Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-670/2016 ~ М-372/2016 от 04.02.2016

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

24 февраля 2016 года                                г. Сызрань

    Судья Сызранского городского суда Самарской области Малкина Л.И.

с участием адвоката Серова М.Ю.

при секретаре Заварихиной Я.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-670/16 по иску Щербаковой В.И. к Администрации г.о. Сызрань о восстановлении в очереди на улучшение жилищных условий, обязании предоставить социальную выплату на приобретение жилья,

У с т а н о в и л:

    Щербакова В.И. обратилась в суд с иском о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязании Администрацию г.о. Сызрань предоставить ей и членам ее семьи социальную выплату на приобретение жилья как реабилитированному лицу, признанному пострадавшей от политических репрессий и нуждающейся в жилом помещении, ссылаясь на то, что она, Щербакова В.И., реабилитирована <дата> на основании ст. 1-1 Закона РФ от 18.10.1991 «О реабилитации жертв политических репрессий», поскольку ее мать ФИО1 была выслана в 1944 году из Крыма на спецпоселение в Молотовскую/Пермскую обл. и поставлена на учет спецпоселенцев как лицо болгарской национальности.

    До репрессии, ее родители - ФИО2, <дата> года рождения и ФИО1, <дата> года рождения, проживали в с. Кабурчак Карасубазарского (Белогорского) района Крымской области, что подтверждается архивной справкой, выданной Государственным архивом при Совете министров Автономной республики Крым Ф-4, Ф-1 — МЭС от <дата>, свидетельствующей о том, что в акте № *** от <дата> по приему имущества, ФИО13 являлся жителем с. Кабурчак Карасубазарского (Белогорского) района.

    У нее имеется свидетельство о праве на льготы, установленные статьей 16 Закона РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий», выданное администрацией Сызранского района Самарской области, где в настоящее время она и проживает.

    Постановлением Администрации городского округа Сызрань от <дата> № ***, она была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как гражданин имеющий право на обеспечение жилыми помещениями, в соответствии с Законом РФ от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий».

    <дата> она снята с учета, так как на момент применения репрессии не проживала в г. Сызрань.

    <дата> она обратилась в администрацию Белогорского района Республики Крым с запросом о решении вопроса по принятию ее на учет с целью реализации права, предусмотренного статьей 13 Закона РФ от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» в части переселения и получения жилья.

    <дата> получен ответ заместителя главы администрации о том, что в данный момент механизм отдельного квартирного учета репрессированных граждан ведется согласно Закону Республики Крым от <дата> № ***-ЗРК/2015 «О регулировании некоторых вопросов в области жилищных отношений в Республике Крым» и ей рекомендовано обратиться с заявлением по вопросу постановки на квартирный учет в соответствии с действующим законодательством РФ, по месту регистрации.

    Повторно, <дата> в Комитет ЖКХ Администрации г.о. Сызрань был направлен запрос на получение перечня документов, необходимых для постановки на учет для реализации ее права, предусмотренного ст. 13 Закона РФ от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» в части переселения и получения жилья.

    Однако, <дата> получен ответ об отказе в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, где указано, что лицам, утратившим жилое помещение в связи с репрессиями, гарантировано восстановление жилищных прав при их возвращении для проживания в те местности и населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий, а Щербакова В.И. может воспользоваться своим правом в случае возвращения в тот населенный пункт, где она проживала до применения политических репрессий.

    Для получения жилья в Республике Крым, истица должна быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, а механизм отдельного квартирного учета граждан ведется согласно Закону Республики Крым от <дата> № ***-ЗРКУ2015 «О регулировании некоторых вопросов в области жилищных отношений в Республике Крым». Однако, вышеуказанный Закон направлен на правовое регулирование некоторых вопросов в области жилищных отношений в части обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым, жилыми помещениями и механизм его исполнения в части обеспечения жильем граждан, подвергшихся политическим репрессиям не функционирует.

    Кроме того, истица полагает, что поскольку она и члены ее семьи встали на очередь в соответствии с Законом от 21.06.2006 № 77, принятого ранее Закона, она имеет право на восстановление в очереди, соответственно, льготу должна получить по месту фактического проживания, то есть на территории муниципального образования г.о. Сызрань, в связи с чем обратилась в суд.

    <дата> от истицы поступило уточненное исковое заявление о восстановлении ее и членов ее семьи в очереди на улучшение жилищных условий в соответствии с прежней очередности и с учетом ее продвижения с момента первоначальной постановки и обязании Администрацию г.о. Сызрань предоставить ей и членам ее семьи социальную выплату на приобретение жилья как реабилитированному лицу, признанному пострадавшей от политических репрессий и нуждающейся в жилом помещении.

    В судебное заседание Щербакова В.И. не явилась, ее интересы представляет представитель в лице Серова М.Ю. (доверенность л.д. 4), в связи с чем суд определил рассмотреть дело в отсутствие истицы.

    В судебном заседании представитель истицы в лице полномочного представителя Серова М.Ю. (доверенность л.д.4) исковые требования поддержал, сославшись на вышеизложенные доводы, не отрицал, что на момент применения репрессий к родителям истицы, последние на территории г.о. Сызрань не проживали.

    В судебном заседании представитель Администрации г.о. Сызрань в лице Андреевой Н.П. (доверенность л.д. 39) иск не признала, полагала, что в соответствии с Законом РФ от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» истица не подпадает под действие ст. 13 данного закона, поскольку на момент применения репрессий не проживала в г. Сызрань.

    В судебном заседании представитель Комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.о. Сызрань в лице Артюшина Н.В. (доверенность л.д. 31) возражал против заявленных требований, полагал, что истица сохранила свое право на получение компенсационной выплаты на территории Республики Крым.

    В судебном заседании представитель жилищного отдела Комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.о. Сызрани в лице Добряковой Э.И. (доверенность л.д. 38) в судебном заседании возражала против заявленных требований, пояснила, что постановлением Администрации г.о. Сызрань от <дата> № *** Щербакова В.И. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как гражданин, имеющий право на обеспечение жилыми помещениями, в соответствии с Законом РФ от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий». Однако в связи с внесенными изменениями законодательство гарантирует восстановление жилищных прав реабилитированных лиц, утративших жилое помещение в связи с репрессиями, при их возвращении для проживания в те местности и в населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий. В связи с чем, Постановлением Администрации г.о. Сызрань от <дата> № *** отмене п. 1.1 вышеуказанного постановления о принятии на учет в жилом помещении Щербаковой В.И. как гражданина, имеющего право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с Законом РФ от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий», т.к. на момент применения репрессий не проживала в г. Сызрань.

    Суд, заслушав стороны, проверив дело, полагает заявление не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Закон Российской Федерации от 18.10.91 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" является специальным законом, направленным на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации, возлагающих на государство обязанность защищать права потерпевших от злоупотреблений властью.

Как следует из преамбулы данного Закона, федеральный законодатель при его принятии исходил из признания особой ответственности государства перед гражданами, ставшими в годы Советской власти жертвами произвола тоталитарного государства, репрессированными за политические и религиозные убеждения, по социальным, национальным и иным признакам; цель данного Закона - реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба.

По смыслу статьи 1 Закона Российской Федерации от 18.10.91 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий", политическими репрессиями признаются такие меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, которые влекут лишение или ограничение прав и свобод лиц - жертв политических репрессий. Приведенный в ней перечень мер принуждения является открытым, что способствует наиболее полной защите прав и свобод граждан.

В силу ст. 13 Закона Российской Федерации от 18.10.91 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" признается право реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, возвращаться для проживания в те местности и населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий. В случае возвращения на прежнее место жительства реабилитированные лица и члены их семей принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством субъектов Российской Федерации. Это право распространяется также на членов их семей и других родственников, проживавших совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также на детей, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении. При отсутствии документального подтверждения факт вынужденного переселения, связанного с репрессиями родственников, может устанавливаться судом.

     Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в ряде его решений, конституционное право на жилище предполагает обязанность создания органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления, для предоставления им жилья бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам Российской Федерации, нуждающимся в жилище (статья 40 Конституции Российской Федерации); реализация этого права может быть обусловлена определенными требованиями, закрепленными в нормативных актах жилищного законодательства (Определения от 09.04.02 N 123-О, от 04.03.04 N 80-О, от 15.07.10 N 955-О-О, от 25.11.10 N 1543-О-О, от 22.03.11 N 306-О-О, от 25.01.12 N 192-О-О, от 17.07.12 N 1371-О и др.)

Отношения, связанные с учетом граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставлением таких жилых помещений в г. Сызрань регулируются Законом Самарской области от 11.07.2006 № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области», действие настоящего закона распространяется на граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями, в соответствии с Законом РФ от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» (п.2 ч. 2ст. 2)

Согласно п. 4 ст. 2 вышеуказанного Закона обеспечение жилыми помещениями граждан, указанных в п.2-4 части 2 настоящей статьи, осуществляется местными администрациями муниципальных образований Самарской области в порядке, устанавливаемом Правительством Самарской области в соответствии с федеральными законами, возлагающими обязанность по обеспечению жилыми помещениями соответствующих категорий граждан на субъекты Российской Федерации.

В силу п. 3.1 Постановления Правительства Самарской области от 21.06.2006 № 77 (в ред. от 27.03.2015) «Об утверждении Порядка обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан» для принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях гражданин и члены его семьи предоставляют в уполномоченный орган в том числе справку о реабилитации для граждан, указанных в пункте 3 части 2 статьи 2 Закона; (абзац введен Постановлением Правительства Самарской области от 27.03.2015 N 140); документы, подтверждающие факт утраты жилого помещения в связи с репрессиями, а также факт проживания в данной местности и населенном пункте до применения репрессий (для реабилитированных лиц, членов семей реабилитированных лиц и других родственников, проживавших совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий); (абзац введен Постановлением Правительства Самарской области от 27.03.2015 N 140); документы, подтверждающие родство с реабилитированным лицом, а также факт совместного с ним проживания до применения репрессий (для членов семей и других родственников реабилитированных лиц).

Из материалов дела следует, что <дата> Щербакова В.И. обращалась в Администрацию г.о. Сызрань с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Вместе с заявлением о принятии на учет заявителем в Администрацию г.о. Сызрань были предоставлены следующие документы: справки о реабилитации родителей, выданных Информационным центром <адрес>, справки ГУП ЦТИ № *** и № *** от <дата>, выписки из ЕГРП Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от <дата>, свидетельство №А № *** на имя Щербаковой В.И., свидетельство о рождении ФИО8 серия I-Е № ***, свидетельство о расторжении брака ФИО9 и ФИО10 серия I-ИА № ***, свидетельство о рождении ФИО11 серия II-КР № ***, свидетельство о браке ФИО12 и ФИО10 серия III-И № ***, свидетельство о смерти ФИО12 серия I –ЕР № ***.

    Согласно свидетельству о государственной регистрации права Щербакова В.И. является собственником ? доли квартиры, расположенной по адресу <адрес>.

Согласно п. 1.1 постановления Администрации г.о. Сызрань от <дата> № *** «О принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, об изменении договора найма жилых помещений, об изменении состава семьи, о предоставлении жилых помещений, об исключении из списков очередности» Щербакова В.И. принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях на основании Закона Самарской области от <дата> № ***-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» как гражданин, имеющий право на обеспечение жилым помещением в соответствии с законом РФ от <дата> № *** «О реабилитации жертв политических репрессий» за № ***, состав семьи 1 человек.

     Пунктом 10 постановления Администрации г.о. Сызрань от <дата> № *** «О принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, об изменении договора найма жилых помещений, об изменении состава семьи, о предоставлении жилых помещений, об исключении из списков очередности» п. 1.1 Постановления Администрации г.о. Сызрань от <дата> № *** «О принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, об отказе в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, о внесении изменении в состав семьи, об изменении договоров найма жилых помещений, о распределении жилой площади, об исключении из списков очередности», касающиеся постановки заявителя на учет нуждающихся в жилых помещениях, отменен, т.к. на момент применения репрессий не проживала в г. Сызрань.

В тоже время, федеральным законодательством установлено право утративших жилые помещения в связи с репрессиями реабилитированных лиц на возвращение на прежнее место жительства. Данное право реализуется путем принятия реабилитированных лиц и членов их семей на учет и обеспечение жилыми помещениями. При этом установление порядка учета и обеспечения жилыми помещениями указанной категории граждан федеральным законодательством отнесено к компетенции субъекта Российской Федерации.

В представленные в материалы дела доказательствами подтверждается, что ФИО1, мать истца, в июле <дата> выслана в Молотовскую (Пермскую) область, где находилась на спецпоселении как лицо болгарской национальности до <дата> и впоследствии реабилитированной. До применения к ней репрессий проживала в <адрес> Республики Крым. На основании ст. 1-1 Закона России от <дата> «О реабилитации жертв политических репрессий» Щербакова В.И. (до брака ФИО13) реабилитирована.

Учитывая, что до применения политических репрессий к ФИО1, последняя на территории г.о. Сызрань не проживала, оснований для о восстановлении истца на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, как гражданина, имеющего право на обеспечение жилыми помещениями, в соответствии с Законом РФ от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» не имеется.

    При этом суд исходит из взаимосвязи положений ст. 13 с ч. ч. 1 и 2 ст. 16 Закона от 18.10.1991 № 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий", согласно которых расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов РФ, на территории которых указанные лица, утратили жилые помещения в связи с репрессиями и на территории которых проживали до применения к ним репрессий и на территорию которых они вернулись.

    Довод истца о том, что Закон Самарской области от 11.07.2006 N 87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области" не содержит обязательного условия проживания на территории Самарской области реабилитированного до момента применения к нему репрессий не может быть принят во внимание, поскольку основан на неправильном токовании закона.

Требования истца о возложении на ответчика обязанности Администрацию г.о. Сызрань предоставить ей и членам ее семьи социальную выплату на приобретение жилья как реабилитированному лицу, признанному пострадавшей от политических репрессий и нуждающейся в жилом помещении не подлежат удовлетворению, поскольку являются производными от основного требования, в удовлетворении которого отказано.

При этом суд учитывает, что право истца на обеспечение жилым помещением в соответствии со ст. 13 Закона РФ от 18.10.1991 № 1761 «О реабилитации жертв политических репрессий» Щербакова В.И. не нарушено, поскольку в случае возвращения в населенный пункт, где до применения политических репрессий проживала ее мать не лишена права на обращение с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

    На основании изложенного, и руководствуясь ст. 198, 199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л :

Исковые требования Щербаковой В.И. к Администрации г.о. Сызрань о восстановлении ее и членов ее семьи в очереди на улучшение жилищных условий в соответствии с прежней очередности и с учетом ее продвижения с момента первоначальной постановки и обязании Администрацию г.о. Сызрань предоставить ей и членам ее семьи социальную выплату на приобретение жилья как реабилитированному лицу, признанному пострадавшей от политических репрессий и нуждающейся в жилом помещении - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

        Судья                      Малкина Л.И.

    

2-670/2016 ~ М-372/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Щербакова В.И.
Ответчики
Администрация г.о. Сызрань
Другие
КЖКХ Администрации г.о. Сызрань
Жилищный отдел КЖКХ Администрации г.о. Сызрань
Серов М.Ю.
Суд
Сызранский городской суд Самарской области
Судья
Малкина Л.И.
Дело на странице суда
syzransky--sam.sudrf.ru
04.02.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.02.2016Передача материалов судье
05.02.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.02.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.02.2016Подготовка дела (собеседование)
12.02.2016Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
24.02.2016Предварительное судебное заседание
24.02.2016Судебное заседание
26.02.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.03.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.03.2016Дело оформлено
08.02.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее