Дело № 2-254/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Шатура Московской области 14 февраля 2017 года
Шатурский городской суд Московской области в составе:
председательствующего – судьи Жигаревой Е.А.,
при секретаре Туркиной М.Н.,
с участием помощника Шатурского городского прокурора Пантюхиной А.С., истицы Матвеевой Н.Е., ее представителя – адвоката Мосалевой О.Н., ответчика Бугрова Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Матвеевой ФИО8 к Бугрову ФИО9 о взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Матвеева Н.Е. обратилась в суд с иском к Бугрову Д.В. о взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указала, что 19.11.2015 по вине ответчика, управлявшего автомобилем ВАЗ 2113, произошло дорожно-транспортное происшествие, в результате которого ей причинен тяжкий вред здоровью. В соответствии с положениями ст. 1079 ГК РФ просит взыскать с Бугрова Д.В. в счет компенсации морального вреда 1.000.000 руб., расходы по оплате госпошлины.
В судебном заседании истица Матвеева Н.Е., ее представитель – адвокат Мосалева О.Н. поддержали изложенное в исковом заявлении.
Ответчик Бугров Д.В. в судебном заседании размер компенсации морального вреда оставил на усмотрение суда.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, заключение прокурора, полагавшего заявленные требования подлежащими удовлетворению в разумных пределах, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный личности и имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со ст. 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств и т.д.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным п. 2 и п. 3 ст. 1083 настоящего Кодекса.
Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
В случаях, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности, моральный вред возмещается независимо от вины причинителя вреда (ст. 1100 ГК РФ).
В силу ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Статьей 1101 ГК РФ предусмотрено, что размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 19.11.2015 примерно в 17 час. 19 мин. на <адрес> Бугров Д.В., управляя автомобилем марки «ВАЗ-21103», государственный регистрационный знак №, допустил наезд на пешехода Матвееву Н.Е. В результате данного дорожно-транспортного происшествия истица получила телесные повреждения, госпитализирована в ГБУЗ МО «Шатурская ЦРБ».
Постановлением ст. следователя СО МО МВД России «Шатурский» в возбуждении уголовного дела отказано в связи с отсутствием в действиях Бугрова Д.В. состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 264 УК РФ.
Указанные постановления об отказе в возбуждении уголовного дела следователем принимались неоднократно, в настоящее время последнее постановление отменено, материалы направлены для организации дополнительной проверки.
Разрешая заявленные исковые требования, суд, с учетом положений ст. 1100, 1079 ГК РФ, исходит из того, что на Бугрове Д.В., как владельце источника повышенной опасности, управляющего им в момент совершения дорожно-транспортного происшествия на законных основаниях, лежит обязанность компенсации морального вреда, причиненного Матвеевой Н.Е.
К числу наиболее значимых человеческих ценностей относится жизнь и здоровье, а их защита должна быть приоритетной (статья 3 Всеобщей декларации прав человека). Право гражданина на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, относится к числу общепризнанных основных неотчуждаемых прав и свобод человека, поскольку является непосредственно производным от права на жизнь и охрану здоровья, прямо закрепленных в Конституции Российской Федерации. При этом возмещение морального вреда должно быть реальным, а не символическим.
Согласно заключению эксперта от 08.11.2016 № 281 у Матвеевой Н.Е. обнаружены: <данные изъяты>. Обнаруженные повреждения образовались в едином механизме травмы, вероятнее всего в условиях дорожно-транспортного происшествия, квалифицируются в совокупности как повреждения, причинившие тяжкий вред здоровью.
В силу п. 2 ст. 1083 ГК РФ, если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен.
Учитывая все обстоятельства дорожно-транспортного происшествия, характер и степень причиненных Матвеевой Н.Е. физических и нравственных страданий, неоднократное ее нахождение на стационарном и амбулаторном лечении в связи с полученными травмами, поведение ответчика, отсутствие доказательств грубой неосторожности самого потерпевшего, а также требования разумности и справедливости, на необходимость соблюдения которых обращено внимание в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 10 от 20.12.1994 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», суд полагает необходимым взыскать денежную компенсацию морального вреда, причиненного истице в результате ДТП, в размере 380000 руб.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Матвеевой ФИО10 удовлетворить частично.
Взыскать с Бугрова ФИО11 в пользу Матвеевой ФИО12 компенсацию морального вреда в размере 380000 (триста восемьдесят тысяч) рублей, расходы по оплате госпошлины в размере 300 (триста) рублей.
В удовлетворении требований о взыскании компенсации морального вреда в размере, превышающем взысканный, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Шатурский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Е.А. Жигарева
Мотивированное решение составлено 15.02.2017
Председательствующий Е.А. Жигарева