Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 октября 2016 года город Ульяновск
Заволжский районный суд города Ульяновска в составе
председательствующего судьи Мочаловой О.И.,
с участием прокурора Дуниной Е.В.,
при секретаре Лазаревой Ю.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Артамонова А.В. к акционерному обществу «Авиастар-СП» о компенсации морального вреда, причиненного в связи с профессиональным заболеванием,
УСТАНОВИЛ:
Артамонов А.В. обратился в суд с иском к АО «Авиастар-СП» о компенсации морального вреда, причиненного в связи с профессиональным заболеванием, мотивируя свои требования следующим образом.
С 28.03.1986 гда был принят на работу в Ульяновский авиационный промышленный комплекс учеником выколодчика – доводчика, с 01.02.1988 года переведен слесарем по изготовлению и доводке деталей летательных аппаратов. С 01.01.1998 года принят по переводу в Акционерное общество «Авиастар-СП» в заготовительно-штамповочное производство, цех №222, слесарем по изготовлению и доводке деталей летательных аппаратов. Имел место перерыв в работе в период с 21.02.1999 года по 27.12.1999 года, затем вновь возвратился и принят в закрытое акционерное общество «Авиастар-СП» в цех №222, слесарем по изготовлению и доводке деталей летательных аппаратов. С 01.02.2008 года переведен в цехе №222 наладчиком холодно - штамповочного оборудования. 13.05.2014 уволен по пункту 3 части 1 ст.77 Трудового кодекса Российской Федерации.
Начиная с 2004 года, ежегодно, проходил стационарное обследование и лечение в государственном Учреждении здравоохранения «Ульяновский областной клинический центр профессиональной патологии», в связи с жалобами <данные изъяты>. Врачебная комиссия № от 09.12.2007 года подтвердила клинический диагноз <данные изъяты>. Заболевание профессиональное. 01.02.2008 года был составлен акт о случае профессионального заболевания. Причиной профессионального заболевания послужило длительная работа в контакте с локальной вибрацией, шумом, с вредными химическими веществами. На основании результатов расследования установлено, что заболевание является профессиональным, и возникло в результате длительного в течение <данные изъяты> лет работы в контакте с локальной вибрацией, шумом. В последующем проходил ежегодное обследование и лечения, с 2008 года переведен на легкий труд, но в связи с полученными профессиональными заболеваниями ему была установлена <данные изъяты> инвалидности с утратой профессиональной трудоспособности на <данные изъяты> по <данные изъяты> болезни заключением от 27.02.2012 года. С 01.03.2012 года бессрочно установлена <данные изъяты> инвалидности, вызванная профессиональным заболеванием, что подтверждается справкой МСЭ№ №.
В исковом заявлении просит суд взыскать с акционерного общества «Авиастар-СП» сумму в размере 200 000 рублей в качестве компенсации морального вреда, причиненного профессиональным заболеванием.
Истец Артамонов А.В. и его представитель – адвокат Глухова Н.Ю., действующая на основании ордера № 34 от 05.09.2016, в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме, просили взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 200 000 рублей. В ходе судебного разбирательства поясняли, что заболевание истца было впервые установлено в 2004 году. Считают, что состояние здоровья истца ухудшилось во время работы в АО «Авиастар-СП», условия работы были вредными, именно в период работы у ответчика накопились вредные факторы; в АО «Авиастар-СП» не в полной мере соблюдались требования норм и правил безопасности труда. В результате полученного профессионального заболевания истцу причинен моральный вред, который ответчик обязан возместить в соответствии с законом; просили иск удовлетворить.
Представитель ответчика АО «Авиастар-СП» Федосеева Т.В., действующая на основании доверенности от 04.08.2016, иск не признала. В ходе судебного разбирательства пояснила, что истец проработал на АО «Авиастар-СП» в цехе 222 по профессии слесаря по изготовлению и доводке деталей летательных аппаратов - 8 лет с 01.01.1998 по 21.02.1999 и с 27.12.1999 по 31.01.2008.; по профессии наладчик холодно-штамповочного оборудования - 6 лет с 01.02.2008 по 13.05.2014 г. Согласно акта о случае профессионального заболевания от 01.02.2008 года, заключительный диагноз: <данные изъяты>. Актом установлено, что указанное заболевание возникло в результате длительного в течение <данные изъяты> контакта истца с локальной вибрацией, из них как усматривается из документов лишь лет непосредственно на АО «Авиастар-СП». Работа в указанных профессиях не предполагает использование какого-либо инструмента, способным вызвать профессиональное заболевание. По мнению представителя АО «Авиастар-СП» не является причинителем вреда истцу, в связи, с чем в иске к АО «Авиастар-СП» просит отказать.
Выслушав пояснения истца Артамонова А.В., его представителя истца – адвоката Глуховой Н.Ю., представителя ответчика АО «Авиастар-СП» Федосеевой Т.В., исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, суд полагает исковые требования удовлетворить частично по следующим основаниям.
