Дело № 2-1681/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 июля 2017года, город Пермь Пермского края,
Индустриальный районный суд города Перми в составе:
Судьи Турьевой Н.А.,
При секретаре Чупиной Е.С.,
С участием истца Русских Г.М.,
Представителя истца Родионова А.Г.,
Представителя Департамента имущественных отношений администрации города Перми Замориной В.В., действующей на основании доверенности,
Представителя МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми» Антюхина Д.И., действующего на основании доверенности (л.д.104),
Третьего лица: Русских А.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Русских Г. М. к Муниципальному образованию «Город Пермь» в лице администрации города Перми, муниципальному казенному учреждению «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми», Департаменту имущественных отношений администрации города Перми о признании право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, комнаты №, на условиях договора социального найма с возложением обязанности на МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми» заключить договор социального найма на указанные комнаты,
Третьи лица: Русских А. В., Русских Е. В., Закрытое акционерное общество «Завод Агрореммаш»,
УСТАНОВИЛ:
Русских Г.М. обратилась в суд с иском о признании право пользования жилым помещением, состоящем из трех комнат № в <адрес> на условиях договора социального найма с возложением обязанности на МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми» заключить договор социального найма на данное ижлое помещение, обосновав требования следующим. С ДД.ММ.ГГГГ.1989г. года она работала в Пермском производственном объединении «Пермагропромремонт» (впоследствии - арендное предприятие «Пермагрореммаш», Товарищество с ограниченной ответственностью «Агрореммаш», затем - Общество с ограниченной ответственностью «Агрореммаш», Закрытое акционерное общество «Завод Агрореммаш»).
В связи с трудовыми отношениями ей было предоставлено жилое помещение в общежитии по адресу: <адрес>, комнаты №№ согласно выписке из протокола заседания профсоюзного комитета Пермского ремонтного производственного объединения «Пермсельхозремонт» (впоследствии - Товарищество с ограниченной ответственностью «Агрореммаш», затем - Общество с ограниченной ответственностью «Агрореммаш», Закрытое акционерное общество «Завод Агрореммаш»).
В связи с продолжением трудовых отношений в последующем была предоставлена еще одна комната и истица стала занимать три комнаты№№ в общежитии по <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ.2001года на эти комнаты заключен договор найма жилого помещения (для работников предприятия).
Также между истцом и МУ «Жилищная служба Индустриального района» был заключён договор социального найма № от 30.07.2007г.
По указанному адресу истица с детьми зарегистрированы по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ.2007г., где они проживают до настоящего времени.
Здание, расположенное по адресу: <адрес> - это 60-квартирный 5 этажный жилой дом с цокольным этажом, являлось государственной собственностью. ДД.ММ.ГГГГ.1992 года указанный жилой дом передан на праве хозяйственного ведения Товариществу с ограниченной ответственностью «Агрореммаш» (впоследствии - Общество с ограниченной ответственностью «Агрореммаш», Закрытое акционерное общество «Завод Агрореммаш») на основании договора о передаче государственного имущества в хозяйственное ведение от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением администрации г. Перми № от ДД.ММ.ГГГГ.1996г. часть жилого <адрес> была передана в муниципальную собственность (за исключением цокольного этажа).
Истцу на основании счетов-квитанций за указанные жилые помещения МКУ «Управление Муниципальным жилищным фондом» начислялась плата за найм, которую истица оплачивала. С 2015года наймодателем счета за найм жилья не выставляются.
Истица считает, что межу сторонами сложились правоотношения по найму спорного жилого помещения на условиях договора социального найма.
ООО «УК «Монолит» - обслуживающей дом по <адрес>, предоставляются жилищно-коммунальные услуги, на имя истца открыты лицевые счета, которые она оплачивает.
Согласно технического паспорта цокольного этажа здания по адресу: <адрес>, в нем расположены жилые помещения, состоящие, в том числе из жилых комнат.
В суде истица и ее представитель на иске настаивают.
