Дело №
УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Ивановка «22» июля 2021 года
Ивановский районный суд Амурской области, в составе:
председательствующего судьи Плотникова Р.Н.,
при секретаре Колесниковой Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации Среднебельского сельсовета Ивановского района Амурской области к Отделению судебных приставов по Ивановскому району УФССП Амурской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
У С Т Н О В И Л:
Администрация Среднебельского сельсовета Ивановского района обратилась в суд с указанным иском, обосновывая свои требования, тем, что решением Ивановского районного суда от 30.12.2020 г. дело №, по исковому заявлению заместителя прокурора, Ивановского района, Амурской области, Е.А. Колесникова поданного в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации Среднебельского сельсовета Ивановского района Амурской области, на администрацию Среднебельского сельсовета возложена обязанность в срок до 01.07.2021 г. организовать водно-химический режим на котельных расположенных по адресу: <адрес>. В отношении администрации Среднебельского сельсовета Ивановского района возбуждено исполнительное производство №, в рамках которого 25.06.2021 судебным приставом исполнителем ОСП по Ивановскому району вынесено постановление № о взыскании исполнительского сбора с администрации Среднебельского сельсовета Ивановского района, в размере 50 000,00 рублей. Вместе 10.06.2021 г. между администрацией и ООО «Водоканал, заключен Договор возмездного оказания услуг на выполнение работ по организации водно-химического режима на котельных с. Среднебелая. Срок выполнения работ по настоящему договору с 10.06.2021 по 30.08.2021 г. Наложенный постановлением судебного пристава-исполнителя исполнительский сбор в размере 50 000 рублей является значительной суммой для муниципального образования Среднебельского сельсовета. Решение суда не было исполнено в связи с обстоятельствами, не зависящими от должника, и вина администрации Среднебельского сельсовета Ивановского района Амурской области как должника в исполнительном производстве отсутствует. При таких обстоятельствах взыскание с администрации исполнительского сбора за неисполнение требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, нельзя признать обоснованным. Считает, что администрация Среднебельского сельсовета Ивановского района должна быть освобождена от исполнительского сбора, так как на момент вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора от 25.06.2021 г. просрочка исполнения судебного решения не возникла.
На основании изложенного, со ссылкой на ст. 112, 128 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», ст.ст. 131,132 ГПК РФ, просят суд освободить администрацию Среднебельского сельсовета Ивановского района от обязанности уплатить исполнительский сбор, взысканный на основании постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по Ивановскому району от 25.06.2021 г. №.
Истец согласно телефонограмме, просил провести судебное заседание без участия представителя истца, в связи с занятостью по работе.
Лица, участвующие в деле о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направили, об отложении дела не просили, возражений относительно заявленных требований не предоставили.
Суд определил в порядке статьи 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие лиц участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Решением Ивановского районного суда от 30 декабря 2020 года по делу № на администрацию Среднебельского сельсовета Ивановского района Амурской области возложена обязанность в срок до 01 июля 2021 года организовать водно-химический режим на котельных, расположенных по адресам: <адрес> и <адрес>.
Решение вступило в законную силу 12.02.2021 года.
На основании исполнительного листа, выданного в рамках исполнения указанного решения, постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Ивановскому району 25.03.2021 года возбуждено исполнительное производство №.
Из содержания указанного постановления следует, что требования, содержащиеся в исполнительном документе, подлежат исполнению должником в течение 5-ти дней с момента получения копии настоящего постановления. Так же в постановлении имеется предупреждение должника о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей, как с должника - организации.
Администрация Среднебельского сельсовета Ивановского района Амурской области в судебном порядке просит освободить от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 6 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее Закон № 229-ФЗ) законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. п. 11, 12 ст. 30 Закона № 229-ФЗ если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
На основании п. 1 ст. 105 Закона № 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
18.06.2021 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Ивановскому району в связи с неисполнением должником по исполнительному производству № возложенной судебным решением обязанности организации водно-химического режима на котельных, принято постановление о взыскании с администрации Среднебельского сельсовета Ивановского района Амурской области исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 112 Закона № 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
В силу ч. 2 ст. 112 Закона № 229-ФЗ, исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации взыскивается в размере пятидесяти тысяч рублей (ч. 3 ст. 112 Закона № 229-ФЗ).
В соответствии с ч.ч. 6, 7 ст. 112 Закона № 229-ФЗ должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 78 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", по смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Согласно ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства (п. 1). Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2).
Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства. Освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Следовательно, при рассмотрении требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора выяснению подлежат вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства.
Из разъяснений, содержащихся в п. 75 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» при применении положений п. 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора. Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела главой Ивановского района Амурской области ФИО1 23.03.2021г. и 28.07.2021 и.о. главы района ФИО2 на имя министра жилищно-коммунального хозяйства Амурской области ФИО3 направлялись обращения с просьбой выделения денежных средств для оборудования котельных Ивановского района Амурской области системой химводоподготовки, в том числе двух котельных администрации Среднебельского сельсовета Ивановского района Амурской области на сумму <данные изъяты> рублей.
Кроме того согласно материалам дела и исполнительного производства № глава Среднебельского сельсовета Ивановского района Амурской области ФИО5 15.04.2021 и 08.06.2021 обращалась в адрес министра жилищно-коммунального хозяйства Амурской области ФИО4 просьбой о выделении денежных средств для оборудования котельных администрации системой химводоподготовки.
Стоимость установки оборудования по химподготовке в с. Среднебелая Ивановского района Амурской области подтверждается Локальным сметным расчетом.
Согласно ст.15 Бюджетного кодекса РФ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается. В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий. Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.
В соответствии со ст. 65 БК РФ формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.
В статье 187 БК РФ закреплен порядок рассмотрения проекта закона (решения) о бюджете, бюджете государственного внебюджетного фонда и их утверждения. Для местного бюджета данный порядок определяется муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с требованиями настоящего Кодекса
Порядок рассмотрения проекта закона (решения) о бюджете и его утверждения, определенный законом субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, должен предусматривать вступление в силу закона (решения) о бюджете с 1 января очередного финансового года, а также утверждение указанным законом (решением) показателей и характеристик (приложений) в соответствии со статьей 184.1 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 184.1 БК РФ в законе (решении) о бюджете должны содержаться основные характеристики бюджета, к которым относятся общий объем доходов бюджета, общий объем расходов, дефицит (профицит) бюджета, а также иные показатели, установленные настоящим Кодексом, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (кроме законов (решений) о бюджете).
Законом (решением) о бюджете утверждаются, в том числе распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям, группам (группам и подгруппам) видов расходов либо по разделам, подразделам, целевым статьям (государственным (муниципальным) программам и непрограммным направлениям деятельности), группам (группам и подгруппам) видов расходов и (или) по целевым статьям (государственным (муниципальным) программам и непрограммным направлениям деятельности), группам (группам и подгруппам) видов расходов классификации расходов бюджетов на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), а также по разделам и подразделам классификации расходов бюджетов в случаях, установленных соответственно настоящим Кодексом, законом субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования.
В силу положения ст. 5 БК РФ Закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) законом (решением) о бюджете.
Поскольку исполнение решения суда поставлено в прямую зависимость от перечисления денежных средств из областного бюджета на указанные выше цели, суд приходит к выводу, что администрация Среджнебельского сеольсовета объективно была лишена возможности исполнить решение суда в установленный судебным приставом-исполнителем срок.
Ограниченность бюджетного финансирования и обязанность использовать выделенные бюджетные средства строго по их целевому назначению в установленные законом порядке, предопределяют наличие объективных причин и отсутствие вины должника в неисполнении решения суда в установленный для добровольного исполнения срок.
Неисполнение администрацией Среднебельского сельсовета Ивановского района в установленный судебным приставом-исполнителем 5-дневный срок обязанности по исполнению вышеуказанного решения суда, нельзя расценивать в качестве противоправного виновного поведения должника, за которое могли быть применены дополнительные меры публично-правовой ответственности в связи с совершенным им в процессе исполнительного производства правонарушением.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что администрацию Среднебельского сельсовета Ивановского района следует освободить от уплаты исполнительского сбора, поскольку должником при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, предпринимаются меры для надлежащего исполнения обязательства. Решение суда не было исполнено в установленный срок в силу объективных обстоятельств, не зависящих от должника, при отсутствии вины должника.
Таким образом, суд считает установленным, что администрацией Ивановского района предприняты меры для надлежащего исполнения обязательства. Обстоятельств, повлекших невозможность исполнения указанного исполнительного документа по вине должника, которое можно расценивать как бездействие по неисполнению решения суда, судом не установлено.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о возможности освобождения должника - администрации Среднебельского сельсовета Ивановского района Амурской области от взыскания исполнительского сбора в рамках исполнительного производства №.
Руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление администрации Ивановского района Амурской области - удовлетворить.
Освободить администрацию Среднебельского сельсовета Ивановского района Амурской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, наложенного постановлением судебного пристава - исполнителя ОСП по Ивановскому району УФССП России по Амурской области от 18.06.2021 года в рамках исполнительного производства № по исполнительному листу ФС №, выданному Ивановским районным судом Амурской области по гражданскому делу №.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Амурского областного суда через Ивановский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в порядке, установленном главой 41 ГПК РФ, в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090, Приморский край, г. Владивосток, ул. Светланская, д.54), через Ивановский районный суд Амурской области в течении трех месяцев.
Судья
Ивановского районного суда: Р.Н. Плотников
В окончательной форме решение принято 06 августа 2021 года.
Судья
Ивановского районного суда: Р.Н. Плотников