Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3783/2015 ~ М-3292/2015 от 14.05.2015

Решение

Именем Российской федерации

04 июня 2015 года

Раменский городской суд Московской области

В составе: председательствующего судьи Уваровой И.А.

При секретаре Попковой Н.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-3783 по заявлению Бахарева Д. Л. об оспаривании бездействия администрации сельского поселения <название>,

У с т а н о в и л:

Бахарев Д.Л. обратился в суд с заявлением, которым просит признать отказ (уклонение) в выдаче разрешения на строительство жилого дома и жилого дома и хозяйственных построек для ведения фермерского хозяйства (склада, домика для животных, подсобных помещений с гаражом и административно-бытовыми помещениями), содержащийся в письме администрации <номер> от <дата> необоснованными и незаконными; обязать администрацию сельского поселения Никоновское Раменского муниципального района выдать разрешения на строительство индивидуального жилого дома и хозяйственных построек для ведения фермерского хозяйства (склада, домика для животных, подсобных помещений с гаражом и административно-бытовыми помещениями) на принадлежащем ему земельном участке.

В обоснование требований ссылается на то, что ему на основании договора купли-продажи принадлежит земельный участок площадью 20000 кв.м с кадастровым номером <номер>, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным видом использования – для ведения крестьянско-фермерского хозяйства. <дата> он обратился в администрацию за разрешение на строительство указанных объектов и <дата> получил ответ, который считает отказом (уклонением) от выдачи разрешения на строительство на его земельном участке незаконным и необоснованным. По основаниям, указанным в заявлении, просит восстановить его нарушенное право.

В судебном заседании Бахарев Д.Л. поддержал свое заявление и просил его удовлетворить. Пояснил, что в данном случае администрацией сельского поселения <название> допущено незаконное бездействие.

Администрация сельского поселения <название> – представитель не явился. О слушании дела извещен надлежащим образом. Письменных возражений не представил.

Суд на основании ч.2 ст.257 ГПК РФ признал причину неявки представителя администрации неуважительной и пришел к выводу о рассмотрении дела в его отсутствие.

Заслушав заявителя, проверив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Статьей 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, отнесены коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином: его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, что <дата> Бахарев Д.Л. обратился в администрацию сельского поселения Никоновское с заявлением, которым просил выдать разрешение на строительство жилого дома и хозяйственных построек для ведения фермерского хозяйства (склада, домика для животных, подсобных помещений с гаражом и административно-бытовыми помещениями). К заявлению были приложены: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; пояснительная записка; схема планировочной организации земельного участка; схемы, отображающие архитектурные решения; проект организации строительства объекта (л.д.9).

Письмом от <дата> <номер> администрация сельского поселения Никоновское сообщила, что для получения разрешения на строительство заявителю необходимо предоставить кадастровый план на земельный участок и согласование с ГУ Мособлводхоз, т.к. земельный участок расположен вблизи водного объекта (л.д.10).

В соответствии с п. 1, абз. 1 п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов и другие категории земель. Земли, указанные в п. 1 названной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В силу подпункта 2 пункта 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

На основании норм ст. ст. 1, 2, 8, 9, 30, 36, 44, 47, 48, 51, 55 Градостроительного кодекса РФ при строительстве или реконструкции объекта недвижимости требуются, помимо наличия права на земельный участок, доказательства осуществления строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки, а также осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, при наличии в установленном порядке составленной проектной документации, с получением разрешения на строительство, разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, подтверждающих осуществление застройки с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил, норм и правил о безопасности.

Статья 11 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" предусматривает, что для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

В соответствии со ст. ст. 77 и 78 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения используются для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей и могут быть заняты в связи с этим зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Согласно п. 1 ст. 1 и п. 2 ст. 11 Федерального закона от <дата> N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения могут предоставляться и приобретаться для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления деятельности фермерского хозяйства.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от <дата> N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" в состав имущества крестьянского (фермерского) хозяйства жилой дом не входит.

Для застройки жилыми зданиями, в том числе для индивидуальной жилой застройки, предназначены земельные участки в составе жилых зон из земель населенных пунктов (ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации).

Установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, что Бахарев Д.Л. является собственником земельного участка площадью 20000 кв.м с кадастровым номером <номер>, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным видом использования – для ведения крестьянско-фермерского хозяйства (л.д.8,17-18).

В границах указанного участка заявитель желает возвести индивидуальный жилой дом в целях постоянного проживания в нем, а также в целях осуществления своей деятельности по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства.

Исходя из вышеуказанных положений закона, и исходя из того, что действующим законодательством не предусмотрена возможность осуществления индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предоставленном из состава земель сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для возложения на администрацию сельского поселения Никоновское обязанности по выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, принадлежащем Бахареву Д.Л. на праве собственности из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным видом использования – для ведения крестьянского (фермерского хозяйства).

Вместе с тем, учитывая выше привеленные нормы права, суд приходит к выводу о том, что на спорном земельном участке, отнесенного к категории земель сельскохозяйственного назначения, эксплуатируемого крестьянским (фермерским) хозяйством, могут размещаться любые производственные, а также иные объекты, в том числе здания, строения, сооружения, используемые в процессе сельскохозяйственного производства.

В этой связи на указанном земельном участке могут размещаться и административно-бытовые здания, имеющие вспомогательное значение и предназначенные для организационно-управленческого, бытового и иного обеспечения необходимого режима функционирования сельскохозяйственного производства.

Следовательно, строительство (размещение) на земельном участке из состава земель сельскохозяйственного назначения, предоставленном для ведения сельскохозяйственного производства, склада, домика для животных, подсобного помещения с гаражом и административно-бытовыми помещениями не противоречит названным выше положениям ст. ст. 1, 42, 77, 78 ЗК РФ, ст. ст. 6, 11 Федерального закона от <дата> N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".

В соответствии с ч.11 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации" от <дата> N 190-ФЗ (ред. от 31.12.2014), уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:

1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;

2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;

3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Из ответа администрации сельского поселения Никоновское усматривается, что данная правовая норма не была соблюдена, т.е. имеет место бездействие органа местного самоуправления.

Вместе с тем, согласно разъяснению, данному в п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> N 2 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований. Так, установив, что письменное обращение, поступившее должностному лицу, не рассмотрено в течение предусмотренного частью 1 статьи 12 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" срока, суду следует признать бездействие этого должностного лица незаконным и обязать его рассмотреть обращение заявителя в установленный судом срок, не предрешая существа решения, которое должно быть принято.

Статьей 10 Конституции Российской Федерации закреплено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Согласно ст. 1 Федерального закона N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", принципом деятельности органов государственной власти Российской Федерации является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий.

Разрешение вопроса о возможности застройки принадлежащего ответчику земельного участка, расположенного вблизи водного объекта, о соответствии приложенных документов градостроительному плану земельного участка, изначально относится к компетенции органа местного самоуправления, соответственно суд не вправе предрешать результат рассмотрения уполномоченным органом заявления Бахарева Д.Л.

По смыслу ч. 1 ст. 258 ГПК РФ устранение в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод гражданина или препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод при оспаривании бездействия может заключаться лишь в возложении обязанности на заинтересованное лицо рассмотреть заявления о выдаче разрешения на строительство.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что заявление Бахарева Д.Л. подлежит удовлетворению путем возложения на администрацию сельского поселения Никоновское Раменского муниципального района обязанности рассмотреть заявление Бахарева Д.Л. о выдаче разрешения на строительство на принадлежащем ему земельном участке в соответствии с требованиями статьи 51 Градостроительного кодекса РФ.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ в пользу заявителя следует взыскать возврат госпошлины <сумма> руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.254-258 ГПК РФ, Градостроительным кодексом РФ, ст.ст.56, 98, 194-199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

Заявление Бахарева Д. Л. удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Никоновское по выдаче разрешения на строительство на имя Бахарева Д. Л..

Обязать администрацию сельского поселения <название> Раменского муниципального района устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Бахарева Д. Л. путем рассмотрения его заявления о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома и хозяйственных построек для ведения фермерского хозяйства на принадлежащем ему земельном участке с кадастровым номером <номер> в соответствии с требованиями статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Взыскать с администрации сельского поселения Никоновское Раменского муниципального района в пользу Бахарева Д. Л. возврат госпошлины <сумма> руб.

Решение может быть обжаловано в Мособлсуд через Раменский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено <дата>.

Судья

2-3783/2015 ~ М-3292/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Бахарев Дмитрий Львович
Другие
Администрация с/п Никоновское
Суд
Раменский городской суд Московской области
Судья
Уварова И.А.
Дело на странице суда
ramenskoe--mo.sudrf.ru
14.05.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.05.2015Передача материалов судье
14.05.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.05.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.05.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.05.2015Судебное заседание
04.06.2015Судебное заседание
10.06.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.06.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее