РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 декабря 2018 года г. Самара
Самарский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Кривицкой О.Г.,
при секретаре Селютиной Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1837/2018 по иску Россеева Николая Ивановича к Фомицкой Таисии Васильевне, Зябченко Владимиру Анатольевичу, Когановой Галине Дмитриевне о признании права собственности на блок в жилом доме блокированной застройки,
УСТАНОВИЛ:
Россеев Н.И. обратился в суд с иском к Фомицкой Т.В., Зябченко В.А., Когановой Г.Д. о признании права собственности на блок в жилом доме блокированной застройки, указав, что 30 декабря 1996 года он по договору купли-продажи приобрел трехкомнатную квартиру в жилом доме, расположенном по адресу: г. Самара, Самарский район, ул. Ленинградская, дом 16, кв. 4. 10 июля 1997 года на основании договора купли-продажи земельного участка по реестру № 2978 он приобрёл у городского фонда имущества земельный участок под своей частью дома, что составило 120,7 кв.м. Решением Самарского районного суда г.Самары от 13.12.2017 право общей долевой собственности на весь земельный участок было прекращено, за истцом признано право собственности на его участок, как на обособленный объект, площадью 120,70 кв.м., а также признан факт того, что квартира №4 является блоком в жилом доме блокированной застройки по адресу: г.Самара, ул.Ленинградская, д.16. Земельный участок на основании решения суда был поставлен на кадастровый учет, право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке.
Россеев Н.И. занимает часть жилого дома (лит. А) – 2-х этажный с подвалом, общей площадью 190,00 кв.м., жилой площадью 51,50 кв.м., которая состоит из помещений подвал: № 1 (лестница) - 9,5 кв.м., №2 (кладовая) - 3,5 кв.м., №3 (котельная) - 17,9 кв.м., №4 (помещение) площадью 34,3 кв. м., 1-й этаж состоит из помещений: № 5 (лестница) 9,2 кв.м., № 6 (коридор) 3,2 кв.м., № 7 (коридор) 14,2 кв. м., № 7 (санузел) 3,2 кв.м., № 9 (кухня) 14,8 кв.м., № 10 (жилая комната) 18,4 кв.м.., 2-й этаж состоит их следующих помещений № 11 (лестница) 8,5 кв.м., № 12 (коридор) 2,8 кв.м., № 13 (коридор) 10,2 кв.м., № 14 (санузел) 7,2, кв.м., № 15 (жилая комната) 16,6 кв.м., № 16 (жилая комната) 16,5 кв.м.. Кроме истца сособственниками вышеуказанного жилого дома являются ответчики: которые согласно данным инвентаризации занимают каждый из своих квартир: Фомицкая Таисия Васильевна - кв. №1, Зябченко Владимир Анатольевич - кв.№2, Коганова Галина Дмитриевна - кв. №3.
Во всех правоустанавливающих документах данный объект недвижимости значиться, как квартира, а не часть жилого дома, что не соответствует действительности, поскольку здание представляет собой двухэтажный четырехквартирный жилой дом, предназначенный для проживания четырех семей. Каждая квартира имеет изолированный вход, и к каждой квартире прилегает отдельный земельный участок.
Согласно заключению ООО «Консоль» жилое помещение (квартира), расположенное по адресу: Самарская область, г.Самара, Самарский район, ул.Ленинградская, д.16, кв.4, является частью жилого дома, расположенного по вышеуказанному адресу.
При обращении в Управление Росреестра по Самарской области истцу было отказано в регистрации права собственности на спорный объект недвижимости по причине отсутствия в решении суда формулировки о признании права собственности.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд признать за ним право собственности на блок в жилом доме блокированной застройки общей площадью 190,00 кв.м., жилой площадью 51,50 кв.м., расположенный по адресу: г.Самара, Самарский район, ул.Ленинградская, д.16.
В судебном заседании представитель истца Россеева Н.И. по доверенности Замятина Н.А. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.
Ответчики Фомицкая Т.В., Зябченко В.А. в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, от ответчика Когановой Г.Д. поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, против удовлетворения исковых требований не возражала.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что истец является собственником трехкомнатной квартиры, общей площадью 190 кв.м, жилой - 51,5 кв.м, расположенной по адресу: г. Самара, Самарский район, ул. Ленинградская, д. 16, кв.4, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 63 0419383 (л.д.13 т.1).
Решением Самарского районного суда г.Самары от 13.10.2017 прекращено право общей долевой собственности на земельный участок для индивидуального жилищного строительства с кадастровым номером 63:01:0000000:11872, расположенный по адресу: г. Самара, Самарский район, ул. Ленинградская, дом 16. За Россеевым Н.И. признано право собственности на земельный участок, площадью 120,7 кв.м., что соответствует 28063/100000 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок. Признан факт того, что квартира №4, расположенная по адресу: г. Самара, Самарский район, ул. Ленинградская, дом 16, принадлежащая на праве собственности Россееву Н.И., является блоком в жилом доме блокированной застройки по адресу: г. Самара, Самарский район, ул. Ленинградская, дом 16. (л.д. 5-6 т.1).
Указанное решение суда вступило в законную силу.
