Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-416/2013 ~ М-389/2013 от 02.09.2013

Дело № 2-416/2013 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Новохоперск                                                                                                   11 сентября 2013 года

Новохоперский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего судьи             Петрушенко А.И.

при секретаре                                           Светловой С.Н.

с участием заявителей:                 ГОВ

                                                             ГНВ

представителя администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области

                                                              ФИО2

    рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению ГОВ и ГНВ о признании незаконным бездействие Департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области по включению молодой семьи: ГНВ, ГОВ и ГЕО, в список претендентов на получение социальной выплаты в 2013 году в порядке реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 год по Воронежской области, и о возложении на Департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области обязанности устранить в полном объеме допущенные нарушения прав молодой семьи: ГНВ, ГОВ и ГЕО, включив их семью в список претендентов на получение социальной выплаты в 2013 году в порядке реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 год по Воронежской области,

УСТАНОВИЛ:

ГОВ и ГНВ обратились в суд с заявлением об оспаривании бездействия Департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области по включению их в сводный список участников областной программы «Обеспечение жильем молодых семей», а также по включению их в список претендентов на получение социальной выплаты, по тем основаниям, что они являются членами одной семьи, в которую также входит их дочь - ГЕО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Они являются участниками программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» с 2009 года. 05 февраля 2013 года Координационным советом по реализации муниципальной программы «Поддержка молодых семей Новохоперского муниципального района в приобретении (строительстве) жилья на 2011-2015 годы» принято решение об исключении их из списка участников программы, поскольку возраст их семьи на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодых семей -участниц программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом 2013 году превысил 35 лет. Данное решение администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области было обжаловано ГОВ, и решением Новохоперского районного суда Воронежской области от 26 февраля 2013 года, указанное решение было признано противоречащим закону и недействительным. Суд обязал администрацию Новохоперского муниципального района Воронежской области устранить допущенное нарушение и включить их семью в список участников муниципальной программы «Поддержка молодых семей Новохоперского муниципального района в приобретении (строительстве) жилья на 2011-2015 годы», подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», долгосрочной областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011-2015 годы. Администрация Новохоперского муниципального района исполнила решение суда, и 13 июня 2013 года направила в Департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области список молодых семей - участниц программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы». В этом списке их семья была указанна в качестве претендента. 09 июля 2013 года из Департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области поступила выписка из сводного списка молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2013 году. В указанном списке их семья уже не значилась. В связи с этим они обратились в Департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области, получили ответ 02 июля 2013 года, но сведений содержащих информацию по данному вопросу в ответе не содержалось. Из ответа прокуратуры Воронежской области 13 августа 2013 года им стало ясно, что при формировании Департаментом архитектуры и строительной политики Воронежской области списка претендентов на получение социальной выплаты их семья в сводный список граждан участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 год по Воронежской области» не будет включена.

Они считают, что бездействие Департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области по включению их семьи в сводный список участников областной программы «Обеспечение жильем молодых семей», по включению их семьи в список претендентов на получение социальной выплаты, является незаконным, а допущенное нарушение права их семьи на получение социальной выплаты подлежит восстановлению.

В соответствии с п. 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации программы «Обеспечения жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 года за № 285 -«Основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы является:

а) несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил.

    В пункте 5 упомянутых правил в качестве одного из условий, ставится возраст каждого из супругов, либо 1 родителя в неполной семье, который на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение выплаты в планируемому году, не должен превышать 35 лет.

    На момент принятия решения о включении молодой семьи на участие в подпрограмме их семья отвечала предъявленным требованиям для включения их в список молодых семей - претендентов на получение специальной выплаты, в том числе по возрасту; возможность последующего исключения из списков участников подпрограммы вышеуказанными нормативными актами не предусмотрена, что не является основанием для исключения семьи из списка участников программы.

В соответствии с подп. «а» п. 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение строительство жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы», несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным п. 6 настоящих Правил, в том числе по возрасту, является основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы. Возможность исключения граждан из числа участников подпрограмм по возрасту указанными Правилами не предусмотрена. Предусмотрена лишь возможность внесения изменений в утвержденные списки молодых семей-претендентов на получение социальных выплат, при этом для внесения таких изменений, достижение предельного возраста не является основанием для исключения семьи из участников программы (п. 26).

В 2009 году их семья была включена в число участников программы «Обеспечение жильем молодых семей» и в этом же году была включена в Сводный список молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», при этом возраст каждого из супругов не превысил 35 лет. Последующего исключения их семьи из участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в связи с превышением 35-ти летнего возраста законом не предусмотрено, в связи с чем, право их семьи не может быть ограниченно либо ущемлено.

Решение Новохоперского районного суда Воронежской области от 26 февраля 2013 года подтверждает указанные доводы и является преюдиционным, исследованные обстоятельства и выводы, сделанные в решении данного суда, обязательны для учета в том числе, и в процессе, инициируемом настоящим заявлением. Их семья отвечала всем требованиям, которые предъявляются к молодым семьям, изъявившим желание быть участником подпрограммы, однако в силу недостаточного софинансирования, социальная выплата их семьей получена не была, и поэтому бездействие Департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области ущемляет права их семьи на получение социальной выплаты, предусмотренной Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование, и нарушает конституционные принципы равенства всех перед законом и возможность реализации гарантированных государством прав.

В судебном заседании ГНВ подтвердила обстоятельства, изложенные в заявлении, просила суд данное о заявление удовлетворить, суду пояснила, что в августе 2009 года её семья на основании постановления администрации городского поселения - город Новохоперск Новохоперского муниципального района Воронежской области «О признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий» была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в число участников программы «Обеспечение жильем молодых семей». Решением координационного совета администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области по реализации муниципальной целевой программы «Поддержка молодых семей Новохоперского муниципального района в приобретении(строительстве) жилья на 2011-2015 годы» от 05 февраля 2013 года её семья была исключена из состава участников этой программы в связи с превышением предельного возраста (свыше 35 лет). Решением Новохоперского районного суда Воронежской области от 26 февраля 2013 года администрацию Новохоперского муниципального района Воронежской области обязали в месячный срок со дня вступления в законную силу данного решения суда, включить её семью в список участников муниципальной целевой программы «Поддержка молодых семей Новохоперского муниципального района в приобретении (строительстве) жилья на 2011-2015 годы», подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», долгосрочной областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011 — 2015 годы. Администрация Новохоперского района исполнила решение суда, и 13 июня 2013 года направила в Департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области список молодых семей - участниц программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы». Её семья в этом списке значилась в качестве претендента. 09 июля 2013 года из Департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области поступила выписка из списка молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2013 году. В указанном списке её семья уже не значилась.    В сообщении от 13 августа 2013 года, поступившего из прокуратуры Новохоперского района Воронежской области указано, что при формировании Департаментом архитектуры и строительной политики Воронежской области списка претендентов на получение социальной выплаты их семья в указанный список включена не будет, в сводный список граждан участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 год по Воронежской области» её семья также не включена. Она считает, что бездействие Департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области ущемляет права её семьи на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья.

    В судебном заседании ГОВ подтвердил обстоятельства, изложенные в заявлении, просил суд заявление удовлетворить, с доводами ГНВ согласен и поддерживает их.

Представитель администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области ФИО2 в судебном заседании пояснил, что в 2009 году семья ГОВ была включена в состав участников муниципальной целевой программы «Поддержка молодых семей Новохоперского муниципального района в приобретении (строительстве) жилья на 2011-2015 годы». В связи с тем, что ГОВ к февралю 2013 года достиг 35-летнего возраста на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты на текущий год, на заседании координационного совета администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области по реализации муниципальной целевой программы «Поддержка молодых семей Новохоперского муниципального района в приобретении(строительстве) жилья на 2011-2015 годы» 05 февраля 2013 года семья ГОВ была исключена из состава участников этой программы. Решением Новохоперского районного суда Воронежской области от 26 февраля 2013 года права семьи Г были восстановлены, и администрация Новохоперского муниципального района Воронежской области включила семью ГОВ в список участников муниципальной целевой программы «Поддержка молодых семей Новохоперского муниципального района в приобретении (строительстве) жилья на 2011-2015 годы», подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», долгосрочной областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011 — 2015 годы. 13 июня 2013 года в Департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области администрацией района был направлен список молодых семей - участниц программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы». 09 июля 2013 года из Департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области поступила выписка из списка молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2013 году. В указанном списке семья Г не значится. Он полагает, что в связи с тем, что оба супруга превысили возраст 35 лет, то Департамент архитектуры и строительной политики не включил семью Г в сводный список претендентов на получение социальной выплаты в 2013 году, поэтому заявление Г не подлежит удовлетворению.

Представитель Департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, суд в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области.

      Департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области представил в суд возражение, согласно которого в соответствии с Правилами участником Подпрограммы может быть молодая семья, возраст каждого из супругов которой на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участника подпрограммы в список претендентов на получение выплаты в планируемом году не превышает 35 лет. Для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления соответствующие документы. Орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в представленных документах, и принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы. До 01 сентября года, предшествующего планируемому, орган местного самоуправления формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Орган, исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании таких списков с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет его государственному заказчику подпрограммы в сроки, установленные государственным заказчиком. После определения государственным заказчиком подпрограммы размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах па соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году. В течение 2 месяцев после получения уведомления о лимитах бюджетных ассигнований из бюджета субъекта Российской Федерации, предназначенных для предоставления социальных выплат, орган местного самоуправления производит оформление свидетельств и выдачу их молодым семьям - претендентам на получение социальных выплат в соответствии со списком молодых семей-претендентов на получение социальных утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации"

Участником Программы семья Г была признана 03.08.2009 года. Однако, в силу указанных норм Правил, само по себе признание молодой семьи участником Программы не влечет возникновения у молодой семьи права на получение социальной выплаты, такое право возникает у молодой семьи лишь после утверждения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в планируемом году. Возраст каждого из супругов на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участника Программы в список претендентов на получение выплаты в планируемом году не должен превышать 35 лет.

     Верховный суд РФ в решении от 21,12.2009 года № ГКГСИ 09-1535 прямо указывает, что правительство РФ определяет предельный возраст для участия в Подпрограмме в пределах своей компетенции, данный пункт Правил не противоречит федеральному закону или другому нормативном правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

     Определением Конституционного суда РФ от 27.05.2010 № 738-0-0 установлено, что требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции РФ не вытекает, условия их выплаты определяются федеральным законодателем и (или) Правительством РФ в рамках их компетенции.

Правительство Российской Федерации, действуя в соответствии со своими полномочиями, предусмотренными статьей 114 Конституции РФ, статьями 13, 16 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в рамках осуществления нормативно-правового регулирования в социальной сфере общественных отношений, в целях содействия решению жилищных проблем молодой семьи утвердило указанные Правила, регламентирующие предоставление молодым семьям социальной выплаты.

Закрепив в Правилах право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство РФ было вправе, как это следует из статей 38, 40 и 114 Конституции РФ, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть и специальные условия для получения выплаты - ограничение по возрасту, который для каждого из супругов не должен превышать 35 лет на день принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты.

Доводы заявителей, что Правилами не предусмотрена возможность исключения из числа участников Подпрограммы являются несостоятельными, поскольку законодатель четко изложил (п. 6 Правил) условия участия (на всем протяжении участия, а не толькона момент признания участниками) в Подпрограмме, одним из которых является соответствие участников Подпрограммы определенному возрасту. Таким образом, участие в Подпрограмме лиц, не соответствующих ее условиям, противоречит федеральному законодательству. Возраст участников Подпрограммы определяется на момент включения их в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты, а не на момент признания участниками Подпрограммы.

Суд, выслушав заявителей: ГОВ и ГНВ, представителя администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области ФИО2, изучив материалы дела, приходит к следующему:

           Согласно свидетельства о заключении брака ГОВ ДД.ММ.ГГГГ заключил брак с МНВ, о чем в книге регистрации актов заключения брака произведена запись от ДД.ММ.ГГГГ.

    Согласно свидетельства о рождении, родителями ГЕО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, указаны мать - ГНВ, отец- ГОВ.

    Согласно постановления администрации городского поселения - город Новохоперск Новохоперского муниципального района Воронежской области № 217 от 03 августа 2009 года «О признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий» семья Г, проживающая по адресу: <адрес> признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Решением Новохоперского районного суда Воронежской области от 26 февраля 2013 года по гражданскому делу № 2-159/2013 года, суд признал протокол Координационного совета по реализации муниципальной целевой программы «Поддержка молодых семей Новохоперского муниципального района в приобретении (строительстве) жилья на 2011-2015 годы» администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области от 05 февраля 2013 года № 3 «Об исключении семьи ГОВ из состава участников муниципальной целевой программы «Поддержка молодых семей Новохоперского муниципального района в приобретении (строительстве) жилья на 2011-2015 годы» подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», и постановление администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области № 67 от 08 февраля 2013 года «Об исключении семьи ГОВ из со става участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», противоречащими закону и недействительными.

Суд обязал администрацию Новохоперского муниципального района Воронежской области в месячный срок со дня вступления в законную силу данного решения суда, устранить в полном объёме допущенное нарушение прав молодой семьи ГОВ и включить семью ГОВ в список участников муниципальной целевой программы «Поддержка молодых семей Новохоперского муниципального района в приобретении (строительстве) жилья на 2011-2015 годы», подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», долгосрочной областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011 — 2015 годы.

     На основании постановления администрации городского поселения - город Новохоперск Новохоперского муниципального района Воронежской области № 231 от 05 июня 2013 года «О признании ГНВ нуждающейся в улучшении жилищных условий», семья ГНВ, состоящая из 3-х человек, признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в список очередности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

    Согласно сообщения администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области № 1638-05 от 10 июля 2013 года, администрацией Новохоперского муниципального района был направлен в департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области список молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы на получение социальной выплаты в 2013 году. В указанном списке молодая семья Г указана в качестве претендента. 09 июля 2013 года из департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области поступила выписка из списка молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в 2013 году. Список был утвержден приказом департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области от 27 июня 2013 г. № 210. В данном списке молодая семья Г не значится.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

     Согласно пунктам "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

     Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 года N 675 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2002-2010 годы.

Согласно п. 5 Постановления Правительства РФ от 13 мая 2006 года N 285 ( редакция от 27.01. 2009 года) «Об утверждении Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы» участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:

а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил;

в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

В силу подп. "а" п. 6 указанных Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, при условии, что возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет. Участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, притом, что возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.

     В соответствии с п. 21, 23, 25, 26 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы» для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления соответствующие документы. Орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в представленных документах, и принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы. До 01 сентября года, предшествующего планируемому, орган местного самоуправления формирует списки молодых семей -участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании таких списков с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет его государственному заказчику подпрограммы в сроки, установленные государственным заказчиком. После определения государственным заказчиком подпрограммы размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году. В течение 2 месяцев после получения уведомления о лимитах бюджетных ассигнований из бюджета субъекта Российской Федерации, предназначенных для предоставления социальных выплат, орган местного самоуправления производит оформление свидетельств и выдачу их молодым семьям - претендентам на получение социальных выплат в соответствии со списком молодых семей-претендентов на получение социальных утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050 ( в редакции от 27.12. 2011 года) «О федеральной целевой программе Жилище" на 2011 - 2015 годы, включающая в себя подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей", утверждена указанная целевая программа и в Приложении N 3 изложены «Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования».

В соответствии с п. 6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050 ( в редакции от 27.12. 2011 года), участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:

а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

б) семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;

в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

В силу п. 18 Правил от 17 декабря 2010 года N 1050 ( в редакции от 27.12. 2011 года) основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются:

а) несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил;

б) непредставление или представление не всех документов, предусмотренных пунктом 15 либо 15(1) настоящих Правил;

в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;

г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с п. 4.2. Постановления Правительства Воронежской области от 29.12. 2010 года № 1140 «Об утверждении долгосрочной областной целевой программы «Обеспечение жильём молодых семей на 2011 – 2015 годы» государственная поддержка оказывается молодым семьям из числа семей, включенных в сводный список молодых семей - участников Программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, сформированный на основании списков молодых семей - участников Программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления Воронежской области. Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников Программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются в соответствии с порядком, утвержденным приказом департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники Программы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года.

Участником Программы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:

а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия департаментом архитектуры и строительной политики Воронежской области решения о включении молодой семьи - участницы программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении,

в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Следует отметить, что решение Новохоперского районного суда Воронежской области от 26 февраля 2013 года не является преюдиционным, поскольку при рассмотрении настоящего дела исследовались новые обстоятельства и при рассмотрении дела участвовали другие лица.

Приведенные положения закона и нормативных актов свидетельствуют суду о том, что участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" могла быть семья, если возраст каждого из супругов не превышал 35-ти лет. Несоблюдение этого условия, то есть достижение одним из супругов возраста свыше 35 лет исключает возможность участия семьи в указанной подпрограмме и в соответствии с п. 18 Правил является основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы.

Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050 ( в редакции от 27.12. 2011 года) «О федеральной целевой программе Жилище" на 2011 - 2015 годы, включающая в себя подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей", утверждена указанная целевая программа и в Приложении N 3 изложены «Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования».

     Указанные Правила не содержат каких-либо исключений в части общих условий о предельном возрасте одного из супругов или одного родителя в неполной семье в отношении тех семей, которые являлись участниками ранее действующей подпрограммы федеральной программы «Жилище на 2002-2010 годы и не получили социальную выплату на приобретение жилья.

       Правительство утвердило указанные Правила, регламентирующие предоставление молодым семьям социальной выплаты, закрепив в Правилах право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения. Правительство РФ предусмотрело и специальные условия для получения выплаты - ограничение по возрасту, который для каждого из супругов не должен превышать 35 лет на день принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты.

В Правилах, регламентирующих предоставление молодым семьям социальной выплаты, четко указаны (п. 6 Правил) условия участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей"    на всем протяжении участия, а не только на момент признания участниками Подпрограммы, и одним из обязательных условий является соответствие участников Подпрограммы определенному возрасту. Исходя из этого, участие в Подпрограмме лиц, не соответствующих ее условиям, противоречит федеральному законодательству. Возраст участников указанной Подпрограммы определяется на момент включения их в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты, а не на момент признания участниками Подпрограммы.

      Приведенные доказательства свидетельствуют суду о том, что сам по себе факт признание молодой семьи участником Программы не влечет возникновения у молодой семьи права на получение социальной выплаты, поскольку такое право возникает у молодой семьи лишь после утверждения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в планируемом году. При этом возраст одного из супругов на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участника Программы в список претендентов на получение выплаты в планируемом году не должен превышать 35 лет.

Право на получение социальной выплаты, зависит не только от нуждаемости участника подпрограммы в обеспечении жильём, но и соответствия его условиям подпрограммы. Допуск к участию в подпрограмме проводится на местном, региональном и федеральном уровнях и количество участников зависит от объема финансирования, отпущенного на эти цели. Иное применение приведенных норм противоречило бы целевому использованию выделяемых денежных средств для достижения поставленных подпрограммой задач.

Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие /бездействие/ органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, если считают, что нарушены их права и свободы.

     В силу п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 «О практике рассмотрения дел об оспаривании решений, действий, (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц государственных и муниципальных служащих » при рассмотрении такой категории дел обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия), согласно ч.1 ст.249 ГПК РФ, возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

      В силу ст. 56 УПК РФ Департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области представил суду достаточные и достоверные доказательства законности принятого им решения в отношении молодой семьи Г.

Установленные по данному делу доказательства в своей совокупности указывают на то, что семья Г была включена в ранее действовавшую подпрограмму "Об обеспечении жильем молодых семей федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", утвержденную Постановлением Правительства РФ.

В 2013 году семья Г перестала соответствовать требованиям, предъявляемым для участия в подпрограмме на 2011 - 2015 годы, и обоснованно была исключена из списка претендентов на социальную выплату, поступающую из бюджета субъекта Российской Федерации на обеспечение жильем молодой семьи, поскольку возраст супругов Г превысил 35 лет.

Таким образом, на момент формирования сводного списка претендентов на 2013 год в Воронежской области семья Г не отвечала критериям участников подпрограммы.

Включение заявителей в сводные списки, при достижении ими возраста, превышающего 35 лет, противоречит положениям приведенных выше Постановлений Правительства Российской Федерации и ведет к незаконному выделению средств из соответствующих бюджетов на предоставление выплаты лицам, не имеющим права на ее получение.

       В соответствии с ч. 1 ст. 11 ГПК РФ суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

        Суд, исследовав и оценив доказательства по делу, приходит к выводу о том, что семья Г обоснованно была исключена из списка претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилья, поскольку возраст супругов Г на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации -Департаментом архитектуры и строительной политики Воронежской области решения о включении молодой семьи - участника Программы в список претендентов на получение выплаты в 2013 году превысил 35 лет.

Действия Департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области по исключению семьи Г из списка претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилья суд признаёт правомерными, поскольку решение принято в соответствии с законом, в пределах полномочий, не нарушает права и законные интересы заявителей и других заинтересованных лиц.

        В связи с этим заявление ГОВ и ГНВ о признании незаконным бездействие Департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области по включению молодой семьи Г в список претендентов на получение социальной выплаты в 2013 году в порядке реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 год по Воронежской области, и о возложении на Департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области обязанности устранить в полном объеме допущенные нарушения прав молодой семьи, включив семью Г в список претендентов на получение социальной выплаты в 2013 году в порядке реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 год по Воронежской области, удовлетворению не подлежит, поскольку необоснованно и противоречит действующему законодательству.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 11, 56, 67, 68, 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

        В удовлетворении заявления ГОВ и ГНВ о признании незаконным бездействия Департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области по включению молодой семьи: ГНВ, ГОВ и ГЕО, в список претендентов на получение социальной выплаты в 2013 году в порядке реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», долгосрочной областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011-2015 годы, и о возложении на Департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области обязанности устранить в полном объеме допущенные нарушения прав молодой семьи: ГНВ, ГОВ и ГЕО, включив их семью в список претендентов на получение социальной выплаты в 2013 году в порядке реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», долгосрочной областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011-2015 годы, отказать ввиду необоснованности.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда с подачей апелляционной жалобы через Новохоперский районный суд.

                   Судья                                                                                            А.И. Петрушенко

Дело № 2-416/2013 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Новохоперск                                                                                                   11 сентября 2013 года

Новохоперский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего судьи             Петрушенко А.И.

при секретаре                                           Светловой С.Н.

с участием заявителей:                 ГОВ

                                                             ГНВ

представителя администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области

                                                              ФИО2

    рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению ГОВ и ГНВ о признании незаконным бездействие Департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области по включению молодой семьи: ГНВ, ГОВ и ГЕО, в список претендентов на получение социальной выплаты в 2013 году в порядке реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 год по Воронежской области, и о возложении на Департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области обязанности устранить в полном объеме допущенные нарушения прав молодой семьи: ГНВ, ГОВ и ГЕО, включив их семью в список претендентов на получение социальной выплаты в 2013 году в порядке реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 год по Воронежской области,

УСТАНОВИЛ:

ГОВ и ГНВ обратились в суд с заявлением об оспаривании бездействия Департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области по включению их в сводный список участников областной программы «Обеспечение жильем молодых семей», а также по включению их в список претендентов на получение социальной выплаты, по тем основаниям, что они являются членами одной семьи, в которую также входит их дочь - ГЕО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Они являются участниками программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» с 2009 года. 05 февраля 2013 года Координационным советом по реализации муниципальной программы «Поддержка молодых семей Новохоперского муниципального района в приобретении (строительстве) жилья на 2011-2015 годы» принято решение об исключении их из списка участников программы, поскольку возраст их семьи на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодых семей -участниц программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом 2013 году превысил 35 лет. Данное решение администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области было обжаловано ГОВ, и решением Новохоперского районного суда Воронежской области от 26 февраля 2013 года, указанное решение было признано противоречащим закону и недействительным. Суд обязал администрацию Новохоперского муниципального района Воронежской области устранить допущенное нарушение и включить их семью в список участников муниципальной программы «Поддержка молодых семей Новохоперского муниципального района в приобретении (строительстве) жилья на 2011-2015 годы», подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», долгосрочной областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011-2015 годы. Администрация Новохоперского муниципального района исполнила решение суда, и 13 июня 2013 года направила в Департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области список молодых семей - участниц программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы». В этом списке их семья была указанна в качестве претендента. 09 июля 2013 года из Департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области поступила выписка из сводного списка молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2013 году. В указанном списке их семья уже не значилась. В связи с этим они обратились в Департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области, получили ответ 02 июля 2013 года, но сведений содержащих информацию по данному вопросу в ответе не содержалось. Из ответа прокуратуры Воронежской области 13 августа 2013 года им стало ясно, что при формировании Департаментом архитектуры и строительной политики Воронежской области списка претендентов на получение социальной выплаты их семья в сводный список граждан участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 год по Воронежской области» не будет включена.

Они считают, что бездействие Департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области по включению их семьи в сводный список участников областной программы «Обеспечение жильем молодых семей», по включению их семьи в список претендентов на получение социальной выплаты, является незаконным, а допущенное нарушение права их семьи на получение социальной выплаты подлежит восстановлению.

В соответствии с п. 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации программы «Обеспечения жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 года за № 285 -«Основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы является:

а) несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил.

    В пункте 5 упомянутых правил в качестве одного из условий, ставится возраст каждого из супругов, либо 1 родителя в неполной семье, который на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение выплаты в планируемому году, не должен превышать 35 лет.

    На момент принятия решения о включении молодой семьи на участие в подпрограмме их семья отвечала предъявленным требованиям для включения их в список молодых семей - претендентов на получение специальной выплаты, в том числе по возрасту; возможность последующего исключения из списков участников подпрограммы вышеуказанными нормативными актами не предусмотрена, что не является основанием для исключения семьи из списка участников программы.

В соответствии с подп. «а» п. 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение строительство жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы», несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным п. 6 настоящих Правил, в том числе по возрасту, является основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы. Возможность исключения граждан из числа участников подпрограмм по возрасту указанными Правилами не предусмотрена. Предусмотрена лишь возможность внесения изменений в утвержденные списки молодых семей-претендентов на получение социальных выплат, при этом для внесения таких изменений, достижение предельного возраста не является основанием для исключения семьи из участников программы (п. 26).

В 2009 году их семья была включена в число участников программы «Обеспечение жильем молодых семей» и в этом же году была включена в Сводный список молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», при этом возраст каждого из супругов не превысил 35 лет. Последующего исключения их семьи из участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в связи с превышением 35-ти летнего возраста законом не предусмотрено, в связи с чем, право их семьи не может быть ограниченно либо ущемлено.

Решение Новохоперского районного суда Воронежской области от 26 февраля 2013 года подтверждает указанные доводы и является преюдиционным, исследованные обстоятельства и выводы, сделанные в решении данного суда, обязательны для учета в том числе, и в процессе, инициируемом настоящим заявлением. Их семья отвечала всем требованиям, которые предъявляются к молодым семьям, изъявившим желание быть участником подпрограммы, однако в силу недостаточного софинансирования, социальная выплата их семьей получена не была, и поэтому бездействие Департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области ущемляет права их семьи на получение социальной выплаты, предусмотренной Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование, и нарушает конституционные принципы равенства всех перед законом и возможность реализации гарантированных государством прав.

В судебном заседании ГНВ подтвердила обстоятельства, изложенные в заявлении, просила суд данное о заявление удовлетворить, суду пояснила, что в августе 2009 года её семья на основании постановления администрации городского поселения - город Новохоперск Новохоперского муниципального района Воронежской области «О признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий» была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в число участников программы «Обеспечение жильем молодых семей». Решением координационного совета администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области по реализации муниципальной целевой программы «Поддержка молодых семей Новохоперского муниципального района в приобретении(строительстве) жилья на 2011-2015 годы» от 05 февраля 2013 года её семья была исключена из состава участников этой программы в связи с превышением предельного возраста (свыше 35 лет). Решением Новохоперского районного суда Воронежской области от 26 февраля 2013 года администрацию Новохоперского муниципального района Воронежской области обязали в месячный срок со дня вступления в законную силу данного решения суда, включить её семью в список участников муниципальной целевой программы «Поддержка молодых семей Новохоперского муниципального района в приобретении (строительстве) жилья на 2011-2015 годы», подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», долгосрочной областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011 — 2015 годы. Администрация Новохоперского района исполнила решение суда, и 13 июня 2013 года направила в Департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области список молодых семей - участниц программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы». Её семья в этом списке значилась в качестве претендента. 09 июля 2013 года из Департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области поступила выписка из списка молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2013 году. В указанном списке её семья уже не значилась.    В сообщении от 13 августа 2013 года, поступившего из прокуратуры Новохоперского района Воронежской области указано, что при формировании Департаментом архитектуры и строительной политики Воронежской области списка претендентов на получение социальной выплаты их семья в указанный список включена не будет, в сводный список граждан участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 год по Воронежской области» её семья также не включена. Она считает, что бездействие Департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области ущемляет права её семьи на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья.

    В судебном заседании ГОВ подтвердил обстоятельства, изложенные в заявлении, просил суд заявление удовлетворить, с доводами ГНВ согласен и поддерживает их.

Представитель администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области ФИО2 в судебном заседании пояснил, что в 2009 году семья ГОВ была включена в состав участников муниципальной целевой программы «Поддержка молодых семей Новохоперского муниципального района в приобретении (строительстве) жилья на 2011-2015 годы». В связи с тем, что ГОВ к февралю 2013 года достиг 35-летнего возраста на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты на текущий год, на заседании координационного совета администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области по реализации муниципальной целевой программы «Поддержка молодых семей Новохоперского муниципального района в приобретении(строительстве) жилья на 2011-2015 годы» 05 февраля 2013 года семья ГОВ была исключена из состава участников этой программы. Решением Новохоперского районного суда Воронежской области от 26 февраля 2013 года права семьи Г были восстановлены, и администрация Новохоперского муниципального района Воронежской области включила семью ГОВ в список участников муниципальной целевой программы «Поддержка молодых семей Новохоперского муниципального района в приобретении (строительстве) жилья на 2011-2015 годы», подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», долгосрочной областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011 — 2015 годы. 13 июня 2013 года в Департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области администрацией района был направлен список молодых семей - участниц программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы». 09 июля 2013 года из Департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области поступила выписка из списка молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2013 году. В указанном списке семья Г не значится. Он полагает, что в связи с тем, что оба супруга превысили возраст 35 лет, то Департамент архитектуры и строительной политики не включил семью Г в сводный список претендентов на получение социальной выплаты в 2013 году, поэтому заявление Г не подлежит удовлетворению.

Представитель Департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, суд в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области.

      Департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области представил в суд возражение, согласно которого в соответствии с Правилами участником Подпрограммы может быть молодая семья, возраст каждого из супругов которой на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участника подпрограммы в список претендентов на получение выплаты в планируемом году не превышает 35 лет. Для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления соответствующие документы. Орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в представленных документах, и принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы. До 01 сентября года, предшествующего планируемому, орган местного самоуправления формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Орган, исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании таких списков с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет его государственному заказчику подпрограммы в сроки, установленные государственным заказчиком. После определения государственным заказчиком подпрограммы размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах па соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году. В течение 2 месяцев после получения уведомления о лимитах бюджетных ассигнований из бюджета субъекта Российской Федерации, предназначенных для предоставления социальных выплат, орган местного самоуправления производит оформление свидетельств и выдачу их молодым семьям - претендентам на получение социальных выплат в соответствии со списком молодых семей-претендентов на получение социальных утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации"

Участником Программы семья Г была признана 03.08.2009 года. Однако, в силу указанных норм Правил, само по себе признание молодой семьи участником Программы не влечет возникновения у молодой семьи права на получение социальной выплаты, такое право возникает у молодой семьи лишь после утверждения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в планируемом году. Возраст каждого из супругов на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участника Программы в список претендентов на получение выплаты в планируемом году не должен превышать 35 лет.

     Верховный суд РФ в решении от 21,12.2009 года № ГКГСИ 09-1535 прямо указывает, что правительство РФ определяет предельный возраст для участия в Подпрограмме в пределах своей компетенции, данный пункт Правил не противоречит федеральному закону или другому нормативном правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

     Определением Конституционного суда РФ от 27.05.2010 № 738-0-0 установлено, что требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции РФ не вытекает, условия их выплаты определяются федеральным законодателем и (или) Правительством РФ в рамках их компетенции.

Правительство Российской Федерации, действуя в соответствии со своими полномочиями, предусмотренными статьей 114 Конституции РФ, статьями 13, 16 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в рамках осуществления нормативно-правового регулирования в социальной сфере общественных отношений, в целях содействия решению жилищных проблем молодой семьи утвердило указанные Правила, регламентирующие предоставление молодым семьям социальной выплаты.

Закрепив в Правилах право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство РФ было вправе, как это следует из статей 38, 40 и 114 Конституции РФ, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть и специальные условия для получения выплаты - ограничение по возрасту, который для каждого из супругов не должен превышать 35 лет на день принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты.

Доводы заявителей, что Правилами не предусмотрена возможность исключения из числа участников Подпрограммы являются несостоятельными, поскольку законодатель четко изложил (п. 6 Правил) условия участия (на всем протяжении участия, а не толькона момент признания участниками) в Подпрограмме, одним из которых является соответствие участников Подпрограммы определенному возрасту. Таким образом, участие в Подпрограмме лиц, не соответствующих ее условиям, противоречит федеральному законодательству. Возраст участников Подпрограммы определяется на момент включения их в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты, а не на момент признания участниками Подпрограммы.

