Самарский гарнизонный военный суд в составе:
председательствующего - Абрамова Э.Н.,
при секретаре судебного заседания - Ромаданове И.В.,
с участием: представителя административного истца - адвоката Хобни Н.И., а также представителя административного ответчика - юрисконсульта территориального отдела "Самарский" филиала "Центральный" федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социального инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации Юсова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части № <данные изъяты> Саидова Д.Т. , об оспаривании решения начальника 1 отдела (г. Самара) федерального государственного казённого учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (город Самара) № от ДД.ММ.ГГГГ, связанного с отказом в принятии Саидова У.А. , как члена семьи административного истца, на учёт нуждающихся в жилых помещениях,
установил:
Саидов обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором указал, что он проходит военную службу по контракту в войсковой части № и имеет общую выслугу более 10 лет. Однако подлежит увольнению с военной службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе. Будучи признанным нуждающимся в жилом помещении для постоянного проживания он в декабре 2020 года обратился к начальнику 1 отдела ФГКУ "Центррегионжильё" с заявлением о принятии его внука Саидова У.А. на учёт нуждающихся в жилых помещениях, поскольку он и его отец зарегистрированы по адресу воинской части, где он, Саидов, проходит службу, проживают вместе с ним в съёмном жилье и ведут общее хозяйство.
ДД.ММ.ГГГГ указанное должностное лицо своим решением № отказал в принятии названного внука на учёт нуждающихся в жилых помещениях с указанием на то, что в отношении него не представлено документов, подтверждающих его право состоять на данном учёте.
Посчитав данный отказ необоснованным, поскольку к членам семьи военнослужащего согласно п.25 разъяснений Постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, следует руководствоваться нормами ЖК Российской Федерации и Семейного кодекса Российской Федерации, Саидов просил суд признать незаконным решение начальника 1 отдела (город Самара) ФГКУ "Центррегионжильё" от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в принятии на учёт нуждающихся в получении жилых помещений, его внука Саидова У.А.
Кроме того, просил суд взыскать в его пользу судебные расходы, состоящие из государственной пошлины, уплаченной за обращение с административным исковым заявлением в суд и оплаты услуг представителя, в размере 30000 рублей.
В судебном заседании Саидов, надлежащим образом уведомлённый о времени и месте его проведения, не участвовал и просил о рассмотрении дела без его участия.
Законный представитель Саидова У.А. её отец Саидов А.Д. - сын военнослужащего Саидова в суд, уведомлённый о времени и месте судебного заседания, не явился и в своём заявлении просил суд о рассмотрении дела без его участия.
Представитель административного истца адвокат Хобня поддержал требования своего доверителя и пояснил суду, что в настоящее время Саидов его сын Саидов А.Д. законный представитель указанного внука, на основании договора коммерческого найма жилого помещения проживают совместно и ведут общее хозяйство по адресу: <адрес>. В соответствии с положениями ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", далее пояснил Хобня, государство гарантирует военнослужащим предоставление жилья. Право военнослужащих на жильё должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Ссылаясь на Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" представитель административного истца обратил внимание суда на то, что при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, следует руководствоваться нормами Жилищного и Семейного кодексов Российской Федерации. Таким образом, по мнению Хобни, решение начальника 1 отдела (город Самара) ФГКУ "Центррегионжильё" от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в принятии на учёт нуждающихся в получении жилых помещений, внука Саидова, Саидова У.А., незаконно и подлежит отмене.
Так же Хобня, уточняя дополнительные требования своего доверителя о возмещении судебных расходов, пояснил, что Саидов, обратившись за судебной защитой своих нарушенных прав, воспользовался правом иметь представителя. Заключил с ним, Хобней, соглашение на оказание юридической помощи, куда вошло проведение юридической консультации, ознакомление с документами, составление административного искового заявления, сбор документов, в обоснование заявленных административных требований, а также представление интересов доверителя в ходе судебного заседания. Его работу Саидов оплатил. Таким образом, пояснил представитель административного истца, судебные расходы его доверителя состоят из уплаченной государственной пошлины, в размере 300 рублей и расходов на оплату услуг представителя, в размере 30000 рублей.
Юсов, представитель федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социального инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (далее ФГАУ "Росжилкомплекс"), привлечённого к участию в деле как правопреемник 1 отдела (город Самара) ФГКУ "Центррегионжильё" и начальника 1 отдела (город Самара) ФГКУ "Центррегионжильё", требования административного истца не признал и просил суд отказать административному истцу в заявленных им требованиях, при этом заявил, что оспариваемое решение принято на основании действующего законодательства, обращая внимание суда на то, что согласно п.5 ст.2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" к членам семей военнослужащих относятся супруг, несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения, лица находящиеся на иждивении военнослужащих.
