Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«11» сентября 2020 года г. Тамбов
Тамбовский районный суд Тамбовской области в составе:
судьи Е.В. Дробышевой,
при секретаре Г.А.Шебуняевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Усубян З. Д. к администрации Цнинского сельского Совета Тамбовского района Тамбовской области, к администрации Тамбовского района Тамбовской области о признании права на собственности,
установил:
Усубян З.Д. обратилась в суд с иском к администрации Цнинского сельсовета о признании права собственности на объект незавершенного строительства салона красоты, площадью застройки 36 кв.м, степенью готовности 10%, на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация <адрес>.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Бекренев А.В. исковые требования поддержал и пояснил, что постановлением администрации <адрес> в 2012 году был предоставлен в аренду Усубян З.Д. земельный участок, сформированный по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, под строительство салона красоты. 29.12.2012 был заключен договор аренды на срок до ДД.ММ.ГГГГ без торгов на основании постановления об утверждении акта выбора земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ договор аренды был перезаключен с администрацией Цнинского сельсовета <адрес> на срок три года. ДД.ММ.ГГГГ истцом было получено разрешение на строительство салона красоты на предоставленном земельном участке и начато строительство. Согласно техническому плану от ДД.ММ.ГГГГ на данном земельном участке возведен объект незавершенного строительства салона красоты площадью застройки 36 кв.м. Усубян З.Д. обратилась в Управление Росреестра по Тамбовской области о регистрации права на незавершенное строительство, однако ей было отказано, так как договор аренды земельного участка не зарегистрирован. Поскольку строение возведено на основании разрешения на строительство на земельном участке, предоставленном в аренду, просит признать право собственности за Усубян З.Д. на спорный объект недвижимости.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Цнинского сельсовета по доверенности Калиниченко М.В. возражала против удовлетворения исковых требований и пояснила, что администрация Тамбовского района утвердила акт выбора земельного участка в 2012 году при отказе в согласовании главой администрации Цнинского сельсовета. Постановление администрации Цниского сельсовета о предоставлении земельного участка в 2015 отсутствует. ДД.ММ.ГГГГ договор аренды о предоставлении земельного участка Усубян З.Д. без проведения торгов подписан главой администрации, однако этот договор заключен незаконно, поскольку земельный участок по данному договору был предоставлен истцу для продолжения строительства. Однако на момент заключения договора Усубян не являлась собственником объекта незавершенного строительства, следовательно, земельный участок ей должен был предоставляться только с торгов.
Представитель ответчика – администрации Тамбовского района, по доверенности Растяпина А.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, поскольку строение возведено на земельном участке, в отношении которого необоснованно заключен договор аренды.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ПАО «МРСК Центра» - филиал «Тамбовэнерго», представитель третьего лица в судебное заседание не явился, представил суду ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Частью 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации установлено, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В соответствии с п. 1 ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, при этом пределы осуществления гражданских прав определены в ст. 10 данного Кодекса, а способы защиты - в его ст. 12, в которой в качестве одного из способов судебной защиты нарушенного права закреплено признание права.
По смыслу ст. 11, 12 ГК РФ, прерогатива в определении способа защиты нарушенного права принадлежит исключительно лицу, обратившемуся в суд за такой защитой, то есть истцу.
В соответствии со ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и иное вновь созданное недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 59 совместного постановления пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Признание права является одним из способов защиты права. При этом лицо, считающее себя собственником спорного имущества, должно доказать законность оснований возникновения права собственности на недвижимость (ст. 12 ГК РФ).
В соответствии со ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (в той же редакции) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов. Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду (пункт 3 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 3 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду без проведения торгов.
Пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации определен порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
Положениями статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, который включает в себя выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, проведение работ по формированию земельного участка, государственный кадастровый учет земельного участка, принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
Пунктом 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Из содержания пунктов 5, 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, к которому прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора, после чего принимается решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В силу пункта 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства. Для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает кадастровый паспорт земельного участка (его копию, сведения, содержащиеся в нем) в органе, осуществляющем кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, если такой документ не представлен гражданином или юридическим лицом по собственной инициативе (пункт 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, администрацией Тамбовского района вынесено постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о предварительном согласовании местоположения земельного участка площадью 2620 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>, под строительство салона красоты. Данным постановлением утвержден акт выбора земельного участка от 31 июля 2012 года.
