УИД № 36RS0015-01-2021-000570-72
Дело №2-326/2021 Стр. 127 |
РЕШЕНИЕ |
Именем Российской Федерации
пгт.Грибановский |
15 октября 2021 года |
Грибановский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Карповой И.С.,
при секретаре Некрыловой Н.А.,
с участием
истца, принимающего участие по ВКС Бибашова А.В.,
представителя ответчика,
прокуратуры Воронежской области Козлова Ю.В.,
представителя ответчика,
администрации Грибановского городского поселения Крылова В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Бибашова Александра Викторовича к администрации Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области, Департаменту социальной защиты Воронежской области, Прокуратуре Воронежской области о признании незаконным сообщения прокурора Грибановского района Воронежской области, решения администрации Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области, признании за ним (Бибашовым Александром Викторовичем) права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета как ветерана боевых действий, возложении обязанностей,
установил:
первоначально, Бибашов А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к прокурору Грибановского района Воронежской области Козлову Ю.В. о признании решения прокурора от 09.03.2021 №1ж-2012 незаконным и признании права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, как ветерана боевых действий.
В обосновании административного иска указывает, что он является ветераном боевых действий, имеет удостоверение, в настоящее время отбывает наказание в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Воронежской области по приговору Грибановского районного суда Воронежской области от 14.10.2020.
Решение в сообщении от 09.03.2021 прокурора Грибановского района Воронежской области в части отсутствия объективного подтверждения об обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета, его как ветерана боевых действий, нуждающегося в улучшении жилищных условий, считает незаконным и необоснованным.
Полагает, что прокурор оставил без внимания обстоятельства, дающие основания для признания за ним права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета как ветерана боевых действий, нуждающегося в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 в соответствии с законом о ветеранах.
02.10.2009 решением Воронежского гарнизонного военного суда признаны незаконными действия военного комиссариата Воронежской области и военного комиссариата г.Борисоглебск, Борисоглебского и Грибановского районов, Воронежской области, связанные с отказом в выдаче удостоверения ветерана боевых действий. Обязав военного комиссара Воронежской области и военного комиссара в установленном порядке выдать ему удостоверение ветерана боевых действий.
Вместе с тем, в данном решении было установлено, что согласно имеющихся в материалах дела выписки из учетной карточки, копии послужного списка, копии приказов командира войсковой части №, сообщения Центрального архива Министерства обороны РФ, он в период с ДД.ММ.ГГГГ находился на территории <данные изъяты> и принимал участие в боевых действиях. В соответствии с ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995 № 5-ФЗ имеет право на получение удостоверения ветерана боевых действий.
Таким образом, в результате незаконных действий военного комиссариата, связанного с несвоевременной выдачей ему удостоверения ветерана боевых действий, он был лишен реальной возможности встать на учет до 01.01.2005 в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета как ветерана боевых действий, нуждающегося в улучшении жилищных условий в соответствии со статьей 21 ФЗ №5 от 12.01.2005 «О ветеранах».
В административном исковом заявлении Бибашов А.В. просит:
- признать незаконным и необоснованным решение прокурора Грибановского района Воронежской области в части сообщения об отсутствии объективного подтверждения в обеспечении его жильем за счет средств федерального бюджета, как ветерана боевых действий, нуждающегося в улучшении жилищных условий, не вставшего на учет до 01.01.2005;
- признать право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета как ветерана боевых действий, нуждающегося в улучшении жилищных условий в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (т.1 л.д.5-6).
22.06.2021 определением Грибановского районного суда Воронежской области иск Бибашова А.В. к прокурору Грибановского района Воронежской области принят к производству суда по правилам гражданского судопроизводства, поскольку как следует из содержания заявления, Бибашовым А.В. ставится вопрос о защите его права на жилищное обеспечение, то есть суду надлежит установить, имеет ли он право на обеспечение жильем как ветеран боевых действий (т. 1 л.д. 1-3).
В ходе рассмотрения дела Бибашов А.В. обратился в суд в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ) с уточненным исковым заявлением.
В уточненном заявлении указывает, что 05.07.2021 учреждением ФКУ ИК-3, где он отбывает наказание, ему вручено сообщение от 25.06.2021 №755 администрации Грибановского городского поселения об отсутствии оснований для признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий по категории ветерана боевых действий; и в предоставлении в сформированный единый по области список ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на специализированный учет до 01.01.2005. Считает, что он имеет право на обеспечение его за счет средств федерального бюджета жильем, как ветерана боевых действий, так все доказательства им представлены. Решение администрации считает незаконным.
В уточненном исковом заявлении истец Бибашов А.В. просит:
- признать незаконным решения прокурора Грибановского района Воронежской области в части сообщения об отсутствии объективного подтверждения в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета, как ветерана боевых действий, нуждающегося в улучшении жилищных условий, не ставшего на учет до 01.01.2005; и администрации Грибановского городского поселения об отсутствии оснований по признанию его нуждающимся в улучшении жилищных условий по категории боевых действий;
- обязать администрацию Грибановского городского поселения принять решение по признанию нуждающимся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 и объем мер социальной поддержки согласно статьям 3 и 16 ФЗ №5 от 12.01.1995 «О ветеранах» и в кратчайшие сроки направить личное дело в Департамент социальной защиты Воронежской области;
- обязать департамент социальной защиты Воронежской области внести его в единый по области список ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и объем мер социальной поддержки до 01.01.2005 и вопрос об обеспечении его жильем решить в кратчайшие сроки в соответствии с действующим законодательством (т. 1 л.д. 154).
28.07.2021 определением суда, вынесенным в протокольной форме, в ходе предварительного судебного заседания уточненное исковое заявление Бибашова А.В. принято к производству суда (т. 1 л.д. 197-199).
Определением Грибановского районного суда Воронежской области от 22.06.2021 (т.1 л.д.2) к участию в деле в качестве соответчиков привлечены администрация Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области (далее – администрация поселка) и Департамент социальной защиты Воронежской области, так как рассмотрение дела без их участия в связи с характером спорных правоотношений, невозможно.
15.07.2021 в ходе предварительного судебного заседания в протокольной форме по ходатайству ответчика - прокурора Грибановского района Воронежской области Козлова Ю.В., произведена заменена ненадлежащего ответчика - прокурора Грибановского района, надлежащим ответчиком - прокуратура Воронежской области (т. 1 л.д. 140-141).