Третьи лица Русских А.В. в суде иск поддерживает.
Третье лицо Русских Е.В. о рассмотрении дела извещена, в суд не явилась, на предыдущем судебном заседании иск поддерживала.
Представитель администрации города Перми в письменном заявлении просит рассмотреть дело в свое отсутствие, в возражениях на иск указав, что согласно данным, полученным из департамента имущественных отношений администрации города Перми помещения №«а», № № по <адрес> в реестре муниципального имущества города Перми не числятся, донные помещения в муниципальную собственность не передавались и не принимались.
Согласно Постановлению администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ № часть жилого <адрес> передана в муниципальную собственность из государственной собственности с баланса ТОО «Агрореммаш» за исключением цокольного этажа.
Тот факт, что после передачи части жилого <адрес> в муниципальную собственность цокольный этаж принадлежал ТОО «Агрореммаш» подтверждается решением Индустриального районного суда города Перми от 2010 №, так как согласно мотивировочной части Русских Г.М. в 2001году на основании договора найма жилого помещения, заключенного с ЗАО «Агрореммаш», вселилась в комнату № «а» этого общежития.
Так как спорное помещение не является муниципальным имуществом, администрация города Перми не в праве распоряжаться не принадлежащим ей имуществом.
Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ Русских Г.М. в спорных комнатах не проживает (л.д.103-113).
Представитель департамента имущественных отношений администрации города Перми с иском не согласна, полагая, что департамент не является надлежащим ответчиком, поскольку не обладает функциями ведения учета муниципального жилищного фонда; формирования и ведения учета специализированного жилищного фонда; по принятию решений о предоставлении жилых помещений муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма, не обладает функциями наймодателя в части оформления и заключения договоров социального найма и договоров найма специализированных жилых помещений, входящих в состав муниципальной казны.
Одной из основных целей деятельности Департамента в силу пункта 2.1.1 Положения о департаменте имущественных отношений администрации города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 № 210, является осуществление полномочий администрации города Перми по рациональному управлению и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Перми, в том числе муниципальным имуществом, закрепленным за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, находящимся в муниципальной казне.
Управление и распоряжение муниципальным жилищным фондом Департамент осуществляет только в части, установленной Положением о Департаменте. Пунктом 3.3.1 Положения о Департаменте предусмотрено, что в сфере приема-передачи имущества Департамент осуществляет организацию и прием объектов движимого и недвижимого имущества (здания, сооружения, нежилые помещения, объекты жилищного фонда, земельные и лесные участки и иное имущество) в муниципальную собственность:
из государственной (федеральной, краевой) собственности (в этом случае подписывает акты приема-передачи имущества в муниципальную собственность), из иных форм собственности (в этом случае заключает договоры о безвозмездной передаче имущества в муниципальную собственность города Перми, подписывает акты приема-передачи имущества в муниципальную собственность, заключает с передающей стороной соглашение (договор) об участии передающей стороны в расходах (целевом финансировании) на приведение объектов в нормативное техническое состояние).
Иных функций в отношении муниципального жилищного фонда Департамент не осуществляет.
Таким образом, Департамент не является надлежащим ответчиком по настоящему делу.
В силу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно выписке из реестра муниципального имущества города Перми от 27.04.2017 № жилые помещения №№а, № № по адресу: <адрес> реестре муниципального имущества города Перми не числятся.
В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Устава города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 25.08.2015 № 150, администрация города Перми, в том числе ее функциональные органы, к которым относится Департамент, осуществляет исполнительно-распорядительные полномочия по вопросам местного значения города Перми, в том числе владеет, пользуется и распоряжается имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в порядке, определенном Думой. Аналогичные нормы закреплены в статьях 16, 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В судебном заседании представитель МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми» с иском не согласился, поскольку спорное жилое помещение не относится к муниципальному жилищному фонду. Потому как договор социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ.2007года, заключенный истцом с Муниципальным учреждением «Жилищная служба Индустриального района», не расторгнут, не признан недействительным, оснований для возложения обязанности заключать новый договор социального найма на то же жилое помещение не имеется.