Рассмотрев заявление Усубян З.Д., ДД.ММ.ГГГГ администрацией Тамбовского района вынесено постановление №, на основании указанных в нем положений действовавшего законодательства и с учетом публикации в газете «Притамбовье» от ДД.ММ.ГГГГ №, об образовании указанного земельного участка и постановке его на кадастровый учет, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – под строительство салона красоты.
Постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с КН №, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес> от <адрес>, предоставлен в аренду Усубян З.Д. На основании данного постановления между администрацией и Усубян З.Д. заключен договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, срок аренды до ДД.ММ.ГГГГ. Договор аренды зарегистрирован в установленном порядке. В последующем земельному участку присвоен адрес: <адрес>.
Согласно статье 13 ГК РФ и п.1 ст. 61 ЗК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 Гражданского Кодекса РФ.
В силу разъяснений в абзаце 4 пункта 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" при рассмотрении споров, связанных с защитой гражданских прав, суд не применяет противоречащий закону акт государственного органа или органа местного самоуправления независимо от признания этого акта недействительным.
Таким образом, в случае установления судом факта противоречия акта государственного органа или органа местного самоуправления (должностного лица) нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, такой акт не влечет правовых последствий.
Как следует из акта выбора земельного участка (л.д.183), утвержденного постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ администрации Тамбовского района, главой администрации органа местного самоуправления Цнинского сельсовета отказано в согласовании данного акта, поскольку земельный участок расположен в зоне расположения инженерных сетей, отмечено также, что для использования земельного участка необходим перенос трубопровода. Кроме того, в акте указано, что филиал ОАО «МРСК-Центра»-«Тамбовэнерго» согласовывает акт при условии соблюдения расстоянии 10-метровой охранной зоны ВЛ 10 кВ№ от ЦРП №.
Между тем, утверждая акт выбора земельного участка, администрацией Тамбовского района не было исследовано наличие (отсутствие) инженерных сетей и охранных зон на образованном земельном участке, также не устанавливалось обоснование размера земельного участка, площадь которого составила 2620 кв.м. При этом, согласно технической документации, составленной ООО «Архградо» в 2018 году (л.д.38-53), площадь объекта строительства – салона красоты, составляет 36 кв.м.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ПАО Россети в лице филиала ОАО «МРСК-Центра»-«Тамбовэнерго», которому было поручено провести обследование указанного земельного участка на предмет наличия линий электропередач. По результатам обследования суду представлена информация, согласно которой по территории участка, огороженного забором, проходит линия 10 кВ № от ЦРП №.
Согласно пункту 2 статьи 89 ЗК РФ в целях обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 утверждены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (далее - Правила).
В силу пункта 2 Правил в охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий.
В соответствии с пунктом 8 Правил в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров, в том числе: размещать любые объекты и предметы (материалы) в пределах, созданных в соответствии с требованиями нормативно-технических документов проходов и подъездов для доступа к объектам электросетевого хозяйства, а также проводить любые работы и возводить сооружения, которые могут препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйства, без создания необходимых для такого доступа проходов и подъездов.
Приложением к Правилам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон предусмотрено, что охранные зоны устанавливаются вдоль воздушных линий электропередачи - в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при неотклоненном их положении, на следующем расстоянии класс напряжения 10 кВ - 10 метров.
Пункт 10 Правил предусматривает, что в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещается строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений.
В данном случае, при утверждении акта выбора земельного участка, при наличии ссылки в акте выбора руководителя филиала ОАО «МРСК-Центра»-«Тамбовэнерго» о согласовании акта при условии соблюдения расстоянии 10-метровой охранной зоны ВЛ 10 кВ№5 от ЦРП №2, наличие охранной зоны указанной линии электропередач не выявлялось, что противоречит указанным правовым нормам и правилам охранных зон. Не смотря на то, что в акте глава Цнинского сельсовета, отказывая в его согласовании, указывает на наличие охранных зон инженерных сетей, данное обстоятельство также не проверялось при формировании земельного участка.
Таким образом, постановление администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ о предварительном согласовании местоположения земельного участка площадью 2620 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, под строительство салона красоты, и утверждении акта выбора земельного участка от 31 июля 2012 года, суд находит противоречащим требованиям Земельного кодекса, действовавшего в период вынесения постановления.
Статьей 1 Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившего в силу 01 марта 2015 г., признаны утратившими силу статьи 28-34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Основания и порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду, в том числе для строительства, с 1 марта 2015 г. регулируются гл. V.I ЗК РФ, а также положениями ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ).
В силу п.1 ст.39.6 ЗК РФ, по общему правилу, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах.
Исключительные случаи, при которых договор аренды публичного земельного участка может быть заключен без проведения торгов, приведены в п.2 ст.39.6 ЗК РФ, а также в п. 21 ст. 3 Закона N 137-ФЗ.
Согласно п. 21 ст. 3 Закона N 137-ФЗ в редакции Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 171-ФЗ), действующей с 1 марта 2015 г., в случае, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 1 марта 2015 г. или такой земельный участок предоставлен до 1 марта 2015 г. в аренду для строительства такого объекта, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном ст.39.14-39.17 ЗК РФ. Положения данного пункта применяются в случае, если ранее такой земельный участок не предоставлялся любому из предыдущих собственников указанного объекта незавершенного строительства в соответствии с этим пунктом.
Правило, закрепленное в п. 21 ст. 3 Закона N 137-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 марта 2015 г.), о том, что собственник объекта незавершенного строительства, право собственности на который зарегистрировано до 1 января 2012 г., имеет право приобрести публичный земельный участок, на котором расположен указанный объект, в аренду без проведения торгов в порядке, установленном для оформления прав на земельные участки собственниками зданий, сооружений, не содержало оговорки об однократном предоставлении участка в аренду собственнику объекта незавершенного строительства, а действовавшим до 1 марта 2015 г. п. 3 ст. 22 ЗК РФ было предусмотрено преимущественное право арендатора земельного участка на заключение нового договора аренды по истечении срока действия прежнего.
В соответствии с п. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами императивным нормам, действующим в момент его заключения.
Согласно п. 2 названной статьи, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Исходя из приведенных норм, поскольку редакция п. 21 ст. 3 Закона N 137-ФЗ, действовавшая до 1 марта 2015 г., не содержала ограничений для собственника объекта незавершенного строительства заключить договор аренды (ни по срокам такого договора, ни по однократности), а из п. 21 ст. 3 Закона N 137-ФЗ, равно как из положений Закона N 171-ФЗ, прямо не следует, что введенное ограничение однократности для договора аренды, заключаемого в целях завершения строительства объекта, распространяется на ранее заключенные договоры аренды, оснований считать, что редакция п. 21 ст. 3 Закона N 137-ФЗ, действующая с 1 марта 2015 г., распространяется на отношения, возникшие из заключенного до указанной даты договора аренды земельного участка, на котором расположен объект незавершенного строительства, не имеется.
Таким образом, совокупное толкование приведенных норм права позволяет сделать вывод о том, что действующим земельным законодательством предусмотрено право собственника объекта незавершенного строительства, правомерно возведенного в период действия договора аренды и на основании надлежащих разрешительных документов на земельном участке, предоставленном для его строительства, на заключение после 1 марта 2015 г. однократно договора аренды для завершения строительства без торгов на три года при условии, что такой земельный участок после указанной даты не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.
В данном случае Усубян З.Д. объект незавершенного строительства в период действия договора аренды (с 29.12.2012 по 28.12.2015) на предоставленном земельном участке возведен не был.
Как установлено судом, в связи с истечением срока действия договора аренды, заключенного 29.12.2012 между администрацией Тамбовского района и Усубян З.Д., между администрацией Цнинского сельсовета и Усубян З.Д. ДД.ММ.ГГГГ заключен договор аренды указанного земельного участка на новый срок без проведения торгов, при этом обоснования заключения данного договора не приведены, постановления о предоставлении земельного участка администрацией Цнинского сельсовета не выносилось. Таким образом, фактически произведена пролангация договора аренды.
Согласно п.п. 3, 4 ст. 39.6 ЗК РФ граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в следующих случаях:
1) земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных п.п. 13, 14, 20 ст. 39.12 ЗК РФ);
2) земельный участок предоставлен гражданину на аукционе для ведения садоводства.
Гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в п. 3 ст. 39.6 ЗК РФ при наличии в совокупности следующих условий:
1) заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка;
2) исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных ЗК РФ, другими федеральными законами, не обладает иное лицо;
3) ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным п.п. 1 и 2 ст. 46 ЗК РФ;
4) на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные пп. 1-30 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
В закрытом перечне оснований заключения договора аренды земельного участка публичной собственности без проведения торгов, установленном пунктом 2 статьи 39.6 Земельного кодекса, предусмотрено такое основание, как нахождение на земельном участке объектов незавершенного строительства. При этом, в отличие от большинства других оснований заключения договора аренды без проведения торгов, в приведенном случае участок может быть предоставлен однократно, только в целях завершения строительства объектов незавершенного строительства и только собственникам указанных объектов, перечисленным в пункте 5 данной статьи (подпункт 10 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса).
Согласно п. 6 ч. 8 ст. 39.8 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок до трех лет в случае предоставления земельного участка, на котором расположен объект незавершенного строительства, для завершения строительства этого объекта.
Таким образом, в силу специального характера приведенных выше правовых норм, сохранение арендных отношений путем пролонгации истекшего договора аренды земельного участка, для завершения строительства, является невозможным.
В данном случае, по истечении срока действия договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, ввиду отсутствия на данном участке объекта строительства, в силу указанных правовых норм, администрация Цнинского сельсовета не обоснованно заключила ДД.ММ.ГГГГ с Усубян З.Д. договор аренды земельного участка без проведения торгов на новый срок для продолжения строительства.
При таких обстоятельствах, сделка по заключению договора аренды земельного участка площадью 2620 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> от <адрес>, с Усубян З.Д. является недействительной, поскольку противоречит требованиям закона.
Администрацией Тамбовского района ДД.ММ.ГГГГ выдано Усубян З.Д. разрешение на строительство салона красоты на указанном земельном участке, ООО «Архградо» составлена проектная документация на строительство. Согласно техническому плану объект незавершенного строительства салона красоты площадью застройки 36,0 кв.м, степенью готовности 10%, при этом технический план подготовлен ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст.40 Закона N 218-ФЗ 1. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание, сооружение, на объект незавершенного строительства в случае, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположены такие здание, сооружение, объект незавершенного строительства, осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и (или) государственной регистрацией права заявителя на такой земельный участок, за исключением случая, предусмотренного частью 10 настоящей статьи.
Государственная регистрация прав на созданные здание, сооружение осуществляется также в случае, если на момент государственной регистрации прав на созданные здание, сооружение истек срок действия договора аренды или безвозмездного пользования земельным участком, предоставленным для цели строительства указанных объектов недвижимости, при этом на момент ввода в эксплуатацию указанных объектов недвижимости срок действия соответствующего договора не истек.
В рассматриваемом случае объект незавершенного строительства возведен на земельном участке, предоставленном в нарушение положения действующего законодательства, следовательно, оснований для его государственной регистрации у истца не имеется.
Исходя из изложенных обстоятельств, с учетом разъяснений, содержащихся в Обзоре судебной Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22 июля 2020 г.), суд не находит оснований для удовлетворения настоящего иска.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Усубян З. Д. в удовлетворении исковых требований к администрации Цнинского сельского Совета, администрации Тамбовского района Тамбовской области о признании права собственности на объект незавершенного строительства салона красоты, площадью застройки 36 кв.м, степенью готовности 10%, на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, отказать.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Тамбовский районный суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Решение вынесено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Е.В.Дробышева