Кроме того, Юсов пояснил, что административным истцом к своему заявлению о признании его указанного внука нуждающимся в жилом помещении для постоянного проживания не был представлен договор найма съёмного жилого помещения, где он проживает с внуком и другими членами семьи, в связи с чем административный ответчик не мог установить факт их совместного проживания и ведение общего хозяйства.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, показания свидетеля ФИО22, исследовав имеющиеся в материалах дела и представленные сторонами доказательства, суд признаёт административный иск Саидова обоснованным, а его требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
Так, в соответствии с ч.4 ст.3 Федерального закона "О статусе военнослужащих" реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров.
Как усматривается из справки, выданной Саидову командиром войсковой части № ДД.ММ.ГГГГ следует, что он имеет продолжительность военной службы на ДД.ММ.ГГГГ составляет более 18 лет.
В соответствии с п.1 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и совместно проживающие с ними члены их семей обеспечиваются служебными жилыми помещениями в соответствии с нормами, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как усматривается из договора от ДД.ММ.ГГГГ найма квартиры, расположенной по адресу: <адрес> Саидов и гражданка Оева Х.Н. заключили данный договор, согласно которого Саидову и членам его семьи, в том числе и внуку Саидову У.А. предоставлена указанная квартира для проживания.
Как пояснил представитель административного истца данный договор был подписан наимодателем Оевой Х.Н. в городе Москве, где она в настоящий момент проживает. Экземпляр этого договора Саидов получил на кануне принятия решения должностным лицом, который вместо того, чтобы приостановить и отложить принятие решения, сообщив об этом Саидову, принял поспешно необоснованное решение об отказе в постановке Саидова У.А. на учёт нуждающихся в жилых помещениях.
Свидетель ФИО18 соседка административного истца показала суду, что Саидов и его внук Саидов У.А. проживают по упомянутому адресу и Саидов с родителями его внука Саидова У.А. ведёт общее хозяйство.
Согласно абзаца 12 п.1 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст.15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст.51 ЖК Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Из оспариваемого решения начальника 1 отдела (г. Самара) ФГКУ "Центррегионжильё" от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания следует, что в ходе проверки предоставленных документов не установлен факт совместного проживания Саидова и его указанного внука, в связи с чем на основании п.2 ч.1 ст.54 ЖК Российской Федерации Саидову отказано в принятии его внука Саидова У.А. на учёт нуждающейся в жилом помещении для постоянного проживания.
Между тем, в соответствии с разъяснениями п.25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона "О статусе военнослужащих", так и нормами ЖК Российской Федерации, принятыми в соответствии с ЖК Российской Федерации другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В связи с изложенным судам следует исходить из того, что гарантированное ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств за счёт средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами Жилищного и Семейного кодексов Российской Федерации.
Как усматривается из п.25 разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" при разрешении споров, связанных с признанием лица членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, судам необходимо учитывать, что круг лиц, являющихся членами семьи нанимателя, определен ч.1 ст.69 ЖК Российской Федерации. К ним относятся супруг, а также дети и родители данного нанимателя, проживающие совместно с ним.
Руководствуясь положениями вышеприведенных Федеральных законов, разъяснениями Постановлений Пленумов Верховного Суда РФ, оценивая совокупность исследованных в судебном заседании доказательств, суд приходит к выводу о том, что начальник 1 отдела ФГКУ "Центррегионжильё" принял необоснованное решение об отказе в принятии Саидова У.А. на учёт нуждающихся в жилых помещениях, поскольку в судебном заседании достоверно установлено, что он, в качестве члена семьи военнослужащего, проживает вместе с ним вселён на законных основаниях в жилое помещение в котором он и члены его семьи проживают и ведут совместное хозяйство.
Более того, в настоящее время административный истец и родители Саидова У.А. ведут общее хозяйство, а также то, что жилого помещения на праве собственности и по договору социального найма он и его родители не имеют.
В силу ч.4 ст.52 ЖК Российской Федерации, органом, осуществляющим принятие на учёт, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе.
Оценивая совокупность исследованных в судебном заседании доказательств, руководствуясь приведенным положением ЖК Российской Федерации, суд полагает, что обязанность по выяснению факта совместно проживания и ведения общего хозяйства Саидовым и родителями его внука лежит на административном ответчике, поскольку именно административный ответчик принимает решение о признании членов семьи военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях для постоянного проживания.
При таких обстоятельствах, решение начальника I отдела (город Самара) ФГКУ "Центррегионжильё" от ДД.ММ.ГГГГ №, об отказе Саидову в постановке на учёт нуждающихся в получении жилых помещений его внука Саидова У.А., как члена семьи военнослужащего, на которого не распространяются социальные гарантии, компенсации, предусмотренные указанным Федеральным законом "О статусе военнослужащих", суд находит незаконным.
Учитывая изложенное, суд полагает необходимым возложить на начальника ФГАУ "Росжилкомплекс", как правопреемника ФГКУ "Центррегионжильё", обязанность отменить принятое начальником I отдела (город Самара) ФГКУ "Центррегионжильё" решение № от ДД.ММ.ГГГГ, об отказе в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях Саидову У.А. - внуку административного истца, и повторно рассмотреть вопрос о принятии на учёт нуждающихся в получении жилых помещений Саидова У.А. в качестве члена семьи Саидова, с учётом выводов данного решения суда.
Что касается требований административного истца о возмещении судебных расходов, то суд исходит из следующего.
В судебном заседании установлено, что административным истцом уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей за обращение с административным исковым заявлением за судебной защитой своих нарушенных прав. Кроме того, С. в ходе производства по административному делу пользовался помощью представителя, услуги которого им были оплачены в размере 30000 рублей, что подтверждается квитанцией № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст.111 КАС Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ст.107 и ч.3 ст.109 КАС Российской Федерации.
Согласно ст.112 КАС Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по её письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Учитывая положения п.п.11 и 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, из которых усматривается, что суд не вправе уменьшать их произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с неё расходов.
Признавая административное исковое заявление обоснованным, суд находит обоснованным и требование административного истца о возмещении ему судебных расходов. Однако считает размер заявленной суммы на возмещение расходов на оплату услуг представителя, завышенным.
Принимая во внимание объём заявленных требований, сложность дела, объём оказанных административному истцу услуг - проведение юридической консультации, ознакомление с документами, составление административного искового заявления, сбор документов, в обоснование заявленных административных требований, представление интересов доверителя в ходе судебного заседания, продолжительность рассмотрения дела, суд, исходя из принципа разумности и справедливости, с учётом мнения представителя ФГАУ "Росжилкомплекс", считает необходимым частично возместить Саидову понесенные им судебные расходы, и взыскать с ФГАУ "Росжилкомплекс" в пользу административного истца судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, при обращении с административным исковым заявлением в суд в размере 300 рублей, а расходы на оплату услуг представителя в размере 10000 рублей.
В этой связи, в удовлетворении требований административного истца о взыскании в его пользу с ФГАУ "Росжилкомплекс" денежных средств в счёт возмещения расходов на оплату услуг представителя в размере 20000 рублей, надлежит отказать.
Руководствуясь ст.ст.175 - 180 и 227 КАС Российской Федерации, суд,
решил:
Требования административного искового заявления Саидова Д.Т. , удовлетворить частично.
Признать решение начальника 1 отдела (город Самара) федерального государственного казённого учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, об отказе в принятии Саидова У.А. на учёт нуждающихся в жилых помещениях, как члена семьи административного истца Саидова Д.Т. , незаконным.
Обязать федеральное государственное автономное учреждение "Центральное управление жилищно-социального инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации отменить решение начальника 1 отдела (город Самара) ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, об отказе в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях Саидова У.А. , как члена семьи административного истца Саидова Д.Т. , и в установленном порядке рассмотреть вопрос о принятии Саидова У.А. на учёт нуждающихся в жилых помещениях, с учётом признания незаконными настоящим решением суда доводов, послуживших основаниями для отказа в принятии административного истца и членов его семьи на учёт нуждающихся в жилых помещениях изложенных в решении начальника 1 отдела (город Самара) федерального государственного казённого учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Взыскать с Федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социального инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации в пользу Саидова Д.Т. , понесённые им по делу судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины при подаче административного искового заявления в суд в размере 300 (трёхсот) рублей, а также расходы на оплату услуг представителя в размере 10000 (десяти тысяч) рублей.
В удовлетворении требований Саидова Д.Т. о взыскании в его пользу с Федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социального инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации 20000 рублей в счёт возмещения расходов на оплату услуг представителя, отказать.
Об исполнении решения должно быть сообщено суду и административному истцу не позднее, чем в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу. В случае неисполнения суд принимает меры, предусмотренные действующим законодательством.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Центральный окружной военный суд через Самарский гарнизонный военный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: