Дело № 2-660/22
УИД 63RS0044-01-2021-008466-71
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 мая 2022 года г. Самара
Железнодорожный районный суд г. Самара
в составе: председательствующего судьи Пименовой Е.В.
при секретаре Вальберг В.А.
с участием прокурора Тятюшевой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-660/22 по иску Департамента управления имуществом г.о.Самары к Хафизовой Софие Мунировне, Сагабутдиновой Руфие Мунировне об изъятии недвижимого имущества путем выкупа, по встречному исковому заявлению Хафизовой Софии Мунировны к Департаменту управления имуществом г.о.Самары об обязании предоставления благоустроенного жилого помещения взамен изымаемого жилого помещения, суд
УСТАНОВИЛ:
Департамент управления имуществом г.о. Самара обратился в суд с вышеуказанным иском, указывая на то, что распоряжением Главы администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №-р многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> Литера А, признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № принято решение изъять для муниципальных нужд земельный участок, находящийся по адресу: <адрес> Литера А, на котором расположен многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу, и расположенные в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес> Литера А, жилые помещения у правообладателей.
В жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> Литера А, комната 70 зарегистрирована: Сагабутдинова Р.М.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права серия 63-АН 124323 от ДД.ММ.ГГГГ Хафизова С.М. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес> Литера А, комната 70. Согласно отчету по определению рыночной стоимости жилого помещения общей пл. 18,3 кв. м., находящегося в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, расположенном по адресу: <адрес> Литера А, комната 70, в соответствии со ст. 32 ЖК РФ, от ДД.ММ.ГГГГ №, выполненному ФИО9», итоговая величина размера возмещения за изъятие жилого помещения составила 779 152 руб.
В соответствии с вышеуказанным отчетом от ДД.ММ.ГГГГ Департаментом управления имуществом г.о. Самара подготовлен проект Соглашения о возмещении за изымаемое жилое имущество для муниципальных нужд.
На основании изложенного истец просит суд изъять жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> путем выкупа у Хафизовой С.М., в том числе стоимость доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, за 779 152 рубля; прекратить право собственности Хафизовой С.М. на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> площадью 18,3 кв.м; после выплаты денежной компенсации Хафизовой С.М. признать право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> площадью 18,3 кв.м за муниципальным образованием г.о. Самара; снять с регистрационного учета Сагабутдинову Р.М. по указанному адресу.
В судебном заседании представитель Департамента управления имуществом г.о. Самара поддержала требования и просила удовлетворить по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика Хафизовой С.М. и ответчик Сагабутдинова Р.М. возражали против удовлетворения исковых требований, поскольку данной суммы недостаточно, чтобы приобрести другое благоустроенное жилье.
Ответчик Хафизова С.М. обратилась с встречными исковыми требованиями об обязании Департамента управления имуществом г.о. Самары предоставить ей в собственность взамен жилого помещения, признанного аварийным и не пригодным для проживания, другое благоустроенное жилое помещение.
Представитель Департамента управления имуществом г.о. Самара возражала против удовлетворения встречных исковых требований, поскольку в соответствии со ст. 32 ЖК РФ, предусмотрено изъятие жилого помещения путем выкупа.
Представитель третьего лица У МВД России по г. Самаре извещен надлежащим образом, в суд не явился.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя третьего лица в соответствии с правилами ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, заключение прокурора, полагавшего оставить без удовлетворения исковые требования Департамента управления имуществом г.о. Самара и удовлетворить встречные исковые требования Хафизовой С.М. о предоставлении благоустроенного жилого помещения взамен аварийного жилья, суд приходит к следующему.
Установлено, распоряжением Главы администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №-р многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> Литера А, признан аварийным и подлежащим сносу.
Многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> Литера А, включен в государственную программу <адрес> «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до ДД.ММ.ГГГГ года» до 2024 года, утвержденную Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
Постановлением Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № принято решение изъять для муниципальных нужд земельный участок, находящийся по адресу: <адрес> Литера А, на котором расположен многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу, и расположенные в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес> Литера А, жилые помещения у правообладателей.
В жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, комната 70 зарегистрирована: Сагабутдинова Р.М., что подтверждается справкой № от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно свидетельству о государственной регистрации права серия № от ДД.ММ.ГГГГ Хафизова С.М. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, комната 70, основанием для регистрации права собственности является договор дарения ДД.ММ.ГГГГ г.
Согласно отчету по определению рыночной стоимости жилого помещения общей пл. 18,3 кв. м., находящегося в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, расположенном по адресу: <адрес> Литера А, комната 70, в соответствии со ст. 32 ЖК РФ, от ДД.ММ.ГГГГ №, выполненному ФИО10 итоговая величина размера возмещения за изъятие жилого помещения составила 779 152 руб.
В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3).
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища (часть 1). Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2). Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).
В пункте 3 статьи 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
В силу части 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством (ч. 4 ст. 32 ЖК РФ).
В соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения допускается только по соглашению с собственником жилого помещения с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения в выкупную цену.
Таким образом, жилищные права собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, подлежат защите в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, и статей 2, 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", то есть жилое помещение может быть изъято у собственника либо путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
В силу части 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.
Как разъяснено Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пункте 20 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации), необходимо иметь в виду, что несоблюдение процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, должно влечь за собой отказ в иске органу государственной власти (органу местного самоуправления) о выкупе жилого помещения (подпункт "г").
Требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон (подпункт "и").
Суд также не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения (подпункт "и" пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14).
ДД.ММ.ГГГГ Хафизовой С.М. направлено уведомление о принятии Постановления Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №. «Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и жилых помещений расположенного на нем многоквартирного дома».
ДД.ММ.ГГГГ Хафизовой С.М. направлен проект соглашения о возмещении за изымаемое жилое помещение для муниципальных нужд за 779 152,00 руб.
В проекте соглашения ответчику предложен лишь один способ обеспечения жилищных прав: денежное возмещение за изымаемое жилое помещение, т.е. не предоставлено право выбора способа обеспечения жилищных прав.
Таким образом, Департаментом управления имуществом г.о. Самара нарушена процедура, предшествующая изъятию жилого помещения у собственника, не обеспечено право выбора способа обеспечения жилищных прав собственника.
Доводы истца о том, что жилое помещение взамен изымаемого не предлагалось, в связи с отсутствием в муниципальной собственности свободных жилых помещений, не могут быть приняты во внимание, поскольку данное обстоятельство не изменяет установленной законом процедуры изъятия жилых помещений.
Поскольку Департаментом не обеспечено право выбора способа обеспечения жилищных прав собственников, в удовлетворении заявленных требований об изъятии недвижимого имущества путем выкупа, прекращении права собственности ответчиков и признании права собственности на жилое помещение за муниципальным образование г.о. Самара следует отказать.
В связи с отказом в удовлетворении требований об изъятии жилого помещения, производные требования о снятии ответчика Сагабутдиновой Р.М. с регистрационного учета также подлежат отклонению.
Встречные исковые требования Хафизовой С.М. об обязании Департамента управления имуществом г.о. Самара предоставить Хафизовой С.М. в собственность взамен жилого помещения, признанного аварийным и не пригодным для проживания, другое благоустроенное жилое помещение, суд находит обоснованными подлежащими удовлетворению по вышеуказанным обстоятельствам, кроме того, суд учитывает, что жилой дом признан аварийным, не пригодным к проживанию и дальнейшее проживание в нем не безопасно для жизни и здоровья граждан, проживающих в нем.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Департамента управления имуществом г.о.Самара к Хафизовой Софие Мунировне, Сагабутдиновой Руфие Мунировне об изъятии недвижимого имущества, прекращении права собственности, снятии с регистрационного учета оставить без удовлетворения.
Встречные исковые требования Хафизовой Софии Мунировны к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить Хафизовой Софие Мунировне в собственность взамен изымаемого жилого помещения – комнаты 70 в <адрес>, признанного аварийным и не пригодным для проживания, жилое помещение, площадью не менее 18,3 кв.м., расположенное в черте <адрес>, отвечающее санитарным, техническим нормам.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 17.06.2022
СУДЬЯ . Пименова Е.В.
.
.
.