сборщиком подписей А. следует признать недействительными.
Вместе с тем, это обстоятельство не влияет на обоснованность обжалуемого решения избирательной комиссии, поскольку недействительными являются 29 подписей избирателей, что составляет менее 10 процентов от общего числа подписей избирателей, отобранных для проверки (352), а именно 8,2 процента.
Правомочность принятия территориальной (окружной) избирательной комиссией Кольчугинского района оспариваемого постановления заявителем не оспаривается ( из 12 членов комиссии с правом решающего голоса присутствовало на заседании – 8).
С учетом изложенных выше обстоятельств суд приходит к выводу, что при принятии постановление №85 от 31 июля 2013 года «О регистрации Фирсова С.В. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу №4» территориальной (окружной) избирательной комиссией Кольчугинского района Владимирской области не были нарушены вышеуказанные требования избирательного законодательства, в связи с чем, данное постановление является законным и не подлежит отмене.
В связи с чем, основания для удовлетворения заявления Фирсова А.А. отсутствуют.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 31 ░░░░ 2013 ░░░░ № 85 «░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ №4» ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 5 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░: ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░