Право пользования истца и членов ее семьи на проживание в спорном жилом помещение ответчиком не оспаривается. Однако, лицевой счет по оплате за найм жилого помещения на спорном помещение закрыт без согласия нанимателя спорного жилья.
Выслушав истца, представителей сторон, третье лицо, изучив материалы настоящего гражданского дела, оценив собранные доказательства в совокупности, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению.
В пункте 2 статьи 432 гражданского кодекса Российской Федерации сказано, что :
Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
Пункт 1 статьи 433 гражданского кодекса Российской Федерации гласит: договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.
В пункте 1 статьи 435 гражданского кодекса Российской Федерации говорится, что: офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение.
Пунктом 3 статьи 438 гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что: совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.
Статья 671 гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что по договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.
В соответствии со статьей 672 гражданского кодекса Российской Федерации: в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения.
Согласно статье 675 гражданского кодекса Российской Федерации: переход права собственности на занимаемое по договору найма жилое помещение не влечет расторжения или изменения договора найма жилого помещения. При этом новый собственник становится наймодателем на условиях ранее заключенного договора найма.
Статья 683 гражданского кодекса Российской Федерации гласит:
1. Договор найма жилого помещения заключается на срок, не превышающий пяти лет. Если в договоре срок не определен, договор считается заключенным на пять лет.
2. К договору найма жилого помещения, заключенному на срок до одного года (краткосрочный наем), не применяются правила, предусмотренные пунктом 2 статьи 677, статьями 680, 684 - 686, абзацем четвертым пункта 2 статьи 687 настоящего Кодекса, если договором не предусмотрено иное.
В статье 684 гражданского кодекса Российской Федерации указано, что: по истечении срока договора найма жилого помещения наниматель имеет преимущественное право на заключение договора найма жилого помещения на новый срок.
Не позднее чем за три месяца до истечения срока договора найма жилого помещения наймодатель должен предложить нанимателю заключить договор на тех же или иных условиях либо предупредить нанимателя об отказе от продления договора в связи с решением не сдавать в течение не менее года жилое помещение внаем. Если наймодатель не выполнил этой обязанности, а наниматель не отказался от продления договора, договор считается продленным на тех же условиях и на тот же срок.
При согласовании условий договора наниматель не вправе требовать увеличения числа лиц, постоянно с ним проживающих по договору найма жилого помещения.
Если наймодатель отказался от продления договора в связи с решением не сдавать помещение внаем, но в течение года со дня истечения срока договора с нанимателем заключил договор найма жилого помещения с другим лицом, наниматель вправе требовать признания такого договора недействительным и (или) возмещения убытков, причиненных отказом возобновить с ним договор.
Согласно ст. 60 жилищного кодекса Российской Федерации: по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных ЖК РФ.
Пунктом 2.7.3 Типового регламента по предоставлении услуги, установлен перечень документов, необходимых для заключения договора социального найма с гражданами при передаче жилых помещений в муниципальную собственность из иных форм собственности, Одним из необходимых документов указан документ; подтверждающий право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем (ордер, договор социального найма, решение о предоставлении жилого помещения, иной документ).
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 года № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» (признан утратившим силу с 29 марта 2003 года Указом Президента Российской Федерации от 26 марта 2003 года № 370) установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.
Норма, содержащая запрет на приватизацию в составе имущественного комплекса унитарного предприятия жилищного фонда и объектов его инфраструктуры, установлена и в статье 30 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».
Указанными выше нормами, не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которому относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.
Пунктом 1 приложения № 3 к Постановлению Верховного Совета РФ «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, города Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» от 27 декабря 1991 года, жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении местной администрации, отнесен к муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.
Статья 7 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусматривает, что к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.
Судом установлено, что здание, расположенное по адресу: <адрес> (жилой дом с цокольным этажом) являлось государственной собственностью. ДД.ММ.ГГГГ.1992 года указанный жилой дом передан на праве хозяйственного ведения Товариществу с ограниченной ответственностью «Агрореммаш», впоследствии – Обществу с ограниченной ответственностью «Агрореммаш», затем - Закрытому акционерному обществу «Завод Агрореммаш» на основании договора о передаче государственного имущества в хозяйственное ведение от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с постановлением от ДД.ММ.ГГГГ.1996 г. № Администрации г. Перми утверждена в составе муниципальной собственности часть жилого дома по <адрес> (за исключением цокольного этажа), передаваемого из государственной собственности с баланса ТОО «Агрореммаш».
Из пояснений истца и материалов дела следует, что истица с ДД.ММ.ГГГГ1989года работала в производственном объединение «Пермагропромремонт». Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ.1991года п/о «Пермагропромремонт» ликвидировано. Ремонтный завод переименован в арендное предприятие «ПЕРМАГРОРЕММАШ» (впоследствии – Товарищество с ограниченной ответственностью «Агрореммаш», затем – Общество с ограниченной ответственностью «Агрореммаш», Закрытое акционерное общество «Завод Агрореммаш»). В связи с трудовыми отношениями согласно выписке из протокола заседания профсоюзного комитета от ДД.ММ.ГГГГ.1993года истице предоставлено жилое помещение в общежитии по <адрес>, комнаты № м № (л.д.7-12).
ДД.ММ.ГГГГ.2001г. между ЗАО «Завод Агрореммаш» и Русских Г.М. заключен договор найма жилого помещения (для работников предприятия), согласно которому истцу и членам ее семьи: Русских В. Н., Русских А. В., Русских Е. В. предоставлено жилое помещение, состоящее из трех комнат №а,№,№ в доме по <адрес> (л.д.13).
ДД.ММ.ГГГГ2007года между муниципальным учреждением «Жилищная служба Индустриального района», действующим от имени собственника жилого помещения – Муниципального образования «Город Пермь», именуемое наймодателем, и Русских Г. М., заключен договор социального найма № на право занятия на условиях договора социального найма спорных комнат.
Истица и ее дети с ДД.ММ.ГГГГ.2007года состоят на регистрационном учете по адресу спорных комнат (л.д.2-30), с момента вселения истица постоянно проживает в спорном жилом помещении, на ее имя выставляются счета по оплате коммунальных услуг, она их оплачивает. Кроме того, истица оплачивала начисляемую МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми» плату за наем жилого помещения. Данные обстоятельства подтверждаются копией договора социального найма, копией справки ООО «УК «Монолит», копиями квитанций и листков паспортов истицы и третьих лиц.
Поскольку истица на законных основаниях и в установленном порядке вселилась в спорное жилое помещение, с ней заключен договор социального найма на спорное помещение, наймодатель, действующий от имени Муниципального образования «город Пермь» выставлял истице счета по оплате за найм спорного жилого помещения, она их оплачивала, соответственно, между сторонами жилищных правоотношений фактически сложились правоотношения по найму спорного жилого помещения на условиях договора социального найма. Однако в последующем наймодателем спорных комнат - МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом», лицевые счета на данные жилые помещения были закрыты без письменного заявления на это нанимателя жилья. Основания для закрытия лицевого счета представитель МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом» не смог разъяснить.
Согласно данных технического паспорта в цокольном этаже здания по <адрес>, расположены жилые помещения, состоящие, в том числе из жилых комнат.
ДД.ММ.ГГГГ.2014года МБУ «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми» проведена проверка цокольного этажа данного здания, балансодержатель не установлен, из акта проверки следует, что в цокольном этаже расположены жилые помещения, используемые для проживания граждан, в том числе, часть помещений (помещение 4а) находится в муниципальной собственности, заключен договор социального найма. Кроме того, в соответствии с выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в здании по адресу <адрес>, в цокольном этаже на праве собственности с 2013года зарегистрирована комната.
Осенью 2016года истица обратилась с заявлением МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми» о заключении договора социального найма на занимаемое жилое помещение. Истцу в заключение договора социального найма на указанное жилое помещение было отказано, поскольку комната расположена в цокольном этаже и в муниципальную собственность не передавалась.
Из совокупности имеющихся в деле доказательств, судом установлено, что здание по адресу: <адрес>, находится в муниципальной собственности.
Жилые помещения в цокольном этаже являются жилыми помещениями, предназначенными для постоянного проживания граждан, жильцам, проживающим в цокольном этаже, начислялась плата за найм, которая ими оплачивалась. Кроме этого, частью жилых помещений распоряжалось муниципальное образование «Город Пермь» в лице его органов, передавая в собственность и заключая договоры социального найма. Доказательств иного, что цокольный этаж не находится в муниципальной собственности, ответчиками не представлено.
Кроме того, довод ответчика о том, что в отношении спорного объекта недвижимости не может быть оформлен договор социального найма, поскольку здание в полном объеме (цокольный этаж) не передано в муниципальную собственность, подлежит отклонению по следующим основаниям.
Из норм действующего законодательства следует, что в отношении жилых помещений в общежитиях, расположенных в жилых домах, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, которые были предоставлены гражданам, но в нарушение действовавшего законодательства не были переданы в муниципальную собственность, должны быть оформлены в установленном порядке договоры социального найма с гражданами
Следовательно, здание общежития, расположенное по адресу: <адрес> (цокольный этаж), в котором проживает истец, не подлежало включению в перечень имущества приватизируемого предприятия, а подлежало передаче в муниципальную собственность. При этом из материалов дела следует, что указанный дом (за исключением цокольного этажа) передан в муниципальную собственность.
Таким образом, то обстоятельство, что до настоящего времени здание общежития (цокольный этаж) не передано в муниципальную собственность и не включено в реестр муниципальной собственности, не может ограничивать права истца, поскольку реализация ее права не может быть поставлена в зависимость от добросовестного исполнения обязанностей соответствующими предприятиями и органами власти. Указанное обстоятельство не может ограничивать права граждан, проживающих в спорном здании общежития, по сравнению с правами граждан, проживающих в зданиях общежитий, переданных в ведение органов местного самоуправления, на отношения пользования которых жилыми помещениями в соответствии со ст. 7 ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ» применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма и которые в соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» вправе приобрести их в собственность.
При таких обстоятельствах, суд считает, что имеются основания для признания за истцом право пользования занимаемым ею спорным жилым помещением на условиях договора социального найма. Однако поскольку договор социального найма на спорные помещения с истцом заключен, он не расторгался, не признавался недействительным, то есть до настоящего времени является действующим, то оснований для возложения на ответчика вновь заключать такой договор не имеется, независимо от того, что в 2007году этот договор заключался с муниципальным учреждением «Жилищная служба Индустриального района», которое в настоящее время уже не существует, и наймодателем муниципального жилья является ответчик МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми».
Доводы ответчиков, изложенные в возражениях на иск, суд находит не состоятельными, не влекущими отказ в удовлетворении иска о признании за истцом право пользования занимаемым жильем на условиях договора социального найма. Департамент имущественных отношений администрации горда Перми является надлежащим ответчиком, поскольку именно этот орган осуществляет полномочия по включению имущества в муниципальную собственность, а спорное жилое помещение в реестре муниципального имущества не значится.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать за Русских Г. М. право пользования жилым помещением, состоящим из трех комнат - №а,№,№ (по техническому паспорту помещения соответственно: № жилой площадью 10,9кв.м., № площадью 10,4кв.м., № площадью 13,6кв.м.), расположенным по адресу: <адрес>, на условиях договора социального найма.
В иске о возложении обязанности на МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми» заключить договор социального найма на указанные комнаты, - отказать.
Решение в течение месяца со дня изготовления его в окончательной может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд города Перми.
Судья Турьева Н.А.