В соответствии с п. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
В силу требований ст. 219 ТК РФ каждый работник имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда.
В соответствии со ст. 220 ТК РФ в случае причинения вреда жизни и здоровью работника при исполнении трудовых обязанностей возмещение указанного вреда осуществляется в соответствии с федеральным законом.
В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» возмещение застрахованному морального вреда, причиненного в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, осуществляется причинителем вреда.
В судебном заседании установлено, что Артамонов А.В. был принят на работу на Ульяновский авиационный промышленный комплекс с 28.03.1986 в качестве ученика выколодчика-доводчика; с 01.11.1986 был переведен выколодчиком-доводчиком; с 01.02.1988 переведен слесарем по изготовлению и доводке деталей летательных аппаратов.
В связи с преобразованием УАПК в АО «Авиастар» с 01.03.1992 в порядке перевода принят на работу в заготовительно-штамповочное производство слесарем по изготовлению и доводке деталей летательных аппаратов цеха 222 АО «Авиастар»; с 01.01.1998 принят в производство крупногабаритных деталей и обшивок слесарем по изготовлению и доводке летательных аппаратов цеха 222 ЗАО «Авиастар-СП». 21.02.1999 года уволен.
С 27.12.1999 принят в заготовительно-каркасное производство слесарем по изготовлению и доводке деталей летательных аппаратов цеха 222 ЗАО «Авиастар-СП».
26.06.2002 года переведен в заготовительно- штамповочное производство, цех №222, слесарем по изготовлению и доводке деталей летательных аппаратов.
С 01.02.2008 года переведен в цех №222 заготовительно-штамповочного производства наладчиком холодно - штамповочного оборудования.
13.05.2014 уволен по инициативе работника, в связи с выходом на пенсию (п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ), что подтверждено копией трудовой книжки, копиями приказа о приеме на работу, распоряжениями о переводе на другую работу.
В соответствии с Распоряжением Президента РСФСР от 26.11.1991 года № 103-рп «Об Ульяновском авиационном промышленном комплексе» и Постановлением Правительства РСФСР от 26.11.1991 года № 23 «Вопросы акционерных обществ «Авиастар» и «Волга-Днепр» ГП УАПК «Авиастар» было преобразовано в АО «Авиастар».
ЗАО «Авиастар СП» зарегистрировано в качестве юридического лица 02.12.1997, учреждено как коммерческая организация на основе средств учредителей и отвечает по своим обязательствам имуществом, имеющимся в его собственности, что подтверждается, свидетельствами о государственной регистрации и внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, Уставом ЗАО «Авиастар СП».
Согласно выписке из протокола № 10 заседания Совета директоров АО «Авиастар» от 26.09.1997, закрытое акционерное общество «Авиастар-СП» создано акционерным обществом «Авиастар», доля которого в уставном капитале ЗАО «Авиастар-СП» определена в 100% с оплатой ее имуществом.В силу п. 3 ст. 56 ГК РФ, поскольку учредитель юридического лица не отвечает по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя, принимая во внимание, что Уставом ЗАО «Авиастар СП» не предусмотрена его ответственность по обязательствам учредителя - АО «Авиастар» (ОАО «УАПК «Авиастар»), поэтому ответчик должен самостоятельно нести ответственность в случае причинения вреда жизни и здоровью работника при исполнении трудовых обязанностей у данного работодателя.
В силу ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора; в случаях возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Согласно выписным эпикризам ГУЗ «Областной центр профессиональной патологии» истец находился на обследовании и лечении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом: <данные изъяты> Заболевание профессиональное. Нетрудоспособен в профессии слесаря по изготовлению и доводке деталей летательных аппаратов.
В связи с полученным профессиональным заболеванием истцу была установлена <данные изъяты> группа инвалидности с утратой профессиональной трудоспособности по <данные изъяты> болезни <данные изъяты>, что подтверждается Справкой МСЭ от ДД.ММ.ГГГГ бессрочно.
Из акта о случае профессионального заболевания от 01.02.2008, составленным в отношении слесаря по изготовлению и доводке летательных аппаратов 4 разряда цеха 222 заготовительно-штамповочного производства ЗАО «Авиастар-СП» Артамонова А.В. следует, что в связи с установлением ему диагнозов: <данные изъяты>, что непосредственными причинами заболеваний послужила локальная вибрация.
На основании результатов расследования комиссией, в состав которой входили и специалисты ответчика ЗАО «Авиастар-СП», было установлено, что заболевание является профессиональным и возникло в результате длительного (в течение 19 лет 2 месяца) контакта с локальной вибрацией, шумом, условия труда слесаря по изготовлению и доводке летательных аппаратов цеха 222 оцениваются по классу 3 степени 2, вредные условия труда: локальная вибрация -3.1, шум-3.1, химические вещества-3.2, освещенность -2, микроклимат-2, тяжесть трудового процесса-3.1, напряженность трудового процесса-2. При этом непосредственными причинами заболеваний послужили локальная вибрация и шум. В данном акте делается вывод, что вины работника нет.