В судебном заседании истец Бибашов А.В., принимающий участие посредством видеоконференц-связи на базе ФКУ ИК – 3 УФСИН России по Воронежской области, исковые требования с учетом уточнений поддержал в полном объеме, просит их удовлетворить. Суду пояснил, что ранее (до 2021 года) он обращался в администрацию поселка с просьбой поставить его на учет, как ветерана боевых действий, однако ничем факты обращений подтвердить не может, документов нет. Обращение было в 2012 году. Длительное необращение в администрацию было вызвано тем, что он отбывал наказания по приговорам суда в местах лишения свободы, а также тем, что до обращения в суд в 2009 году не мог получить удостоверение ветерана боевых действий.
Представитель ответчика, администрации Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области Крылов В.М., действующий на основании доверенности от 16.09.2020 (т.2 л.д.29), в судебном заседании исковые требования не признал, просил в удовлетворении отказать в полном объеме. При этом пояснил, что Бибашов А.В. впервые обратился в администрацию Грибановского городского поселения с заявлением о постановке его на учет по договору социального найма, т.е. о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, в 2012 году и был поставлен на учет как нуждающийся. До 01.01.2005 года на учете как ветеран боевых действий он не состоял, в администрации поселения такого учетного дела нет. В июне 2021 от Бибашова А.В. впервые поступило заявление о постановке на учет как ветерана боевых действий, в котором он также просил снять его с очереди, как малоимущего. Вся переписка с Бибашовым А.В. за период с 2012 по 2021 год была о том, под каким номером он в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий. Исковые требования Бибашрва А.В. не обоснованы, т.к. ветераны боевых действий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жильем на общих основаниях с другими категориями граждан по договору социального найма в соответствии с жилищным законодательством.
Представитель ответчика, прокуратуры Воронежской области, прокурор Грибановского района Воронежской области Козлов Ю.В., действующий на основании доверенности от 05.07.2021 № 8-19/52-2021 (т.1 л.д.135) исковые требования не признал, просит в удовлетворении исковых требований, отказать, т.к. обжалуемый ответ прокуратуры не затрагивает жилищные права Бибашова А.В.
Представитель ответчика, Департамента социальной защиты Воронежской области, надлежащим образом уведомленный, в судебное заседание не явился, но от представителя Томилиной Г.Д., действующей на основании доверенности от 17.03.2021 (т.2 л.д.14), поступило заявление, в котором просит рассмотреть дело в отсутствие представителя департамента социальной защиты Воронежской области.
Кроме того, предоставлены письменные возражения, в которых считает, что заявленные требования незаконны и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЖК РФ) жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Из смысла вышеуказанной нормы следует, что при предоставлении жилого помещения по договорам социального найма в Воронежской области следует руководствоваться нормами Закона Воронежской области от 09.10.2007 № 93-ОЗ «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма». В соответствии с действующим законодательством вопросы обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета рассматриваются в отношении ветеранов, инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет и приобретших льготный статус до 01.01.2005. В соответствии с пунктом 2.1 статьи 1 Закона Воронежской области от 09.10.2007 № 93-ОЗ право на получении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма имеют инвалиды, ветераны боевых действий, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 01.01.2005. В связи с тем, что истец не был признан нуждающимся до 01.01.2005, право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета у него не возникло. Кроме того, Бибашов А.В. в департамент социальной защиты не обращался, следовательно, департаментом не нарушены какие-либо права и законные интересы истца. В удовлетворении исковых требований просит отказать (т. 2 л.д. 15-16).
Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело на основании статьи 167 ГПК РФ при имеющейся явке.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Закон о ветеранах) к ветеранам боевых действий относятся: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 10 Закона о ветеранах меры социальной поддержки, установленные статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 настоящего Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах» ветеранам боевых действий предоставляется мера социальной поддержки – обеспечение жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, которое осуществляется с положениями статьи 23.2 указанного Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 23.2 указанного выше закона, Российская Федерация передает для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 16, 18 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1.01.2005, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно части 3 статьи 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
При предоставлении жилого помещения по договорам социального найма в Воронежской области следует руководствоваться нормами Закона Воронежской области от 09.10.2007 № 93-ОЗ «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма».
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 1 Закона Воронежской области от 09.10.2007 № 93-ОЗ право на получении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма имеют инвалиды, ветераны боевых действий, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 01.01.2005.
В силу статьи 28 Федерального закона "О ветеранах" реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1.01.1992 или Правительством Российской Федерации.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 04.02.2014 № 236-0, подпункт 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" в редакции Федерального закона от 02.01.2000 № 40-ФЗ связывал предоставление льготы в виде первоочередного бесплатного предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов не только с наличием у лица статуса ветерана боевых действий, но и с признанием его нуждающимся в жилом помещении (о чем свидетельствовал факт постановки на учет уполномоченным органом), введение такого условия обеспечения указанной категории граждан жильем за счет средств федерального бюджета, как постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005, было осуществлено исходя из необходимости обеспечения реализации права, приобретенного ветеранами боевых действий на основании ранее действовавшего правового регулирования.
Из анализа вышеприведенных положений действующего законодательства следует, что право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных пунктом 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах", поставлено в зависимость от двух обстоятельств: наличия удостоверения установленного образца, подтверждающего право на меры социальной поддержки; обращение в компетентные органы до 01.01.2005 с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки и с предоставлением документа (удостоверения ветерана боевых действий), подтверждающего данное право.
Согласно части 2 статьи 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу присущего исковому виду судопроизводства начала диспозитивности, эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон, как субъектов доказательственной деятельности. Наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности процесса (часть 3 статьи 123 Конституции РФ), стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений (статья 56 ГПК РФ), и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий.
Судом установлено и следует из материалов дела, что истец Бибашов А.В. проходил службу в войсковой части № и в период с ДД.ММ.ГГГГ находился на территории <данные изъяты>, принимал участие в боевых действиях, что установлено решением Воронежского гарнизонного военного суда от 02.10.2009. Указанным решением полностью удовлетворено заявление бывшего военнослужащего войсковой части № рядового запаса Бибашова А.В. об оспаривании действий военного комиссариата г.Борисоглебск, Борисоглебского и Грибановского районов Воронежской области, связанных с отказом выдать удостоверение ветерана боевых действий. Суд решил: признать незаконными действия военного комиссара Воронежской области и военного комиссара г.Борисоглебск, Борисоглебского и Грибановского районов Воронежской области, связанные с отказом выдать Бибашову А.В. удостоверение ветерана боевых действий; обязать военного комиссара Воронежской области и военного комиссара г.Борисоглебск, Борисоглебского и Грибановского районов Воронежской области установленным порядком выдать Бибашову А.В. удостоверение ветерана боевых действий. Решение вступило в законную силу (т. 1 л.д. 37-38).
