Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 октября 2016 года <адрес>
Промышленный районный суд <адрес> в составе:
председательствующей судьи Такушиновой О.М.,
при секретаре Романько А.Г.,
с участием: представителя истца комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес> – Кузнецовой М.В., действующей по доверенности № от 30.08.2016г.,
представителя ответчика Мелконяна Ю.Е. – Мелконяна А.Ю., действующего по доверенности № от 20.12.2013г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес> к Мелконяну Ю. Е., (третье лицо – ООО «Югкомстрой») об освобождении земельного участка,
установил:
Комитет по управлению муниципальным имуществом <адрес> обратился в суд с иском к Мелконяну Ю.Е. об освобождении земельного участка площадью 1345 кв.м., по <адрес> в квартале 528 <адрес> от ограждения, хозяйственных построек и складированных строительных материалов.
В обоснование заявленных требований указал, что в ходе муниципального земельного контроля специалистами КУМИ <адрес> установлено, что с восточной части земельного участка по <адрес> Мелконяном Ю.Е. установлено ограждение, размещены хозяйственные постройки, складированы строительные материалы. Указанные объекты занимают часть земельного участка по ул. <адрес>ю 945 кв.м., а также прилегающую территорию площадью 400 кв.м.. Земельный участок площадью 1345 кв.м. Мелконяну Ю.Е. в аренду либо в собственность не предоставлялся. Таким образом, в действиях Мелконяна Ю.Е. выполнены нарушения ст. 25, 26 ЗК РФ. Просит освободить незаконно занимаемую Мелконяном Ю.Е. с восточной стороны часть земельного участка площадью 1345 кв.м. по <адрес> в квартале 528 <адрес> от ограждения, хозяйственных построек и складированных строительных материалов.
Представитель истца КУМИ <адрес> по доверенности Кузнецова М.В., в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме, просила суд их удовлетворить, дала пояснения, аналогичные изложенным обстоятельствам в исковом заявлении.
Представитель ответчика Мелконяна Ю.Е. по доверенности Мелконян А.Ю. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявленных требований в связи с отсутствием нарушений требований норм действующего законодательства, так как Мелконяном Ю.Е. занимаемый ранее земельный участок освобожден.
Представитель третьего лица ООО «Югкомстрой», извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, причина неявки суду не известна, в связи с чем, на основании ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии третьего лица.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства и в их совокупности, приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении исковых требований в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствие со ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Согласно ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд обосновывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности.
В соответствии с п. 1.2 Положения о комитете по управлению муниципальным имуществом <адрес>, утвержденного решением Ставропольской городской Думы от 25.02.2015г. № комитет по управлению муниципальным имуществом <адрес> наделяется полномочиями для решения вопросов местного значения в сфере управления и распоряжения имуществом в пределах своей компетенции, находящимся в муниципальной собственности <адрес>, а также объектами земельных отношений, в том числе, земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в пределах границ муниципального образования <адрес>.
В соответствии со ст. 1 Земельного кодекса РФ (далее ЗК РФ) одним из принципов земельного законодательства является платность использования земли.
В силу п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах.
Частью 1 статьи 26 ЗК РФ предусмотрено, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Статьей 264 ГК РФ установлено, что земельные участки и находящиеся на них объекты недвижимого имущества могут предоставляться их собственниками другим лицам в постоянное или срочное пользование, в том числе в аренду.
В силу ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности предусмотрены ст. 39.1 ЗК РФ.
В соответствии со ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч.1 ст. 8.1 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации
Частью 2 ст. 8.1 ГК РФ предусмотрено, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Судом установлено, что специалистом отдела муниципального земельного контроля комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес> Кипа К.Б. в целях контроля за использованием земель муниципального образования <адрес>, проведено обследование земельного участка по адресу: <адрес> квартал 528 (район «Южного рынка»).
Согласно акту обследования земельного участка от дата, составленного специалистами КУМИ <адрес>, с выездом на место установлено, что согласно сведениям государственного кадастра недвижимости земельный участок, расположенный по <адрес>, с кадастровым номером 26:12:012102:174, площадью 9806 кв.м., имеет вид разрешенного использования «для продолжения строительства комплекса жилых домов со встроенно-пристроенными помещениями». Указанный земельный участок предоставлен в аренду ООО фирме «Югкомстрой» на основании договора аренды земельного участка от дата №, действующего до дата (запись о государственной регистрации права от дата №). Выездом на место специалистами комитета по управлению муниципальным имуществом юрода Ставрополя установлено, что на земельном участке по <адрес> расположены незавершенные строительством капитальные объекты. Территория земельного участка огорожена забором. Также установлено, что в восточной части земельного участка <адрес> собственником земельного участка по <адрес> в квартале 528 (район «Южного рынка») Мелконяном Ю.Е. установлено ограждение, размещены хозяйственные постройки, складированы строительные материалы. Указанные объекты незаконно занимают часть земельного участка по ул. <адрес>ю 945 кв.м., а также земли муниципального образования города <адрес>ю 400 кв.м. Земельный участок площадью 1345 кв.м. Мелконяну Ю.Е. в аренду либо собственность не предоставлялся. В действиях ответчика выявлены признаки нарушения ст. 25 и ст. 26 Земельного кодекса РФ, а именно использование земельного участка без оформленных надлежащим образом правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на землю.
дата Мелконяну Ю.Е. комитетом по управлению муниципальным имуществом <адрес> направлена претензия о необходимости устранения норм земельного законодательства.
В соответствии с п.2 ч. 1 ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка.
Согласно п.4 ч. 2 ст. 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу ст. 72 ЗК РФ муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами. Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Статьей 76 ЗК РФ предусмотрено, что юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.
Самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.
Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Из акта обследования земельного участка от дата, составленного консультантом отдела муниципального земельного контроля КУМИ <адрес>, следует, что ранее занимаемый Мелконяном Ю.Е. земельный участок освобожден, нарушений требований земельного законодательства не выявлено.
Факт отсутствия нарушений требований земельного законодательства со стороны ответчика подтверждается обращением ООО «Югкомстрой» к главе администрации <адрес> от 01.08.2016г. с благодарностью об оказании содействия в устранении препятствий в пользовании вышеуказанным земельным участком.
В связи с тем, что судебной защите в силу статьи 11 ГК РФ и статьи 3 ГПК РФ подлежит только нарушенное право, суд, установив, что на момент рассмотрения настоящего спора, ответчик Мелконян Ю.Е. добровольно освободил спорный земельный участок в соответствии с предписанием (претензией) КУМИ <адрес>, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований об освобождении незаконно занимаемого земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 указанного Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в упомянутой статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Ввиду полного отказа в удовлетворении исковых требований КУМИ <адрес> отсутствует правовое основания для взыскания с ответчика в доход местного бюджета расходов по уплате государственной пошлины в размере 6000 рублей, от уплаты которых в силу закона был освобожден истец.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░. ░., (░░░░░░ ░░░░ – ░░░ «░░░░░░░░░░») ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 1345 ░░.░., ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░ 528 <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░>░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░