Воздействия комплекса производственных факторов повышенных уровней локальной вибрации, а также воздействия сопутствующих факторов – физических нагрузок, неудобной, вынужденной позы, холодового фактора в прошлом подтверждается, что истец с 28.03.1986 по 01.03.1992 работал в УАПК выколотчиком-доводчиком ц.222 ЗШП слесарем по изготовлению и доводке летательных аппаратов; с 01.03.1992 по 31.12.1997 работал в АО «Авиастар-СП» слесарем по изготовлению и доводке летательных аппаратов ц.222 ЗШП; с 01.01.1998 по 21.02.1999, с 27.12.1999 по 13.05.2014 в ЗАО «Авиастар-СП» слесарем по изготовлению и доводке летательных аппаратов ц. 222 ЗШП.
Кроме того, именно в период работы в ЗАО «Авиастар-СП», то есть в 2012 году истцу была установлена <данные изъяты> группа инвалидности с утратой профессиональной трудоспособности по вибрационной болезни <данные изъяты>.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что ответчик АО «Авиастар-СП» (ранее – ЗАО «Авиастар-СП») является причинителем вреда, ответственным за моральный вред, связанный с профессиональным заболеванием истца, поскольку истец работал в ЗАО «Авиастар-СП» в контакте с вредными производственными факторами, в том числе локальной вибрацией, шумом, послужившими непосредственными причинами заболеваний, при этом в период работы в ЗАО «Авиастар-СП» отмечались превышение предельно допустимого уровня вибрации и наличие других вредных производственных факторов; утрата профессиональной трудоспособности впервые установлена в период работы в ЗАО «Авиастар-СП», где произошло и явное ухудшение состояния здоровья Артамонова А.В., что отражено в выписках Ульяновского областного центра профпатологии.
При этом суд учитывает, что, истец работал по профессии слесаря по изготовлению и доводке летательных аппаратов в ЗАО «Авиастар-СП» на момент расследования и на него продолжали воздействовать вредные производственные факторы, способствующие развитию заболевания, в связи с чем, в период работы в ЗАО «Авиастар-СП», установлена утрата профессиональной трудоспособности.
Доказательств отсутствия воздействия вредных производственных факторов на истца в период работы в ЗАО «Авиастар-СП» в суд не представлено, проводимые ответчиком мероприятия по снижению воздействия этих факторов, обеспечение истца средствами индивидуальной защиты, в полной мере не избавляли истца от их воздействия.
Вместе с тем, суд учитывает, что профессиональное заболевание возникло у истца в результате длительного контакта с локальной вибрацией, в том числе и в период работы на УАПК и в АО «Авиастар», однако данный факт не может быть признан основаниями для освобождения от ответственности АО «Авиастар-СП», вместе с тем, влияет на степень вины причинителя вреда – АО «Авиастар-СП».
В соответствии со ст. 151, 1101 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может наложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда; размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий-, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда; при определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости; характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред и индивидуальных особенностей потерпевшего.
С учетом изложенных выше фактических обстоятельств дела, при которых был причинен моральный вред, характера и степени физических и нравственных страданий истца от полученного профессионального заболевания, принимая во внимание, что истец в результате профессионального заболевания утратил профессиональную трудоспособность на 40% по вибрационной болезни, не может работать в своей профессии, которую вынужден оставить, не может вести активную деятельность в связи с ухудшением состояния здоровья, а также, учитывая степень вины причинителя вреда, период фактического воздействия вредных факторов на здоровье истца, требования разумности и справедливости, суд считает, что иск подлежит удовлетворению частично и определяет размер компенсации морального вреда, подлежащей взысканию с АО «Авиастар-СП» в сумме 100 000 рублей.
Кроме того, поскольку в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 333.36 НК РФ истец освобожден от уплаты государственной пошлины, на основании ст. 103 ГПК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 333.39 НК РФ в доход муниципального образования город Ульяновск с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 рублей.
Руководствуясь ст. 151, 1064, 1100, 1101 ГК РФ, 12, 56, 194-199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Артамонова А.В. к акционерному обществу «Авиастар-СП» о компенсации морального вреда, причиненного в связи с профессиональным заболеванием удовлетворить частично.
Взыскать с акционерного общества «Авиастар-СП» в пользу Артамонова А.В. компенсацию морального вреда в сумме 100 000 рублей.
В удовлетворении остальной части иска Артамонову А.В., отказать.
Взыскать с акционерного общества «Авиастар-СП» в доход бюджета муниципального образования «город Ульяновск» государственную пошлину в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд города Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья О.И.Мочалова.