На основании данного решения суда земельный участок площадью 120,7 кв.м., был поставлен на кадастровый учет, право собственности за Россеевым Н.И. зарегистрировано в установленном законом порядке (л.д.7-8 т.1).
При обращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации. кадастра и картографии по Самарской области ( Управление Росреестра по Самарской области) истцу было отказано в регистрации права собственности на спорный объект недвижимости по причине отсутствия в решении суда указания на то, что за Росеевым Н.И. признано право собственности на блок в жилом доме по адресу: г.Самара, ул.Ленинградская, д.16 (л.д.9-11 т.1).
В соответствии со ст. 252 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в долевой собственности, может быть разделено между ее участниками по соглашению между ними.
Участник долевой собственности вправе требовать выдела своей доли из общего имущества.
При недостижении участниками долевой собственности соглашения о способе и условиях раздела общего имущества или выдела доли одного из них участник долевой собственности вправе в судебном порядке требовать выдела в натуре своей доли из общего имущества.
Как разъяснено в п. п. 35, 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в соответствии с пунктом 3 статьи 252 Гражданского кодекса Российской Федерации суд вправе отказать в иске участнику долевой собственности о выделе его доли в натуре, если выдел невозможен без несоразмерного ущерба имуществу, находящемуся в общей собственности. Под таким ущербом следует понимать невозможность использования имущества по целевому назначению, существенное ухудшение его технического состояния либо снижение материальной или художественной ценности (например, коллекция картин, монет, библиотеки), неудобство в пользовании и т.п. При невозможности раздела имущества между всеми участниками общей собственности либо выдела доли в натуре одному или нескольким из них суд по требованию выделяющегося собственника вправе обязать остальных участников долевой собственности выплатить ему денежную компенсацию, с получением которой сособственник утрачивает право на долю в общем имуществе.
В соответствии с заключением Общества с ограниченной ответственнгостью «Консоль» жилое помещение (квартира), расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, ул. Ленинградская, д. 16, кв. 4, является частью жилого дома блокированной застройки, расположенного по вышеуказанному адресу, т.к. данный блок (квартира) предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену без проемов с соседним блоком, расположена на земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования, что также подтверждается материалами инвентарного дела (л.д.15-19 т.1). Указанные обстоятельства подтверждены также техническим паспортом, выполненным по состоянию на 28.07.2017 (л.д.20-29 т.1).
В силу ст. 16 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.
Определение понятия «часть жилого дома» в ЖК РФ отсутствует. Вместе с тем согласно положениям статей 15, 16 ЖК РФ часть жилого дома является объектом жилищных прав.
Согласно п. 14 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 884-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» помещение - это часть объема здания или сооружения, имеющая определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями.
В соответствии с п.2 ст. 16 ЖК РФ жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении (п.3 ст. 16 ЖК РФ).
Согласно действующему законодательству помещения (квартиры) могут располагаться только в многоквартирном доме (п.3 ст. 16 ЖК РФ), который в свою очередь, может располагаться на земельном участке, предусматривающем возможность размещения и эксплуатации многоквартирного дома.
Таким образом, постановка на кадастровый учет жилых помещений в индивидуальном жилом доме как самостоятельных объектов недвижимости не возможна.
При этом, Градостроительный кодекс Российской Федерации (часть 2 статьи 49) выделяет в том числе такие виды объектов капитального строительства, как:
- объекты индивидуального жилищного строительства отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства;
- жилые дома блокированной застройки - жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования, в случае, если строительство или реконструкция таких жилых домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования, в случае, если строительство или реконструкция таких многоквартирных домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии со строительными нормами и правилами «Дома жилые одноквартирные» (СНиП 31-02-2001), утвержденными постановлением Госстроя России от 22.03.2001 № 35, данные нормы и правила распространяются также на блокированные дома, жилые блоки которых являются автономными и рассматриваются как отдельные одноквартирные дома, если они:
- не имеют помещений, расположенных над помещениями других жилых блоков;
- не имеют общих входов, вспомогательных помещений, чердаков, подполий, шахт коммуникаций;
- имеют самостоятельные системы отопления и вентиляции, а также индивидуальные вводы и подключения к внешним сетям централизованных инженерных систем.
СНиП 31-02-2001 распространяется на блокированные дома, состоящие из двух или более пристроенных друг к другу жилых блоков, каждый из которых имеет непосредственный выход на участок.
Таким образом, часть жилого дома может представлять собой помещение либо совокупность помещений, составляющих блок в жилом доме блокированной застройки, каждый из которых может рассматриваться как жилой дом.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что квартира истца является блоком в жилом доме блокированной застройки, поэтому требования истца о признании факта тождества квартиры истца и блока в жилом доме блокированной застройки подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск Россеева Николая Ивановича к Фомицкой Таисии Васильевне, Зябченко Владимиру Анатольевичу, Когановой Галине Дмитриевне о признании права собственности на блок в жилом доме блокированной застройки удовлетворить.
Признать за Россеевым Николаем Ивановичем право собственности на блок в жилом доме блокированной застройки общей площадью 190,00 кв.м., жилой площадью 51,50 кв.м., расположенный по адресу: г.Самара, Самарский район, ул.Ленинградская, д.16.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде.
Судья О.Г.Кривицкая
Мотивированное решение изготовлено 07 декабря 2018 года.