27.10.2009 военным комиссаром г.Борисоглебск, Борисоглебского и Грибановского районов Воронежской области Бибашову А.В. было выдано удостоверение «Ветеран боевых действий» серии БК № №, которое было направлено в адрес начальника ФБУ-ИК № 3 ст. Перелешино Панинского района Воронежской области, для вручения ему. Удостоверение 06.11.2009 было вручено Бибашову А.В. (т.1 л.д.186, 157), подтверждает его права и льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона № 5-ФЗ от 12.01.1995 года «О ветеранах» (т. 1 л.д. 60). Указанное удостоверение впоследствии было утеряно, 30.08.2019 на имя Бибашова А.В. выдано новое удостоверение ветерана боевых действий серии № (т. 1 л.д. 204), что также подтверждается сообщением военного комиссариата Воронежской области от 16.01.2020 (т. 1 л.д.160).
С 11.11.2009 Бибашову А.В. назначена ежемесячная денежная выплата в соответствии с законом о ветеранах, как ветерану боевых действий, что следует из решения Ленинского районного суда г.Воронежа от 19.08.2011 (т.1 л.д.155-159). Этим же решением с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Бибашова А.В. взыскана денежная сумма в размере 35 854,29 руб. – неполученные доходы (ЕДВ) за период с 01.12.2007 по 10.11.2009 (т. 1 л.д. 155-159).
Решением Ленинского районного суда г. Воронежа от 14.07.2010 по заявлению Бибашова А.В. с Министерства Финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в его пользу взыскано 6000 рублей в качестве компенсации морального вреда, причиненного незаконными действиями военного комиссара Воронежской области, связанных с отказом выдать ему удостоверение ветерана боевых действий (т. 2 л.д. 4-5).
04.04.2012 Бибашов А.В. обратился в администрацию Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма (т. 1 л.д. 56).
Постановлением администрации Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области от 18.04.2012 № 44 «О признании и постановке на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма» на основании пункта 1 части 1 статьи 51 ЖК РФ, пункта 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Бибашов А.В. признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в количестве одного человека с 18.04.2012 (т.1 л.д.54-55), что подтверждается также учетным делом администрации, представленным администрацией Грибановского городского поселения (т.1 л.д.46-68).
После указанной даты истец неоднократно обращался в администрацию поселения с просьбой сообщить, какой номер у него в очереди на получение жилья по договору социального найма, что сторонами не оспаривалось.
Бибашов А.В. на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений как ветеран боевых действий поставлен в срок до 01.01.2005 не был, удостоверение ветерана боевых действий, как указывалось выше, получено им только в 2009 году; до этого периода, что подтвердил сам Бибашов А.В. в судебном заседании, с соответствующим заявлением он не обращался.
Доводы Бибашова А.В. о том, что обращению с соответствующим заявлением препятствовало его нахождение в местах лишения свободы, не могут служить основанием для признания за ним права на обеспечения его жильем, как ветерана боевых действий.
Бибашов А.В. действительно ранее неоднократно судим и отбывал наказание в местах лишения свободы. Так, согласно требованию ИЦ ГУ МВД России по Воронежской области от 01.07.2020 Бибашов А.В. осуждался:
- приговором Грибановского районного суда Воронежской области суда от 28.02.2002 по статьям 158, 162 УК РФ к лишению свободы на срок 4 года, освобожден по УДО 17.08.2004,
- приговором Замоскворецкого районного суда г.Москвы от 23.10.2007 по статье 162 УК РФ к лишению свободы на срок 5 лет, освобожден 01.03.2012 по отбытию наказанию,
- приговором Грибановского районного суда Воронежской области от 12.12.2016 по статье 158 УК РФ к 1 году лишения свободы,
- приговором Грибановского районного суда Воронежской области от 15.05.2017 по статьям 158, 228 УК РФ к 3 годам 8 месяцам лишения свободы, освобожден по УДО 13.05.2020,
- приговором Грибановского районного суда Воронежской области от 14.10.2020, с учетом внесенных изменений судом апелляционной инстанции, по статье 161, 161 УК РФ к окончательному наказанию в виде 1 года 11 месяцев лишения свободы (т.1 л.д.21-33, 183). В настоящее время отбывает наказание в виде лишения свободы по последнему приговору в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Воронежской области (т.1 л.д.21-33).
Однако, нахождение в местах лишения свободы это не являлось препятствием для обращения с заявлением о постановке Бибашова А.В. на учет как ветерана боевых действий посредством почтового отправления, чего Бибашовым А.В. сделано не было. В ходе рассмотрения дела Воронежским гарнизонным военным судом в октябре 2009 года и Ленинским районным судом г.Воронежа в августе 2011 года Бибашов А.В. находился в местах лишения свободы, что не помешало ему реализовать свое право на судебную защиту (т.1 л.д.58-59). В настоящем судебном заседании он принимал участие посредством ВКС.
Доказательств того, что истец был лишен возможности реализовать свои права ввиду отбывания наказания, материалы дела не содержат.
Впервые с заявлением о постановке на учет для обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем, как ветерана боевых действий, нуждающегося в улучшении жилищных условий, Бибашов А.В. обратился в администрацию Грибановского городского поселения в 2021 году (05.05.2021, т.2 л.д.22 и 18.06.2021, т. 2 л.д.25), доказательств обратного суду не представлено. Указанные обращения имели место в период отбывания наказания Бибашовым А.В. и нахождения в исправительной колонии.
Как следует из пояснений представителя администрации поселения Крылова В.М. в судебном заседании, сообщения администрации Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области №766 от 29.06.2021, Бибашов А.В. в качестве нуждающегося в жилом помещении как ветеран боевых действий не признавался, т.к. в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 16 ФЗ от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» ветераны боевых действий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (т.1 л.д. 45).
Таким образом, в отношении Бибашова А.В. отсутствует совокупность обстоятельств, в зависимость от которых закон ставит право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных пунктом 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах»: обращение в компетентные органы до 01.01.2005 с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки и с предоставлением документа (удостоверения ветерана боевых действий), подтверждающего данное право. На момент обращения с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в 2021 году у истца Бибашова А.В. отсутствовало право на первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в порядке подпункта 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах".
В сводном списке ветеранов боевых действий Бибашов А.В. не значится, на учете на предоставление жилого помещения в Департаменте социальной защиты Воронежской области не состоит; в Департамент он не обращался (т.1 л.д.131).
Довод Бибашова А.В. о том, что он как ветеран боевых действий имеет право на обеспечение жильем с момента получения статуса ветерана, и дата постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий правового значения не имеет, суд считает несостоятельным, поскольку он основан на неверном толковании закона.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.02.2014 № 236-О разъяснено, что передача органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по обеспечению жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, нарушением конституционных прав таких граждан не является. Граждане из числа лиц, перечисленных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «о ветеранах», которые по состоянию на 01.01.2005 имели статус ветерана боевых действий, но по какой-либо причине не были поставлены на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, не могут считаться приобретшими право на первоочередное бесплатное предоставление жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов, - в отношении них государство не принимало обязательств по обеспечению жильем в приоритетном порядке, в силу чего у них не возникло и право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
Разрешая спор, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ в их совокупности, а также с учетом правовых норм, регулирующих спорные правоотношения; учитывая, что средства на реализацию полномочий по обеспечению жильем ветеранов боевых действий предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (пункты 1 и 2 статьи 23.2 ФЗ «О ветеранах»); принцип целевого финансирования обязательств государства по обеспечению жильем всех ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и состоящих на соответствующем учете по состоянию на 01.01.2005, но не обеспеченных им до указанной даты; суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Бибашова А.В. о признании за ним права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, как ветерана боевых действий и возложении на ответчиков соответствующих обязанностей.
В исковом заявлении истец просит признать незаконным решение прокурора Грибановского района Воронежской области от 09.03.2021 №1ж-2012 в части сообщения об отсутствии объективного подтверждения в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета, как ветерана боевых действий.
Судом установлено, что 09.02.2021 в прокуратуру Грибановского района Воронежской области поступило (по подведомственности) обращение Бочарова А.В. о нарушении жилищного законодательства администрацией Грибановского городского поселения, в котором он просил дать заключение о законности действий администрации, ссылаясь на то, что является ветераном боевых действий (т.2 л.д.28). Данное обращение было рассмотрено.
09.03.2021 за №1ж-2012 Бибашову А.В. прокурором Грибановского района Козловым Ю.В. был направлено сообщение согласно которому, проведенной проверкой установлено, что в настоящее время он состоит на учете в администрации Грибановского городского поселения как гражданин, нуждающийся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма на основании, указанном в пункте 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ, а именно обеспечение общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Довод о предоставлении ему (Бибашову А.В.) жилого помещения из федерального бюджета в связи с тем, что он является ветераном боевых действий, не нашел своего объективного подтверждения, т.к. в соответствии со статьей 21 Федерального закона «О ветеранах» обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусмотрено для граждан, вставших на учет до 01.01.2005. Он (Бибашов А.В.) встал на учет 18.04.2012 (т.1 л.д.17).
Указанное решение прокурора по результатам рассмотрения обращения Бибашова А.В. не повлекло для него никаких правовых последствий, дано в соответствии с действующим законодательством, а потому оснований для признания его незаконным в заявленной истцом части не имеется.
Кроме того, истец просит признать незаконным ответ администрации Грибановского городского поселения от 25.06.2021 №755 на его заявление от 18.06.2021. В указанном заявлении Бибашов А.В. просит рассмотреть вопрос о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий по категории «Ветеран боевых действий» на обеспечение его за счет средств федерального бюджета жильем, в случае признания данного права вынести соответствующее решение и с личным делом направить в департамент социальной защиты Воронежской области; снять его с учета согласно постановления от 18.04.2012 №44, на который на основании пункта 1 части 1 статьи 51 ЖК РФ он был ранее поставлен в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма, в случае отказа направить в его адрес (т.2 л.д.25).
Согласно ответу №755 от 25.06.2021 администрации Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области на обращение Бибашова А.В., данному со ссылкой на положения ФЗ от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» (пункт 3 части 1 статьи 16), у администрации отсутствуют основания для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий по категории ветеран боевых действий, т.к. он обратился в администрацию с заявлением о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий в 2012г., а ветераны боевых действий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жильем на общих основаниях с другими категориями граждан по договору социального найма в соответствии с жилищным законодательством. Вопрос о снятии его с учета как нуждающегося в улучшении жилищных условий, не рассматривался, т.к. в первом абзаце его обращения содержалась просьба о снятии его с учета только после признания нуждающимся по категории ветерана боевых действий (т. 2 л.д. 24-25, т. 1 л.д. 73-74).
Указанный ответ дан Бибашову А.В. администрацией поселения в соответствии с положениями ФЗ «О ветеранах», в установленный срок (вх. № ИК-3 от 01.07.2021), оснований для признания его незаконным не имеется.
Разрешая заявленные исковые требования, суд приходит к выводу об отсутствии совокупности юридически значимых обстоятельств, при которых иск подлежит удовлетворению. Данный вывод суд основывает на анализе материалов, представленных и исследованных в ходе судебного заседания, которым дает оценку в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, и в соответствии с положениями норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Суд также принимает во внимание, что иных доказательств, суду не представлено и в соответствии с требованиями статьи 195 ГПК РФ основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 56, 196-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
в удовлетворении исковых требований Бибашова Александра Викторовича
- о признании незаконным решения прокурора Грибановского района Воронежской области от 09.03.2021 №1ж-2012 в части сообщения об отсутствии объективного подтверждения в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета как ветерана боевых действий,
- признании права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, как ветерана боевых действий, нуждающегося в улучшении жилищных условий в соответствии со статьей 21 Федерального закона №5 от 12.01.1995 «О ветеранах»,
- признании незаконным ответа администрации Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области от 25.06.2021 №755 об отсутствии оснований по признанию его нуждающимся в улучшении жилищных условий по категории ветерана боевых действий;
- возложении на администрацию Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области обязанности принять решение по признанию его нуждающимся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 и в кратчайшие сроки направить личное дело в Департамент социальной защиты населения Воронежской области;
- возложении на Департамент социальной защиты населения Воронежской области обязанности внести его в единый по области список ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через Грибановский районный суд Воронежской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 21.10.2021.
Председательствующий: п/п И.С. Карпова
Копия верна: Судья: И.С. Карпова
Секретарь:
УИД № 36RS0015-01-2021-000570-72
Дело №2-326/2021 Стр. 127 |
РЕШЕНИЕ |
Именем Российской Федерации
пгт.Грибановский |
15 октября 2021 года |
Грибановский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Карповой И.С.,
при секретаре Некрыловой Н.А.,
с участием
истца, принимающего участие по ВКС Бибашова А.В.,
представителя ответчика,
прокуратуры Воронежской области Козлова Ю.В.,
представителя ответчика,
администрации Грибановского городского поселения Крылова В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Бибашова Александра Викторовича к администрации Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области, Департаменту социальной защиты Воронежской области, Прокуратуре Воронежской области о признании незаконным сообщения прокурора Грибановского района Воронежской области, решения администрации Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области, признании за ним (Бибашовым Александром Викторовичем) права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета как ветерана боевых действий, возложении обязанностей,
установил:
первоначально, Бибашов А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к прокурору Грибановского района Воронежской области Козлову Ю.В. о признании решения прокурора от 09.03.2021 №1ж-2012 незаконным и признании права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, как ветерана боевых действий.
В обосновании административного иска указывает, что он является ветераном боевых действий, имеет удостоверение, в настоящее время отбывает наказание в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Воронежской области по приговору Грибановского районного суда Воронежской области от 14.10.2020.
Решение в сообщении от 09.03.2021 прокурора Грибановского района Воронежской области в части отсутствия объективного подтверждения об обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета, его как ветерана боевых действий, нуждающегося в улучшении жилищных условий, считает незаконным и необоснованным.
Полагает, что прокурор оставил без внимания обстоятельства, дающие основания для признания за ним права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета как ветерана боевых действий, нуждающегося в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 в соответствии с законом о ветеранах.
02.10.2009 решением Воронежского гарнизонного военного суда признаны незаконными действия военного комиссариата Воронежской области и военного комиссариата г.Борисоглебск, Борисоглебского и Грибановского районов, Воронежской области, связанные с отказом в выдаче удостоверения ветерана боевых действий. Обязав военного комиссара Воронежской области и военного комиссара в установленном порядке выдать ему удостоверение ветерана боевых действий.
Вместе с тем, в данном решении было установлено, что согласно имеющихся в материалах дела выписки из учетной карточки, копии послужного списка, копии приказов командира войсковой части №, сообщения Центрального архива Министерства обороны РФ, он в период с ДД.ММ.ГГГГ находился на территории <данные изъяты> и принимал участие в боевых действиях. В соответствии с ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995 № 5-ФЗ имеет право на получение удостоверения ветерана боевых действий.
Таким образом, в результате незаконных действий военного комиссариата, связанного с несвоевременной выдачей ему удостоверения ветерана боевых действий, он был лишен реальной возможности встать на учет до 01.01.2005 в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета как ветерана боевых действий, нуждающегося в улучшении жилищных условий в соответствии со статьей 21 ФЗ №5 от 12.01.2005 «О ветеранах».
В административном исковом заявлении Бибашов А.В. просит:
- признать незаконным и необоснованным решение прокурора Грибановского района Воронежской области в части сообщения об отсутствии объективного подтверждения в обеспечении его жильем за счет средств федерального бюджета, как ветерана боевых действий, нуждающегося в улучшении жилищных условий, не вставшего на учет до 01.01.2005;
- признать право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета как ветерана боевых действий, нуждающегося в улучшении жилищных условий в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (т.1 л.д.5-6).
22.06.2021 определением Грибановского районного суда Воронежской области иск Бибашова А.В. к прокурору Грибановского района Воронежской области принят к производству суда по правилам гражданского судопроизводства, поскольку как следует из содержания заявления, Бибашовым А.В. ставится вопрос о защите его права на жилищное обеспечение, то есть суду надлежит установить, имеет ли он право на обеспечение жильем как ветеран боевых действий (т. 1 л.д. 1-3).
В ходе рассмотрения дела Бибашов А.В. обратился в суд в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ) с уточненным исковым заявлением.
В уточненном заявлении указывает, что 05.07.2021 учреждением ФКУ ИК-3, где он отбывает наказание, ему вручено сообщение от 25.06.2021 №755 администрации Грибановского городского поселения об отсутствии оснований для признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий по категории ветерана боевых действий; и в предоставлении в сформированный единый по области список ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на специализированный учет до 01.01.2005. Считает, что он имеет право на обеспечение его за счет средств федерального бюджета жильем, как ветерана боевых действий, так все доказательства им представлены. Решение администрации считает незаконным.
В уточненном исковом заявлении истец Бибашов А.В. просит:
- признать незаконным решения прокурора Грибановского района Воронежской области в части сообщения об отсутствии объективного подтверждения в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета, как ветерана боевых действий, нуждающегося в улучшении жилищных условий, не ставшего на учет до 01.01.2005; и администрации Грибановского городского поселения об отсутствии оснований по признанию его нуждающимся в улучшении жилищных условий по категории боевых действий;
- обязать администрацию Грибановского городского поселения принять решение по признанию нуждающимся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 и объем мер социальной поддержки согласно статьям 3 и 16 ФЗ №5 от 12.01.1995 «О ветеранах» и в кратчайшие сроки направить личное дело в Департамент социальной защиты Воронежской области;
- обязать департамент социальной защиты Воронежской области внести его в единый по области список ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и объем мер социальной поддержки до 01.01.2005 и вопрос об обеспечении его жильем решить в кратчайшие сроки в соответствии с действующим законодательством (т. 1 л.д. 154).
28.07.2021 определением суда, вынесенным в протокольной форме, в ходе предварительного судебного заседания уточненное исковое заявление Бибашова А.В. принято к производству суда (т. 1 л.д. 197-199).
Определением Грибановского районного суда Воронежской области от 22.06.2021 (т.1 л.д.2) к участию в деле в качестве соответчиков привлечены администрация Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области (далее – администрация поселка) и Департамент социальной защиты Воронежской области, так как рассмотрение дела без их участия в связи с характером спорных правоотношений, невозможно.
15.07.2021 в ходе предварительного судебного заседания в протокольной форме по ходатайству ответчика - прокурора Грибановского района Воронежской области Козлова Ю.В., произведена заменена ненадлежащего ответчика - прокурора Грибановского района, надлежащим ответчиком - прокуратура Воронежской области (т. 1 л.д. 140-141).
В судебном заседании истец Бибашов А.В., принимающий участие посредством видеоконференц-связи на базе ФКУ ИК – 3 УФСИН России по Воронежской области, исковые требования с учетом уточнений поддержал в полном объеме, просит их удовлетворить. Суду пояснил, что ранее (до 2021 года) он обращался в администрацию поселка с просьбой поставить его на учет, как ветерана боевых действий, однако ничем факты обращений подтвердить не может, документов нет. Обращение было в 2012 году. Длительное необращение в администрацию было вызвано тем, что он отбывал наказания по приговорам суда в местах лишения свободы, а также тем, что до обращения в суд в 2009 году не мог получить удостоверение ветерана боевых действий.
Представитель ответчика, администрации Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области Крылов В.М., действующий на основании доверенности от 16.09.2020 (т.2 л.д.29), в судебном заседании исковые требования не признал, просил в удовлетворении отказать в полном объеме. При этом пояснил, что Бибашов А.В. впервые обратился в администрацию Грибановского городского поселения с заявлением о постановке его на учет по договору социального найма, т.е. о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, в 2012 году и был поставлен на учет как нуждающийся. До 01.01.2005 года на учете как ветеран боевых действий он не состоял, в администрации поселения такого учетного дела нет. В июне 2021 от Бибашова А.В. впервые поступило заявление о постановке на учет как ветерана боевых действий, в котором он также просил снять его с очереди, как малоимущего. Вся переписка с Бибашовым А.В. за период с 2012 по 2021 год была о том, под каким номером он в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий. Исковые требования Бибашрва А.В. не обоснованы, т.к. ветераны боевых действий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жильем на общих основаниях с другими категориями граждан по договору социального найма в соответствии с жилищным законодательством.
Представитель ответчика, прокуратуры Воронежской области, прокурор Грибановского района Воронежской области Козлов Ю.В., действующий на основании доверенности от 05.07.2021 № 8-19/52-2021 (т.1 л.д.135) исковые требования не признал, просит в удовлетворении исковых требований, отказать, т.к. обжалуемый ответ прокуратуры не затрагивает жилищные права Бибашова А.В.
Представитель ответчика, Департамента социальной защиты Воронежской области, надлежащим образом уведомленный, в судебное заседание не явился, но от представителя Томилиной Г.Д., действующей на основании доверенности от 17.03.2021 (т.2 л.д.14), поступило заявление, в котором просит рассмотреть дело в отсутствие представителя департамента социальной защиты Воронежской области.
Кроме того, предоставлены письменные возражения, в которых считает, что заявленные требования незаконны и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЖК РФ) жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Из смысла вышеуказанной нормы следует, что при предоставлении жилого помещения по договорам социального найма в Воронежской области следует руководствоваться нормами Закона Воронежской области от 09.10.2007 № 93-ОЗ «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма». В соответствии с действующим законодательством вопросы обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета рассматриваются в отношении ветеранов, инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет и приобретших льготный статус до 01.01.2005. В соответствии с пунктом 2.1 статьи 1 Закона Воронежской области от 09.10.2007 № 93-ОЗ право на получении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма имеют инвалиды, ветераны боевых действий, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 01.01.2005. В связи с тем, что истец не был признан нуждающимся до 01.01.2005, право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета у него не возникло. Кроме того, Бибашов А.В. в департамент социальной защиты не обращался, следовательно, департаментом не нарушены какие-либо права и законные интересы истца. В удовлетворении исковых требований просит отказать (т. 2 л.д. 15-16).
Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело на основании статьи 167 ГПК РФ при имеющейся явке.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Закон о ветеранах) к ветеранам боевых действий относятся: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 10 Закона о ветеранах меры социальной поддержки, установленные статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 настоящего Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах» ветеранам боевых действий предоставляется мера социальной поддержки – обеспечение жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, которое осуществляется с положениями статьи 23.2 указанного Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 23.2 указанного выше закона, Российская Федерация передает для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 16, 18 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1.01.2005, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно части 3 статьи 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
При предоставлении жилого помещения по договорам социального найма в Воронежской области следует руководствоваться нормами Закона Воронежской области от 09.10.2007 № 93-ОЗ «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма».
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 1 Закона Воронежской области от 09.10.2007 № 93-ОЗ право на получении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма имеют инвалиды, ветераны боевых действий, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 01.01.2005.
В силу статьи 28 Федерального закона "О ветеранах" реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1.01.1992 или Правительством Российской Федерации.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 04.02.2014 № 236-0, подпункт 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" в редакции Федерального закона от 02.01.2000 № 40-ФЗ связывал предоставление льготы в виде первоочередного бесплатного предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов не только с наличием у лица статуса ветерана боевых действий, но и с признанием его нуждающимся в жилом помещении (о чем свидетельствовал факт постановки на учет уполномоченным органом), введение такого условия обеспечения указанной категории граждан жильем за счет средств федерального бюджета, как постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005, было осуществлено исходя из необходимости обеспечения реализации права, приобретенного ветеранами боевых действий на основании ранее действовавшего правового регулирования.
Из анализа вышеприведенных положений действующего законодательства следует, что право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных пунктом 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах", поставлено в зависимость от двух обстоятельств: наличия удостоверения установленного образца, подтверждающего право на меры социальной поддержки; обращение в компетентные органы до 01.01.2005 с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки и с предоставлением документа (удостоверения ветерана боевых действий), подтверждающего данное право.
Согласно части 2 статьи 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу присущего исковому виду судопроизводства начала диспозитивности, эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон, как субъектов доказательственной деятельности. Наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности процесса (часть 3 статьи 123 Конституции РФ), стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений (статья 56 ГПК РФ), и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий.
Судом установлено и следует из материалов дела, что истец Бибашов А.В. проходил службу в войсковой части № и в период с ДД.ММ.ГГГГ находился на территории <данные изъяты>, принимал участие в боевых действиях, что установлено решением Воронежского гарнизонного военного суда от 02.10.2009. Указанным решением полностью удовлетворено заявление бывшего военнослужащего войсковой части № рядового запаса Бибашова А.В. об оспаривании действий военного комиссариата г.Борисоглебск, Борисоглебского и Грибановского районов Воронежской области, связанных с отказом выдать удостоверение ветерана боевых действий. Суд решил: признать незаконными действия военного комиссара Воронежской области и военного комиссара г.Борисоглебск, Борисоглебского и Грибановского районов Воронежской области, связанные с отказом выдать Бибашову А.В. удостоверение ветерана боевых действий; обязать военного комиссара Воронежской области и военного комиссара г.Борисоглебск, Борисоглебского и Грибановского районов Воронежской области установленным порядком выдать Бибашову А.В. удостоверение ветерана боевых действий. Решение вступило в законную силу (т. 1 л.д. 37-38).
27.10.2009 военным комиссаром г.Борисоглебск, Борисоглебского и Грибановского районов Воронежской области Бибашову А.В. было выдано удостоверение «Ветеран боевых действий» серии БК № №, которое было направлено в адрес начальника ФБУ-ИК № 3 ст. Перелешино Панинского района Воронежской области, для вручения ему. Удостоверение 06.11.2009 было вручено Бибашову А.В. (т.1 л.д.186, 157), подтверждает его права и льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона № 5-ФЗ от 12.01.1995 года «О ветеранах» (т. 1 л.д. 60). Указанное удостоверение впоследствии было утеряно, 30.08.2019 на имя Бибашова А.В. выдано новое удостоверение ветерана боевых действий серии № (т. 1 л.д. 204), что также подтверждается сообщением военного комиссариата Воронежской области от 16.01.2020 (т. 1 л.д.160).
С 11.11.2009 Бибашову А.В. назначена ежемесячная денежная выплата в соответствии с законом о ветеранах, как ветерану боевых действий, что следует из решения Ленинского районного суда г.Воронежа от 19.08.2011 (т.1 л.д.155-159). Этим же решением с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Бибашова А.В. взыскана денежная сумма в размере 35 854,29 руб. – неполученные доходы (ЕДВ) за период с 01.12.2007 по 10.11.2009 (т. 1 л.д. 155-159).
Решением Ленинского районного суда г. Воронежа от 14.07.2010 по заявлению Бибашова А.В. с Министерства Финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в его пользу взыскано 6000 рублей в качестве компенсации морального вреда, причиненного незаконными действиями военного комиссара Воронежской области, связанных с отказом выдать ему удостоверение ветерана боевых действий (т. 2 л.д. 4-5).
04.04.2012 Бибашов А.В. обратился в администрацию Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма (т. 1 л.д. 56).
Постановлением администрации Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области от 18.04.2012 № 44 «О признании и постановке на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма» на основании пункта 1 части 1 статьи 51 ЖК РФ, пункта 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Бибашов А.В. признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в количестве одного человека с 18.04.2012 (т.1 л.д.54-55), что подтверждается также учетным делом администрации, представленным администрацией Грибановского городского поселения (т.1 л.д.46-68).
После указанной даты истец неоднократно обращался в администрацию поселения с просьбой сообщить, какой номер у него в очереди на получение жилья по договору социального найма, что сторонами не оспаривалось.
Бибашов А.В. на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений как ветеран боевых действий поставлен в срок до 01.01.2005 не был, удостоверение ветерана боевых действий, как указывалось выше, получено им только в 2009 году; до этого периода, что подтвердил сам Бибашов А.В. в судебном заседании, с соответствующим заявлением он не обращался.
Доводы Бибашова А.В. о том, что обращению с соответствующим заявлением препятствовало его нахождение в местах лишения свободы, не могут служить основанием для признания за ним права на обеспечения его жильем, как ветерана боевых действий.
Бибашов А.В. действительно ранее неоднократно судим и отбывал наказание в местах лишения свободы. Так, согласно требованию ИЦ ГУ МВД России по Воронежской области от 01.07.2020 Бибашов А.В. осуждался:
- приговором Грибановского районного суда Воронежской области суда от 28.02.2002 по статьям 158, 162 УК РФ к лишению свободы на срок 4 года, освобожден по УДО 17.08.2004,
- приговором Замоскворецкого районного суда г.Москвы от 23.10.2007 по статье 162 УК РФ к лишению свободы на срок 5 лет, освобожден 01.03.2012 по отбытию наказанию,
- приговором Грибановского районного суда Воронежской области от 12.12.2016 по статье 158 УК РФ к 1 году лишения свободы,
- приговором Грибановского районного суда Воронежской области от 15.05.2017 по статьям 158, 228 УК РФ к 3 годам 8 месяцам лишения свободы, освобожден по УДО 13.05.2020,
- приговором Грибановского районного суда Воронежской области от 14.10.2020, с учетом внесенных изменений судом апелляционной инстанции, по статье 161, 161 УК РФ к окончательному наказанию в виде 1 года 11 месяцев лишения свободы (т.1 л.д.21-33, 183). В настоящее время отбывает наказание в виде лишения свободы по последнему приговору в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Воронежской области (т.1 л.д.21-33).
Однако, нахождение в местах лишения свободы это не являлось препятствием для обращения с заявлением о постановке Бибашова А.В. на учет как ветерана боевых действий посредством почтового отправления, чего Бибашовым А.В. сделано не было. В ходе рассмотрения дела Воронежским гарнизонным военным судом в октябре 2009 года и Ленинским районным судом г.Воронежа в августе 2011 года Бибашов А.В. находился в местах лишения свободы, что не помешало ему реализовать свое право на судебную защиту (т.1 л.д.58-59). В настоящем судебном заседании он принимал участие посредством ВКС.
Доказательств того, что истец был лишен возможности реализовать свои права ввиду отбывания наказания, материалы дела не содержат.
Впервые с заявлением о постановке на учет для обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем, как ветерана боевых действий, нуждающегося в улучшении жилищных условий, Бибашов А.В. обратился в администрацию Грибановского городского поселения в 2021 году (05.05.2021, т.2 л.д.22 и 18.06.2021, т. 2 л.д.25), доказательств обратного суду не представлено. Указанные обращения имели место в период отбывания наказания Бибашовым А.В. и нахождения в исправительной колонии.
Как следует из пояснений представителя администрации поселения Крылова В.М. в судебном заседании, сообщения администрации Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области №766 от 29.06.2021, Бибашов А.В. в качестве нуждающегося в жилом помещении как ветеран боевых действий не признавался, т.к. в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 16 ФЗ от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» ветераны боевых действий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (т.1 л.д. 45).
Таким образом, в отношении Бибашова А.В. отсутствует совокупность обстоятельств, в зависимость от которых закон ставит право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных пунктом 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах»: обращение в компетентные органы до 01.01.2005 с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки и с предоставлением документа (удостоверения ветерана боевых действий), подтверждающего данное право. На момент обращения с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в 2021 году у истца Бибашова А.В. отсутствовало право на первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в порядке подпункта 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах".
