УИД № 72RS0014-01-2021-002746-69
Дело № 2-2523/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Тюмень 7 апреля 2021 года
Ленинский районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Терентьева А.В.,
при секретаре Мальцевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2523/2021 по исковому заявлению Государственного автономного учреждения Тюменской области «Центр государственная жилищная поддержки» к Сергееву Артему Алексеевичу о взыскании социальной выплаты и процентов за пользование чужими денежными средствами,
установил:
ГАУ ТО «Центр государственная жилищная поддержки» обратилось в суд с иском к Сергееву А.А. о взыскании в доход бюджета Тюменской области денежных средств в размере 607 650 рублей, в том числе: социальная выплата в размере 600 000 рублей, сумма процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 7 650 рублей.
Требования мотивированы тем, что 20.04.2017 Сергееву А.А. выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты в размере 600 000 рублей, как работнику бюджетной сферы на приобретение жилого помещения. Сергееву А.А. перечислены денежные средства. Приказом ГБУЗ ТО «Областная клиническая больница» от 30.07.2020 Сергеев А.А. уволен с 05.08.2020. Поскольку ответчик не отработал пять лет с момента получения социальной выплаты в бюджетном учреждении Тюменской области и не предоставил сведения о трудоустройстве в ином бюджетном учреждении, социальная выплата подлежит возврату на основании п. 1.4 Положения о порядке предоставления социальных выплат и займов работникам бюджетной сферы на приобретение жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Тюменской области от 09 марта 2011 года № 60-п (далее - Положение). 10.08.2020 в адрес ответчика направлено уведомление о наличии оснований для возврата выплаты в течение 45 дней с момента получения уведомления. Ввиду отсутствия возврата социальной выплаты, начислены проценты за пользование чужими денежными средствами с 06.10.2020 по 21.01.2021 в размере 7 650 рублей.
Представитель истца в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, просил отложить судебное заседание, также направил письменный отзыв на исковое заявление, в котором просил в иске отказать. В обоснование свой позиции указал, что являясь врачом-психиатром в 2020 году фактически остался без работы, в дальнейшем долгое время искал работу в Тюменской области, однако, после безуспешных попыток, был вынужден устроиться врачом в бюджетное учреждение Тюменской области Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Лангепасская городская больница».
Рассматривая ходатайство ответчика об отложении судебного заседания суд исходит из следующего.
Частью 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ предусмотрено, что лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Заявляя ходатайство об отложении судебного заседания ответчик, каких-либо доказательств в подтверждение уважительности причин неявки суду не представил. Факт работы в БУ «Лангепасская городская больница», находящейся в г. Лангепас какими-либо доказательствами не подтвержден.
Учитывая, что реализация участниками гражданского судопроизводства своих прав не должна нарушать права и охраняемые законом интересы других участников процесса на справедливое судебное разбирательство в разумный срок, закрепленное ст. 6.1 ГПК РФ, суд на основании ст. 167 ГПК РФ рассматривает дело в соответствии с законом по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии со ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться принадлежащими им процессуальными правами и не злоупотреблять ими.
При этом, суд учитывает, что заявляя ходатайство об отложении судебного разбирательства на период с 24.05.2021 по 03.06.2021, ответчик не указал, какие именно доказательства, подтверждающие обоснованность его доводов, могут быть ей представлены при отложении судебного разбирательства. Кроме того, ответчик не был лишен возможности участия в судебном заседании с участием представителя, либо заявить ходатайство об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи на базе Лангепасского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в части.
Как следует из материалов дела, 20 апреля 2017 года Сергееву А.А. выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты № Б2017030325 в размере 600 000 рублей на приобретение жилья, как работнику бюджетной сферы.
Платежным поручением от 31 августа 2017 года № денежные средства в размере 600 000 рублей были перечислены в АО «АИЖК по Тюменской области» социальная выплата Сергееву А.А. по договору купли-продажи квартиры от 03.08.2017.
Приказом ГБУЗ ТО «Областная клиническая больница» от 30 июля 2020 года Сергеев А.А. уволен с 5 августа 2020 года.
Уведомлением Департамента здравоохранения Тюменской области от 10 августа 2020 года, Сергеев А.А. поставлен в известность о необходимости возврата социальной выплаты в течение 45 дней в случае непредставления сведений о заключенном с бюджетным учреждением Тюменской области трудовым договором, что подтверждается уведомлением № от 10.08.2020.
Положением о порядке предоставления социальных выплат и займов работникам бюджетной сферы на приобретение жилого помещения, утвержденным Постановлением Правительства Тюменской области от 09 марта 2011 года № 60-п, определен порядок предоставления социальных выплат и займов на приобретение жилого помещения за счет средств областного бюджета (далее - социальная выплата, заем) работникам организаций бюджетной сферы, имеющим право на их получение в соответствии со статьями 4.2, 5.2 Закона Тюменской области «О предоставлении субсидий и займов гражданам на строительство или приобретение жилья в Тюменской области за счет средств областного бюджета» (п. 1.1 указанного Положения).
Социальная выплата предоставляется при условии работы получателя социальной выплаты в течение пяти лет с даты получения социальной выплаты (но не более чем до достижения возраста, дающего права на страховую пенсию по старости) в созданных Тюменской областью, муниципальными образованиями Тюменской области государственных и муниципальных учреждениях всех типов (автономные, бюджетные, казенные), в организациях, образованных в результате реорганизации таких учреждений, в хозяйственных обществах, в уставном капитале которых доля участия Тюменской области составляет 100%, а также в органах государственной власти Тюменской области или органах местного самоуправления Тюменской области в случае поступления на государственную или муниципальную службу после получения социальной выплаты. Данное условие не применяется в отношении получателей социальной выплаты, достигших на дату получения социальной выплаты возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, а также в случае утраты получателем социальной выплаты трудоспособности в связи с инвалидностью после получения социальной выплаты (абзац первый п. 1.4 Положения о порядке предоставления социальных выплат и займов работникам бюджетной сферы на приобретение жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Тюменской области от 09 марта 2011 года № 60-п).
В силу абзаца второго п. 1.4 Положения о порядке предоставления социальных выплат и займов работникам бюджетной сферы на приобретение жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Тюменской области от 09 марта 2011 года № 60-п, социальная выплата подлежит возврату в областной бюджет в полном объеме в случае, в том числе, незаключения в течение двух месяцев со дня прекращения срочного трудового договора в соответствии со ст. 79 Трудового кодекса Российской Федерации с организацией, определенной в абзаце первом настоящего пункта, до истечения пятилетнего срока - трудового договора с организацией бюджетной сферы или служебного контракта с органом государственной власти Тюменской области либо органом местного самоуправления Тюменской области.
Поскольку доказательств трудоустройства получателя социальной выплаты в организации бюджетной сферы Тюменской области, либо организации, учредителем которой является Тюменская область, равно как и соблюдения иных условий вышеуказанного Положения, не представлено, основания для дальнейшего сохранения права на социальную выплату отпали.
Доводы ответчика, изложенные в отзыве на исковое заявление о том, что в настоящее время ответчик Сергеев А.А. трудоустроен на территории Тюменской области в бюджетное учреждение Тюменской области Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Лангепасская городская больница», в связи с чем, исполнил требования указанного Положения, подлежат отклонению судом.
В соответствии со сведениями ЕГРЮЛ местом нахождения БУ Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Лангепасская городская больница» является Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г. Лангепас. В качестве учредителя указано - Ханты-Мансийский автономный округ – Югра в лице Департамента по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Согласно преамбуле Постановления Правительства Тюменской области от 09 марта 2011 года № 60-п, Положение о порядке предоставления социальных выплат и займов работникам бюджетной сферы на приобретение жилого помещения принято в соответствии с Законом Тюменской области от 03 августа 1999 года № 128 «О предоставлении субсидий и займов гражданам на строительство или приобретение жилья в Тюменской области за счет средств областного бюджета».
Положениями ч.ч. 3, 4 ст. 5 Конституции Российской Федерации и п. «ж» п. 1 Федерального закона от 03 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», определены и конкретизированы самостоятельность и равноправие субъектов федерации, как основа конституционного строя Российской Федерации.
Частью 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации установлено право на принятие законов субъекта федерации по предметам совместного ведения федерации и ее субъекта.
Таким образом, Закон Тюменской области от 03 августа 1999 года № 128 «О предоставлении субсидий и займов гражданам на строительство или приобретение жилья в Тюменской области за счет средств областного бюджета» и принятое Постановлением Правительства Тюменской области от 09 марта 2011 года N 60-п Положение о порядке предоставления социальных выплат и займов работникам бюджетной сферы на приобретение жилого помещения, на территорию Ханты-Мансийского автономного округа – Югры не распространяется.
Иных доказательств свидетельствующих о трудоустройстве ответчика в организации бюджетной сферы Тюменской области, либо организации, учредителем которой является Тюменская область в материалы дела не представлено (статья 56 ГПК РФ).
Таким образом, получатель социальной выплаты обязан соблюдать условия ее предоставления - отработать в организации бюджетной сферы Тюменской области, либо организации, учредителем которой является Тюменская область.
Согласно п. 1.6 Положения о порядке предоставления социальных выплат и займов работникам бюджетной сферы на приобретение жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Тюменской области от 09 марта 2011 года N 60-п, в течение 10 рабочих дней со дня выявления обстоятельств, указанных в абзацах третьем - пятом пункта 1.4 настоящего Положения, исполнительный орган извещает гражданина о необходимости возврата средств социальной выплаты в областной бюджет в течение 45 рабочих дней со дня получения уведомления о возврате средств. Возврат средств социальной выплаты в областной бюджет производится гражданином по платежным реквизитам, указанным в уведомлении о возврате денежных средств.
В случае невозврата средств социальной выплаты взыскание средств производится в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченной организацией.
В соответствии со ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Поскольку Сергеев А.А. являлся получателем социальной выплаты и имелись особые условия, установленные нормативным актом субъекта федерации для возврата социальной выплаты, судебная коллегия соглашается с судом первой инстанции в том, что обязательство по возврату выплаты возникло у Сергеева А.А. по истечению 45-ти рабочих дней с момента попытки вручения.
В части требований истца о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами суд приходит к выводу, что истцом не верно определен период взыскания.
Судом установлено и следует из отчета об отслеживании почтового отравления (80085351938987), уведомление прибыло в место вручения 14.08.2020, 22.08.2020 была неудачная попытка вручения, в связи с чем суд полагает, что именно с указанной даты необходимо считать 45 - дневный срок (в рабочих днях), который истекает 23.10.2020, просрочка с 26.10.2020. Суд принимает решение (ч. 3 ст. 196 ГПК РФ) в рамках заявленных требований, истцом период взыскания определен до 21.01.2021.
600 000 * 67 дней (26.10.2020 по 31.12.2020) * 4,25% : 366 = 4 668,03 рублей;
600 000 * 21 дней (01.01.2021 по 21.01.2021) * 4,25% : 365 = 1 467,12 рублей, всего 6 135,15 рублей.
Данная сумма подлежит взысканию с доход бюджета Тюменской области в качестве процентов за пользование чужими денежными средствами.
Ответчиком в отзыве не заявлялось ходатайство о снижении размера суммы процентов за пользование чужими денежными средствами.
В связи с чем, у суда для отсутствуют основания для снижения размера процентов за пользование чужими денежными средствами.
При таких обстоятельствах, суд считает, что имеются основания для взыскания с ответчика в доход бюджета Тюменской области денежных средств в размере 606 135,15 рублей, в том числе: социальная выплата в размере 600 000 рублей, сумма процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 6 135,15 рублей.
В силу ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 103, 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Государственного автономного учреждения Тюменской области «Центр государственная жилищная поддержки» - удовлетворить частично.
Взыскать с Сергеева Артема Алексеевича в доход бюджета Тюменской области денежные средства в размере 606 135,15 рублей, в том числе: социальную выплату в размере 600 000 рублей, сумма процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 6 135,15 рублей, а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 9 261,35 рублей.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Ленинский районный суд г. Тюмени в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.
Мотивированное решение составлено 14 апреля 2021 года.
Судья А.В. Терентьев