Суд, выслушав заявителей: ГОВ и ГНВ, представителя администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области ФИО2, изучив материалы дела, приходит к следующему:

           Согласно свидетельства о заключении брака ГОВ ДД.ММ.ГГГГ заключил брак с МНВ, о чем в книге регистрации актов заключения брака произведена запись от ДД.ММ.ГГГГ.

    Согласно свидетельства о рождении, родителями ГЕО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, указаны мать - ГНВ, отец- ГОВ.

    Согласно постановления администрации городского поселения - город Новохоперск Новохоперского муниципального района Воронежской области № 217 от 03 августа 2009 года «О признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий» семья Г, проживающая по адресу: <адрес> признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Решением Новохоперского районного суда Воронежской области от 26 февраля 2013 года по гражданскому делу № 2-159/2013 года, суд признал протокол Координационного совета по реализации муниципальной целевой программы «Поддержка молодых семей Новохоперского муниципального района в приобретении (строительстве) жилья на 2011-2015 годы» администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области от 05 февраля 2013 года № 3 «Об исключении семьи ГОВ из состава участников муниципальной целевой программы «Поддержка молодых семей Новохоперского муниципального района в приобретении (строительстве) жилья на 2011-2015 годы» подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», и постановление администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области № 67 от 08 февраля 2013 года «Об исключении семьи ГОВ из со става участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», противоречащими закону и недействительными.

Суд обязал администрацию Новохоперского муниципального района Воронежской области в месячный срок со дня вступления в законную силу данного решения суда, устранить в полном объёме допущенное нарушение прав молодой семьи ГОВ и включить семью ГОВ в список участников муниципальной целевой программы «Поддержка молодых семей Новохоперского муниципального района в приобретении (строительстве) жилья на 2011-2015 годы», подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», долгосрочной областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011 — 2015 годы.

     На основании постановления администрации городского поселения - город Новохоперск Новохоперского муниципального района Воронежской области № 231 от 05 июня 2013 года «О признании ГНВ нуждающейся в улучшении жилищных условий», семья ГНВ, состоящая из 3-х человек, признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в список очередности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

    Согласно сообщения администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области № 1638-05 от 10 июля 2013 года, администрацией Новохоперского муниципального района был направлен в департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области список молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы на получение социальной выплаты в 2013 году. В указанном списке молодая семья Г указана в качестве претендента. 09 июля 2013 года из департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области поступила выписка из списка молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в 2013 году. Список был утвержден приказом департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области от 27 июня 2013 г. № 210. В данном списке молодая семья Г не значится.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

     Согласно пунктам "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

     Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 года N 675 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2002-2010 годы.

Согласно п. 5 Постановления Правительства РФ от 13 мая 2006 года N 285 ( редакция от 27.01. 2009 года) «Об утверждении Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы» участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:

а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил;

в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

В силу подп. "а" п. 6 указанных Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, при условии, что возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет. Участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, притом, что возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.

     В соответствии с п. 21, 23, 25, 26 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы» для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления соответствующие документы. Орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в представленных документах, и принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы. До 01 сентября года, предшествующего планируемому, орган местного самоуправления формирует списки молодых семей -участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании таких списков с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет его государственному заказчику подпрограммы в сроки, установленные государственным заказчиком. После определения государственным заказчиком подпрограммы размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году. В течение 2 месяцев после получения уведомления о лимитах бюджетных ассигнований из бюджета субъекта Российской Федерации, предназначенных для предоставления социальных выплат, орган местного самоуправления производит оформление свидетельств и выдачу их молодым семьям - претендентам на получение социальных выплат в соответствии со списком молодых семей-претендентов на получение социальных утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050 ( в редакции от 27.12. 2011 года) «О федеральной целевой программе Жилище" на 2011 - 2015 годы, включающая в себя подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей", утверждена указанная целевая программа и в Приложении N 3 изложены «Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования».

В соответствии с п. 6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050 ( в редакции от 27.12. 2011 года), участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:

а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

б) семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;

в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

В силу п. 18 Правил от 17 декабря 2010 года N 1050 ( в редакции от 27.12. 2011 года) основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются:

а) несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил;

б) непредставление или представление не всех документов, предусмотренных пунктом 15 либо 15(1) настоящих Правил;

в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;

г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с п. 4.2. Постановления Правительства Воронежской области от 29.12. 2010 года № 1140 «Об утверждении долгосрочной областной целевой программы «Обеспечение жильём молодых семей на 2011 – 2015 годы» государственная поддержка оказывается молодым семьям из числа семей, включенных в сводный список молодых семей - участников Программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, сформированный на основании списков молодых семей - участников Программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления Воронежской области. Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников Программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются в соответствии с порядком, утвержденным приказом департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники Программы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года.

Участником Программы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:

а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия департаментом архитектуры и строительной политики Воронежской области решения о включении молодой семьи - участницы программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении,

в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Следует отметить, что решение Новохоперского районного суда Воронежской области от 26 февраля 2013 года не является преюдиционным, поскольку при рассмотрении настоящего дела исследовались новые обстоятельства и при рассмотрении дела участвовали другие лица.

Приведенные положения закона и нормативных актов свидетельствуют суду о том, что участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" могла быть семья, если возраст каждого из супругов не превышал 35-ти лет. Несоблюдение этого условия, то есть достижение одним из супругов возраста свыше 35 лет исключает возможность участия семьи в указанной подпрограмме и в соответствии с п. 18 Правил является основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы.

Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050 ( в редакции от 27.12. 2011 года) «О федеральной целевой программе Жилище" на 2011 - 2015 годы, включающая в себя подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей", утверждена указанная целевая программа и в Приложении N 3 изложены «Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования».

     Указанные Правила не содержат каких-либо исключений в части общих условий о предельном возрасте одного из супругов или одного родителя в неполной семье в отношении тех семей, которые являлись участниками ранее действующей подпрограммы федеральной программы «Жилище на 2002-2010 годы и не получили социальную выплату на приобретение жилья.

       Правительство утвердило указанные Правила, регламентирующие предоставление молодым семьям социальной выплаты, закрепив в Правилах право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения. Правительство РФ предусмотрело и специальные условия для получения выплаты - ограничение по возрасту, который для каждого из супругов не должен превышать 35 лет на день принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты.

В Правилах, регламентирующих предоставление молодым семьям социальной выплаты, четко указаны (п. 6 Правил) условия участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей"    на всем протяжении участия, а не только на момент признания участниками Подпрограммы, и одним из обязательных условий является соответствие участников Подпрограммы определенному возрасту. Исходя из этого, участие в Подпрограмме лиц, не соответствующих ее условиям, противоречит федеральному законодательству. Возраст участников указанной Подпрограммы определяется на момент включения их в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты, а не на момент признания участниками Подпрограммы.

      Приведенные доказательства свидетельствуют суду о том, что сам по себе факт признание молодой семьи участником Программы не влечет возникновения у молодой семьи права на получение социальной выплаты, поскольку такое право возникает у молодой семьи лишь после утверждения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в планируемом году. При этом возраст одного из супругов на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участника Программы в список претендентов на получение выплаты в планируемом году не должен превышать 35 лет.

Право на получение социальной выплаты, зависит не только от нуждаемости участника подпрограммы в обеспечении жильём, но и соответствия его условиям подпрограммы. Допуск к участию в подпрограмме проводится на местном, региональном и федеральном уровнях и количество участников зависит от объема финансирования, отпущенного на эти цели. Иное применение приведенных норм противоречило бы целевому использованию выделяемых денежных средств для достижения поставленных подпрограммой задач.

Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие /бездействие/ органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, если считают, что нарушены их права и свободы.

     В силу п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 «О практике рассмотрения дел об оспаривании решений, действий, (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц государственных и муниципальных служащих » при рассмотрении такой категории дел обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия), согласно ч.1 ст.249 ГПК РФ, возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

      В силу ст. 56 УПК РФ Департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области представил суду достаточные и достоверные доказательства законности принятого им решения в отношении молодой семьи Г.

Установленные по данному делу доказательства в своей совокупности указывают на то, что семья Г была включена в ранее действовавшую подпрограмму "Об обеспечении жильем молодых семей федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", утвержденную Постановлением Правительства РФ.

В 2013 году семья Г перестала соответствовать требованиям, предъявляемым для участия в подпрограмме на 2011 - 2015 годы, и обоснованно была исключена из списка претендентов на социальную выплату, поступающую из бюджета субъекта Российской Федерации на обеспечение жильем молодой семьи, поскольку возраст супругов Г превысил 35 лет.

Таким образом, на момент формирования сводного списка претендентов на 2013 год в Воронежской области семья Г не отвечала критериям участников подпрограммы.

Включение заявителей в сводные списки, при достижении ими возраста, превышающего 35 лет, противоречит положениям приведенных выше Постановлений Правительства Российской Федерации и ведет к незаконному выделению средств из соответствующих бюджетов на предоставление выплаты лицам, не имеющим права на ее получение.

       В соответствии с ч. 1 ст. 11 ГПК РФ суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

        Суд, исследовав и оценив доказательства по делу, приходит к выводу о том, что семья Г обоснованно была исключена из списка претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилья, поскольку возраст супругов Г на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации -Департаментом архитектуры и строительной политики Воронежской области решения о включении молодой семьи - участника Программы в список претендентов на получение выплаты в 2013 году превысил 35 лет.

Действия Департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области по исключению семьи Г из списка претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилья суд признаёт правомерными, поскольку решение принято в соответствии с законом, в пределах полномочий, не нарушает права и законные интересы заявителей и других заинтересованных лиц.

        В связи с этим заявление ГОВ и ГНВ о признании незаконным бездействие Департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области по включению молодой семьи Г в список претендентов на получение социальной выплаты в 2013 году в порядке реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 год по Воронежской области, и о возложении на Департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области обязанности устранить в полном объеме допущенные нарушения прав молодой семьи, включив семью Г в список претендентов на получение социальной выплаты в 2013 году в порядке реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 год по Воронежской области, удовлетворению не подлежит, поскольку необоснованно и противоречит действующему законодательству.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 11, 56, 67, 68, 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

        В удовлетворении заявления ГОВ и ГНВ о признании незаконным бездействия Департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области по включению молодой семьи: ГНВ, ГОВ и ГЕО, в список претендентов на получение социальной выплаты в 2013 году в порядке реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», долгосрочной областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011-2015 годы, и о возложении на Департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области обязанности устранить в полном объеме допущенные нарушения прав молодой семьи: ГНВ, ГОВ и ГЕО, включив их семью в список претендентов на получение социальной выплаты в 2013 году в порядке реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», долгосрочной областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011-2015 годы, отказать ввиду необоснованности.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда с подачей апелляционной жалобы через Новохоперский районный суд.

                   Судья                                                                                            А.И. Петрушенко

1версия для печати

2-416/2013 ~ М-389/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Гончаров Олег Владимирович
Гончарова Нина Васильевна
Другие
Департамент Архитектуры и строительной политики Воронежской области
администрация Новохоперского муниципальног района Воронежской области Махотин Алексей Федорович
Суд
Новохоперский районный суд Воронежской области
Судья
Петрушенко Алексей Иванович
Дело на сайте суда
novohopersky--vrn.sudrf.ru
02.09.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.09.2013Передача материалов судье
02.09.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.09.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.09.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.09.2013Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее