Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-248/2021 ~ М-261/2021 от 30.10.2021

                       Дело

                                                   УИД: 28RS0-11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 ноября 2021 года                                  пгт. Экимчан

Селемджинский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Булат А.П.,

при секретаре Прокопенко Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Селемджинского района Амурской области, действующего в интересах Серебренникова Игоря Анатольевича, к Министерству социальной защиты Амурской области, администрации Селемджинского района - о признании пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Селемджинского района Амурской области обратился в суд с данным иском, в котором указал, что в прокуратуру <адрес> поступило обращение Серебренникова Игоря Анатольевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в котором он просит в соответствии со ст. 45 ГПК РФ обратиться в суд в его интересах в связи с отказом в предоставлении ему выплаты, как пострадавшему в результате паводка, ввиду отсутствия у него регистрации по месту жительства. В ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -р «О введении регионального режима чрезвычайной ситуации на территории <адрес>» введен региональный режим чрезвычайной ситуации, зона которой, в том числе, затрагивает территорию <адрес>, где расположено жилое помещение, в котором проживает Серебренников И.А. В своём обращении Серебренников И.А. указывает, что на момент возникновения чрезвычайной ситуации он постоянно проживал в жилом помещении по адресу: <адрес>. Серебренников И.А. обратился в администрацию <адрес> с заявлением о предоставлении выплат за счёт средств федерального бюджета как пострадавшему в результате паводка, по результатам рассмотрения которого ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в предоставлении выплаты ввиду отсутствия регистрации по месту жительства. Как показала прокурорская проверка, факт проживания Серебренникова И.А. в жилом помещении по адресу: <адрес>, находящемся в зоне затопления, нашёл своё подтверждение, также нашёл своё подтверждение факт нарушения условий жизнедеятельности данного гражданина в результате чрезвычайной ситуации регионального характера на территории <адрес>.

Ссылаясь на выше указанные обстоятельства, истец просит:

                - Признать Серебренникова Игоря Анатольевича пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, введенной распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -р «О введении регионального режима чрезвычайной ситуации на территории <адрес>».

    - Признать за Серебренниковым Игорем Анатольевичем право на получение мер социальной поддержки в виде единовременной материальной помощи по 10.000 руб., за счет средств резервного фонда <адрес> в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ .

    - Обязать администрацию Селемджинского района включить Серебренникова Игоря Анатольевича в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в размере 10.000 рублей, за счет средств резервного фонда <адрес> в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ .

- Обязать Министерство социальной защиты населения Амурской области произвести Серебренникову Игорю Анатольевичу выплату единовременной материальной помощи в размере 10.000 рублей за счет средств резервного фонда <адрес> в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ .

- Обратить решение суда к немедленному исполнению.

Прокурор Селемджинского района, а также Серебренников И.А., в интересах которого прокурор обратился в суд с настоящим иском, представители ответчиков: Министерства социальной защиты Амурской области, администрации Селемджинского района, представители третьих лиц: Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области, ГУ МЧС России по Амурской области, администрации Норского сельсовета в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.

В силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее-ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

       Изучив исковое заявление, исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан в сфере социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище. Поскольку данное исковое заявление направлено на защиту социальных прав Серебренникова И.А., обусловленных чрезвычайной ситуацией, возникшей в связи с наводнением летом 2021 года, суд полагает, что у прокурора имелось право на обращение в суд с настоящим иском

    В соответствии с пунктом «з» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется названным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами, законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт «а» пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ, граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание, и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Распоряжением губернатора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -р «О введении регионального режима чрезвычайной ситуации на территории <адрес>» введён региональный режим чрезвычайной ситуации, зона которой, в том числе с ДД.ММ.ГГГГ, затрагивает территорию <адрес>.

Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ определены границы зон чрезвычайной ситуации,                в том числе, в <адрес>.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи закона).

Пункт 4 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Правила ), предусматривает, что трансферты на финансовое обеспечение мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера предоставляются на следующие цели: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10.000 рублей на человека, оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости – 50.000 рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости 100.000 рублей на человека).

Подпункт «в» пункта 12 Правил предусматривает, что предоставление трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера осуществляется при выполнении определённых условий, в том числе, наличия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утверждающих перечень мероприятий,                  в целях финансового обеспечения которых предоставляются трансферты.

<адрес> принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ «Об осуществлении выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации» (далее – Постановление ).

Согласно п.1 Постановления пострадавшим гражданам за счет средств резервного фонда <адрес> оказывается:

1) единовременная материальная помощь в размере 10.000 рублей                           на человека;

2) финансовая помощь в связи с утратой имущества первой необходимости: за частично утраченное имущество первой необходимости – 50.000 рублей на человека;

за полностью утраченное имущество первой необходимости – 100.000 рублей на человека.

В соответствии с п. 2.1 Постановления органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов <адрес>, территории которых находятся в границах зоны чрезвычайной ситуации (далее - ОМСУ), обязаны обеспечить:

1) принятие от пострадавших граждан заявлений об оказании единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости (далее - заявления);

2) образование и функционирование на уровне муниципальных районов, муниципальных и городских округов <адрес>, комиссий в составе                    не менее 3 человек в целях:

а) установления факта нарушения условий жизнедеятельности пострадавших граждан в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации (пункты 18 - 22 Порядка );

б) определения степени утраты (полностью или частично) имущества первой необходимости пострадавших граждан (пункт 24 Порядка );

3) в течение 2 календарных дней после поступления от пострадавших граждан заявлений:

а) сверку сведений, указанных в них, с данными паспорта (иного документа, удостоверяющего личность), страхового номера индивидуального лицевого счета (СНИЛС) гражданина, подающего заявление, и членов его семьи;

б) обследование и составление комиссиями:

- заключений об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности граждан, и членов их семей в результате чрезвычайной ситуации по форме (для выплаты единовременной материальной помощи);

- актов комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации (далее - акты обследования) (для выплаты финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости);

4) оперативное формирование и подписание в части подтверждения факта постоянного проживания граждан в жилых помещениях, попавших в зону чрезвычайной ситуации и в которых они зарегистрированы по месту жительства, а также фактов нарушения условий жизнедеятельности граждан и (или) утраты ими частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации:

а) списков граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, по форме согласно приложению к Порядку ;

б) списков граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости;

5) направление списков, с приложением копий поданных гражданами заявлений, заверенных специалистами ОМСУ, заключений и актов обследования в министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности <адрес> в течение 2 календарных дней со дня их составления.

Согласно п. 2.2 Постановления , Министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности <адрес> представляет согласованные списки граждан в течение 2-х календарных дней со дня их согласования на утверждение губернатору области и направляет утвержденные губернатором области списки граждан, в министерство социальной защиты населения <адрес>.

Согласно п. 2.3 Постановления , Министерство социальной защиты населения <адрес> на основании утвержденных губернатором области списков граждан осуществляется выплата единовременной материальной помощи, финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости через государственные казенные учреждения <адрес> - управления социальной защиты населения путем перечисления на счета граждан, открытые в кредитных организациях, указанные в заявлениях, в течение 10 дней со дня принятия распоряжения <адрес> о выделении средств.

Таким образом, федеральным и региональным законодательством предусмотрено оказание помощи пострадавшим гражданам в виде единовременной материальной помощи в размере 10.000 рублей на человека и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости: за частично утраченное имущество первой необходимости – 50.000 рублей на человека; за полностью утраченное имущество первой необходимости – 100.000 рублей на человека.

Факт нарушения условий жизнедеятельности Серебренникова И.А. в результате затопления, возникшего на территории <адрес> в результате разлива реки Селемджа и её притоков подтверждается заключением об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности гражданина Серебренникова И.А., проживающего по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, составленным межведомственной комиссией, назначенной в соответствии с постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О создании комиссии по обследованию территорий, объектов, попавших в зону ЧС на территории <адрес>».

Кроме того, согласно приложению к постановлению администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , <адрес> (Норский сельсовет) отнесено к населённым пунктам <адрес>, на территории которых в связи с чрезвычайной ситуацией были одновременно подтоплены, затоплены домовладения и установлена невозможность осуществления транспортного сообщения в соответствии с пунктом 21 Порядка подготовки и предоставления высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации документов МЧС России для обоснования предельного объёма, запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации, утверждённого приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ .

Согласно ответу администрации от ДД.ММ.ГГГГ Серебренникову И.А. отказано во включении в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи по причине отсутствия у него регистрации в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации.

В соответствии с положениями ст. 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 2003 № 5242-1               «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее – Закон                      № 5242-1) место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Положения ст. 3 Закона № 5242-1 обязывают граждан Российской Федерации регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, указывая при этом на то, что регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей – родителей, усыновителей или опекунов.

По общему правилу п. 5 ст. 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Регистрация по месту жительства осуществляется в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод и исполнения обязанностей. Отсутствие регистрации не может служить основанием или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Из материалов дела следует, что Серебренников И.А. зарегистрирован по адресу: <адрес>.

Вместе с тем, согласно сведений, предоставленных администрацией Норского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ Серебренников Игорь Анатольевич на момент затопления, возникшего на территории <адрес> в результате разлива реки Селемджа и её притоков действительно проживал по адресу: <адрес>.

Учитывая установленные в судебном заседании обстоятельства, подтверждающие факт постоянного проживания Серебренникова И.А. на момент ЧС 2021 по вышеуказанному адресу, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

Доводы искового заявления о постоянном проживании Серебренникова И.А. по адресу: <адрес> на момент возникновения чрезвычайной ситуации летом 2021 года, ответчиками не опровергнуты.

При этом, отсутствие регистрации у Серебренникова И.А. по месту его фактического проживания по адресу: <адрес>, не может являться основанием для лишения его мер социальной поддержки в период чрезвычайной ситуации.

В силу ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить                                   к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

Учитывая характер иска, обусловленный необходимостью восстановления социального права гражданина, пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации, принимая во внимание срочность государственной помощи, оказываемой потерпевшим, и объективную нуждаемость в ней, суд полагает необходимым обратить решение к немедленному исполнению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

    Исковое заявление прокурора Селемджинского района Амурской области, действующего в интересах Серебренникова Игоря Анатольевича, - удовлетворить.

                Признать Серебренникова Игоря Анатольевича пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, введенной распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -р «О введении регионального режима чрезвычайной ситуации на территории <адрес>».

    Признать за Серебренниковым Игорем Анатольевичем право на получение мер социальной поддержки в виде единовременной материальной помощи в размере 10.000 рублей, за счет средств резервного фонда <адрес> в соответствии с Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ .

    Обязать администрацию Селемджинского района включить Серебренникова Игоря Анатольевича в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в размере 10.000 рублей, за счет средств резервного фонда <адрес> в соответствии с Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ .

Обязать Министерство социальной защиты населения Амурской области произвести Серебренникову Игорю Анатольевичу выплату единовременной материальной помощи в размере 10.000 рублей за счет средств резервного фонда <адрес> в соответствии с Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ .

Обратить решение суда к немедленному исполнению

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурской областной суд через Селемджинский районный суд Амурской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме

Судья                                                                           А.П. Булат

Решение в окончательной форме принято 02 ноября 2021 года.

2-248/2021 ~ М-261/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Селемджинского района
Серебренников Игорь Анатольевич
Ответчики
Администрация Селемджинского района
Министерство социальной защиты населения Амурской области
Другие
Министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области
Администрация Норского сельсовета
ГУ МЧС России по Амурской области
30.10.2021 Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.10.2021 Передача материалов судье
30.10.2021 Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.10.2021 Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.10.2021 Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.11.2021 Судебное заседание
02.11.2021 Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)