В сводном списке ветеранов боевых действий Бибашов А.В. не значится, на учете на предоставление жилого помещения в Департаменте социальной защиты Воронежской области не состоит; в Департамент он не обращался (т.1 л.д.131).
Довод Бибашова А.В. о том, что он как ветеран боевых действий имеет право на обеспечение жильем с момента получения статуса ветерана, и дата постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий правового значения не имеет, суд считает несостоятельным, поскольку он основан на неверном толковании закона.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.02.2014 № 236-О разъяснено, что передача органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по обеспечению жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, нарушением конституционных прав таких граждан не является. Граждане из числа лиц, перечисленных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «о ветеранах», которые по состоянию на 01.01.2005 имели статус ветерана боевых действий, но по какой-либо причине не были поставлены на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, не могут считаться приобретшими право на первоочередное бесплатное предоставление жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов, - в отношении них государство не принимало обязательств по обеспечению жильем в приоритетном порядке, в силу чего у них не возникло и право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
Разрешая спор, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ в их совокупности, а также с учетом правовых норм, регулирующих спорные правоотношения; учитывая, что средства на реализацию полномочий по обеспечению жильем ветеранов боевых действий предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (пункты 1 и 2 статьи 23.2 ФЗ «О ветеранах»); принцип целевого финансирования обязательств государства по обеспечению жильем всех ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и состоящих на соответствующем учете по состоянию на 01.01.2005, но не обеспеченных им до указанной даты; суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Бибашова А.В. о признании за ним права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, как ветерана боевых действий и возложении на ответчиков соответствующих обязанностей.
В исковом заявлении истец просит признать незаконным решение прокурора Грибановского района Воронежской области от 09.03.2021 №1ж-2012 в части сообщения об отсутствии объективного подтверждения в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета, как ветерана боевых действий.
Судом установлено, что 09.02.2021 в прокуратуру Грибановского района Воронежской области поступило (по подведомственности) обращение Бочарова А.В. о нарушении жилищного законодательства администрацией Грибановского городского поселения, в котором он просил дать заключение о законности действий администрации, ссылаясь на то, что является ветераном боевых действий (т.2 л.д.28). Данное обращение было рассмотрено.
09.03.2021 за №1ж-2012 Бибашову А.В. прокурором Грибановского района Козловым Ю.В. был направлено сообщение согласно которому, проведенной проверкой установлено, что в настоящее время он состоит на учете в администрации Грибановского городского поселения как гражданин, нуждающийся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма на основании, указанном в пункте 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ, а именно обеспечение общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Довод о предоставлении ему (Бибашову А.В.) жилого помещения из федерального бюджета в связи с тем, что он является ветераном боевых действий, не нашел своего объективного подтверждения, т.к. в соответствии со статьей 21 Федерального закона «О ветеранах» обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусмотрено для граждан, вставших на учет до 01.01.2005. Он (Бибашов А.В.) встал на учет 18.04.2012 (т.1 л.д.17).
Указанное решение прокурора по результатам рассмотрения обращения Бибашова А.В. не повлекло для него никаких правовых последствий, дано в соответствии с действующим законодательством, а потому оснований для признания его незаконным в заявленной истцом части не имеется.
Кроме того, истец просит признать незаконным ответ администрации Грибановского городского поселения от 25.06.2021 №755 на его заявление от 18.06.2021. В указанном заявлении Бибашов А.В. просит рассмотреть вопрос о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий по категории «Ветеран боевых действий» на обеспечение его за счет средств федерального бюджета жильем, в случае признания данного права вынести соответствующее решение и с личным делом направить в департамент социальной защиты Воронежской области; снять его с учета согласно постановления от 18.04.2012 №44, на который на основании пункта 1 части 1 статьи 51 ЖК РФ он был ранее поставлен в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма, в случае отказа направить в его адрес (т.2 л.д.25).
Согласно ответу №755 от 25.06.2021 администрации Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области на обращение Бибашова А.В., данному со ссылкой на положения ФЗ от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» (пункт 3 части 1 статьи 16), у администрации отсутствуют основания для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий по категории ветеран боевых действий, т.к. он обратился в администрацию с заявлением о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий в 2012г., а ветераны боевых действий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жильем на общих основаниях с другими категориями граждан по договору социального найма в соответствии с жилищным законодательством. Вопрос о снятии его с учета как нуждающегося в улучшении жилищных условий, не рассматривался, т.к. в первом абзаце его обращения содержалась просьба о снятии его с учета только после признания нуждающимся по категории ветерана боевых действий (т. 2 л.д. 24-25, т. 1 л.д. 73-74).
Указанный ответ дан Бибашову А.В. администрацией поселения в соответствии с положениями ФЗ «О ветеранах», в установленный срок (вх. № ИК-3 от 01.07.2021), оснований для признания его незаконным не имеется.
Разрешая заявленные исковые требования, суд приходит к выводу об отсутствии совокупности юридически значимых обстоятельств, при которых иск подлежит удовлетворению. Данный вывод суд основывает на анализе материалов, представленных и исследованных в ходе судебного заседания, которым дает оценку в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, и в соответствии с положениями норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Суд также принимает во внимание, что иных доказательств, суду не представлено и в соответствии с требованиями статьи 195 ГПК РФ основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 56, 196-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
в удовлетворении исковых требований Бибашова Александра Викторовича
- о признании незаконным решения прокурора Грибановского района Воронежской области от 09.03.2021 №1ж-2012 в части сообщения об отсутствии объективного подтверждения в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета как ветерана боевых действий,
- признании права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, как ветерана боевых действий, нуждающегося в улучшении жилищных условий в соответствии со статьей 21 Федерального закона №5 от 12.01.1995 «О ветеранах»,
- признании незаконным ответа администрации Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области от 25.06.2021 №755 об отсутствии оснований по признанию его нуждающимся в улучшении жилищных условий по категории ветерана боевых действий;
- возложении на администрацию Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области обязанности принять решение по признанию его нуждающимся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 и в кратчайшие сроки направить личное дело в Департамент социальной защиты населения Воронежской области;
- возложении на Департамент социальной защиты населения Воронежской области обязанности внести его в единый по области список ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через Грибановский районный суд Воронежской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 21.10.2021.
Председательствующий: п/п И.С. Карпова
Копия верна: Судья: И.С. Карпова
Секретарь: